С 1 сентября 2024 стартует обязательная маркировка консервов. Что должны делать производители, импортеры, оптовики и розничные продавцы — в этой статье. Рассказываем про этапы и сроки, а также как к ним подготовиться.
Продажа маркированных товаров — сложный процесс. Забить каждый шаг в систему Честный знак, а еще отразить это в товарном учете.
Удобнее вести работу в одном месте. Заказать коды, сообщить об их выводе из оборота, обменяться документами с поставщиками через ЭДО, получить данные об остатках и прибыли. Все это умеет МойСклад — учет любых товаров, рабочее место кассира и CRM в комплекте. Быстрый старт, поддержка 24/7, есть бесплатный тариф.
- Зачем нужно маркировать консервы
- Закон о маркировке консервов
- Какие консервы надо маркировать
- Какие консервы не надо маркировать
- Сроки маркировки
- Какие коды наносят на консервы
- Участники обязательной маркировки
- Штрафы и ответственность за нарушения требований маркировки
- Подготовка к маркировке консервов
- Пошаговая инструкция по подготовке к маркировке консервов и подключению к системе Честный знак
- Вопросы и ответы
Зачем нужно маркировать консервы
По данным НИФИ Минфина, доля незаконного оборота мясных консервов составляет 26%, рыбных — 11,5%, консервированных овощей и фруктов — 33%. Исследования Роскачества также свидетельствуют о наличии проблемы: около четверти производителей консервов подменяют шпроты более дешевой рыбой. В числе распространенных подделок — подмена сырья, низкое качество, которое зачастую может быть опасно для здоровья.
Введение обязательной маркировки положительно скажется на дальнейшем развитии отечественных производителей. Повышенный контроль и внимание со стороны государства к прослеживаемости производства и оборота консервированных продуктов обеспечат качество и безопасность для потребителей.
Как контролировали качество консервов до маркировки
На мясные и рыбные консервы производители и импортеры оформляют ветеринарно-сопроводительные документы (ВСД) в ГИС «Меркурий». Система помогает отслеживать качество и движение товаров животного происхождения: изготовление, переработка, транспортировка, продажа. Как с ней работать — в статье.
На продуктах питания производитель также размещает информацию о дате изготовления, составе, сроке годности, условиях хранения, название производителя.
Но эти меры не помогают в борьбе с контрафактом. Справиться с фальсификатом поможет маркировка, — уверены в Минпромторге.
Закон о маркировке консервов
С 1 сентября 2024 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 27.05.2024 № 677 об обязательной маркировке консервированных продуктов. С этой даты маркировка становится обязательной. Документ регулирует деятельность всех участников рынка: производителей, импортеров и розничных продавцов.
Какие консервы надо маркировать
Консервированная продукция — товар, помещенный в герметично укупориваемую потребительскую упаковку со стерилизацией или пастеризацией перед этим.
Перечень консервов, подлежащих обязательной маркировке, — в таблице ниже.
Товар | Код ТН ВЭД ЕАЭС | Код ОКПД 2 |
Рыбная консервная продукция и консервированная продукция из морепродуктов |
1604 (кроме 1604 31 000 0, 1604 32 001 0) 1605 (кроме 1605 21 100 0, 1605 21 900 0) 2104 20 00 |
10.20.25.110 10.20.25.190 10.20.26.119 10.20.26.120 10.20.34.110 10.20.34.120 10.86.10.510 10.86.10.590 |
Мясная и плодоовощная консервация |
1602 2001 2104 20 00 2002 2003 2005 (кроме 2005 20) 2006 00, 2007 (кроме компотов и прочих напитков без содержания ягод или фруктов) 2008 (кроме 2008 11 и 2008 19) |
10.13.14.511 10.13.14.521 10.13.14.831 10.13.15.110 10.13.15.120 10.13.15.130 10.13.15.140 10.13.15.150 10.13.15.160 10.13.15.199 10.39.12 10.39.15 10.39.16 10.39.17 10.39.18 10.39.22 10.39.25.110 10.39.25.120 10.86.10.210 10.86.10.220 10.86.10.241 10.86.10.242 10.86.10.249 10.86.10.630 10.86.10.650 10.86.10.660 10.86.10.670 10.86.10.680 10.86.10.690 |
Товар маркируют, если он попадает одновременно и под код ТН ВЭД ЕАЭС и под код ОКПД‑2.
