Маркировка консервов

С 1 сентября 2024 стартует обязательная маркировка консервов. Что должны делать производители, импортеры, оптовики и розничные продавцы — в этой статье. Рассказываем про этапы и сроки, а также как к ним подготовиться.

Продажа маркированных товаров — сложный процесс. Забить каждый шаг в систему Честный знак, а еще отразить это в товарном учете.

Удобнее вести работу в одном месте. Заказать коды, сообщить об их выводе из оборота, обменяться документами с поставщиками через ЭДО, получить данные об остатках и прибыли. Все это умеет МойСклад — учет любых товаров, рабочее место кассира и CRM в комплекте. Быстрый старт, поддержка 24/7, есть бесплатный тариф.

Попробовать МойСклад
  1. Зачем нужно маркировать консервы
  2. Закон о маркировке консервов
  3. Какие консервы надо маркировать
  4. Какие консервы не надо маркировать
  5. Сроки маркировки
  6. Какие коды наносят на консервы
  7. Участники обязательной маркировки
  8. Штрафы и ответственность за нарушения требований маркировки
  9. Подготовка к маркировке консервов
  10. Пошаговая инструкция по подготовке к маркировке консервов и подключению к системе Честный знак
  11. Вопросы и ответы

Зачем нужно маркировать консервы

По данным НИФИ Минфина, доля незаконного оборота мясных консервов составляет 26%, рыбных — 11,5%, консервированных овощей и фруктов — 33%. Исследования Роскачества также свидетельствуют о наличии проблемы: около четверти производителей консервов подменяют шпроты более дешевой рыбой. В числе распространенных подделок — подмена сырья, низкое качество, которое зачастую может быть опасно для здоровья.

Введение обязательной маркировки положительно скажется на дальнейшем развитии отечественных производителей. Повышенный контроль и внимание со стороны государства к прослеживаемости производства и оборота консервированных продуктов обеспечат качество и безопасность для потребителей.

Как контролировали качество консервов до маркировки

На мясные и рыбные консервы производители и импортеры оформляют ветеринарно-сопроводительные документы (ВСД) в ГИС «Меркурий». Система помогает отслеживать качество и движение товаров животного происхождения: изготовление, переработка, транспортировка, продажа. Как с ней работать — в статье.

На продуктах питания производитель также размещает информацию о дате изготовления, составе, сроке годности, условиях хранения, название производителя.

Читайте также: Этикетка товара: правила и требования к информации на товарном ярлыке

Но эти меры не помогают в борьбе с контрафактом. Справиться с фальсификатом поможет маркировка, — уверены в Минпромторге.

Закон о маркировке консервов

С 1 сентября 2024 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 27.05.2024 № 677 об обязательной маркировке консервированных продуктов. С этой даты маркировка становится обязательной. Документ регулирует деятельность всех участников рынка: производителей, импортеров и розничных продавцов.

Горячая линия в Телеграм

Какие консервы надо маркировать

Консервированная продукция — товар, помещенный в герметично укупориваемую потребительскую упаковку со стерилизацией или пастеризацией перед этим.

Перечень консервов, подлежащих обязательной маркировке, — в таблице ниже.

Товар Код ТН ВЭД ЕАЭС Код ОКПД 2

Рыбная консервная продукция и консервированная продукция из морепродуктов

1604 (кроме 1604 31 000 0, 1604 32 001 0)

1605 (кроме 1605 21 100 0, 1605 21 900 0)

2104 20 00

10.20.25.110

10.20.25.190

10.20.26.119

10.20.26.120

10.20.34.110

10.20.34.120

10.86.10.510

10.86.10.590

Мясная и плодоовощная консервация

1602

2001

2104 20 00

2002

2003

2005 (кроме 2005 20)

2006 00, 2007 (кроме компотов и прочих напитков без содержания ягод или фруктов)

2008 (кроме 2008 11 и 2008 19)

10.13.14.511

10.13.14.521

10.13.14.831

10.13.15.110

10.13.15.120

10.13.15.130

10.13.15.140

10.13.15.150

10.13.15.160

10.13.15.199

10.39.12

10.39.15

10.39.16

10.39.17

10.39.18

10.39.22

10.39.25.110

10.39.25.120

10.86.10.210

10.86.10.220

10.86.10.241

10.86.10.242

10.86.10.249

10.86.10.630

10.86.10.650

10.86.10.660

10.86.10.670

10.86.10.680

10.86.10.690

Товар маркируют, если он попадает одновременно и под код ТН ВЭД ЕАЭС и под код ОКПД‑2.

