Обязательная маркировка товаров

Переход на цифровую маркировку для розницы и опта в 2018 году

В России вводится обязательная маркировка товаров. Она позволит сделать рынок прозрачным и гарантировать качество продукции. Для некоторых товаров система маркировки уже используется, для других — только создается: сейчас идут пилотные проекты. Подключение к ним пока добровольное, но постепенно станет обязательным для всех участников рынка.

МойСклад поддерживает проект по маркировке и участвует в пилотах. Зарегистрируйтесь в сервисе, чтобы подключиться к эксперименту вместе с нами. Присоединившись к пилоту сейчас, вы выиграете время, чтобы научиться работать по новым правилам, прежде чем за их нарушение начнут штрафовать.

  • Всё о маркировке табачных изделий
  • Маркировка обуви (скоро)
  • Маркировка одежды (скоро)
  • Маркировка ювелирных изделий (скоро)
  • Маркировка парфюмерных товаров (скоро)
  • Маркировка шин (скоро)

Как это работает

Для маркировки используются уникальные идентификаторы, по которым можно отследить движение товара. Цель проекта — очистить рынок от подделок. Обязательная маркировка товаров позволит контролировать их оборот на всех этапах и не допускать, чтобы в цепочку попадала незаконно произведенная продукция.

  • Каждая единица товара помечается уникальным кодом. Его генерирует по запросу производителей и выдает им оператор маркировки — и только он. Коды зашифрованы, подделать их нельзя. Повторно использовать тоже не получится: при списании товара или его продаже конечному покупателю они навсегда выводятся из оборота.
  • С момента выпуска кода и до вывода его из использования государство отслеживает по нему все, что происходит с товаром. Создается информационная система, в которой фиксируются сведения о кодах и о каждом этапе оборота промаркированных товаров: начиная с производства или импорта и заканчивая продажей через онлайн-кассу. О реализации товара сообщает в систему не магазин, а ОФД.
  • Создается единый российский каталог с полной информацией о маркированных товарах: их происхождении, производителе, сроке годности и т.п.

Оператором маркировки, согласно распоряжению правительства №791-р от 28.04.2018, назначен Центр развития перспективных технологий. ЦРПТ — совместный проект USM Holdings, госкорпорации «Ростех» и «Элвис-Плюс групп» А. Галицкого. Центр создан для реализации глобальных инициатив в цифровой экономике и создания для них инфраструктуры — экспертной и технологической. Обязательная маркировка товаров — первый из таких проектов.

Курируют проект сразу несколько ведомств: Минпромторг, Минфин, Минсельхоз, Минкомсвязи, Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба безопасности и Роспотребнадзор.

Как устроен код маркировки?

Товары маркируются специальной последовательностью символов. Например, для маркировки сигарет используется двухмерный код DataMatrix, а для лекарств — QR-код. В них содержится информация о товаре, его происхождении, производителе, движении, а также шифр проверки.

Коды маркировки генерирует оператор системы — ЦРПТ. Генерация платная. Плата берется однократно за каждый идентификатор, размер ее установит закон, который будет разработан по результатам пилотного проекта. Во время пилотов коды выдаются бесплатно.
Кому и когда подключаться

Сначала технологию опробовали на спиртном и меховых изделиях. В 2017 году стартовал аналогичный проект для лекарств, а в 2018 — маркировка сигарет и обуви, пока тоже пробная. Это подготовительный этап: участники создают и проверяют универсальную схему, которая потом распространится и на остальные группы товаров.

После окончания пилотов маркировка товаров станет обязательной: с 2019 года — для некоторых групп, а дальше и для остальных. Сроки такие:

  • С 1 марта 2019 — для сигарет. Читать подробнее >>
  • С 1 июля 2019 — для обуви.
  • С 1 декабря 2019:
    • духов и туалетной воды,
    • шин и пневматических резиновых покрышек,
    • одежды из натуральной или композиционной кожи,
    • женских и детских вязаных блузок,
    • верхней одежды — женской и мужской,
    • белья: постельного, столового, туалетного и кухонного,
    • фотокамер и ламп-вспышек.

К 2024 году обязательная маркировка товаров станет сплошной: ЦРПТ создаст в России и ЕАЭС единую национальную систему прослеживания. Такое решение правительства одобрил президент.

Подключайтесь к системе маркировки уже сейчас! Во время пилотных проектов нет ни штрафов за нарушения, ни платы за генерацию кодов. Вы успеете перестроить свои бизнес-процессы и обучить кассиров работать по-новому без риска заплатить за ошибку. А мы поможем вам освоиться: в МоемСкладе все готово к работе с кодами маркировки.

Что меняется для розничного магазина

Работать с маркированными товарами несложно, но розницу ждут два больших изменения. Во-первых, придется использовать системы электронного документооборота тем, кто этого еще не делает. Во-вторых, нужно будет сканировать коды маркировки: при приеме каждой партии товара сверять их с указанными в документах, а при продаже покупателю — включать в фискальный документ и отправлять в ОФД.

Для этого понадобится сканер штрихкодов с поддержкой 2D-сканирования — чтобы считывать коды, — а также программа для магазина, которая умеет работать с маркировкой: например, МойСклад.

Мы уже участвуем в действующем пилотном проекте по маркировке сигарет, и наш сервис полностью готов к работе: и учетная система, и кассовые приложения. Вы сможете прямо в сервисе принимать и отправлять в системы электронного документооборота сопровождающие товар документы с информацией о кодах маркировки, считывать и проверять эти коды в кассовой программе, заводить номенклатуру как табачную продукцию, сообщать оператору пилота о движении товара.

Для участия в пилоте нужно подать заявление на сайте ЦРПТ motp.crptech.ru (понадобится цифровая подпись), подключить онлайн-кассу и сканер штрихкодов с функцией 2D-считывания и обеспечить работу со штрихкодами и системами электронного документооборота в учетной системе и кассовой программе — это за вас сделает МойСклад.

Читайте подробнее, как устроена и когда вводится маркировка табачной продукции >>

МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке Всё, что нужно в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы,
клиенты и поставщики
Начать использовать