—  Люба, почему ты пришла в МойСклад и как складывалась твоя карьера?

—  МойСклад — мой первый опыт в тестировании. На момент собеседования я довольно давно работала с ERP-системами в качестве пользователя, знала теорию и уже немного тестировала. Когда я пришла на собеседование в МойСклад, мне понравился и продукт, и коллеги, которые меня собеседовали.

Я начинала junior-тестировщиком, всему училась у более опытного коллеги. Мы работали долгое время вдвоем, потом пришли еще два человека. В какой-то момент этот коллега решил нас покинуть, а мне предложили стать старшим тестировщиком. Это было четыре года назад.

Отдел быстро рос, пропорционально отделу разработки. Стали приходить новые ребята с самым разным опытом: кого-то надо было обучать продукту, кого-то — самой работе тестировщика. Это было очень интересно, сложно, но мне кажется, что получилось неплохо. Отдел по-прежнему растет, и новые ребята вливаются в текущие процессы более плавно. Сейчас у нас работает больше двадцати человек. Команды формируются так, чтобы на одного тестировщика приходилось не больше 2-3 разработчиков.

—  Какие задачи выполняет тестировщик в МоемСкладе?

—  Основные задачи — это тестирование новой функциональности или изменений уже существующей. Мы принимаем активное участие в разработке на самых ранних этапах: анализируем требования и планируем будущее тестирование еще до того, как функциональность будет реализована. В задачи тестировщика также входит написание тестовой документации, подготовка сценариев для UI-тестов и пополнение базы знаний по продукту.

—  Подход МоегоСклада к тестированию продукта чем-то отличается от подходов других компаний? Как его можно описать?

—  Мы не ограничиваемся проверкой соответствия разработанной функции требованиям — мы проверяем, насколько понятен и удобен для пользователей будет конечный продукт, насколько изменения соответствуют общей логике системы. Во время работы мы активно общаемся с разработкой, уточняем требования у аналитиков и владельцев продукта.

Мы любим исследовательское тестирование: в своей работе опираемся не только на существующую документацию и очевидные проверки: в дополнение к ним используем собственные знания о продукте и природную любознательность, стараемся учесть все значимые для пользователя сценарии, даже если их до этого никто не продумал. По-моему, это самая интересная часть работы.

Стоит уточнить важный момент, связанный с автоматизацией тестирования: у нас автотесты пишут и поддерживают сами разработчики. Задачей тестирования является проработка будущего тестового покрытия и подготовка сценариев для автоматизации.

—  Какими качествами должен обладать сотрудник твоего отдела? Необходимо ли какое-то специальное образование?

—  Этот человек должен искренне интересоваться тестированием, хотеть развиваться именно в этой отрасли. Он не воспринимает тестирование как ступень в разработку — в нашей практике это не самый оптимальный и реализуемый путь.

Этот сотрудник быстро учится и готов брать на себя ответственность за то, что делает. Он проявляет инициативу, сам берется за какие-то задачи и успешно доводит их до конца. Желателен опыт в тестировании веб-приложений, понимание процессов разработки и жизненного цикла ПО.

Конечно, проще работать с теми, у кого уже есть опыт в ИТ. Но если кандидат не только интересуется работой в тестировании, но и старается разобраться в теории, умеет придумывать не только очевидные тест-кейсы и рассказывает взахлеб о своих идеях, мы берем его. Очень любим инженеров без опыта в ИТ — выращиваем их всем на радость.

В нашей работе очень важно не стесняться задавать любые вопросы, потому что это помогает и быстрее научиться новому, и более качественно сделать свою работу. Любознательность и даже некоторая дотошность — ценные качества и для опытного, и для начинающего тестировщика.

У нас сформировалась сильная команда, которая уверенно справляется с самыми разными задачами: мы умеем тестировать web, API, интеграции с самыми разными сервисами, десктопные и мобильные приложения, а иногда — глобальные изменения по всей системе. Экспертиза каждого тестировщика постоянно растет и при этом я знаю, что мы можем расти дальше и нам всегда найдется, куда.

—  Легко ли новым коллегам-тестировщикам начинать работу у нас? Как это в целом происходит?

—  Первые дни работы — это обучение. Мы рассказываем, как все устроено в компании и в отделе разработки, про продукт и его функции. Показываем работу сервиса так, чтобы сотрудники понимали, как пользователи видят МойСклад.

