Маркировка обуви контрольными идентификационными знаками

03 марта 2020

В России началась маркировка обуви контрольными идентификационными знаками. С июля 2019 участие обязательно для всех, кто ее производит, перевозит, продает. С 1 июля 2020 оборот обуви без маркировки будет полностью запрещен. Важно успеть перестроить работу: за нарушения скоро начнутся штрафы. В МоемСкладе все готово к маркировке обуви: можно вести учет маркированных товаров, продавать их, обмениваться сопровождающими документами в электронном виде. Удобно маркировать остатки: есть подробная пошаговая видеоинструкция. Вы легко освоите простой интерфейс и сможете обучить персонал. Попробуйте прямо сейчас: это бесплатно.

Сроки

Обязательная маркировка обуви введена с 1 июля 2019 года. С этого момента участники оборота постепенно переходят на новые требования. Они обязаны:

  • С 1 июля до 1 октября 2019 — зарегистрироваться в системе, подать заявки на регистраторы эмиссии кодов и начать маркировать остатки по упрощенной схеме. За год до этого прошел подготовительный этап — эксперимент по маркировке обуви.
    Подробное видео, как маркировать остатки одежды и текстиля по шагам. Кликайте и смотрите!  Программа для маркировки в подарок!
  • С 1 октября 2019 до 1 июля 2020 — получить регистратор эмиссии, завершить маркировку остатков, перейти на электронный документооборот, подключить сканер для считывания кодов, настроить онлайн-кассу для работы с маркировкой, подготовить софт — кассовую программу, которая сможет регистрировать продажи маркированных товаров.
  • К 1 июля 2020 все участники обувного рынка должны освоить работу по новому порядку. С этого момента запрещено продавать, хранить, перевозить немаркированную обувь. И обязательно — передавать в систему маркировки сведения о производстве, импорте, продаже.
  • Если товары были куплены до 1 июля 2020 года, но задержались в пути, их можно ввезти без маркировки и промаркировать на месте до 1 августа 2020. Отсрочки по этой дате не будет. При этом у собственника должны быть документы, подтверждающие покупку до 1 июля.
  • Остатки обуви, произведенные или приобретенные до 1 июля, можно промаркировать до 1 сентября 2020. В этом случае у участника оборота тоже должны быть документы, которые подтверждают срок покупки или производства. Если подтверждения нет — маркировку такой обуви нужно закончить к 1 июля.
С 1 января 2020 при продаже маркированной обуви запрещено использовать ЕНВД и патентную систему налогообложения. Как только вы продадите хотя бы один такой товар, то будете обязаны перейти с ЕНВД на общий режим, с патента — на общий режим или УСН.

Эксперимент по маркировке обуви

Экспериментальный период уже закончился. Нажмите на +, чтобы прочитать о нем подробнее.

Закон о маркировке обуви

Маркировка обуви в России введена распоряжением правительства №792-р от 28 апреля 2018 года. В нем есть список товаров, которые должны маркироваться. Там же указаны сроки введения для них обязательной маркировки. Для обуви это 1 июля 2019 года (внимание: постановлением от 29 февраля 2020 №216 окончательный срок был перенесен на 1 июля 2020 года).

Проект по маркировке обуви курирует Минпромторг. Инфраструктуру создает оператор — частная компания Центр развития перспективных технологий. ЦРПТ разрабатывает и поддерживает систему маркировки, выпускает и защищает цифровые коды.

Генерация кодов маркировки платная. С 1 июля 2019 плата составляет 50 копеек за один код без учета налога на добавленную стоимость. Получить коды на остатки обуви можно только до 1 сентября 2020 (без сопроводительных документов — до 1 июля).

ЦРПТ уже давно занимается маркировкой, в том числе ведет проект по сигаретам, который стартовал в январе 2018 года. Этот опыт помог провести эксперимент в новой товарной группе. В будущем схема, созданная для обуви и табачных изделий, распространится на одежду, духи, покрышки и другие категории из распоряжения №792-р. К 2024 году маркировка станет сплошной: охватит все товары на рынке. Вероятно, ЦРПТ станет оператором этой единой системы.

