Маркировка обуви контрольными идентификационными знаками

06 Ноября 2019

В России началась маркировка обуви контрольными идентификационными знаками. Ими помечается каждая пара. С июля 2019 участие в маркировке обуви обязательно для всех участников оборота. Не ждите до последнего и начните переход на новые правила уже сейчас: успеете перестроить работу, прежде чем начнут действовать штрафы за нарушения. В МоемСкладе все готово к маркировке: можно вести учет маркированных товаров, продавать их, обмениваться сопровождающими документами в электронном виде, как этого требует закон. Вы легко освоите простой интерфейс и сможете обучить персонал. Попробуйте прямо сейчас: это бесплатно.


На российском обувном рынке традиционно много контрафакта: и произведенного внутри страны, и ввезенного. В 2018 году эксперты оценили долю подделок в 40% всего предложения и больше. Маркировка обуви должна помочь обелить рынок, остановить незаконный оборот, вытеснить контрафакт из логистической цепи, повысить собираемость налогов и таможенных пошлин.

Мастер-класс и живое демо онлайн, как маркировать остатки, получать коды на новые товары и продавать обувь в 2020

К 2024 году маркировка станет сплошной: охватит все товары на рынке. Пока она обязательна только для отдельных групп: шуб, изделий из меха, сигарет и лекарств. По другим идут пилотные проекты, и скоро их маркировка тоже станет обязательной.

Сроки

Обязательная маркировка обуви введена с 1 июля 2019 года. С этого момента участники оборота должны начать поэтапный переход:

  • С 1 июля до 1 октября 2019 — зарегистрироваться в системе, подать заявки на регистраторы эмиссии кодов и начать маркировать остатки по упрощенной схеме. За год до этого прошел подготовительный этап — эксперимент по маркировке обуви.
  • С 1 октября до 1 февраля 2020 — получить регистратор эмиссии, завершить маркировку остатков, перейти на электронный документооборот, подключить сканер для считывания кодов, настроить онлайн-кассу для работы с маркировкой, подготовить софт — кассовую программу, которая сможет регистрировать продажи маркированных товаров.
  • К 1 марта 2020 все участники обувного рынка должны освоить работу по новому порядку. С этого момента оборот немаркированной продукции будет прекращен.
С 1 января 2020 при продаже маркированной обуви запрещено использовать ЕНВД и патентную систему налогообложения. Как только вы продадите хотя бы один такой товар, то будете обязаны перейти с ЕНВД на общий режим, с патента — на общий режим или УСН.

Эксперимент по маркировке обуви

Экспериментальный период уже закончился. Нажмите на +, чтобы прочитать о нем подробнее.

Закон о маркировке обуви

Маркировка обуви в России введена распоряжением правительства №792-р от 28 апреля 2018 года. В нем есть список товаров, которые должны маркироваться. Там же указаны сроки введения для них обязательной маркировки. Для обуви это 1 июля 2019 года.

Эксперимент по маркировке обуви средствами идентификации был введен постановлением №620. Оно устанавливает сроки — с 1.06.18 по 30.06.19. Также постановление правительства РФ о маркировке обуви описывает порядок проведения и добровольную основу участия, определяет участников и ответственные органы власти.

Проект по маркировке обуви курирует Минпромторг. Инфраструктуру создает оператор — частная компания Центр развития перспективных технологий. ЦРПТ разрабатывает и поддерживает систему маркировки, выпускает и защищает цифровые коды.

Генерация кодов маркировки платная. С 1 июля 2019 плата составляет 50 копеек за один код без учета налога на добавленную стоимость. Коды для остатков обуви, закупленных до старта обязательной маркировки (1.03.2020), выдаются бесплатно.

ЦРПТ уже давно занимается маркировкой, в том числе ведет проект по сигаретам, который стартовал в январе 2018 года. Этот опыт помог провести эксперимент в новой товарной группе. В будущем схема, созданная для обуви и табачных изделий, распространится на одежду, духи, покрышки и другие товары из распоряжения №792-р. Вероятно, ЦРПТ станет оператором единой системы маркировки для всех товаров на рынке, которую предполагается создать к 2024 году.

Ответственность за нарушения требований

Закон о маркировке товара устанавливает строгую ответственность за нарушения. Так, статья 4.7 п. 554-ФЗ вводит обязательный реквизит кассового чека — «код товара», позволяющий идентифицировать товар. Постановлением Правительства РФ № 174 от 21 февраля 2019 года установлено, что в этом реквизите для товаров, которые подлежат маркировке, указывается код идентификации, предусмотренный законом 381-ФЗ.

За нарушение этого требования может применяться ответственность, установленная частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ: предупреждение или штраф на должностных лиц от 1,5 до 3 тысяч рублей; на юридических лиц — предупреждение или штраф от 5 до 10 тысяч рублей.

Как устроена маркировка обуви?

Важно понимать, чем отличаются «новая» и «старая» маркировка обуви (обязательная — и та и другая). «Старая» действовала и до цифрового проекта: производители всегда наносят на обувь и упаковку метки с данными о марке, модели, материалах, бренде и производителе, стране происхождения, для кожаной обуви — о виде кожи. Эта информация не зашифрована, а сама метка должна быть крупной и разборчивой, чтобы покупателю было легко ее прочитать и проверить, все ли соответствует действительности. За достоверность данных отвечают производитель, импортер и розничный продавец. Этот порядок маркировки обуви регулируется ГОСТом Р 53917-2019 и Техническим Регламентом Таможенного Союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011). Продавать обувь без такой маркировки нельзя. Эти требования не отменены, меняется только формат.

