В России действует маркировка сыра и другой молочной продукции. Что важно знать производителям, рознице и общепиту, чтобы торговать без штрафов — в этой статье.
Продажа маркированных товаров — сложный процесс. Забить каждый шаг в систему Честный Знак, а еще отразить это в товарном учете.
Удобнее вести работу в одном месте. Заказать коды и сообщить об их выбытии, обменяться документами с поставщиками через ЭДО, получить данные об остатках и прибыли. Все это умеет МойСклад — учет любых товаров, рабочее место кассира и CRM в комплекте. Быстрый старт, поддержка 24/7, есть бесплатный тариф.
Для чего нужна маркировка сыра
Обязательная маркировка товаров — один из способов борьбы с контрафактной продукцией на рынке. Он применяется в большинстве развитых стран. В России все сведения о маркированной продукции поступают в систему Честный Знак.
Обычно требование наносить цифровые коды на упаковку той или иной группы товаров вводится поэтапно, и ему предшествует эксперимент. Это необходимо, чтобы организации и индивидуальные предприниматели выстроили бизнес-процессы, закупили оборудование и подготовились к работе по новым для них правилам.
Для производителей и импортеров молочной продукции период добровольного участия в маркировке давно завершен. Они должны наносить коды на каждую единицу товара и сообщать об этом Честному Знаку.
Помимо сыров, требование распространяется на молоко, сливочное масло, сыворотки, сметану, творог, йогурты, кефир и другие виды молочной продукции. Подробнее о том, как их маркировать, читайте в нашем блоге.
Сроки маркировки сыра
Прямо сейчас маркировка молочной продукции обязательна для всех участников оборота. Для опта и розницы до 31 мая 2025 действует объемно-сортовой учет. Достаточно сообщать в Честный Знак информацию только о партиях: общий код GTIN и количество товаров.
- До 1 декабря 2023 года общепит, если использует молочные продукты для приготовления блюд, не передает данные о товарах в Честный Знак. Это обязанность поставщика.
- С 1 декабря 2023 года маркировка сыров и другой молочной продукции затронет фермерские хозяйства.
- С 1 июня 2025 года для опта и розницы станет обязательным поэкземплярный учет.
Какой сыр подлежит маркировке
Наносить двумерные коды Data Matrix нужно на все сыры с кодом ТН ВЭД 0406.
Товар | ТН ВЭД | ОКПД 2 |
сыры |
0406 |
10.51.40.100 |
молокосодержащие продукты с заменителем молочного жира, произведенные по технологии сыра |
10.51.40.210 |
Указанные коды могут быть у следующих видов сырной продукции:
- плавленые и мягкие;
- твердые и полутвердые;
- молочные, не требующие длительной выдержки, включая сывороточно-альбуминовые;
- тертые и порошковые;
- с плесенью.
Что не нужно маркировать
Вот перечень товаров, для которых не требуются двумерные коды:
- диетическое и профилактическое питание;
- выставочные образцы;
- продукты для детей до трех лет;
- товары на экспорт за пределами ЕАЭС;
- продукция с весом менее 30 граммов.
Правила маркировки сыра
Производить и продавать сыры, которые подлежат маркировке, невозможно без кода Data Matrix. Его печатают на упаковке или на этикетке. Каждая метка состоит из:
- GTIN — уникального кода, который присвоили товару,
- уникального серийного номера упаковки,
- проверочного кода,
- блока с дополнительной информацией: сроком годности или рекомендуемой ценой.
Стоимость одного кода маркировки — 50 копеек без НДС.
Чтобы получить код производитель должен зарегистрироваться в Честном Знаке и заключить договор с ЦРПТ.
Перед началом работы в системе организации или ИП понадобится:
- Оформить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). Ее получают на имя руководителя. В числе документов, которые нужно предоставлять, паспорт, ИНН и СНИЛС.
- Подключиться к системе электронного документооборота (ЭДО).
- Установить программное обеспечение — криптографический плагин для работы с маркировкой.
После регистрации и настроек профиля в Честном Знаке пользователям системы остается описать товары в каталоге, заказать коды и проставить их на товары.
Участники маркировки сыра
Обязательная маркировка касается всех, кто изготавливает или продает сыр и другую молочную продукцию. Неважно, кто вы — производитель, импортер, оптовик или розничный магазин — нужно передавать в Честный Знак все сведения о маркированных товарах и соблюдать правила работы с ними.
С продукцией, которая подлежит маркировке, работают и онлайн-площадки. Например, сыры и остальную молочную продукцию можно увидеть на Ozon, Яндекс Маркете и других маркетплейсах.
