Маркировка сыра

18 августа 2022

В России действует маркировка сыра и другой молочной продукции. Что важно знать производителям, рознице и общепиту, чтобы торговать без штрафов — в этой статье.

Продажа маркированных товаров — сложный процесс. Забить каждый шаг в систему Честный Знак, а еще отразить это в товарном учете.

Удобнее вести работу в одном месте. Заказать коды и сообщить об их выбытии, обменяться документами с поставщиками через ЭДО, получить данные об остатках и прибыли. Все это умеет МойСклад — учет любых товаров, рабочее место кассира и CRM в комплекте. Быстрый старт, поддержка 24/7, есть бесплатный тариф.

Попробовать МойСклад
В этой статье:
  1. Для чего нужна маркировка сыра
  2. Сроки маркировки сыра
  3. Какой сыр подлежит маркировке
  4. Что не нужно маркировать
  5. Правила маркировки сыра
  6. Участники маркировки сыра
  7. Оборудование для маркировки сыра
  8. Штрафы за нарушение правил маркировки

Для чего нужна маркировка сыра

Обязательная маркировка товаров — один из способов борьбы с контрафактной продукцией на рынке. Он применяется в большинстве развитых стран. В России все сведения о маркированной продукции поступают в систему Честный Знак.

Обычно требование наносить цифровые коды на упаковку той или иной группы товаров вводится поэтапно, и ему предшествует эксперимент. Это необходимо, чтобы организации и индивидуальные предприниматели выстроили бизнес-процессы, закупили оборудование и подготовились к работе по новым для них правилам.

Для производителей и импортеров молочной продукции период добровольного участия в маркировке давно завершен. Они должны наносить коды на каждую единицу товара и сообщать об этом Честному Знаку.

Помимо сыров, требование распространяется на молоко, сливочное масло, сыворотки, сметану, творог, йогурты, кефир и другие виды молочной продукции. Подробнее о том, как их маркировать, читайте в нашем блоге.

Сроки маркировки сыра

Прямо сейчас маркировка молочной продукции обязательна для всех участников оборота. Для опта и розницы до 31 мая 2025 действует объемно-сортовой учет. Достаточно сообщать в Честный Знак информацию только о партиях: общий код GTIN и количество товаров.

Статья по теме: Объемно-сортовой учет маркированной продукции
  • До 1 декабря 2023 года общепит, если использует молочные продукты для приготовления блюд, не передает данные о товарах в Честный Знак. Это обязанность поставщика.
  • С 1 декабря 2023 года маркировка сыров и другой молочной продукции затронет фермерские хозяйства.
  • С 1 июня 2025 года для опта и розницы станет обязательным поэкземплярный учет.
Посмотрите запись свежего вебинара «Обязательная маркировка молочной продукции: как подготовиться к 1 сентября» с участием экспертов Честного ЗНАКа и EDO.ru

Какой сыр подлежит маркировке

Наносить двумерные коды Data Matrix нужно на все сыры с кодом ТН ВЭД 0406.

Товар ТН ВЭД ОКПД 2

сыры

0406

10.51.40.100

молокосодержащие продукты с заменителем молочного жира, произведенные по технологии сыра

10.51.40.210

Указанные коды могут быть у следующих видов сырной продукции:

  • плавленые и мягкие;
  • твердые и полутвердые;
  • молочные, не требующие длительной выдержки, включая сывороточно-альбуминовые;
  • тертые и порошковые;
  • с плесенью.

Что не нужно маркировать

Вот перечень товаров, для которых не требуются двумерные коды:

  • диетическое и профилактическое питание;
  • выставочные образцы;
  • продукты для детей до трех лет;
  • товары на экспорт за пределами ЕАЭС;
  • продукция с весом менее 30 граммов.

Правила маркировки сыра

Производить и продавать сыры, которые подлежат маркировке, невозможно без кода Data Matrix. Его печатают на упаковке или на этикетке. Каждая метка состоит из:

  • GTIN — уникального кода, который присвоили товару,
  • уникального серийного номера упаковки,
  • проверочного кода,
  • блока с дополнительной информацией: сроком годности или рекомендуемой ценой.

Стоимость одного кода маркировки — 50 копеек без НДС.

Чтобы получить код производитель должен зарегистрироваться в Честном Знаке и заключить договор с ЦРПТ.

Статья по теме: Регистрация в Честном Знаке — пошаговая инструкция

Перед началом работы в системе организации или ИП понадобится:

  • Оформить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). Ее получают на имя руководителя. В числе документов, которые нужно предоставлять, паспорт, ИНН и СНИЛС.
  • Подключиться к системе электронного документооборота (ЭДО).
  • Установить программное обеспечение — криптографический плагин для работы с маркировкой.

После регистрации и настроек профиля в Честном Знаке пользователям системы остается описать товары в каталоге, заказать коды и проставить их на товары.

Приглашаем на вебинар "Интернет-магазин в эпоху маркетплейсов: продвижение, платежи, логистика" с участием CDEK, eLama, Nethouse и Robokassa

Участники маркировки сыра

Обязательная маркировка касается всех, кто изготавливает или продает сыр и другую молочную продукцию. Неважно, кто вы — производитель, импортер, оптовик или розничный магазин — нужно передавать в Честный Знак все сведения о маркированных товарах и соблюдать правила работы с ними.

