Маркировка молочной продукции охватывает несколько видов товаров. В том числе под требования попадают мороженое и различные виды пищевого льда. Как с ними работать, что нужно знать о сроках маркировки и правилах упаковки — в этой статье.
Продажа маркированных товаров — сложный процесс. Забить каждый шаг в систему Честный знак, а еще отразить это в учете.
Удобнее вести работу в одном месте. Заказать коды и сообщить об их выбытии, обменяться документами с поставщиками через ЭДО, получить данные об остатках и прибыли. Все это умеет МойСклад — учет любых товаров, рабочее место кассира и CRM в комплекте. Быстрый старт, поддержка 24/7, есть бесплатный тариф.
- Сроки маркировки мороженого
- Что нужно маркировать
- Какие товары не подлежат маркировке
- Разрешительный режим
- Правила маркировки мороженого
- Особенности упаковки маркированной продукции
- Участники маркировки мороженого
- Готовые комплекты торгового и кассового оборудования
- Штрафы для нарушителей маркировки
Сроки маркировки мороженого
Прямо сейчас маркировка молочной продукции обязательна для всех участников оборота, включая фермерские хозяйства и общепит. Кафе и рестораны, если используют молочные продукты для приготовления блюд, передают данные о товарах в Честный знак. Для опта и розницы до 31 мая 2025 действует объемно-сортовой учет. Достаточно сообщать в Честный знак информацию только о партиях: общий код GTIN и количество товаров. Внедрение поэкземплярного учета намечено на 2025 год.
Что нужно маркировать
Правила нанесения цифровых кодов затрагивают все виды мороженого из сливок и молока с кодом ТН ВЭД 2105 00. Сюда также попадают некоторые виды пищевого льда с какао или без него.
Исключение — мороженое без молочного белка или жира. Такую продукцию нужно продавать уже готовой к употреблению, в твердой или пастообразной форме. К этой категории не относятся полуфабрикаты для изготовления мороженого.
Перечень всей молочной продукции, которая подлежит маркировке, с кодами ТН ВЭД и ОКПД 2 смотрите в таблице.
Товар | ТН ВЭД | ОКПД 2 |
молоко, сливки |
0401, 0402 |
10.51.11, 10.51.12, 10.51.21, 10.51.22, 10.51.51, 10.86.10.110 |
паста, ферментированные продукты: свернувшиеся молоко и сливки, йогурт, кефир |
0403 |
10.51.52 |
молочная сыворотка и другие молочные продукты, не включенные в другие группировки |
0404 |
10.51.55, 10.51.56 |
сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока, молочные пасты |
0405 |
10.51.30 |
сыры и творог |
0406 |
10.51.40 |
мороженое и прочие виды пищевого льда |
2105 00 |
10.52.10 |
молочная продукция для детского питания |
10.86.10.140, 10.86.10.190 |
|
напитки, содержащие молочные жиры |
2202 99 910 0, 2202 99 950 0, 2202 99 990 0 |
Какие товары не подлежат маркировке
Производителям и рознице стоит учесть, что маркировка касается не всей молочной продукции. Например, наносить коды не нужно на:
- пищевой и фруктовый лед, которые приготовлены без использования молочной продукции;
- товары с весом менее 30 граммов;
- продукты для специального питания;
- продукты, выпущенные ограниченной партией для рекламы и не предназначенные для продажи в странах ЕАЭС;
- продукты для реализации в магазинах duty free;
Разрешительный режим
Разрешительный режим — для кассы. С нее при продаже маркированного товара поступает запрос в систему Честный знак, годный код или нет. В результате продажа или разрешена, или запрещена. Все это происходит моментально. Кассовое приложение должно быть готово к работе с разрешительным режимом.
С 1 сентября 2024 года режим онлайн-проверки — обязательный для всей розницы.
Для этого необходимо:
- Получить ключ доступа в Честном знаке. Он нужен для проверки товаров с маркировкой на кассе перед продажей.
- Обновить кассовую программу и ввести ключ доступа для проверки.
- Выстроить бизнес-процессы — определиться, какие действия предпринять, если касса запретит продажу маркированного товара. Обучить кассиров.
Подробнее о разрешительном режиме — в статье.
Правила маркировки мороженого
Задача маркировки — отследить путь товара от производителя к покупателю и исключить появление подделок на рынке. Чтобы это стало возможным, мороженому и другим видам молочной продукции присваивают уникальный двухмерный код Data Matrix. Его нужно заказывать для каждой единицы товара и проставлять на упаковку.
Стоимость одного кода — 50 копеек. Выпуск кодов оплачивает производитель.
Внутри цифрового кода зашифрованы название товара, его срок годности и производитель. В структуре Data Matrix несколько ключевых элементов:
- обозначение GTIN — глобальный номер продукции в единой международной базе товаров GS1;
- индивидуальный ID, который присваивается каждой единице товара;
- ключ проверки из четырех символов;
- сведения о сроке годности.
Коды для мороженого и других подлежащих маркировке товаров получают в Честном знаке. Для этого предоставляют:
- ИНН юрлица;
- ТН ВЭД товаров;
- сведения о стране-изготовителе и типе продукции;
- данные о содержании жира.
Необходимо оформить УКЭП — усиленную квалифицированную электронную подпись на имя ИП или главы компании и стать участником ЭДО.