Ответственность за нарушения требований

Закон о маркировке товара устанавливает строгую ответственность за нарушения. Так, статья 4.7 п. 554-ФЗ вводит обязательный реквизит кассового чека — «код товара», позволяющий идентифицировать товар. Постановлением Правительства РФ № 174 от 21 февраля 2019 года установлено, что в этом реквизите для товаров, которые подлежат маркировке, указывается код идентификации, предусмотренный законом 381-ФЗ.

За нарушение этого требования может применяться ответственность, установленная частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ: предупреждение или штраф на должностных лиц от 1,5 до 3 тысяч рублей; на юридических лиц — предупреждение или штраф от 5 до 10 тысяч рублей.

Как устроена маркировка обуви?

Важно понимать, чем отличаются «новая» и «старая» маркировка обуви (обязательная — и та и другая). «Старая» действовала и до цифрового проекта: производители всегда наносят на обувь и упаковку метки с данными о марке, модели, материалах, бренде и производителе, стране происхождения, для кожаной обуви — о виде кожи. Эта информация не зашифрована, а сама метка должна быть крупной и разборчивой, чтобы покупателю было легко ее прочитать и проверить, все ли соответствует действительности. За достоверность данных отвечают производитель, импортер и розничный продавец. Этот порядок маркировки обуви регулируется ГОСТом Р 53917-2019 и Техническим Регламентом Таможенного Союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011). Продавать обувь без такой маркировки нельзя. Эти требования не отменены, меняется только формат.

Новая маркировка обуви с 2019 года — электронная. На обувь наносится цифровой код DataMatrix. Информация в нем зашифрована и защищена от подделки с помощью криптографических технологий.

Код должны печатать на обувной коробке или на ярлыке производители. Импортеры обязаны договориться об этом со своими поставщиками. Генерирует коды маркировки оператор системы — ЦРПТ. Для каждой пары обуви — отдельно, причем за плату в 50 копеек без учета НДС. Коды маркировки невозможно подделать, они не повторяются несколько лет, а при продаже промаркированной обуви не списываются (в отличие от кодов для сигарет). Это сделано, чтобы предусмотреть возврат товара. «Отказную» обувь с кодом маркировки можно вернуть в оборот.

Подробнее о том, как оформить возврат маркированного товара на примере обуви, читайте в статье на нашем сайте.

Цифровая маркировка на товаре показывает, что обувь произведена законно, ее качество соответствует заявленному, а все необходимые налоги и таможенные сборы выплачены. Потребитель может отсканировать код и узнать все о своей покупке: кто, где, когда произвел вещь и другие данные. Маркировка обуви контрольными идентификационными знаками позволяет сделать рынок прозрачным и автоматизировать контроль за движением товаров.

В МоемСкладе все готово к работе с промаркированной обувью. Мы участвовали в экспериментах с самого старта и уже добавили все нужные функции в сервис. Посмотрите на видео, как работать с маркированной продукцией в МоемСкладе.

Методические рекомендации по маркировке обуви

Основной документ по проекту — Методические рекомендации по маркировке обуви. В нем есть инструкция, как наносить коды на товары. Там же подробно описано, как будет работать обязательная маркировка обуви. С 2018 года в подготовке пилотного проекта участвовали представители бизнеса, поэтому документ учитывает их интересы.