Какие консервы не надо маркировать

Вот перечень товаров, для которых не требуются двумерные коды:

  • выставочные образцы;
  • продукты для детей до одного года;
  • товары на экспорт за пределами ЕАЭС;
  • продукция с весом менее 30 граммов;
  • товары, приобретенные по сделке, сведения о которой составляют государственную тайну.

Сроки маркировки

1 сентября 2024 — старт обязательной маркировки, все участники оборота должны зарегистрироваться в Честном знаке и описать карточки товаров в Национальном каталоге.

1 декабря 2024 — производители и импортеры рыбных консервов наносят коды маркировки на товар и вводят его в оборот. Если консервы произвели или ввезли в страну до 1 декабря 2024, то продавать их без кодов маркировки можно до окончания срока годности.

1 марта 2025 — производители и импортеры мясных, грибных, фруктовых и плодоовощных консервов наносят коды маркировки на товар и вводят товар в оборот. Если консервы произвели или ввезли в страну до 1 марта 2025, то продавать их без кодов маркировки можно до окончания срока годности.

С этой же даты стартует обязательная маркировка рыбных, мясных, плодоовощных, грибных, ягодных и фруктовых консервов для крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

1 октября 2026 — участники оборота передают в систему маркировки сведения о розничной продаже через контрольно-кассовую технику, а также при выводе продукции из оборота иными способами в объемно-сортовом учете.

С этой даты стартует объемно-сортовой учет консервированной продукции. Участники оборота обязаны использовать электронный документооборот при отгрузке и приемке товаров, при выводе товара из оборота. Подавать в систему маркировки надо код товара (GTIN) и его количество.

1 октября 2027 — стартует поэкземплярный учет товаров. Участники оборота указывают коды маркировки каждого товара при обороте и выводе из оборота продукции по причинам, не являющимся продажей в розницу.

Полная информация для соблюдения закона: дедлайны по товарам и что с этим сделать

Какие коды наносят на консервы

Маркируют товары кодами Data Matrix. В коде маркировке зашифрована информация о продукте: страна производитель, бренд, состав, срок годности.

Выглядит код маркировки так:

Код маркировки

В DataMatrix хранится:

  • код товара — 14 знаков;
  • индивидуальный серийный номер упаковки товаров — 6 знаков;
  • ключ проверки — 4 знака;
  • код проверки — 44 знака.

Маркировку наносят на упаковку или крышку товара. Код DataMatrix печатают черным цветом на белом фоне — так код удобнее сканировать. Стоимость одного кода — 50 копеек без учета НДС.

Участники обязательной маркировки

Производители маркируют товар. Они должны получить коды в системе Честный знак, распечатать и наклеить их на товар. При передаче оптовому или розничному покупателю формируют УПД (универсальный передаточный документ) с кодами. Так происходит ввод товара в оборот.

Импортеры обязаны маркировать товар перед таможенными процедурами и ввезти его на территорию РФ уже с кодами. Для этого требуется передать этикетки с кодами Data Matrix на производство или на логистический склад. При дальнейшей продаже также формируют УПД.

Опт или розница получает партию товара от производителя или импортера вместе с УПД, где указаны все позиции с кодами.

Путь маркированного товара
Путь маркированного товара от производства до продажи

Штрафы и ответственность за нарушения требований маркировки

За производство, ввод в оборот и продажу товаров без кодов маркировки предусмотрены штрафы, а за торговлю немаркированными товарами в особо крупных объемах и подделку кодов — лишение свободы до 6 лет.

Сумма штрафа за нарушение правил маркировки зависит от размера партии и категории нарушителя:

Нарушение Административная ответственность Уголовная ответственность

Нет маркировки (за исключением табачной, никотинсодержащей продукции, пива и слабоалкогольных напитков)

5 000 — 10 000 руб. — для должностных лиц

50 000 — 300 000 руб. — для юридических лиц

За особо крупные размеры:

Штраф до 1 млн рублей

Лишение свободы до 5 лет

Товары не введены в оборот, кроме табака, никотиносодержащей продукции, пива и слабоалкогольных напитков

Нарушение сроков передачи сведений в Честный знак

1 000 — 10 000 руб. — для должностных лиц

25 000 — 50 000 руб. — для малого юридического лица

50 000 — 100 000 руб. — для среднего и крупного юрлица

Ввод в оборот без разрешительной документации или с неверными сведениями о документации

