Маркировка мороженого

Маркировка молочной продукции охватывает несколько видов товаров. В том числе под требования попадают мороженое и различные виды пищевого льда. Как с ними работать, что нужно знать о сроках маркировки и правилах упаковки — в этой статье.

Продажа маркированных товаров — сложный процесс. Забить каждый шаг в систему Честный знак, а еще отразить это в учете.

Удобнее вести работу в одном месте. Заказать коды и сообщить об их выбытии, обменяться документами с поставщиками через ЭДО, получить данные об остатках и прибыли. Все это умеет МойСклад — учет любых товаров, рабочее место кассира и CRM в комплекте. Быстрый старт, поддержка 24/7, есть бесплатный тариф.

Попробовать МойСклад
  1. Сроки маркировки мороженого
  2. Что нужно маркировать
  3. Какие товары не подлежат маркировке
  4. Разрешительный режим
  5. Правила маркировки мороженого
  6. Особенности упаковки маркированной продукции
  7. Участники маркировки мороженого
  8. Готовые комплекты торгового и кассового оборудования
  9. Штрафы для нарушителей маркировки

Сроки маркировки мороженого

Прямо сейчас маркировка молочной продукции обязательна для всех участников оборота, включая фермерские хозяйства и общепит. Кафе и рестораны, если используют молочные продукты для приготовления блюд, передают данные о товарах в Честный знак. Для опта и розницы до 31 мая 2025 действует объемно-сортовой учет. Достаточно сообщать в Честный знак информацию только о партиях: общий код GTIN и количество товаров. Внедрение поэкземплярного учета намечено на 2025 год.

Полная информация для соблюдения закона: дедлайны по товарам и что с этим сделать

Что нужно маркировать

Правила нанесения цифровых кодов затрагивают все виды мороженого из сливок и молока с кодом ТН ВЭД 2105 00. Сюда также попадают некоторые виды пищевого льда с какао или без него.

Исключение — мороженое без молочного белка или жира. Такую продукцию нужно продавать уже готовой к употреблению, в твердой или пастообразной форме. К этой категории не относятся полуфабрикаты для изготовления мороженого.

Перечень всей молочной продукции, которая подлежит маркировке, с кодами ТН ВЭД и ОКПД 2 смотрите в таблице.

Товар ТН ВЭД ОКПД 2

молоко, сливки

0401, 0402

10.51.11, 10.51.12, 10.51.21, 10.51.22, 10.51.51, 10.86.10.110

паста, ферментированные продукты: свернувшиеся молоко и сливки, йогурт, кефир

0403

10.51.52

молочная сыворотка и другие молочные продукты, не включенные в другие группировки

0404

10.51.55, 10.51.56

сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока, молочные пасты

0405

10.51.30

сыры и творог

0406

10.51.40

мороженое и прочие виды пищевого льда

2105 00

10.52.10

молочная продукция для детского питания

10.86.10.140, 10.86.10.190

напитки, содержащие молочные жиры

2202 99 910 0, 2202 99 950 0, 2202 99 990 0

Статья по теме: Маркировка молочной продукции

Какие товары не подлежат маркировке

Производителям и рознице стоит учесть, что маркировка касается не всей молочной продукции. Например, наносить коды не нужно на:

  • пищевой и фруктовый лед, которые приготовлены без использования молочной продукции;
  • товары с весом менее 30 граммов;
  • продукты для специального питания;
  • продукты, выпущенные ограниченной партией для рекламы и не предназначенные для продажи в странах ЕАЭС;
  • продукты для реализации в магазинах duty free;

Разрешительный режим

Разрешительный режим — для кассы. С нее при продаже маркированного товара поступает запрос в систему Честный знак, годный код или нет. В результате продажа или разрешена, или запрещена. Все это происходит моментально. Кассовое приложение должно быть готово к работе с разрешительным режимом.

Схема работы
Схема работы разрешительного режима для маркированных товаров

С 1 сентября 2024 года режим онлайн-проверки — обязательный для всей розницы.