Как подключиться к системе маркировки обуви?
  1. Для начала — обзавестись УКЭП: усиленной квалифицированной электронной подписью.
  2. До 1 октября 2019 — подать заявление в систему Честный Знак (ЦРПТ) на ее официальном сайте. Для этого вам и понадобится УКЭП.
  3. Производителям — вступить в GS1 Russia.
  4. Рознице — установить онлайн-кассу (если вы еще ее не используете). При продаже товара ККТ отправит информацию об этом в ОФД, который в свою очередь передаст ее в систему. Перед тем как начинать работать с маркировкой, понадобится обновить прошивку кассы: следите за новостями ее производителя.
  5. Подать в Честный ЗНАК заявление на получение регистратора эмиссии.
  6. Начать маркировать остатки обуви упрощенными кодами (для этого регистратор не понадобится). Этот процесс нужно закончить к 1 июля или 1 сентября 2020 года: зависит от того, есть ли у вас сопроводительные документы. Читайте в нашей подробной статье, как маркировать остатки обуви.
  7. К 1 октября 2019 — подключить 2D-сканер штрихкодов.
  8. После 1 октября 2019 — получить по заявлению регистратор эмиссии и подключиться к системе электронного документооборота — чтобы принимать и передавать документы на товар.
  9. Главное: обеспечить работу с кодами маркировки в учетной системе и в кассовой программе, иначе вы не сможете торговать маркированными товарами. Для этого подойдет МойСклад. Мы участвуем в пилотах по маркировке с самого старта и полностью подготовили наш сервис к работе с кодами: вы сможете легко подключить все нужное оборудование, настроить удобную интеграцию с вашей системой ЭДО, считывать коды маркировки при приемке и продаже, хранить их в карточке товара и при реализации передавать через онлайн-кассу в ОФД.
  10. Научиться работать. Лучше начать как можно раньше: успеете привыкнуть и освоиться, прежде чем система выйдет на полные обороты и начнутся штрафы за нарушения.
Подорожает ли обувь из-за маркировки?

Предполагается, что подорожания обуви не будет. Даже наоборот: инициаторы маркировки ожидают снижения цен для покупателей минимум на 10%. Эти ожидания связаны с тем, что система прослеживаемости вытеснит с рынка контрафакт и подделки — а, следовательно, у легальных производителей увеличится доля рынка и вырастут объемы производства.

По рознице и по покупателю не должны ударить расходы, которых новые правила потребуют от производителей. Во-первых, сейчас на обувь уже и так наносится маркировка, только не в цифровом формате. Радикальных изменений в этом не произойдет. Изменится только способ представления данных. Во-вторых, для нанесения новой электронной маркировки выбрана максимально эффективная технология: простая, дешевая, удобная в нанесении.

ЦРПТ оценила выгоду от маркировки для бизнеса и государства в более чем 1 трлн рублей в годовом исчислении.

Маркировка обуви: новости

Маркировка вызывает у бизнеса огромное количество вопросов. Неудивительно, ведь подготовиться нужно в очень сжатый срок! Чтобы помочь предпринимателям, мы создали и регулярно обновляем раздел Маркировка в вопросах и ответах. Там мы с экспертами из ЦРПТ подробно разбираем все, о чем нас спрашивают пользователи. Найдите свой вопрос!

Хотите узнать все из первых рук? Посмотрите запись вебинара о маркировке обуви, в котором участвовала Вера Волкова: руководитель рабочей группы по легкой промышленности в ЦРПТ. Она рассказала о новых правилах и ответила на вопросы слушателей вебинара. Получите доступ к записи по кнопке ниже. Это бесплатно.

Мы поддерживаем проект по маркировке, участвуем в пилотах с самого начала, регулярно проводим подробные вебинары по теме, следим за новостями. Наши пользователи всегда в курсе происходящего. Подпишитесь на МойСклад, чтобы получать последние новости по маркировке обуви.

Читайте также:
Маркировка остатков обуви после 1 августа
Как оформить продажу маркированной обуви в интернет-магазине
Маркировка товаров
Возврат маркированных товаров на примере обуви

Подпишитесь на рассылку МоегоСклада, чтобы получать новости и статьи о маркировке

МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке Всё, что нужно, в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы,
клиенты и поставщики
Начать использовать