Маркировка обуви контрольными идентификационными знаками

06 Сентября 2018

В России началась маркировка обуви контрольными идентификационными знаками. Ими будет помечаться каждая пара. До середины следующего года участие в проекте добровольное: это подготовительный этап, а с 2019 маркировка обуви станет уже обязательной — для всех участников оборота.

Российский обувной рынок отличается высокой долей контрафакта: как произведенного внутри страны, так и ввезенного. По разным оценкам, доля подделок — более 40% всего предложения. С помощью маркировки обуви государство рассчитывает обелить рынок, остановить незаконный ввоз, производство и оборот обуви, вытеснить контрафакт из логистической цепи, повысить собираемость налогов и таможенных пошлин.

К 2024 году правительство планирует сделать маркировку сплошной: охватить все товары на рынке. Пока она обязательна только для одной группы товаров: шуб и изделий из меха. Они помечаются RFID-метками. По другим товарам — лекарствам и табаку — идут пилотные проекты: скоро их маркировка тоже станет обязательной.

Сроки

Обязательная маркировка обуви вводится с 1 июля 2019 года. К этому моменту все участники обувного рынка должны освоить работу по новому порядку.

За год до этого начался подготовительный этап — эксперимент по маркировке обуви. Он стартовал 1 июня 2018 и закончится 30 июня 2019.

Эксперимент по маркировке обуви

С 1 июня 2018 маркировка обуви работает в экспериментальном порядке: это значит, что подключиться к пилоту можно в любой момент и добровольно.

Эксперимент необходим, чтобы:

  • протестировать схему взаимодействия между участниками рынка;
  • проверить работу самого механизма маркировки;
  • смягчить для бизнеса переход на новый порядок: дать время освоить правила, перестроить рабочие процессы.

На этом этапе проекта коды маркировки для обуви генерируются бесплатно. Наказаний за нарушение порядка работы — то есть штрафов или других санкций, — до 1 июля 2019 не будет. Таким образом, эксперимент по маркировке обуви также страхует участников на случай технических сложностей.

Как и в аналогичный пилотный проект по сигаретам, участники будут включаться постепенно: первыми — производители, затем — оптовики, потом — розница и, видимо, только на последнем этапе — импортеры.

Итоги эксперимента подведут два раза: в конце 2018 года и до мая 2019. На основе результатов будут внесены поправки в закон о маркировке обуви. К этому моменту будут отлажены технологические процессы, определится окончательный порядок работы и будет установлена плата за создание кодов для товаров.

С 1 июля 2019 года обязательная маркировка обуви будет действовать для всех участников рынка.

Закон о маркировке обуви

Маркировка обуви в России вводится распоряжением правительства №792-р от 28 апреля 2018 года. Оно содержит список товаров, которые будут маркироваться в обязательном порядке. Также в распоряжении указаны сроки введения для них обязательной маркировки. Для обуви это 1 июля 2019 года.

Эксперимент по маркировке обуви средствами идентификации вводится постановлением правительства РФ №620 от 30 мая 2018 года. Оно оговаривает сроки — с 1.06.18 по 30.06.19. Также постановление правительства РФ о маркировке обуви устанавливает порядок проведения и добровольную основу участия, определяет участников и ответственные органы власти.

Курирует проект Минпромторг. За обеспечение эксперимента отвечают Минфин, Министерство цифрового развития, ФСБ, ФНС, ФТС и Роспотребнадзор.

Главная ответственная сторона — оператор системы маркировки обуви. Им назначен Центр развития перспективных технологий — частная компания. Предполагается, что государственно-частное партнерство поможет снизить нагрузку на государственный бюджет. ЦРПТ разрабатывает и поддерживает систему маркировки, создает и защищает цифровые коды за собственный счет, а не на бюджетные средства.

Генерация кодов маркировки будет платной: плата взимается за каждую единицу товара.

ЦРПТ уже занимается маркировкой: ведет пилотный проект по сигаретам, который стартовал в январе 2018 года. Этот опыт поможет провести эксперимент в новой товарной группе. В будущем система, которая уже создана и теперь тестируется для табачных изделий, будет распространена на обувь, одежду, духи, покрышки и другие товары из распоряжения №792-р — с отдельными изменениями, например, в части возврата товаров. Вероятно, ЦРПТ станет оператором единой системы маркировки для всех товаров на рынке, которую предполагается создать к 2024 году.