Для этого необходимо:

  • Получить ключ доступа в Честном знаке. Он нужен для проверки товаров с маркировкой на кассе перед продажей.
  • Обновить кассовую программу и ввести ключ доступа для проверки.
  • Выстроить бизнес-процессы — определиться, какие действия предпринять, если касса запретит продажу маркированного товара. Обучить кассиров.

Подробнее о разрешительном режиме — в статье.

Правила маркировки мороженого

Задача маркировки — отследить путь товара от производителя к покупателю и исключить появление подделок на рынке. Чтобы это стало возможным, мороженому и другим видам молочной продукции присваивают уникальный двухмерный код Data Matrix. Его нужно заказывать для каждой единицы товара и проставлять на упаковку.

Стоимость одного кода — 50 копеек. Выпуск кодов оплачивает производитель.

Внутри цифрового кода зашифрованы название товара, его срок годности и производитель. В структуре Data Matrix несколько ключевых элементов:

  • обозначение GTIN — глобальный номер продукции в единой международной базе товаров GS1;
  • индивидуальный ID, который присваивается каждой единице товара;
  • ключ проверки из четырех символов;
  • сведения о сроке годности.

Коды для мороженого и других подлежащих маркировке товаров получают в Честном знаке. Для этого предоставляют:

  • ИНН юрлица;
  • ТН ВЭД товаров;
  • сведения о стране-изготовителе и типе продукции;
  • данные о содержании жира.

Необходимо оформить УКЭП — усиленную квалифицированную электронную подпись на имя ИП или главы компании и стать участником ЭДО.

Оборудование для маркировки мороженого

Производитель/импортер Опт Розница
  • Усиленная квалифицированная электронная подпись
  • Регистрация в системе Честный знак
  • ЭДО
  • Сканер штрихкодов
  • Принтер этикеток
  • Усиленная квалифицированная электронная подпись
  • Регистрация в системе Честный знак
  • ЭДО
  • Сканер штрихкодов
  • Усиленная квалифицированная электронная подпись
  • Регистрация в системе Честный знак
  • ЭДО
  • Сканер штрихкодов
  • Принтер этикеток
  • Онлайн-касса с ФФД 1.2.
  • Товароучетная программа. Например, МойСклад

Особенности упаковки маркированной продукции

Уникальный код должен быть на каждой упаковке мороженого. Проставить его можно по-разному:

  • с помощью лазерных, каплеструйных, термотрансферных или термоустойчивых принтеров;
  • путем нанесения распечатанных этикеток: этот процесс можно автоматизировать или проводить вручную;
  • с привлечением типографии, которая заодно проверит читаемость каждого кода.

При объединении штучных товаров на транспортную упаковку наносят код агрегации. Однако для мороженого и другой молочной продукции со сроком годности более 40 суток его применять не нужно.

Полная информация для соблюдения закона: дедлайны по товарам и что с этим сделать

Участники маркировки мороженого

В маркировке мороженого, помимо производителей, задействованы компании и ИП, которые его продают. В том числе в заведения общепита.

Розница

Во время приемки от поставщиков сотрудники торговых точек сверяют коды маркировки на упаковках мороженого с теми, что указаны в электронных накладных.

Это можно сделать в сервисе МойСклад. Программа автоматически проверит, зарегистрирован ли код в системе Честный знак, не принадлежит ли он другому поставщику или товару, и если найдет расхождения, то покажет. Если расхождений нет, то розница принимает товар и сообщает об этом в Честный знак.

При продаже сведения о кодах продукции вносятся в чеки, а также автоматически отправляются ОФД и оттуда в Честный знак. Коды реализованных продуктов выбывают из оборота.

Маркировка развесного мороженого в магазине

Если вы продаете мороженое в рожках с шариками, наносить коды на каждую порцию не нужно. Это не промышленный способ упаковки, поэтому маркировать не надо.

Горячая линия в Телеграм

Опт. Как только оптовики получают мороженое от производителей и импортеров, они также сверяют коды маркировки, как это делает розница, а затем подтверждают приемку в Честном знаке. С этого момента и до продажи товаров в торговые точки и заведения общепита оптовые компании считаются собственниками продукции.