Далее подбираем достаточно простую задачу, чтобы при работе с ней сразу можно было понять, как построен процесс тестирования в команде, освоить основные рабочие инструменты и увидеть результаты своих трудов уже в первые дни.

В каждой команде есть старший тестировщик, который становится наставником для новичка, всегда готов что-то подсказать, объяснить и в случае чего — проконтролировать. Именно он (или она) помогает всей команде выпускать качественные обновления, а новым тестировщикам — побыстрее влиться в рабочие процессы и начать самостоятельно работать над задачами.

—  Люба, а как проходил твой процесс адаптации?

—  Поначалу мне было довольно страшно, ведь в тестировании это была моя первая работа. Плюс тогда я была единственной девушкой в отделе разработки — чувствовала, что ребятам нужно ко мне привыкнуть.

Я очень старалась все правильно делать, понравиться. Часто пыталась разбираться во всем сама, из-за чего иногда тратила немало времени. Старалась задавать вопросы поумнее, но быстро поняла, что лучше задавать даже самые глупые вопросы, если это нужно для решения рабочей задачи. Если чего-то не знаешь, нужно иметь смелость признаться, чтобы идти дальше.

Чисто эмоционально я адаптировалась за месяц-два, что для меня быстро, а через 4-5 месяцев появилась уверенность в собственных силах.

—  К какому моменту у тебя сложилось видение, как должен выглядеть процесс тестирования в МоемСкладе?

—  К моменту, когда ушел старший коллега, было представление, но не было общей уверенности, что я все делаю на 100% правильно.

Тогда задачи в отдел еще шли общим потоком и мы распределяли их между собой, а в конце 2016 года разработка перешла на Scrum и тестировщики разбились на команды. До этого мне нужно было заниматься не столько управлением командой, сколько процессом тестирования. Но я пробовала разные подходы, и те, которые срабатывали, приживались. Например, мы стали больше думать, перед тем как делать. И не только в тестировании, но в конце концов и в разработке.

При смене подхода было не очень легко, но в итоге получилось: мы не только тестируем отдельные части продукта внутри своих команд, но и активно обмениваемся опытом и знаниями с другими командами.

—  Как сейчас работает процесс обеспечения качества в компании?

—  Мы уделяем внимание качеству на всех этапах работы, тестировщики вместе с аналитиками принимают участие в проработке требований, задают уточняющие вопросы, заранее планируют будущее тестирование и обсуждают его с разработчиками, продумывая тестовое покрытие. Для нас важно не только проверить соответствие реализации требованиям, но и продумать влияние вносимых изменений на всю систему и пользователей.

Отдельным этапом для нас является подготовка и выпуск новой версии — обновления выходят довольно часто (несколько раз в неделю) и нам важно не только выпустить новую фичу, но и обеспечить стабильную работу сервиса. Для этого мы проводим оценку рисков по каждому обновлению и проверяем новую версию перед тем, как она станет доступна пользователям. В общем, стараемся, чтобы с каждым релизом продукт становился только лучше :)

Также хочется сказать про работу с документацией. С ростом команды разработки, которая активно вносит изменения в продукт, для нас стала очевидна ценность накопления знаний. Поэтому мы принимаем активное участие в пополнении и актуализации базы знаний, стараемся поддерживать тестовую документацию, пишем инструкции, гайды и даже шпаргалки для себя и своих коллег. Все это помогает как в ежедневной работе, так и в обучении новых сотрудников.

—  Расскажи, почему тебе вообще нравится тестирование?

—  Из-за возможности влиять на качество продукта, принимать участие в его развитии и совершенствовании. Еще я люблю находить сложные сценарии и сложные баги — для меня это почти развлечение.

Помимо управления отделом, я продолжаю тестировать. Сейчас — в команде Архитектура, мы тут делаем довольно сложные вещи.

—  Ищешь ли ты несовершенства в окружающем мире? Или они сами находят тебя?

—  Самый запомнившийся «баг» связан с моим днем рождения: в компании меня упорно поздравляют на неделю раньше. В первый раз это было особенно впечатляюще: сижу, работаю, никого не трогаю, а мой стол со всех сторон начинают обступать программисты с неясными намерениями. Я успела подумать, что какой-то мой баг-репорт им особенно не понравился.