С 1 сентября 2024 действует обязательная маркировка растительных масел. Что должны делать производители, импортеры, оптовики и розничные продавцы — в этой статье. Рассказываем про этапы и сроки, а также как к ним подготовиться.
Розничные продавцы могут вести в сервисе МойСклад все операции, связанные с маркировкой.
Заказывайте коды и вводите их в оборот напрямую в программе. При продаже на кассе сведения о выбытии кодов автоматически «улетают» в систему Честный знак благодаря интеграции с ней. Загружайте и обменивайтесь документами через ЭДО. Все это легко сделать, даже если раньше вы никогда этим не занимались.
Работают с маркировкой и отчитываются в Честный знак об обороте товаров все участники рынка. К ним относятся:
Наносить коды маркировки необходимо на рафинированные и нерафинированные пищевые растительные масла в потребительской упаковке. В том числе и на упакованную масложировую продукцию. Например, маргарин или соус на основе растительного масла.
Полный список товаров, подлежащих обязательной маркировке — в таблице. Товар маркируют, если он содержит одновременно коды ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД‑2.
Товар | Код ТН ВЭД ЕАЭС | Код ОКПД 2 |
Соевое масло |
1507 10 900 |
10.41.21.110 |
Арахисовое масло |
1508 10 900 0 |
10.41.22 |
Оливковое масло |
1509 |
10.41.23 |
Пальмовое масло |
1511 10 900 |
10.41.27 |
Подсолнечное масло |
1512 11 910 |
10.41.24.110 |
Хлопковое масло |
1512 21 900 0 |
10.41.25 |
Кокосовое масло |
1513 11 910 0 |
10.41.28 |
Рапсовое масло |
1514 11 900 |
10.41.26.111 |
Горчичное масло |
10.41.26.130 |
|
Маргарин |
1517 |
10.42.1 |
Какао-масло |
1804 00 000 0 |
10.82.12 |
Другие масла и жиры |
1512 11 990 |
10.41.26.120 |
Не надо наносить коды маркировки на растительные масла, если:
Введение обязательной маркировки по замыслу ее создателей сделает рынок прозрачным. Повышенный контроль и внимание со стороны государства к прослеживаемости производства и оборота пищевого растительного масла обеспечат качество и безопасность для потребителей. Покупатели смогут проверять происхождение товара, его состав, а также отправлять жалобы на подделки в системе Честный знак.
Если товар подлежит маркировке, это значит, что на каждую единицу производитель или импортер должен прикрепить марку с уникальным кодом или напечатать код на упаковке товара. Код позволяет отследить, кто и когда его произвел или ввез в страну и на каком этапе реализации он сейчас находится.
Наносить марку на товар обязан производитель или импортер при ввозе товара в Россию. Товар, находящийся в стране без маркировки, считается контрафактным.
Товар маркируют двумерным кодом Data Matrix — его наносят на товар. Маркировочные коды генерирует и выдает по запросу производителей оператор системы, и только он. Генерация кодов платная: по 50 копеек без учета НДС за каждый идентификатор. Срок действия не ограничен.
Знак маркировки товаров содержит информацию о продукте и состоит из двух частей:
Выглядит код DataMatrix так:
По коду через мобильное приложение Честного знака можно получить всю информацию о товаре: место, дата производства, срок годности, процесс перехода товара по цепочке перепродажи, дата и место продажи.
1 сентября 2024 — старт обязательной регистрации в системе маркировки. Все участники оборота подавали заявление в Честный знак.
1 октября 2024 — производители и импортеры наносят коды маркировки на растительные масла и масложировую продукцию в стеклянной или полимерной потребительской упаковке, вводят товар в оборот.
1 февраля 2025 — производители и импортеры наносят коды маркировки на растительные масла и масложировую продукцию в других упаковках, вводят товар в оборот.
1 ноября 2025 — розница передает сведения о выводе товара из оборота при продаже с применением контрольно-кассовой техники (ККТ).
С этой же даты объемно-сортовой учет при обороте и выводе из оборота продукции по причинам, не являющимся продажей в розницу. Все участники оборота должны использовать электронный документооборот при отгрузке и приемке товаров.
1 ноября 2026 — поэкземплярный учет. С этого момента участники оборота будут передавать в систему сведения о каждой единице товара с цифровым кодом.
Прямо сейчас маркировкой растительных масел занимаются только производители и импортеры. Розница подключается к процессу с 1 ноября 2025. При этом лучше подготовиться заранее.
Маркировать остатки не надо. Если продукция произведена или ввезена в РФ до 1 октября 2024 года (в стеклянной или полимерной потребительской упаковке) или до 1 февраля 2025 года (в иных видах потребительской упаковки), то продавать товар без кодов маркировки можно до окончания его срока годности.
Для работы по новым правилам производителям, оптовым и розничным продавцам необходимо получить усиленную квалифицированную подпись, зарегистрироваться в Честном знаке, подключить ЭДО и дополнительное оборудование. Какая техника нужна для каждого участника оборота — в таблице:
Производитель/импортер | Опт | Розница |
Усиленная квалифицированная электронная подпись |
Усиленная квалифицированная электронная подпись |
Усиленная квалифицированная электронная подпись |
Работать с маркировкой проще в специальной программе: так вам будет проще получать коды, вводить их в оборот, печатать на этикетках и продавать маркированные товары. В МоемСкладе все это доступно для розничных продавцов.
Схема работы с маркированными маслами растительного происхождения выглядит так:
Производитель заказывает коды в Честном знаке — операторе системы маркировки, и наносит их на каждый экземпляр продукции. Производитель сообщает в Честный знак сведения о вводе партии в оборот. Производитель формирует УПД (универсальный передаточный документ) с кодами маркировки для оптовика.