1 000 — 10 000 руб. — для должностных лиц

50 000 — 100 000 руб. — для юридических лиц

Подготовка к маркировке консервов

Для работы по новым правилам производителям, оптовым и розничным продавцам необходимо получить усиленную квалифицированную подпись, зарегистрироваться в Честном знаке, подключить ЭДО и дополнительное оборудование. Какая техника нужна для каждого участника оборота — в таблице:

Производитель/импортер Опт Розница

Усиленная квалифицированная электронная подпись

Регистрация в системе Честный знак

ЭДО

Сканер штрихкодов

Принтер этикеток

Усиленная квалифицированная электронная подпись

Регистрация в системе Честный знак

ЭДО

Сканер штрихкодов

Усиленная квалифицированная электронная подпись

Регистрация в системе Честный знак

ЭДО

Сканер штрихкодов

Онлайн‑касса с ФФД 1.2.

Товароучетная программа. Например, МойСклад

Пошаговая инструкция по подготовке к маркировке консервов и подключению к системе Честный знак

Вот что нужно сделать, если вы собираетесь работать с маркированными товарами.

Шаг 1: получить электронную подпись

Для регистрации в системе Честный знак и работы в ЭДО потребуется усиленная квалифицированная подпись (УКЭП). ИП и компании получают ее в налоговой.

Шаг 2: заключить договор с оператором фискальных данных (ОФД)

Если уже работаете, убедитесь, что у оператора есть интеграция с Честным знаком и налоговой. Это нужно, чтобы оператор передавал туда информацию о товарах.

Шаг 3: подключиться к ЭДО

Необходимо, чтобы проводить приемку и обмениваться с поставщиками электронными документами. Проверьте интеграцию оператора с системой Честный знак.

Шаг 4: проверить технические возможности компьютера

  • операционная система Windows 7 или новее / Mac OS X 10.8 или новее;
  • браузер — Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Internet Explorer 11, Safari;
  • плагин КриптоПро версии от 3.6.7 или Рутокен;
  • сертифицированное СКЗИ — средства криптографической защиты информации.

Программное обеспечение (СКЗИ, драйверы токенов) и инструкции по установке и настройке предоставляет ФНС России.

Шаг 5: регистрация в системе Честный знак

На главной странице сайта входите в раздел «Регистрация в системе Честный знак». После этого нужно заполнить анкету, указав категорию товара, а также основные сведения о себе. Вот подробная инструкция.

Шаг 6: купить 2D‑сканер штрихкодов

Он нужен для передачи в Честный знак сведений о продаже и выбытии из оборота маркированных товаров. Также можно использовать камеру кассы или смартфона, если устройство поддерживает такую функцию.

Шаг 7: подключить онлайн‑кассу

Она должна добавлять коды маркировки в чек и поддерживать ФФД 1.2.

Вопросы и ответы

Это наиболее распространенные ситуации.

Печатать код маркировки нельзя на прозрачной оберточной пленке или на каком-либо другом внешнем оберточном материале. Код нельзя наносить на конструктивно отделяемые части потребительской упаковки и перекрывать его другой информацией. Другими словами, клеить его на крышку — не стоит.

Остатки маркировать не надо. Их можно продавать без кодов маркировки до истечения срока годности:

рыбные консервы — если их произвели или ввезли в страну до 1 декабря 2024;

мясные, грибные, фруктовые и плодоовощные консервы — если их произвели или ввезли в страну до 1 марта 2025.

При маркировке ориентируйтесь на коды ТН ВЭД и ОКПД2. Если видите коды в этой таблице, то маркировать товар необходимо.

МойСклад — это не только работа с маркировкой, но и учет товаров с кассовым приложением и CRM в комплекте.

  • заказы поставщикам на основании статистики продаж;
  • контроль остатков на складах и товаров на реализации;
  • реальная прибыль по каждому товару;
  • печать чеков и ценников;
  • быстрый старт, поддержка 24/7, бесплатный тариф.
Попробовать МойСклад
Читайте также:
Валерия Королева
Валерия Королева Эксперт МоегоСклада
Была ли эта статья полезной?
4 оценки, среднее 5 из 5
Поделиться статьей:
Дополнительные материалы:
Горячая линия по маркировке в Telegram Задать вопрос
МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке

Всё, что нужно, в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы, клиенты и поставщики

Начать использовать