Маркировка одежды

12 Июля 2018

Скоро в России будет внедряться маркировка одежды. С 1 декабря 2019 года она станет обязательной, но до этого проведут пилотный проект: чтобы проверить, как работает система, и помочь бизнесу адаптироваться к новым правилами.

Закон о маркировке одежды

В распоряжении правительства №792-р от 28.04.2018 указан срок введения обязательной маркировки одежды: с 1 декабря 2019 года.

В этом распоряжении есть только сроки и перечень групп товаров. Так, с 1 декабря 2019 маркировка одежды обязательна для:

  • предметов одежды из натуральной или композиционной кожи, включая рабочую одежду,
  • трикотажных блузок, блуз и блузонов машинного или ручного вязания, женских или для девочек,
  • мужских, женских и детских пальто, полупальто, накидок, плащей, курток (включая лыжные), ветровок, штормовок и аналогичных изделий.

Все детали, принципы работы и инструкции будут опубликованы позже.

Маркировка одежды — очередной шаг к прозрачному рынку в рамках государственной стратегии по противодействию незаконному обороту товаров. К 2024 году планируется внедрить ее для всех товарных категорий. Они будут включаться в систему поочередно. Так, с лета 2016 года действует обязательная маркировка меховых изделий. В 2017 году в экспериментальном режиме запустили проект по лекарствам, в 2018 — по обуви и сигаретам.

Маркировка шуб — пока единственная обязательная из действующих на российском рынке. Проект оценили как эффективный: за год доля легального оборота меховых изделий выросла в 10 раз (в 2015 — 300 тысяч, в 2017 — уже 2 млн).

Обязательная маркировка одежды станет гарантией подлинности, а значит, и качества товаров. Система задействует потребительский контроль: покупатель через мобильное приложение сможет отсканировать код, получить всю информацию о товаре, самостоятельно проверить его легальность и качество и сообщить о нарушениях. Ответственность за них определит закон о маркировке одежды. Нарушителей будут проверять надзорные органы: налоговая, таможенная служба и другие.

Маркировка в России работает в формате государственно-частного партнерства. За работу системы отвечает ЦРПТ — частный оператор, единый для всех групп товаров. Выбор частной компании снижает нагрузку на государственный бюджет.

Как работает система?

Маркировка одежды не будет принципиально отличаться от схемы для других товаров. Производитель или импортер печатает на упаковке товара код. В нем зашифрована максимально полная информация о продукции: ее производителе, стране и материалах изготовления, бренде, импортере, обо всех пройденных логистических этапах и выплаченных сборах: налоговых и таможенных. Коды выдает по запросу оператор маркировки — ЦРПТ.

Далее на каждом этапе логистики метка сканируется и проверяется в системе. Подделка не сможет попасть в оборот: тогда коды просто не сойдутся, и система заблокирует дальнейшее движение товара.

В розничном магазине код сканируют дважды: при приемке — чтобы подтвердить, что приняли именно подлинный, промаркированный производителем товар, — и при продаже покупателю. О продаже сообщает ОФД: он получает нужную информацию в чеке от онлайн-кассы.

Покупатель может отсканировать код в мобильном приложении и проверить покупку.

Таким образом, маркировка одежды с 2019 года позволит отслеживать и контролировать весь путь каждой единицы товара и исключает попадание в оборот подделок. При любом нарушении система сразу получит полные сведения о нем и о нарушителе и передаст их в надзорные органы.

Пока неизвестно, как именно будет маркироваться одежда. В похожем проекте по шубам используются RFID-метки — чипы радиочастотной идентификации, которые вшиваются или пристегиваются к изделию. Другой вариант — более дешевые и простые в нанесении цифровые коды DataMatrix, которые используются для маркировки сигарет и обуви. Этот код наносится на маленькую площадь и считывается обычным двухмерным сканером даже в офлайн-режиме. При этом код DataMatrix надежно защищен от подделки, данные в нем нельзя перезаписать или удалить.

Маркировка одежды с 2019 года: последние новости

Скорее всего, маркировка одежды скоро начнется в тестовом режиме — прежде чем стать обязательной с 1 декабря 2019 года. Так было со всеми предыдущими товарами: шубами, сигаретами, обувью.

Экспериментальные проекты запускают, чтобы проверить работу системы в безопасном режиме — без передачи данных в федеральные органы, штрафов и взысканий, платы за создание кодов. Эксперименты показывают, эффективны ли разработанные механизмы против теневого оборота товаров, хорошо ли работает новая схема взаимодействия участников рынка.

В ходе пилотного проекта прорабатываются и дополняются конкретные механизмы и нюансы новых правил. После окончания эксперимента создается проект нового закона, в который правила входят в уже окончательном виде.

Также пилоты помогают бизнесу: упрощают переход на новые правила, позволяют выиграть время, чтобы перестроить рабочие процессы, адаптировать производство и сократить возможные издержки. Во время экспериментов по маркировке можно вести параллельный учет, то есть перестраиваться на новые правила постепенно и в удобном темпе.

Подпишитесь на МойСклад, чтобы следить за последними новостями по маркировке одежды с 2019 года.

Что нужно делать, чтобы подключиться к системе и продавать одежду с маркировкой?

Чтобы подключиться к системе маркировки, нужно подать заявление оператору — ЦРПТ. Можно отправить заявку на адрес info@crpt.ru. Дата начала эксперимента по маркировке одежды еще не названа, и методических рекомендаций для участия в проекте пока нет. Исходя из опыта предыдущих аналогичных проектов — по шубам, сигаретам, обуви, — можно заключить, что в любом случае потребуется поставить оборудование для сканирования штрихкодов (а производителям — и для нанесения их на товары), а рознице понадобится использовать онлайн-кассы и системы электронного документооборота (для тех, кто этого еще не делает).

Торговать маркированной продукцией несложно: нужно просто сканировать коды маркировки при приемке, продаже и возврате. Отчеты о движении товаров отправляются автоматически: через онлайн-кассу в ОФД, а оттуда — оператору маркировки. Подключитесь к МоемуСкладу: мы участвуем в пилотных проектах, и в нашем сервисе уже можно работать с кодами.

Обязательная маркировка одежды: главные вопросы

Маркировка одежды касается только товаров отечественного производства?

Нет, маркировке подлежит вся одежда: и произведенная в России, и импортированная.

Как маркируется импортная продукция?

Пока известно только, что маркироваться ввозимая одежда будет, скорее всего, до прохождения таможни. Детали процесса станут известны позже.

Кто обязан маркировать товары?

Производители и импортеры.

Какие затраты потребуются и от кого?

Производителям нужно будет поставить оборудование для печати кодов. Также им придется оплачивать генерацию кодов — отдельно для каждой единицы товаров. Коды создает ЦРПТ, средства с оплаты пойдут на поддержание работоспособности системы маркировки.

Рознице понадобится оборудование для считывания кодов — скорее всего, подойдет обычный сканер штрихкодов, который наверняка уже у всех есть. Также нужно будет работать с онлайн-кассой и системой электронного документооборота. Никаких дополнительных трат от розницы не потребуется. Само участие в проекте по маркировке бесплатное.


МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке Всё, что нужно в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы,
клиенты и поставщики
Начать использовать