Опт
Оптовики или ИП, которые занимаются мелким и крупным оптом, регистрируют получение товара от производителя и его передачу рознице или общепиту. Для этого используют универсальный передаточный документ (УПД). Информацией обмениваются через оператора ЭДО.
Общепит
Рестораны, кафе и столовые фиксируют приемку от поставщиков и выводят товары из оборота перед приготовлением блюд. Они сканируют код и списывают его, указывая причину «для собственного оборота».
Розница
Приемка. Когда магазин получает товар, то у него есть три дня, чтобы подписать УПД. В документе должны быть указаны GTIN и количество товаров в партии.
Проверьте:
- Совпадает ли количество товара с документом.
- Есть ли у товаров коды маркировки и считываются ли они. Для этого понадобится 2D-сканер.
После приемки в личном кабинете Честного Знака в разделе «Виртуальный склад» отобразится информация: сколько товаров и с каким GTIN числится на балансе магазина.
Продажа. Кассир сканирует коды. Онлайн-касса «понимает», что это маркированный товар, и формирует чек с нужными реквизитами. Передает данные ОФД, а тот уже отправляет их в налоговую и систему маркировки. Честный Знак найдет нужный GTIN и выведет код из оборота.
Работа с весовым товаром
Молочную продукцию можно продавать на развес. Например, сыр не отпускают в розничном магазине целой головкой. Его делят на куски и продают.
Весовой товар, разделив на порции, в течение трех рабочих дней выводят из оборота — магазин передает данные с общей упаковки в Честный Знак. Отдельные части товара не маркируют.
Магазину при приемке весового товара необходимо проверить УПД, так как в документе кроме GTIN и количества, должен быть указан вес товара.
В МоемСкладе можно работать с весовыми товарами: принимать, продавать, списывать. Если вы сами нарезаете сыр или разливаете сметану по контейнерам, то в сервисе можно вывести код маркировки вручную, а на кассе его продать как весовой.
Если производитель не указал данные, то на кассе при добавлении товара в чек отсканируйте код маркировки и укажите вес вручную. Код маркировки автоматически спишется из оборота через онлайн-кассу.

Оборудование для маркировки сыра
Вот перечень всего, что понадобится для работы с молочными продуктами, которые подлежат маркировке:
- Онлайн-касса с подключением к ОФД для работы с маркированными товарами. 54-ФЗ обязывает формировать запросы о цифровом коде и уведомления о реализации при каждой продаже маркированного товара. Выполнить это требование можно, если ваш аппарат контрольно-кассовой техники (ККТ) поддерживает формат фискальных данных 1.2 и ФН 1.1М.
- 2D-сканер для считывания штрихкодов. Нужно, чтобы он подходил для вашей онлайн-кассы.
- Принтер этикеток. Чаще его используют производители.
- Терминал сбора данных (ТСД). Необходим для автоматизации учета при приемке, перемещении, отгрузке товара.
Наносить коды на сыры можно разными путями. Например, через этикетирование, когда коды маркировки печатают на принтере, а затем наклеивают на упаковки вручную или автоматически.
Помимо этого, можно ставить коды сразу на упаковке с помощью каплеструйного, термотрансферного, термоструйного принтеров или лазера. Или использовать типографский способ — передать коды маркировки сотрудникам типографии, чтобы они нанесли их на упаковки.
Штрафы за нарушение правил маркировки
Нарушителей правил, то есть тех кто торгует товарами без маркировки или производит их, штрафуют, а всю продукцию изымают. Вернуть товары, которые конфисковали, не получится.
К тем, кто игнорирует требования системы маркировки, применяется как административная, так и уголовная ответственность.
Мелкое нарушение влечет штраф:
- до 4 тыс. рублей для физлиц;
- до 10 тыс. рублей для должностных лиц;
- до 300 тыс. рублей для юрлиц.
За нарушения в особо крупных размерах могут лишить свободы на срок до 6 лет.
Для торговли по закону и без штрафов подключите МойСклад — все процессы по продаже и учету маркированных товаров бесплатно и в одном окне благодаря прямой интеграции с Честным Знаком. Заказ, сверка и вывод кодов из оборота. Импорт и экспорт накладных с данными о маркировке через ЭДО.
МойСклад — это не только работа с маркировкой, но и учет товаров с кассовым приложением в комплекте.
- автоматические заказы поставщикам на основании статистики продаж;
- контроль остатков на складах и товаров на реализации;
- реальная прибыль по каждому товару;
- печать чеков и ценников;
- быстрый старт, поддержка 24/7, бесплатный тариф.