Маркировка обуви

08 ноября 2022

В России действует обязательная маркировка обуви. Соблюдать требования должны производители, импортеры, оптовые и розничные продавцы. За нарушение правил грозят штрафы и даже уголовная ответственность.

МойСклад бесплатно поддерживает работу со всеми маркированными товарами: заказ и выбытие кодов, приемка, продажа, учет, обмен документами через ЭДО. Все это в одном окне, без переключения в разные системы. Пошаговые инструкции и поддержка 24/7 помогут вам легко освоить программу и обучить сотрудников.

Попробовать МойСклад
В этой статье:

Какую обувь нужно маркировать

Маркировка обуви, как и других товаров, утверждена распоряжением Правительства РФ № 792-р от 28.04.2018. В перечень входят:

Коды ТН ВЭД Товар Коды ОКПД 2

6401 92

6401 99

Обувь водонепроницаемая на подошве и с верхом из резины или пластмассы

15.20.11

6402 20

6402 91

6402 99

Обувь на подошве и с верхом из резины или пластмассы

15.20.12

6403 51

6403 59

6403 91

6403 99

6405 10

Обувь с верхом из кожи

15.20.13

6404 19

6404 20

6405 20

Обувь с верхом из текстильных материалов

15.20.14

6404 11

Обувь для тенниса, баскетбола, гимнастики, тренировочная обувь и аналогичные изделия

15.20.21

6402 19

6403 19

Обувь спортивная прочая, кроме лыжных ботинок и ботинок с коньками

15.20.29

6401 10

6402 91

6402 99

6403 40

Обувь с защитным металлическим подноском

15.20.31

6403 20

6405 90

Обувь деревянная, различная специальная обувь и прочая обувь, не включенная в другие группировки

15.20.32

6402 12

Обувь лыжная

32.30.12

Какая обувь не подлежит маркировке

  • обувь на временном хранении
  • образцы не для продажи
  • обувь после взыскания или конфискации
  • для личного использования физлицами при ввозе из-за рубежа
  • при производстве на вывоз на территории Евразийского экономического союза
  • при таможенном транзите
  • для продажи в duty free

Сроки маркировки обуви

С 1 июля 2020 года оборот немаркированной обуви запрещен. За отсутствие маркировки штрафуют, а товар конфисковывают.

При этом с 1 сентября 2022 до 31 марта 2023 вы обязаны провести перемаркировку остатков, если в 2020 вводили их в оборот по упрощенной схеме. С 1 апреля 2023 старые коды будут аннулированы, а товар окажется «вне закона». Вот как это сделать.

Перемаркировка остатков

Шаг 1. Отсканируйте обувь

Через мобильное приложение Честный Знак отсканируйте коды на каждой паре обуви. Если в описании товара вы увидите род обуви, ИНН владельца товара, способ его ввода в оборот, а также два знака кода ТНВЭД ЕАЭС = группа 64, то обувь надо перемаркировать. Визуально отличить короткий код от полного невозможно.

Если вы владелец обуви, которой присвоен короткий код, то обязаны ее перемаркировать. Не имеет значения, кто вводил в оборот обувь по упрощенной схеме, теперь это ваша задача.

Шаг 2. Составьте описание

В Честном Знаке в разделе «Национальный каталог» создайте техническую карточку и опишите товар по полному атрибутивному составу:

  • модель производителя (должна совпадать с номером модели, указанным в сертификате или декларации соответствия);
  • страна производства;
  • 10-значный код ТНВЭД ЕАЭС;
  • вид обуви;
  • вид материала, использованного для изготовления верха обуви;
  • вид материала, использованного для изготовления подкладки и подошвы;
  • товарный знак (при наличии);
  • ИНН российского производителя, или ИНН импортера;
  • цвет;
  • размер в штихмассовой системе;
  • наименование товара на этикетке (формируется в свободной форме).

Если каких-то данных нет, запрашивайте у поставщика. Без этого перемаркировать товар не получится.

Шаг 3. Сделайте заказ в Честном Знаке

В разделе «Управление заказами» в Честном Знаке закажите коды маркировки, указав способ введения товара в оборот «Перемаркировка». Причина — выявлены ошибки в описании товара. Не забудьте указать короткий код — без этого не получится заказать новый.

Стоимость одного кода — 50 копеек без учета НДС.

Шаг 4. Распечатайте коды

Полученные коды необходимо напечатать и наклеить на товар.

Посмотрите запись вебинара от 21 апреля «Модный бизнес в период неопределенности» при участии опытных селлеров, представителей швейных производств и экспертов соцсети ВКонтакте

Штрафы

За нарушения правил маркировки могут выписать штраф до 300 000 рублей с конфискацией продукции.

За что именно выписывают штрафы:

  • на товаре нет кода
  • код поврежден или не читается
  • данные в коде не соответствуют информации в УПД
  • магазин неправильно оформил возврат маркированного товара
  • магазин не провел перемаркировку

Если стоимость нелегальной партии превышает 1,5 млн рублей, грозит штраф 500 тыс. и уголовная ответственность (лишение свободы до 6 лет).

Правила маркировки обуви

Производители маркируют товар. Они должны описать все модели, получить коды в системе Честный Знак и наклеить их на каждую пару обуви. При передаче оптовому или розничному покупателю формируют УПД (универсальный передаточный документ) с кодами. Так происходит ввод товара в оборот.

Импортеры обязаны маркировать товар перед таможенными процедурами и ввезти его на территорию РФ уже с кодами. Для этого требуется передать этикетки с кодами Data Matrix на производство или на логистический склад. При дальнейшей продаже также формируют УПД.

Опт или розница получает партию товара от производителя или импортера вместе с УПД, где указаны все позиции с кодами.

