Обязательная маркировка товаров с 2019 года

Переход на цифровую маркировку для розницы и опта уже начался

В России вводится обязательная маркировка товаров — с 2019 года, а для некоторых категорий уже сейчас. Она позволит очистить рынок от подделок, сделать его прозрачным и гарантировать качество продукции. Для некоторых товаров система маркировки уже используется, для других — только создается: идут пилотные проекты. Подключение к ним пока добровольное, но постепенно станет обязательным для всех участников рынка.

МойСклад поддерживает проект по маркировке и участвует в пилотах. Зарегистрируйтесь в сервисе, чтобы подключиться к эксперименту вместе с нами. Присоединившись к пилоту сейчас, вы выиграете время, чтобы научиться работать по новым правилам, прежде чем за их нарушение начнут штрафовать.

Как работает обязательная маркировка товаров

Для маркировки используются уникальные идентификаторы. Это цифровые коды, по которым можно получить всю информацию о продукте и его движении. Обязательная маркировка товаров позволит контролировать их оборот на всех этапах и не допускать, чтобы в цепочку попадала незаконно произведенная продукция.

  • Каждая единица товара помечается уникальным кодом. Его генерирует по запросу производителей и выдает им оператор маркировки — и только он. Коды зашифрованы, подделать их нельзя. Процедура маркировки товаров с 2019 года гарантирует, что повторно их использовать тоже не получится. При списании товара или его продаже конечному покупателю они навсегда выводятся из оборота. С момента выпуска кода и до вывода его из применения государство отслеживает по нему все, что происходит с товаром.
  • Создается информационная среда, в которой фиксируются сведения о кодах. В ней отмечается каждая ступень оборота промаркированных товаров: начиная с производства или импорта и заканчивая продажей через онлайн-кассу. О реализации товара сообщает в систему не магазин, а ОФД.
  • Создается единый российский каталог с полной информацией о маркированных товарах: их происхождении, производителе, сроке годности и т.п.

Оператором маркировки на основании распоряжения правительства №791-р от 28.04.2018 назначен Центр развития перспективных технологий. ЦРПТ занимается масштабными проектами в области цифровой экономики, и первый из них — обязательная маркировка товаров. С 2018 года ЦРПТ ведет пилоты под контролем всех заинтересованных ведомств: Минпромторга, Минфина, Минсельхоза, Минкомсвязи, Федеральных таможенной и налоговой служб, Федеральной службы безопасности и Роспотребнадзора.

Пилотные проекты по маркировке — подготовительный этап. Участники создают и проверяют универсальную схему, которая потом распространится на все товары. Сначала технологию опробовали на спиртном и шубах. В 2017 году стартовал аналогичный проект для лекарств, а в 2018 маркировка товаров тестируется для сигарет и обуви.

Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке

Что произойдет после окончания пилотов? Уже с 2019 обязательная маркировка товаров будет действовать для ряда категорий. Подключение к системе станет необходимым, работать в обход уже не получится — нарушители попадут под штрафы. Распоряжение правительства РФ №792-р определило, какие товары подлежат обязательной маркировке:

  • С 1 марта 2019 — сигареты. Читать подробнее >>
  • С 1 июля 2019 — обувь. Подробнее >>
  • С 1 декабря 2019:
    • духи и туалетная вода,
    • шины и пневматические резиновые покрышки,
    • одежда из натуральной или композиционной кожи,
    • женские и детские вязаные блузки,
    • верхняя одежда — женская и мужская,
    • белье: постельное, столовое, туалетное и кухонное,
    • фотокамеры и лампы-вспышки.

К 2024 году обязательная маркировка товаров станет сплошной: ЦРПТ запустит в России и ЕАЭС единую систему прослеживания. Такое решение правительства одобрил президент.

Если вы реализуете товары, подлежащие обязательной маркировке в России, — подключайтесь к системе уже сейчас! Во время пилотных проектов нет ни штрафов за нарушения, ни платы за генерацию кодов. Вы успеете перестроить свои бизнес-процессы и обучить кассиров работать по-новому без риска заплатить за ошибку. А мы поможем вам освоиться: в МоемСкладе все готово к работе с кодами маркировки.

Закон о маркировке товара

Система маркировки товаров средствами идентификации c 2018 года опирается на Федеральный закон №487-ФЗ от 31.12.2017. Документ вносит корректировки в уже существующее законодательство о торговле и порядке работы с кассами. 487-ФЗ запрещает продажу и любое введение в оборот товаров, которые не отвечают требованию о маркировке. Он предусматривает и ответственность за нарушения. Закон об обязательной маркировке товаров вступит в силу 1 января 2019 года.

