В России действует обязательная маркировка обуви. Соблюдать требования должны производители, импортеры, оптовые и розничные продавцы. За нарушение правил грозят штрафы и даже уголовная ответственность.
Продажа маркированных товаров — сложный процесс. Забить каждый шаг в систему Честный Знак, а еще отразить это в товарном учете.
Удобнее вести работу в одном месте. Заказать коды и сообщить об их выбытии, обменяться документами с поставщиками через ЭДО, получить данные об остатках и прибыли. Все это умеет МойСклад — учет любых товаров, рабочее место кассира и CRM в комплекте. Быстрый старт, поддержка 24/7, есть бесплатный тариф.
Какую обувь нужно маркировать
Маркировка обуви, как и других товаров, утверждена распоряжением Правительства РФ № 792-р от 28.04.2018. В перечень входят:
Коды ТН ВЭД | Товар | Коды ОКПД 2 |
6401 92 6401 99 |
Обувь водонепроницаемая на подошве и с верхом из резины или пластмассы |
15.20.11 |
6402 20 6402 91 6402 99 |
Обувь на подошве и с верхом из резины или пластмассы |
15.20.12 |
6403 51 6403 59 6403 91 6403 99 6405 10 |
Обувь с верхом из кожи |
15.20.13 |
6404 19 6404 20 6405 20 |
Обувь с верхом из текстильных материалов |
15.20.14 |
6404 11 |
Обувь для тенниса, баскетбола, гимнастики, тренировочная обувь и аналогичные изделия |
15.20.21 |
6402 19 6403 19 |
Обувь спортивная прочая, кроме лыжных ботинок и ботинок с коньками |
15.20.29 |
6401 10 6402 91 6402 99 6403 40 |
Обувь с защитным металлическим подноском |
15.20.31 |
6403 20 6405 90 |
Обувь деревянная, различная специальная обувь и прочая обувь, не включенная в другие группировки |
15.20.32 |
6402 12 |
Обувь лыжная |
32.30.12 |
Какая обувь не подлежит маркировке
- обувь на временном хранении
- образцы не для продажи
- обувь после взыскания или конфискации
- для личного использования физлицами при ввозе из-за рубежа
- при производстве на вывоз на территории Евразийского экономического союза
- при таможенном транзите
- для продажи в duty free
Сроки маркировки обуви
С 1 июля 2020 года оборот немаркированной обуви запрещен. За отсутствие маркировки штрафуют, а товар конфисковывают.
При этом с 1 сентября 2022 до 31 марта 2023 вы обязаны провести перемаркировку остатков, если в 2020 вводили их в оборот по упрощенной схеме. С 1 апреля 2023 старые коды будут аннулированы, а товар окажется «вне закона». Вот как это сделать.
Перемаркировка остатков
Шаг 1. Отсканируйте обувь
Через мобильное приложение Честный Знак отсканируйте коды на каждой паре обуви. Если в описании товара вы увидите род обуви, ИНН владельца товара, способ его ввода в оборот, а также два знака кода ТНВЭД ЕАЭС = группа 64, то обувь надо перемаркировать. Визуально отличить короткий код от полного невозможно. Если вы владелец обуви, которой присвоен короткий код, то обязаны ее перемаркировать. Не имеет значения, кто вводил в оборот обувь по упрощенной схеме, теперь это ваша задача.
Шаг 2. Составьте описание
В Честном Знаке в разделе «Национальный каталог» создайте техническую карточку и опишите товар по полному атрибутивному составу:
- модель производителя (должна совпадать с номером модели, указанным в сертификате или декларации соответствия);
- страна производства;
- 10-значный код ТНВЭД ЕАЭС;
- вид обуви;
- вид материала, использованного для изготовления верха обуви;
- вид материала, использованного для изготовления подкладки и подошвы;
- товарный знак (при наличии);
- ИНН российского производителя, или ИНН импортера;
- цвет;
- размер в штихмассовой системе;
- наименование товара на этикетке (формируется в свободной форме).
Если каких-то данных нет, запрашивайте у поставщика. Без этого перемаркировать товар не получится.
Шаг 3. Сделайте заказ в Честном Знаке
В разделе «Управление заказами» в Честном Знаке закажите коды маркировки, указав способ введения товара в оборот «Перемаркировка». Причина — выявлены ошибки в описании товара. Не забудьте указать короткий код — без этого не получится заказать новый.
Стоимость одного кода — 50 копеек без учета НДС.
Шаг 4. Распечатайте коды
Полученные коды необходимо напечатать и наклеить на товар.
Шаг 5. Подайте сведения о перемаркировке в Честный Знак
В документе укажите:
- дату перемаркировки;
- причину перемаркировки «Выявлены ошибки описания товара»;
- новые коды идентификации, на которые будут заменены предыдущие;
- код идентификации, который подлежит замене.

