Маркировка мороженого

15 августа 2022

Маркировка молочной продукции охватывает несколько видов товаров. В том числе под требования попадают мороженое и различные виды пищевого льда. Как с ними работать, что нужно знать о сроках маркировки и правилах упаковки — в этой статье.

Все операции с маркированными товарами уже доступны в МоемСкладе. Можно проводить приемку и отгружать молочную продукцию рознице и общепиту. А еще заказывать и печатать цифровые коды на этикетках. Платить за работу с маркировкой не нужно — для начала продаж достаточно зарегистрироваться и подключить фискальный регистратор.

Попробовать МойСклад
Вы узнаете:
  1. Когда началась маркировка мороженого
  2. Какую продукцию нужно маркировать
  3. Что не подлежит маркировке
  4. Как правильно наносить коды на мороженое
  5. Как упаковывать маркированные товары
  6. Кто участвует в маркировке мороженого
  7. Как штрафуют нарушителей правил маркировки

Сроки маркировки мороженого

Среди товаров, которые попали под требования маркировки молочной продукции, самыми первыми оказались мороженое, различные виды пищевого льда и сыры.

Статья по теме: Маркировка молочной продукции

Новые правила внедряли поэтапно:

  • С 1 июня 2021 года производителей и импортеров мороженого и сыра обязали зарегистрироваться в системе маркировки Честный Знак и описать свои товары в каталоге. К этой же дате они должны были настроить необходимые бизнес-процессы: заказ и нанесение кодов, ввод продукции в оборот.
  • С 1 сентября 2021 года производители должны наносить коды на молочную продукцию со сроком годности более 40 дней. А с 1 декабря 2021 года те же требования распространились на продукцию со сроком годности менее 40 дней.
  • Опт, розница и общепит должны присоединиться к маркировке в 2022 году. Планировалось, что с 20 января они, наряду с производителями, начнут выводить из оборота молочную продукцию со сроком годности менее 40 суток через ККТ. Но правительство отложило этот этап.

Новая точка отсчета — 1 сентября 2022 года. С этой даты опт и розница должны передавать сведения о приемке и обороте мороженого в виде объемно-сортового учета в Честный Знак через ЭДО. При продаже молочки нужно сканировать коды с упаковки товаров и сообщать об их выбытии через контрольно-кассовую технику. Внедрение поштучного учета намечено на 2023 год.

Для общепита и магазинов, которые покупают мороженное для собственных нужд, например, для приготовления десертов, отсрочка продолжится. Им разрешили не сообщать о выбытии товаров до 30 ноября 2023 года. Все это время отчитываться за них будут поставщики. Вот как они должны действовать:

  • Отметить пункт «отгрузка неучастнику оборота» в УПД, чтобы все коды автоматически вышли из оборота после отгрузки.
  • Сообщить о выводе кодов напрямую в Честный Знак, если УПД нет.
Приглашаем на актуальный вебинар «Как товарному бизнесу получать клиентов в 2022» с участием экспертов по соцсетям, Телеграму и продвижению на маркетплейсах.

Что нужно маркировать

Правила нанесения цифровых кодов затрагивают все виды мороженого из сливок и молока с кодом ТН ВЭД 2105 00. Сюда также попадают некоторые виды пищевого льда с какао или без него.

Исключение — мороженое без молочного белка или жира. Такую продукцию нужно продавать уже готовой к употреблению, в твердой или пастообразной форме. К этой категории не относятся полуфабрикаты для изготовления мороженого.

Перечень всей молочной продукции, которая подлежит маркировке, с кодами ТН ВЭД и ОКПД 2 смотрите в таблице.

Товар ТН ВЭД ОКПД 2

молоко, сливки

0401, 0402

10.51.11, 10.51.12, 10.51.21, 10.51.22, 10.51.51, 10.86.10.110

паста, ферментированные продукты: свернувшиеся молоко и сливки, йогурт, кефир

0403

10.51.52

молочная сыворотка и другие молочные продукты, не включенные в другие группировки

0404

10.51.55, 10.51.56

сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока, молочные пасты

0405

10.51.30

сыры и творог

0406

10.51.40

мороженое и прочие виды пищевого льда

2105 00

10.52.10

молочная продукция для детского питания

10.86.10.140, 10.86.10.190

напитки, содержащие молочные жиры

2202 99 910 0, 2202 99 950 0, 2202 99 990 0

Какие товары не подлежат маркировке

Производителям и рознице стоит учесть, что маркировка касается не всей молочной продукции. Например, наносить коды не нужно на:

  • пищевой и фруктовый лед, которые приготовлены без использования молочной продукции;
  • товары с весом менее 30 граммов;
  • мороженое и сыры, которые продают на развес и упаковывают только перед продажей;
  • продукты для специального питания;
  • продукты, выпущенные ограниченной партией для рекламы и не предназначенные для продажи в странах ЕАЭС;
  • продукты для реализации в магазинах duty free;
  • продукты, которые хранятся на складе производителя.

Правила маркировки мороженого

Задача маркировки — отследить путь товара от производителя к покупателю и исключить появление подделок на рынке. Чтобы это стало возможным, мороженому и другим видам молочной продукции присваивают уникальный двумерный код Data Matrix. Его нужно заказывать для каждой единицы товара и проставлять на упаковку.

Преимущество Data Matrix перед RFID-метками, линейными и QR-кодами в том, что у него высокая степень защиты. Стоимость одного кода — 50 копеек. Выпуск кодов оплачивает производитель.