Распоряжение правительства РФ №791-р от 28 апреля 2018 года утвердило общие принципы, по которым будет работать с 2019 обязательная маркировка товаров. Документ поручил и определить исполнителя проекта. Им был назначен ЦРПТ.

Распоряжение правительства РФ №792-р от 28.04.2018 утвердило перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Документ вступит в силу 1 января 2019 года.

После окончания пилотных проектов появится и новый закон о маркировке товара — его разработают по результатам эксперимента. В документе будут описаны конкретные детали окончательного порядка работы: плата за генерацию кодов, вид и размер ответственности за нарушения и другие.

Как устроен код маркировки?

Товары маркируются специальной последовательностью символов. Например, для маркировки сигарет используется двухмерный код DataMatrix, а для лекарств — QR-код. В них содержатся сведения о товаре, его происхождении, производителе, движении, а также шифр проверки.

Коды маркировки генерирует оператор системы — ЦРПТ. Планируется, что генерация их для маркировки товаров в 2019 году станет платной. Плата будет браться однократно за каждый идентификатор. Размер ее установит новый закон о маркировке товара, который будет разработан по результатам пилотного проекта.

Во время пилотов коды выдаются бесплатно. Это хорошая возможность научиться работать с маркировкой: пока участники ни за что не платят, их не штрафуют за нарушение порядка работы, и можно переходить на новые правила в своем темпе.

Что меняется для розничного магазина

Работать с маркированными товарами несложно: не требуется никаких технологических новинок, все нужные инструменты и оборудование уже есть на рынке. Но розницу ждут два больших обязательных изменения.

Во-первых, придется использовать системы электронного документооборота тем, кто этого еще не делает. Через СЭД будут передаваться документы, сопровождающие товар.

Во-вторых, нужно будет сканировать коды маркировки: при приеме каждой партии товара сверять их с указанными в документах, а при продаже покупателю — включать в фискальный документ и отправлять в ОФД.

Для этого понадобится сканер штрихкодов с поддержкой 2D-сканирования — чтобы считывать коды, — а также программа для магазина, которая умеет работать с маркировкой: например, МойСклад.

Мы уже участвуем в действующем пилотном проекте по маркировке сигарет, и наш сервис полностью готов к работе: и учетная система, и кассовые приложения. Вы сможете прямо в МоемСкладе принимать и отправлять в системы электронного документооборота сопровождающие товар документы с информацией о кодах маркировки, считывать и проверять эти коды в кассовой программе, заводить номенклатуру как табачную продукцию, сообщать оператору пилота о движении товара.

Для участия в пилоте нужно:

  1. Подать заявление на сайте ЦРПТ motp.crptech.ru. Это бесплатно и быстро: форма для заполнения совсем небольшая. Обратите внимание: потребуется электронная цифровая подпись.
  2. Подключить онлайн-кассу. Когда вы будете продавать промаркированные товары, то напрямую сообщать об этом оператору маркировки не понадобится. Данные о продаже автоматически отправятся в ОФД, а уже оттуда поступят в ЦРПТ.
  3. Подключить сканер штрихкодов с функцией 2D-считывания. Он понадобится, чтобы считывать двухмерные DataMatrix-коды при приеме и продаже товаров.
  4. Главное: обеспечить работу с кодами маркировки и сопровождающими электронными документами из СЭД в вашей товароучетной системе и кассовой программе. Именно от этого зависит, насколько удобно вам будет работать по новым правилам. В МоемСкладе не потребуется ничего настраивать вручную. У нас уже есть все необходимые функции для работы с маркировкой: поддерживается удобная загрузка и выгрузка документов в СЭД прямо из сервиса, легко подключаются онлайн-кассы и сканеры штрихкодов, коды хранятся в карточке товара.

Маркировка товаров с 2019 года: последние новости

  • В июне 2018 началась пробная маркировка обуви. Она будет идти до 30 июня следующего года.
  • В апреле 2018 правительство назвало товары, для которых маркировка станет обязательной в 2019. В списке пока только несколько категорий. Но в будущем их станет больше: предполагается, что к 2024 году система отслеживания распространится вообще на все товары.
  • С 1 января 2018 в пробном режиме работает маркировка сигарет. Тестировать ее будут больше года. А с марта 2019 она уже станет обязательной для всех, включая импортеров. Читайте подробнее, как устроена и когда вводится маркировка табачной продукции >>

Подпишитесь на МойСклад, чтобы узнавать последние новости о маркировке товаров с 2019 года. Это бесплатно.


МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке Всё, что нужно в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы,
клиенты и поставщики
Начать использовать