Как это работает?

Обязательная маркировка обуви уже действует: производители наносят на обувь и упаковку метки с данными о марке, модели, материалах, бренде и производителе, стране происхождения, для кожаной обуви — о виде кожи. Эта информация не зашифрована, а сама метка должна быть крупной и разборчивой, чтобы покупателю было легко ее прочитать и проверить, все ли соответствует действительности.

За достоверность указанных данных отвечают производитель, импортер и розничный продавец. Продавать обувь без маркировки нельзя. Такой порядок маркировки обуви регулируется ГОСТом Р 53917-2019 и Техническим Регламентом Таможенного Союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011).

Новая маркировка обуви с 2018 года — электронная. На обувь будут наносить цифровой код DataMatrix. Информация в нем приведена к унифицированному формату, зашифрована в виде последовательности символов и защищена от подделки с помощью криптографических технологий.

Код будут печатать на обувной коробке или на ярлыке производители и импортеры. Генерировать коды будет оператор системы маркировки — ЦРПТ. Для каждой пары обуви код маркировки будет создаваться отдельно. Коды невозможно подделать, они не повторяются в течение нескольких лет, а при продаже промаркированной обуви не списываются (в отличие от кодов для сигарет). Это сделано, чтобы предусмотреть возврат товара. В этом случае обувь с кодом вернется в оборот.

Наличие цифровой маркировки на товаре — это гарантия, что обувь произведена законно, ее качество соответствует заявленному, а все необходимые налоги и таможенные сборы выплачены. Сканируя код, можно получить всю информацию о товаре и его логистике. Маркировка обуви контрольными идентификационными знаками позволит усилить и автоматизировать контроль за движением продукции.

Методические рекомендации по маркировке обуви

Основной документ по проекту — Методические рекомендации по маркировке обуви. В нем есть инструкция по нанесению кодов на товары. Также в них подробно описано, как будет работать обязательная маркировка обуви. С 2018 года в подготовке пилотного проекта участвовали представители бизнеса, поэтому документ учитывает их интересы.

Подорожает ли обувь из-за маркировки?

Предполагается, что подорожания обуви не будет. Даже наоборот: инициаторы маркировки ожидают снижения цен для покупателей минимум на 10%. Эти ожидания связаны с тем, что система прослеживаемости вытеснит с рынка контрафакт и подделки — а, следовательно, у легальных производителей увеличится доля рынка и вырастут объемы производства.

По рознице и по покупателю не должны ударить расходы, которых новые правила потребуют от производителей. Во-первых, сейчас на обувь уже и так наносится маркировка, только не в цифровом формате. Радикальных изменений в этом не произойдет. Изменится только способ представления данных. Во-вторых, для нанесения новой электронной маркировки выбрана максимально эффективная технология: простая, дешевая, удобная в нанесении.

ЦРПТ оценила выгоду от маркировки для бизнеса и государства в более чем 1 трлн рублей в годовом исчислении. Это намного превышает возможные затраты.

Как подключиться к эксперименту?
  1. Подать заявление в ЦРПТ — в свободной форме на email info@crpt.ru.
  2. Подключить необходимое оборудование: для нанесения кодов или для их считывания.
  3. Рознице — установить онлайн-кассу (если вы еще ее не используете). При продаже товара ККТ отправит информацию об этом в ОФД, который в свою очередь передаст ее в систему маркировки.
  4. Подключиться к системе электронного документооборота (для передачи сопровождающей товар документации) и обеспечить работу с кодами маркировки в учетной системе. Для этого подойдет МойСклад. Мы участвуем в пилотах по маркировке и полностью подготовили наш сервис к работе с кодами: вы сможете легко подключить все нужное оборудование, настроить удобную интеграцию с вашей системой ЭДО, считывать коды маркировки при приемке и продаже, хранить их в карточке товара и при реализации передавать через онлайн-кассу в ОФД.
  5. Научиться работать в системе. До 1 июля 2019 года еще много времени, но лучше начать как можно раньше, чтобы защитить свой бизнес от всех возможных сложностей.

Маркировка обуви: новости

Мы поддерживаем проект по маркировке и участвуем в пилотах с самого старта. Сейчас в нашем сервисе уже можно работать с маркированными товарами. Подпишитесь на МойСклад, чтобы получать последние новости по маркировке обуви.


МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке Всё, что нужно в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы,
клиенты и поставщики
Начать использовать