Общепит принимает мороженое от оптовиков или напрямую от производителей.

Далее он списывает всю партию товара в личном кабинете Честного знака в течение трех дней после поступления. Для этого ресторан или кафе формирует документ «Вывод из оборота», указывает GTIN, вес и причину списания «Фасовка». А дальше продает развесное мороженое как обычный товар.

Если рестораны не используют мороженое на кухне, а продают его в той же упаковке, в какой получили, то его нужно реализовывать через ККТ.

Готовые комплекты торгового и кассового оборудования

Далее рассмотрим три варианта комплектов. Условно разобьем их на: эконом, бизнес и эксперт. Каждый комплект состоит из ККТ, 2D сканера, ОФД и дополнительного оборудования.

Эконом

Мобильная касса со встроенной печатью чеков. Подходит для небольших магазинов. Комплект состоит:

  • Pax A930 или MSPOS SE — от 24 000 ₽
  • 2D сканер — от 3 600 ₽
  • ФН 15 месяцев — от 10 000 ₽
  • ОФД — от 3 000 ₽

Стоимость готового комплекта — от 40 600 ₽.

Эконом

Бизнес

Рабочее место продавца с pos‑системой на основе планшета. Подходит для магазинов и общепита со средней проходимостью.

Комплект состоит:

  • АТОЛ Optima V5/V6/v7 — от 34 200 ₽
  • KKT АТОЛ 30Ф — от 22 000 ₽
  • 2D сканер — от 3 600 ₽
  • ФН 15 месяцев — от 10 000 ₽
  • ОФД — от 3 000 ₽

Стоимость готового комплекта — от 72 800₽.

Бизнес

Эксперт

Рабочее место для розницы и общепита со средней проходимостью. Продажи с большой номенклатурой товаров, печать ценников, приемки и инвентаризация. Комплект состоит:

  • POS АТОЛ Jazz 15 — от 46 800 ₽
  • KKT АТОЛ 22 v 2Ф — от 31 500 ₽
  • 2D сканер — от 6 200 ₽
  • ФН 15 месяцев — от 10 000 ₽
  • ОФД — от 3 000 ₽
Эксперт
Выбрать комплект

Штрафы для нарушителей маркировки

Нарушители правил нанесения кодов несут административную, а в некоторых случаях и уголовную ответственность.

Например, оштрафовать могут тех, кто производит и продает товары без маркировки. Для физических лиц сумма штрафа может доходить до 4 000 рублей, для должностных — до 10 000 рублей, а для юрлиц — до 300 000 рублей.

За аналогичные нарушения в особо крупных размерах грозят не только штрафы и изъятие продукции, но и лишение свободы до шести лет.

Подробнее о видах ответственности за нарушение правил маркировки и торговлю немаркированной продукцией читайте тут.

Для торговли по закону и без штрафов подключите МойСклад — все процессы по продаже и учету маркированных товаров бесплатно и в одном окне благодаря прямой интеграции с Честным знаком. Заказ, сверка и вывод кодов из оборота. Импорт и экспорт накладных с данными о маркировке через ЭДО.

МойСклад — это не только работа с маркировкой, но и учет товаров с кассовым приложением в комплекте.

  • автоматические заказы поставщикам на основании статистики продаж;
  • контроль остатков на складах и товаров на реализации;
  • реальная прибыль по каждому товару;
  • печать чеков и ценников;
  • быстрый старт, поддержка 24/7, бесплатный тариф.
Попробовать МойСклад
Читайте также:
Валерия Королева
Валерия Королева Эксперт МоегоСклада
Была ли эта статья полезной?
3 оценки, среднее 5 из 5
Поделиться статьей:
Подпишитесь на рассылку МоегоСклада, чтобы получать новости и статьи о маркировке
Дополнительные материалы:
Горячая линия по маркировке в Telegram Задать вопрос
МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке

Всё, что нужно, в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы, клиенты и поставщики

Начать использовать