Внутри цифрового кода зашифрованы название товара, его срок годности и производитель. В структуре Data Matrix несколько ключевых элементов:

  • обозначение GTIN — глобальный номер продукции в единой международной базе товаров GS1;
  • индивидуальный ID, который присваивается каждой единице товара;
  • ключ проверки из четырех символов;
  • сведения о сроке годности.

Коды для мороженого и других подлежащих маркировке товаров получают в Честном Знаке. Для этого предоставляют:

  • ИНН юрлица;
  • ТН ВЭД товаров;
  • сведения о стране-изготовителе и типе продукции;
  • данные о содержании жира.

Помимо этого, им необходимо оформить УКЭП — усиленную квалифицированную электронную подпись на имя ИП или главы компании и стать участником ЭДО.

Оборудование для маркировки мороженого

Участникам рынка, которые производят и продают мороженое, нужны:

  • Онлайн-касса для работы с маркированными товарами. Закон обязывает формировать запросы о цифровом коде и уведомления о реализации при каждой продаже маркированного товара. Выполнить это требование можно, если ККТ поддерживает формат фискальных данных 1.2 и ФН 1.1М.
  • 2D-сканер. Нужен для считывания кодов маркировки при продаже. Важно, чтобы он был совместим с онлайн-кассой.
  • Принтер этикеток для маркировки мороженого. Больше необходим для производителей, нежели для розницы. Тем не менее иногда торговые точки могут маркировать товары сами. Например, если код на упаковке мороженого поврежден или утерян.
  • ТСД. Терминалы сбора данных нужны, чтобы автоматизировать учет при приемке, перемещении, отгрузке товара.

Особенности упаковки маркированной продукции

Уникальный код должен быть на каждой упаковке мороженого. Проставить его можно по-разному:

  • с помощью лазерных, каплеструйных, термотрансферных или термоустойчивых принтеров;
  • путем нанесения распечатанных этикеток: этот процесс можно автоматизировать или проводить вручную;
  • с привлечением типографии, которая заодно проверит читаемость каждого кода.

При объединении штучных товаров на транспортную упаковку наносят код агрегации. Однако для мороженого и другой молочной продукции со сроком годности более 40 суток его применять не нужно. В случае с товарами, срок годности которых менее 40 суток, код агрегации понадобится только с 1 декабря 2023 года.

Посмотрите запись свежего вебинара «Обязательная маркировка молочной продукции: как подготовиться к 1 сентября» с участием экспертов Честного ЗНАКа и EDO.ru

Участники маркировки мороженого

В маркировке мороженого, помимо производителей, задействованы компании и ИП, которые его продают. В том числе в заведения общепита.

Розница

Во время приемки от поставщиков сотрудники торговых точек сверяют коды маркировки на упаковках мороженого с теми, что указаны в электронных накладных. Если расхождений нет, то розница принимает товар и сообщает об этом в Честный Знак.

При продаже сведения о кодах продукции вносятся в чеки, а также автоматически отправляются ОФД и оттуда в Честный Знак. Коды реализованных продуктов выбывают из оборота.

Как маркировать мороженое на развес в магазине?

Если вы продаете мороженое в рожках с шариками, наносить коды на каждую порцию не нужно.

Опт

Как только оптовики получают мороженое от производителей и импортеров, они так же сверяют коды маркировки, как это делает розница, а затем подтверждают приемку в Честном Знаке. С этого момента и до продажи товаров в торговые точки и заведения общепита оптовые компании считаются собственниками продукции.

Общепит

Кафе и рестораны принимают мороженое от оптовиков или напрямую от производителей. Далее они выводят из оборота товары, которые используют при приготовлении блюд.

Если рестораны не используют мороженое на кухне, а продают его в той же упаковке, в какой получили, то его нужно реализовывать через ККТ.

Как быть с мороженым в школьной столовой?

Как и в случае с другими заведениями общепита, вывод из оборота маркированной молочной продукции по причинам, не связанным с розничной реализацией, начнется с 1 декабря 2023 года. С этой даты необходимо подавать сведения в Честный Знак.

Штрафы для нарушителей маркировки

Нарушители правил нанесения кодов несут административную, а в некоторых случаях и уголовную ответственность.

Например, оштрафовать могут тех, кто производит и продает товары без маркировки. Для физических лиц сумма штрафа может доходить до 4 000 рублей, для должностных — до 10 000 рублей, а для юрлиц — до 300 000 рублей.

За аналогичные нарушения в особо крупных размерах грозят не только штрафы и изъятие продукции, но и лишение свободы до шести лет.

Подробнее о видах ответственности за нарушение правил маркировки и торговлю немаркированной продукцией читайте тут.

Чтобы избежать штрафов стоит с самого начала работать по правилам: заказывать коды маркировки, наносить их на мороженое и другую молочную продукцию, обмениваться данными с Честным Знаком. Все это можно делать в МоемСкладе.

Сервис подходит для:

  • добавления кодов с помощью сканера;
  • сканирования и проверки кодов при приемке от поставщика;
  • работы с УПД от поставщиков из систем ЭДО;
  • печати кодов на этикетках.
Попробовать МойСклад
Читайте также:
Клара Минак
Клара Минак Эксперт МоегоСклада
Поделиться статьей:
Подпишитесь на рассылку МоегоСклада, чтобы получать новости и статьи о маркировке
МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке

Всё, что нужно, в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы, клиенты и поставщики

Начать использовать