Считают ли отечественные компании переход на систему электронного документооборота (ЭДО) полезной инициативой? Выясняли в прошлом месяце вместе с оператором фискальных данных OFD.RU. Делимся результатами. 

Согласно исследованию, почти 30% из 1537 опрошенных сотрудников российского бизнеса считают систему ЭДО полезной инициативой властей. 29% ответили, что в текущем виде система не идеальна, но в перспективе может стать крайне полезной и удобной. 23% не считают ее хорошей, а 18,2% воздержались от ответа.

Сколько российских компаний полностью перешли на ЭДО? Согласно результатам опроса лишь 3,8%. Остальные — это:

  • те, кто примерно поровну работают как с бумажными, так и с электронными документами (38,9%),

  • работают исключительно с физическими документами (26,8%),

  • 20,3% в основном используют ЭДО, но бумажные документы по-прежнему остаются.

Насколько болезненным оказался процесс перехода? 

  • У 26,7% компаний проблем с введением системы ЭДО не возникло,  

  • 44,3% отметили ряд сложностей на этапе внедрения, однако сам процесс прошел легко,

  • 29% опрошенных внедрение далось с большим трудом.


Основные причины подключения системы ЭДО 

Главными причинами для российского бизнеса стали: 

  • удобство и высокая скорость работы с электронными документами (39,4%), 

  • программа обязательной маркировки товаров (25,7%),

  • 15,8% респондентов перешли на ЭДО по требованию контрагентов,

  • для 7,4% опрошенных причиной стала пандемия, которая усложнила обмен бумажными документами,

  • 4,4% назвали переход на удаленную работу, 

  • 4% — заботу об экологии, 

  • 3,2% — финансовую экономию.


Как внедрение ЭДО на предприятиях повлияло на российские компании

О первых результатах:

  • 31% опрошенных сотрудников пока не заметили каких-то особенных изменений, 

  • У 24,5% компаний повысилась скорость обработки документов, 

  • 22,5% отметили удобство работы с документами удаленно, 

  • 13,3% — сокращение бюрократии, 

  • 8,7% — экономию средств.

Сократились ли ежемесячные административные расходы на курьеров, бумагу, почту и прочее?

  • 30,1% ответили, что да, но экономия составила не более 1 тысячи рублей в месяц,

  • 15,8% смогли сэкономить до 5 тысяч рублей,

  • 6,18% сэкономили до 20 тысяч рублей,

  • 47,2% ответили, что внедрение ЭДО не дало на чем-либо сэкономить.


С какими проблемами столкнулся бизнес при переходе на систему ЭДО

Среди наиболее явных:

  1. Необходимость по-прежнему дублировать электронные документы бумажными (18,1%), 

  2. Высокая стоимость настройки и введения в эксплуатацию ЭДО (15,1%), 

  3. Сложность внедрения системы (12%), 

  4. Сбои в работе (12,1%),

  5. Еще 12,6% респондентов заявили о сложностях в общении с госорганами — часть инстанций требует бумажные документы, еще часть — цифровые,

  6. Неудобство обмена документами через роуминг (9,7%), 

  7. Плохую работу техподдержки (8,1%), 

  8. Сложности с получением электронной цифровой подписи (7,4%),

Не столкнулись ни с одной из этих проблем только 5% респондентов.


Напомним, что в конце декабря 2020 года на сайте Федеральной налоговой службы появилось сообщение об утверждении Концепции электронного документооборота в хозяйственной деятельности edo_concept.pdf (nalog.ru). Согласно документу, к концу 2024 года в электронную форму переведут 95% счетов-фактур и 70% транспортных и товарных накладных. 

Читайте также: СМИ о нас