Обычно рознице, как и оптовикам внутри страны, приходит уже промаркированная обувь. Коды на нее наносит поставщик, который может быть либо производителем, либо импортером. Получается, что при приемке маркировка должна быть у любой обуви.

Но это не значит, что розница не участвует в маркировке. Если покупатель вернет товар, торговым точкам придется заказывать и печатать коды. Иначе обувь нельзя продать повторно.

Когда магазин принимает обувь, он подписывает УПД. После этого переход прав собственности на товар с кодами отображается в системе маркировки Честный Знак. Принимать такую обувь может только тот продавец, что зарегистрирован в Честном Знаке.

Товар нужно перемаркировать, если этикетка со специально заказанным для него кодом потерялась (например, при возврате), а также промокла на складе и не читается. В ситуации, когда необходимо заказывать и печатать коды, может оказаться любой участник оборота.

Этикетки для маркированных товаров легко сделать в МоемСкладе. Укажите в шаблоне наименование товара, код Data Matrix, а также ту часть кода маркировки, которая состоит из цифр и символов.

Как настроить шаблон для этикетки — смотрите в нашей видеоинструкции.

В МоемСкладе можно заказать коды маркировки, ввести и вывести их из оборота и перемаркировать продукцию. Попробуйте: это бесплатно.

Попробовать МойСклад

Порядок действий для торговли маркированной обувью

Рознице необходимо:

  • получить усиленную электронную подпись, если ее еще нет
  • установить онлайн-кассу с ФФД 1.2
  • подключить систему электронного документооборота
  • установить программу КриптоПро версии от 3.6.7 или Рутокен
  • зарегистрироваться в Честном Знаке.

Продавцу потребуется 2D-сканер штрихкодов. С ним не надо вводить 31 символ из кода вручную — его можно отсканировать и сверить данные с теми, что указаны в УПД.

В МоемСкладе при приемке обуви можно проверить код маркировки: если он принадлежит другому товару или юридическому лицу, то сервис покажет это. Магазину остается оформить возврат поставщику, так как такой товар принимать нельзя.

А вот как выглядят ключевые процессы для розничного магазина:

Приемка. Продавец подписывает полученный от поставщика УПД, указанные там коды маркировки переходят в его собственность. Сделать это надо через ЭДО. В МоемСкладе прямая интеграция с ЭДО Лайт, Такском и другими системами.

Продажа. Продавец сканирует код маркировки на кассе, информация о продаже автоматически передается через ОФД в Честный Знак. При этом код маркировки не списывается. Это сделано, чтобы предусмотреть возврат товара. «Отказную» обувь с кодом можно вернуть в оборот.

Возврат. Если покупатель вернет маркированную обувь и код сохранился, то можно вернуть его в оборот. В Честный Знак надо предоставить данные о возврате. Сделать это можно через онлайн-кассу. В МоемСкладе прямая интеграция с АТОЛ, Штрих-М и другими.

Перемаркировка. Когда покупатель вернул товар, но код маркировки утерян или поврежден, то продавец должен перемаркировать обувь. Для этого он заказывает в Честном Знаке уникальный номер — GTIN, он станет частью маркировочного кода. Это можно сделать прямо в МоемСкладе без переключения в Честный Знак.

Приглашаем на вебинар "Интернет-магазин в эпоху маркетплейсов: продвижение, платежи, логистика" с участием CDEK, eLama, Nethouse и Robokassa

Ответы на вопросы

Можно ли заказывать код маркировки для одной модели обуви без учета размеров? Например, модель А размер 36-42.

Нельзя. Чтобы получить код маркировки, нужно составить описание товара, в котором, помимо таких параметров, как вид обуви и страна производства, необходимо указать размер. После этого производитель, импортер или продавец должен заказать коды маркировки, напечатать их на этикетках и наклеить их на весь размерный ряд.

Можно ли вернуть в оборот код маркировки обуви после того, как покупатель вернул эту пару вместе с этикеткой? Или обязательно нужно заказывать новый код и делать перемаркировку?

Если код маркировки на этикетке не испорчен, его можно вернуть в оборот. Делать перемаркировку нужно только тогда, когда он поврежден или не читается.

Статья по теме: Как оформить возврат маркированного товара на примере обуви

В МоемСкладе есть все для перемаркировки товаров. Если вы еще не знаете, как правильно заменить наклейку с кодом, посмотрите подробную видеоинструкцию.

Что, если покупатели и перекупщики нашей обуви не зарегистрированы в системе маркировки и не планируют этого делать?

При продаже товара с кодами юридическому лицу, которое не работает в системе маркировки, вы можете отгрузить продукцию не как участнику. Далее ваш покупатель сам будет нести ответственность за то, что он сделает с этой обувью. Если он тоже решит ее продать, но не зарегистрируется в системе, это будет считаться нарушением.

У МоегоСклада — прямая интеграция с Честным Знаком. Работайте с маркированными товарами и ведите учет в одном месте. Сервис также поможет:

  • анализировать продажи — какие позиции закупать в первую очередь, а от чего отказаться
  • контролировать остатки, чтобы на складе всегда был нужный ассортимент
  • массово печатать ценники, когда нужно срочно их обновить, например, во время распродажи

Быстрый старт, работа на любом устройстве от компьютера до смартфона, поддержка 24/7.

Попробовать МойСклад

Читайте также:

Валерия Королева
Валерия Королева Эксперт МоегоСклада
Поделиться статьей:
Подпишитесь на рассылку МоегоСклада, чтобы получать новости и статьи о маркировке
МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке

Всё, что нужно, в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы, клиенты и поставщики

Начать использовать