Какие консервы не надо маркировать
Вот перечень товаров, для которых не требуются двумерные коды:
- выставочные образцы;
- продукты для детей до одного года;
- товары на экспорт за пределами ЕАЭС;
- продукция с весом менее 30 граммов;
- товары, приобретенные по сделке, сведения о которой составляют государственную тайну.
Сроки маркировки
1 сентября 2024 — старт обязательной маркировки, все участники оборота должны зарегистрироваться в Честном знаке и описать карточки товаров в Национальном каталоге.
1 декабря 2024 — производители и импортеры рыбных консервов наносят коды маркировки на товар и вводят его в оборот. Если консервы произвели или ввезли в страну до 1 декабря 2024, то продавать их без кодов маркировки можно до окончания срока годности.
1 марта 2025 — производители и импортеры мясных, грибных, фруктовых и плодоовощных консервов наносят коды маркировки на товар и вводят товар в оборот. Если консервы произвели или ввезли в страну до 1 марта 2025, то продавать их без кодов маркировки можно до окончания срока годности.
С этой же даты стартует обязательная маркировка рыбных, мясных, плодоовощных, грибных, ягодных и фруктовых консервов для крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
1 октября 2026 — участники оборота передают в систему маркировки сведения о розничной продаже через контрольно-кассовую технику, а также при выводе продукции из оборота иными способами в объемно-сортовом учете.
С этой даты стартует объемно-сортовой учет консервированной продукции. Участники оборота обязаны использовать электронный документооборот при отгрузке и приемке товаров, при выводе товара из оборота. Подавать в систему маркировки надо код товара (GTIN) и его количество.
1 октября 2027 — стартует поэкземплярный учет товаров. Участники оборота указывают коды маркировки каждого товара при обороте и выводе из оборота продукции по причинам, не являющимся продажей в розницу.
Какие коды наносят на консервы
Маркируют товары кодами Data Matrix. В коде маркировке зашифрована информация о продукте: страна производитель, бренд, состав, срок годности.
Выглядит код маркировки так:
В DataMatrix хранится:
- код товара — 14 знаков;
- индивидуальный серийный номер упаковки товаров — 6 знаков;
- ключ проверки — 4 знака;
- код проверки — 44 знака.
Маркировку наносят на упаковку или крышку товара. Код DataMatrix печатают черным цветом на белом фоне — так код удобнее сканировать. Стоимость одного кода — 50 копеек без учета НДС.
Участники обязательной маркировки
Производители маркируют товар. Они должны получить коды в системе Честный знак, распечатать и наклеить их на товар. При передаче оптовому или розничному покупателю формируют УПД (универсальный передаточный документ) с кодами. Так происходит ввод товара в оборот.
Импортеры обязаны маркировать товар перед таможенными процедурами и ввезти его на территорию РФ уже с кодами. Для этого требуется передать этикетки с кодами Data Matrix на производство или на логистический склад. При дальнейшей продаже также формируют УПД.
Опт или розница получает партию товара от производителя или импортера вместе с УПД, где указаны все позиции с кодами.
Штрафы и ответственность за нарушения требований маркировки
За производство, ввод в оборот и продажу товаров без кодов маркировки предусмотрены штрафы, а за торговлю немаркированными товарами в особо крупных объемах и подделку кодов — лишение свободы до 6 лет.