Оборудование для маркировки мороженого
Производитель/импортер | Опт | Розница |
|
|
|
Особенности упаковки маркированной продукции
Уникальный код должен быть на каждой упаковке мороженого. Проставить его можно по-разному:
- с помощью лазерных, каплеструйных, термотрансферных или термоустойчивых принтеров;
- путем нанесения распечатанных этикеток: этот процесс можно автоматизировать или проводить вручную;
- с привлечением типографии, которая заодно проверит читаемость каждого кода.
При объединении штучных товаров на транспортную упаковку наносят код агрегации. Однако для мороженого и другой молочной продукции со сроком годности более 40 суток его применять не нужно.
Участники маркировки мороженого
В маркировке мороженого, помимо производителей, задействованы компании и ИП, которые его продают. В том числе в заведения общепита.
Розница
Во время приемки от поставщиков сотрудники торговых точек сверяют коды маркировки на упаковках мороженого с теми, что указаны в электронных накладных.
Это можно сделать в сервисе МойСклад. Программа автоматически проверит, зарегистрирован ли код в системе Честный знак, не принадлежит ли он другому поставщику или товару, и если найдет расхождения, то покажет. Если расхождений нет, то розница принимает товар и сообщает об этом в Честный знак.
При продаже сведения о кодах продукции вносятся в чеки, а также автоматически отправляются ОФД и оттуда в Честный знак. Коды реализованных продуктов выбывают из оборота.
Маркировка развесного мороженого в магазине
Если вы продаете мороженое в рожках с шариками, наносить коды на каждую порцию не нужно. Это не промышленный способ упаковки, поэтому маркировать не надо.
Опт. Как только оптовики получают мороженое от производителей и импортеров, они также сверяют коды маркировки, как это делает розница, а затем подтверждают приемку в Честном знаке. С этого момента и до продажи товаров в торговые точки и заведения общепита оптовые компании считаются собственниками продукции.
Общепит принимает мороженое от оптовиков или напрямую от производителей.
Далее он списывает всю партию товара в личном кабинете Честного знака в течение трех дней после поступления. Для этого ресторан или кафе формирует документ «Вывод из оборота», указывает GTIN, вес и причину списания «Фасовка». А дальше продает развесное мороженое как обычный товар.
Если рестораны не используют мороженое на кухне, а продают его в той же упаковке, в какой получили, то его нужно реализовывать через ККТ.
Готовые комплекты торгового и кассового оборудования
Далее рассмотрим три варианта комплектов. Условно разобьем их на: эконом, бизнес и эксперт. Каждый комплект состоит из ККТ, 2D сканера, ОФД и дополнительного оборудования.
Эконом
Мобильная касса со встроенной печатью чеков. Подходит для небольших магазинов. Комплект состоит:
- Pax A930 или MSPOS SE — от 24 000 ₽
- 2D сканер — от 3 600 ₽
- ФН 15 месяцев — от 10 000 ₽
- ОФД — от 3 000 ₽
Стоимость готового комплекта — от 40 600 ₽.
Бизнес
Рабочее место продавца с pos‑системой на основе планшета. Подходит для магазинов и общепита со средней проходимостью.
Комплект состоит:
- АТОЛ Optima V5/V6/v7 — от 34 200 ₽
- KKT АТОЛ 30Ф — от 22 000 ₽
- 2D сканер — от 3 600 ₽
- ФН 15 месяцев — от 10 000 ₽
- ОФД — от 3 000 ₽
Стоимость готового комплекта — от 72 800₽.
Эксперт
Рабочее место для розницы и общепита со средней проходимостью. Продажи с большой номенклатурой товаров, печать ценников, приемки и инвентаризация. Комплект состоит:
- POS АТОЛ Jazz 15 — от 46 800 ₽
- KKT АТОЛ 22 v 2Ф — от 31 500 ₽
- 2D сканер — от 6 200 ₽
- ФН 15 месяцев — от 10 000 ₽
- ОФД — от 3 000 ₽
Штрафы для нарушителей маркировки
Нарушители правил нанесения кодов несут административную, а в некоторых случаях и уголовную ответственность.
Например, оштрафовать могут тех, кто производит и продает товары без маркировки. Для физических лиц сумма штрафа может доходить до 4 000 рублей, для должностных — до 10 000 рублей, а для юрлиц — до 300 000 рублей.
За аналогичные нарушения в особо крупных размерах грозят не только штрафы и изъятие продукции, но и лишение свободы до шести лет.
Подробнее о видах ответственности за нарушение правил маркировки и торговлю немаркированной продукцией читайте тут.
Для торговли по закону и без штрафов подключите МойСклад — все процессы по продаже и учету маркированных товаров бесплатно и в одном окне благодаря прямой интеграции с Честным знаком. Заказ, сверка и вывод кодов из оборота. Импорт и экспорт накладных с данными о маркировке через ЭДО.
МойСклад — это не только работа с маркировкой, но и учет товаров с кассовым приложением в комплекте.
- автоматические заказы поставщикам на основании статистики продаж;
- контроль остатков на складах и товаров на реализации;
- реальная прибыль по каждому товару;
- печать чеков и ценников;
- быстрый старт, поддержка 24/7, бесплатный тариф.