Оптовый покупатель принимает партию, передает данные об этом в Честный знак. Оптовик отгружает партию розничной точке, при этом также формирует УПД.
Розница получает УПД от поставщика, подтверждает приемку. При продаже кассир сканирует код маркировки, оператор фискальных данных добавляет его в чек и отправляет в систему маркировки. Код выбывает из оборота.
Вот что нужно сделать, если вы собираетесь работать с маркированными товарами.
Для регистрации в системе Честный знак и работы в ЭДО потребуется усиленная квалифицированная подпись (УКЭП). ИП и компании получают ее в налоговой.
Если уже работаете, убедитесь, что у оператора есть интеграция с Честным знаком и налоговой. Это нужно, чтобы оператор передавал туда информацию о товарах.
Необходимо, чтобы проводить приемку и обмениваться с поставщиками электронными документами. Проверьте интеграцию оператора с системой Честный знак.
Программное обеспечение (СКЗИ, драйверы токенов) и инструкции по установке и настройке предоставляет ФНС России.
На главной странице сайта входите в раздел «Регистрация в системе Честный знак». После этого нужно заполнить анкету, указав категорию товара, а также основные сведения о себе. Вот подробная инструкция.
Он нужен для передачи в Честный знак сведений о продаже и выбытии из оборота маркированных товаров. Также можно использовать камеру кассы или смартфона, если устройство поддерживает такую функцию.
Она должна добавлять коды маркировки в чек и поддерживать ФФД 1.2.
За производство, ввод в оборот и продажу товаров без кодов маркировки предусмотрены штрафы, а за торговлю немаркированными товарами в особо крупных объемах и подделку кодов — лишение свободы до 5 лет.
Сумма штрафа за нарушение правил маркировки зависит от размера партии и категории нарушителя:
Нарушение | Административная ответственность | Уголовная ответственность |
Нет маркировки (за исключением табачной, никотинсодержащей продукции, пива и слабоалкогольных напитков) |
5 000 — 10 000 руб. — для должностных лиц 50 000 — 300 000 руб. — для юридических лиц |
За особо крупные размеры: Штраф до 1 млн рублей Лишение свободы до 5 лет |
Товары не введены в оборот, кроме табака, никотиносодержащей продукции, пива и слабоалкогольных напитков Нарушение сроков передачи сведений в Честный знак |
1 000 — 10 000 руб. — для должностных лиц 25 000 — 50 000 руб. — для малого юридического лица 50 000 — 100 000 руб. — для среднего и крупного юрлица |
|
Ввод в оборот без разрешительной документации или с неверными сведениями о документации |
1 000 — 10 000 руб. — для должностных лиц 50 000 — 100 000 руб. — для юридических лиц |
Для торговли по закону и без штрафов подключите МойСклад — все процессы по продаже и учету маркированных товаров. Заказ, сверка и вывод кодов из оборота. Импорт и экспорт накладных с данными о маркировке через ЭДО.
Промаркировать товар и только после этого ввозить в страну. Нанести коды маркировки надо на производстве или на территории таможенного склада.
Есть три варианта:
Для маркировки импортной продукции из стран ЕАЭС, импортерам доступно два варианта:
Продукция для экспорта из РФ в страны ЕАЭС маркируется всегда. Товары могут не маркироваться только при отгрузке напрямую от первого собственника (изготовителя) и при наличии экспортной декларации на товар на момент перемещения. В остальных случаях продукция подлежит маркировке. Если товар уже промаркирован, при экспорте можно вывести его из оборота с указанием соответствующей причины.
Да, можно. При создании карточки набора в Национальном каталоге маркированных товаров нужно указать состав набора. В данном перечне могут содержаться как маркированные, так и немаркированные товары. Продажа будет происходить по коду данного набора.
Нет. Код маркировки должен быть индивидуальным для каждой единицы товара — это требование закона.
Для работы с маркировкой участникам оборота товаров потребуется:
Если растительное масло используется исключительно для внутреннего потребления, например для использования сотрудниками в офисе, организация не является участником оборота товаров и не должна регистрироваться в системе маркировки Честный знак.
Если же предприятия общественного питания приобретают растительное масло для приготовления блюд или продают товар, то они являются участниками оборота товаров и должны подавать сведения о вводе и выводе из оборота маркированных товаров.
Государственные и муниципальные учреждения, которые приобретают растительное масло в рамках исполнения контрактов, должны регистрироваться и подавать сведения в систему маркировки.
Товарные остатки растительных масел не подлежат маркировке. Их можно продавать до окончания срока годности: если продукция произведена или ввезена в РФ до 1 октября 2024 года (в стеклянной или полимерной потребительской упаковке) или до 1 февраля 2025 года (в иных видах потребительской упаковки).
В системе маркировки предусмотрено два типа контрактного производства:
Классическое контрактное производство, когда продукция изготовлена из сырья исполнителя. В этом случае заказывает коды маркировки, подает сведения в Честный знак и вводит товар в оборот исполнитель. При вводе в оборот он выбирает «Вид документа» — «Контрактное производство РФ» и указывает себя как производителя, а следующего собственника как заказчика.
Контрактное производство с давальческим сырьем, когда продукция изготовлена из сырья заказчика. В этом случае оформляет коды маркировки, подает сведения в Честный знак и вводит товар в оборот заказчик.
Перемаркировки нет.
Код нельзя печатать на прозрачной оберточной пленке или на другом оберточном материале, также он не должен перекрываться другой информацией.
Участник оборота при выводе товара передает в Честный знак сведения одним из следующих способов:
МойСклад — это не только работа с маркировкой, но и учет товаров с кассовым приложением и CRM в комплекте.