С продукцией, которая подлежит маркировке, работают и онлайн-площадки. Например, сыры и остальную молочную продукцию можно увидеть на Ozon, Яндекс Маркете и других маркетплейсах.

Статья по теме: Маркировка товаров для маркетплейсов

Опт

Оптовики или ИП, которые занимаются мелким и крупным оптом, регистрируют получение товара от производителя и его передачу рознице или общепиту. Для этого используют универсальный передаточный документ (УПД). Информацией обмениваются через оператора ЭДО.

Общепит

Рестораны, кафе и столовые фиксируют приемку от поставщиков и выводят товары из оборота перед приготовлением блюд. Они сканируют код и списывают его, указывая причину «для собственного оборота».

Розница

Приемка. Когда магазин получает товар, то у него есть три дня, чтобы подписать УПД. В документе должны быть указаны GTIN и количество товаров в партии.

Проверьте:

  1. Совпадает ли количество товара с документом.
  2. Есть ли у товаров коды маркировки и считываются ли они. Для этого понадобится 2D-сканер.

После приемки в личном кабинете Честного Знака в разделе «Виртуальный склад» отобразится информация: сколько товаров и с каким GTIN числится на балансе магазина.

Продажа. Кассир сканирует коды. Онлайн-касса «понимает», что это маркированный товар, и формирует чек с нужными реквизитами. Передает данные ОФД, а тот уже отправляет их в налоговую и систему маркировки. Честный Знак найдет нужный GTIN и выведет код из оборота.

Работа с весовым товаром

Молочную продукцию можно продавать на развес. Например, сыр не отпускают в розничном магазине целой головкой. Его делят на куски и продают.

Весовой товар, разделив на порции, в течение трех рабочих дней выводят из оборота — магазин передает данные с общей упаковки в Честный Знак. Отдельные части товара не маркируют.

Магазину при приемке весового товара необходимо проверить УПД, так как в документе кроме GTIN и количества, должен быть указан вес товара.

В МоемСкладе можно работать с весовыми товарами: принимать, продавать, списывать. Если вы сами нарезаете сыр или разливаете сметану по контейнерам, то в сервисе можно вывести код маркировки вручную, а на кассе его продать как весовой.

Если производитель не указал данные, то на кассе при добавлении товара в чек отсканируйте код маркировки и укажите вес вручную. Код маркировки автоматически спишется из оборота через онлайн-кассу.

МойСклад
Продажа весового товара через МойСклад
Попробовать МойСклад

Оборудование для маркировки сыра

Вот перечень всего, что понадобится для работы с молочными продуктами, которые подлежат маркировке:

  • Онлайн-касса с подключением к ОФД для работы с маркированными товарами. 54-ФЗ обязывает формировать запросы о цифровом коде и уведомления о реализации при каждой продаже маркированного товара. Выполнить это требование можно, если ваш аппарат контрольно-кассовой техники (ККТ) поддерживает формат фискальных данных 1.2 и ФН 1.1М.
  • 2D-сканер для считывания штрихкодов. Нужно, чтобы он подходил для вашей онлайн-кассы.
  • Принтер этикеток. Чаще его используют производители.
  • Терминал сбора данных (ТСД). Необходим для автоматизации учета при приемке, перемещении, отгрузке товара.

Наносить коды на сыры можно разными путями. Например, через этикетирование, когда коды маркировки печатают на принтере, а затем наклеивают на упаковки вручную или автоматически.

Помимо этого, можно ставить коды сразу на упаковке с помощью каплеструйного, термотрансферного, термоструйного принтеров или лазера. Или использовать типографский способ — передать коды маркировки сотрудникам типографии, чтобы они нанесли их на упаковки.

Штрафы за нарушение правил маркировки

Нарушителей правил, то есть тех кто торгует товарами без маркировки или производит их, штрафуют, а всю продукцию изымают. Вернуть товары, которые конфисковали, не получится.

К тем, кто игнорирует требования системы маркировки, применяется как административная, так и уголовная ответственность.

Мелкое нарушение влечет штраф:

  • до 4 тыс. рублей для физлиц;
  • до 10 тыс. рублей для должностных лиц;
  • до 300 тыс. рублей для юрлиц.

За нарушения в особо крупных размерах могут лишить свободы на срок до 6 лет.

Статья по теме: Штрафы за неправильную маркировку

Для торговли по закону и без штрафов подключите МойСклад — все процессы по продаже и учету маркированных товаров бесплатно и в одном окне благодаря прямой интеграции с Честным Знаком. Заказ, сверка и вывод кодов из оборота. Импорт и экспорт накладных с данными о маркировке через ЭДО.

МойСклад — это не только работа с маркировкой, но и учет товаров с кассовым приложением в комплекте.

  • автоматические заказы поставщикам на основании статистики продаж;
  • контроль остатков на складах и товаров на реализации;
  • реальная прибыль по каждому товару;
  • печать чеков и ценников;
  • быстрый старт, поддержка 24/7, бесплатный тариф.
Попробовать МойСклад
Читайте также:
Валерия Королева
Валерия Королева Эксперт МоегоСклада
Поделиться статьей:
Подпишитесь на рассылку МоегоСклада,чтобы получать новости и статьи о маркировке
МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке

Всё, что нужно, в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы, клиенты и поставщики

Начать использовать