Сумма штрафа за нарушение правил маркировки зависит от размера партии и категории нарушителя:
Нарушение | Административная ответственность | Уголовная ответственность |
Нет маркировки (за исключением табачной, никотинсодержащей продукции, пива и слабоалкогольных напитков) |
5 000 — 10 000 руб. — для должностных лиц 50 000 — 300 000 руб. — для юридических лиц |
За особо крупные размеры: Штраф до 1 млн рублей Лишение свободы до 5 лет |
Товары не введены в оборот, кроме табака, никотиносодержащей продукции, пива и слабоалкогольных напитков Нарушение сроков передачи сведений в Честный знак |
1 000 — 10 000 руб. — для должностных лиц 25 000 — 50 000 руб. — для малого юридического лица 50 000 — 100 000 руб. — для среднего и крупного юрлица |
|
Ввод в оборот без разрешительной документации или с неверными сведениями о документации |
1 000 — 10 000 руб. — для должностных лиц 50 000 — 100 000 руб. — для юридических лиц |
Подготовка к маркировке консервов
Для работы по новым правилам производителям, оптовым и розничным продавцам необходимо получить усиленную квалифицированную подпись, зарегистрироваться в Честном знаке, подключить ЭДО и дополнительное оборудование. Какая техника нужна для каждого участника оборота — в таблице:
Производитель/импортер | Опт | Розница |
Усиленная квалифицированная электронная подпись Регистрация в системе Честный знак ЭДО Сканер штрихкодов Принтер этикеток |
Усиленная квалифицированная электронная подпись Регистрация в системе Честный знак ЭДО Сканер штрихкодов |
Усиленная квалифицированная электронная подпись Регистрация в системе Честный знак ЭДО Сканер штрихкодов Онлайн‑касса с ФФД 1.2. Товароучетная программа. Например, МойСклад |
Пошаговая инструкция по подготовке к маркировке консервов и подключению к системе Честный знак
Вот что нужно сделать, если вы собираетесь работать с маркированными товарами.
Шаг 1: получить электронную подпись
Для регистрации в системе Честный знак и работы в ЭДО потребуется усиленная квалифицированная подпись (УКЭП). ИП и компании получают ее в налоговой.
Шаг 2: заключить договор с оператором фискальных данных (ОФД)
Если уже работаете, убедитесь, что у оператора есть интеграция с Честным знаком и налоговой. Это нужно, чтобы оператор передавал туда информацию о товарах.
Шаг 3: подключиться к ЭДО
Необходимо, чтобы проводить приемку и обмениваться с поставщиками электронными документами. Проверьте интеграцию оператора с системой Честный знак.
Шаг 4: проверить технические возможности компьютера
- операционная система Windows 7 или новее / Mac OS X 10.8 или новее;
- браузер — Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Internet Explorer 11, Safari;
- плагин КриптоПро версии от 3.6.7 или Рутокен;
- сертифицированное СКЗИ — средства криптографической защиты информации.
Программное обеспечение (СКЗИ, драйверы токенов) и инструкции по установке и настройке предоставляет ФНС России.
Шаг 5: регистрация в системе Честный знак
На главной странице сайта входите в раздел «Регистрация в системе Честный знак». После этого нужно заполнить анкету, указав категорию товара, а также основные сведения о себе. Вот подробная инструкция.
Шаг 6: купить 2D‑сканер штрихкодов
Он нужен для передачи в Честный знак сведений о продаже и выбытии из оборота маркированных товаров. Также можно использовать камеру кассы или смартфона, если устройство поддерживает такую функцию.
Шаг 7: подключить онлайн‑кассу
Она должна добавлять коды маркировки в чек и поддерживать ФФД 1.2.
Вопросы и ответы
Это наиболее распространенные ситуации.
Печатать код маркировки нельзя на прозрачной оберточной пленке или на каком-либо другом внешнем оберточном материале. Код нельзя наносить на конструктивно отделяемые части потребительской упаковки и перекрывать его другой информацией. Другими словами, клеить его на крышку — не стоит.
Остатки маркировать не надо. Их можно продавать без кодов маркировки до истечения срока годности:
рыбные консервы — если их произвели или ввезли в страну до 1 декабря 2024;
мясные, грибные, фруктовые и плодоовощные консервы — если их произвели или ввезли в страну до 1 марта 2025.
При маркировке ориентируйтесь на коды ТН ВЭД и ОКПД2. Если видите коды в этой таблице, то маркировать товар необходимо.
МойСклад — это не только работа с маркировкой, но и учет товаров с кассовым приложением и CRM в комплекте.
- заказы поставщикам на основании статистики продаж;
- контроль остатков на складах и товаров на реализации;
- реальная прибыль по каждому товару;
- печать чеков и ценников;
- быстрый старт, поддержка 24/7, бесплатный тариф.