Штрафы
За нарушения правил маркировки могут выписать штраф до 300 000 рублей с конфискацией продукции.
За что именно выписывают штрафы:
- на товаре нет кода
- код поврежден или не читается
- данные в коде не соответствуют информации в УПД
- магазин неправильно оформил возврат маркированного товара
- магазин не провел перемаркировку
Если стоимость нелегальной партии превышает 1,5 млн рублей, грозит штраф 500 тыс. и уголовная ответственность (лишение свободы до 6 лет).
Правила маркировки обуви
Производители маркируют товар. Они должны описать все модели, получить коды в системе Честный Знак и наклеить их на каждую пару обуви. При передаче оптовому или розничному покупателю формируют УПД (универсальный передаточный документ) с кодами. Так происходит ввод товара в оборот.
Импортеры обязаны маркировать товар перед таможенными процедурами и ввезти его на территорию РФ уже с кодами. Для этого требуется передать этикетки с кодами Data Matrix на производство или на логистический склад. При дальнейшей продаже также формируют УПД.
Опт или розница получает партию товара от производителя или импортера вместе с УПД, где указаны все позиции с кодами.
Обычно рознице, как и оптовикам внутри страны, приходит уже промаркированная обувь. Коды на нее наносит поставщик, который может быть либо производителем, либо импортером. Получается, что при приемке маркировка должна быть у любой обуви.
Но это не значит, что розница не участвует в маркировке. Если покупатель вернет товар, торговым точкам придется заказывать и печатать коды. Иначе обувь нельзя продать повторно.
Когда магазин принимает обувь, он подписывает УПД. После этого переход прав собственности на товар с кодами отображается в системе маркировки Честный Знак. Принимать такую обувь может только тот продавец, что зарегистрирован в Честном Знаке.
Товар нужно перемаркировать, если этикетка со специально заказанным для него кодом потерялась (например, при возврате), а также промокла на складе и не читается. В ситуации, когда необходимо заказывать и печатать коды, может оказаться любой участник оборота.
Этикетки для маркированных товаров легко сделать в МоемСкладе. Укажите в шаблоне наименование товара, код Data Matrix, а также ту часть кода маркировки, которая состоит из цифр и символов.

Как настроить шаблон для этикетки — смотрите в нашей видеоинструкции.
В МоемСкладе можно заказать коды маркировки, ввести и вывести их из оборота и перемаркировать продукцию. Попробуйте: это бесплатно.
Порядок действий для торговли маркированной обувью
Рознице необходимо:
- получить усиленную электронную подпись, если ее еще нет
- установить онлайн-кассу с ФФД 1.2
- подключить систему электронного документооборота
- установить программу КриптоПро версии от 3.6.7 или Рутокен
- зарегистрироваться в Честном Знаке.
Продавцу потребуется 2D-сканер штрихкодов. С ним не надо вводить 31 символ из кода вручную — его можно отсканировать и сверить данные с теми, что указаны в УПД.
В МоемСкладе при приемке обуви можно проверить код маркировки: если он принадлежит другому товару или юридическому лицу, то сервис покажет это. Магазину остается оформить возврат поставщику, так как такой товар принимать нельзя.
А вот как выглядят ключевые процессы для розничного магазина:
Приемка. Продавец подписывает полученный от поставщика УПД, указанные там коды маркировки переходят в его собственность. Сделать это надо через ЭДО. В МоемСкладе прямая интеграция с ЭДО Лайт, Такском и другими системами.
Продажа. Продавец сканирует код маркировки на кассе, информация о продаже автоматически передается через ОФД в Честный Знак. При этом код маркировки не списывается. Это сделано, чтобы предусмотреть возврат товара. «Отказную» обувь с кодом можно вернуть в оборот.
Возврат. Если покупатель вернет маркированную обувь и код сохранился, то можно вернуть его в оборот. В Честный Знак надо предоставить данные о возврате. Сделать это можно через онлайн-кассу. В МоемСкладе прямая интеграция с АТОЛ, Штрих-М и другими.
Перемаркировка. Когда покупатель вернул товар, но код маркировки утерян или поврежден, то продавец должен перемаркировать обувь. Для этого он заказывает в Честном Знаке уникальный номер — GTIN, он станет частью маркировочного кода. Это можно сделать прямо в МоемСкладе без переключения в Честный Знак.
Ответы на вопросы
Можно ли заказывать код маркировки для одной модели обуви без учета размеров? Например, модель А размер 36-42.
Нельзя. Чтобы получить код маркировки, нужно составить описание товара, в котором, помимо таких параметров, как вид обуви и страна производства, необходимо указать размер. После этого производитель, импортер или продавец должен заказать коды маркировки, напечатать их на этикетках и наклеить их на весь размерный ряд.
Можно ли вернуть в оборот код маркировки обуви после того, как покупатель вернул эту пару вместе с этикеткой? Или обязательно нужно заказывать новый код и делать перемаркировку?
Если код маркировки на этикетке не испорчен, его можно вернуть в оборот. Делать перемаркировку нужно только тогда, когда он поврежден или не читается.
В МоемСкладе есть все для перемаркировки товаров. Если вы еще не знаете, как правильно заменить наклейку с кодом, посмотрите подробную видеоинструкцию.

Что, если покупатели и перекупщики нашей обуви не зарегистрированы в системе маркировки и не планируют этого делать?
При продаже товара с кодами юридическому лицу, которое не работает в системе маркировки, вы можете отгрузить продукцию не как участнику. Далее ваш покупатель сам будет нести ответственность за то, что он сделает с этой обувью. Если он тоже решит ее продать, но не зарегистрируется в системе, это будет считаться нарушением.
У МоегоСклада — прямая интеграция с Честным Знаком. Работайте с маркированными товарами и ведите учет в одном месте. Сервис также поможет:
- анализировать продажи — какие позиции закупать в первую очередь, а от чего отказаться
- контролировать остатки, чтобы на складе всегда был нужный ассортимент
- массово печатать ценники, когда нужно срочно их обновить, например, во время распродажи
Быстрый старт, работа на любом устройстве от компьютера до смартфона, поддержка 24/7.