Новая маркировка обуви с 2019 года — электронная. На обувь наносится цифровой код DataMatrix. Информация в нем зашифрована и защищена от подделки с помощью криптографических технологий.

Код должны печатать на обувной коробке или на ярлыке производители. Импортеры обязаны договориться об этом со своими поставщиками. Генерирует коды маркировки оператор системы — ЦРПТ. Для каждой пары обуви — отдельно, причем за плату в 50 копеек без учета НДС. Коды маркировки невозможно подделать, они не повторяются несколько лет, а при продаже промаркированной обуви не списываются (в отличие от кодов для сигарет). Это сделано, чтобы предусмотреть возврат товара. «Отказную» обувь с кодом маркировки можно вернуть в оборот.

Цифровая маркировка на товаре показывает, что обувь произведена законно, ее качество соответствует заявленному, а все необходимые налоги и таможенные сборы выплачены. Потребитель может отсканировать код и узнать все о своей покупке: кто, где, когда произвел вещь и другие данные. Маркировка обуви контрольными идентификационными знаками позволяет сделать рынок прозрачным и автоматизировать контроль за движением товаров.

В МоемСкладе все готово к работе с промаркированной обувью. Мы участвовали в экспериментах с самого старта и уже добавили все нужные функции в сервис. Посмотрите на видео, как работать с маркированной продукцией в МоемСкладе: заказать коды, ввести товары в оборот, сделать отгрузку.

Методические рекомендации по маркировке обуви

Основной документ по проекту — Методические рекомендации по маркировке обуви. В нем есть инструкция, как наносить коды на товары. Там же подробно описано, как будет работать обязательная маркировка обуви. С 2018 года в подготовке пилотного проекта участвовали представители бизнеса, поэтому документ учитывает их интересы.

Как подключиться к системе маркировки обуви?
  1. Для начала — обзавестись УКЭП: усиленной квалифицированной электронной подписью.
  2. До 1 октября 2019 — подать заявление в систему Честный Знак (ЦРПТ) на ее официальном сайте. Для этого вам и понадобится УКЭП.
  3. Производителям — вступить в GS1 Russia.
  4. Рознице — установить онлайн-кассу (если вы еще ее не используете). При продаже товара ККТ отправит информацию об этом в ОФД, который в свою очередь передаст ее в систему. Перед тем как начинать работать с маркировкой, понадобится обновить прошивку кассы: следите за новостями ее производителя.
  5. Подать в Честный знак заявление на получение регистратора эмиссии.
  6. Начать маркировать остатки обуви упрощенными кодами (для этого регистратор не понадобится). Этот процесс нужно закончить к 1 марта 2020 года. Читайте в нашей подробной статье, как маркировать остатки обуви.
  7. К 1 октября — подключить 2D-сканер штрихкодов.
  8. После 1 октября — получить по заявлению регистратор эмиссии и подключиться к системе электронного документооборота — чтобы принимать и передавать документы на товар.
  9. Главное: обеспечить работу с кодами маркировки в учетной системе и в кассовой программе, иначе вы не сможете торговать маркированными товарами. Для этого подойдет МойСклад. Мы участвуем в пилотах по маркировке с самого старта и полностью подготовили наш сервис к работе с кодами: вы сможете легко подключить все нужное оборудование, настроить удобную интеграцию с вашей системой ЭДО, считывать коды маркировки при приемке и продаже, хранить их в карточке товара и при реализации передавать через онлайн-кассу в ОФД.
  10. Научиться работать. Лучше начать как можно раньше: успеете привыкнуть и освоиться, прежде чем система выйдет на полные обороты и начнутся штрафы за нарушения.
Подорожает ли обувь из-за маркировки?

Предполагается, что подорожания обуви не будет. Даже наоборот: инициаторы маркировки ожидают снижения цен для покупателей минимум на 10%. Эти ожидания связаны с тем, что система прослеживаемости вытеснит с рынка контрафакт и подделки — а, следовательно, у легальных производителей увеличится доля рынка и вырастут объемы производства.

По рознице и по покупателю не должны ударить расходы, которых новые правила потребуют от производителей. Во-первых, сейчас на обувь уже и так наносится маркировка, только не в цифровом формате. Радикальных изменений в этом не произойдет. Изменится только способ представления данных. Во-вторых, для нанесения новой электронной маркировки выбрана максимально эффективная технология: простая, дешевая, удобная в нанесении.

ЦРПТ оценила выгоду от маркировки для бизнеса и государства в более чем 1 трлн рублей в годовом исчислении.

Маркировка обуви: новости

Маркировка вызывает у бизнеса огромное количество вопросов. Неудивительно, ведь подготовиться нужно в очень сжатый срок! Чтобы помочь предпринимателям, мы создали и регулярно обновляем раздел Маркировка в вопросах и ответах. Там мы с экспертами из ЦРПТ подробно разбираем все, о чем нас спрашивают пользователи. Найдите свой вопрос!

Хотите узнать все из первых рук? Посмотрите запись вебинара о маркировке обуви, в котором участвовала Вера Волкова: руководитель рабочей группы по легкой промышленности в ЦРПТ. Она рассказала о новых правилах и ответила на вопросы слушателей вебинара. Получите доступ к записи по кнопке ниже. Это бесплатно.

Мы поддерживаем проект по маркировке, участвуем в пилотах с самого начала, регулярно проводим подробные вебинары по теме, следим за новостями. Наши пользователи всегда в курсе происходящего. Подпишитесь на МойСклад, чтобы получать последние новости по маркировке обуви.


МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке Всё, что нужно, в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы,
клиенты и поставщики
Начать использовать