Маркировка сыра

18 августа 2022

В России действует маркировка сыра и другой молочной продукции. Все участники рынка обязаны соблюдать правила работы с товарами, на которые нанесены двумерные коды. Тех, кто торгует немаркированной продукцией уже штрафуют. Расскажем, как этого избежать, и что важно знать производителям, импортерам, оптовикам, рознице и общепиту.

Заказывать цифровые коды, вводить товары в оборот и сообщать о выбытии удобнее в специальной программе, созданной под бизнес-задачи. В сервисе складского учета МойСклад все операции с маркировкой бесплатны: сканируйте и проверяйте коды на кассе, передавайте данные в Честный Знак, принимайте товары от поставщиков, создавайте отгрузки с продукцией для розницы и общепита.

Попробовать МойСклад
В этой статье:
  1. Для чего нужна маркировка сыра
  2. Сроки маркировки сыра
  3. Какой сыр подлежит маркировке
  4. Что не нужно маркировать
  5. Правила маркировки сыра
  6. Участники маркировки сыра
  7. Оборудование для маркировки сыра
  8. Штрафы за нарушение правил маркировки

Для чего нужна маркировка сыра

Обязательная маркировка товаров — один из способов борьбы с контрафактной продукцией на рынке. Он применяется в большинстве развитых стран. В России все сведения о маркированной продукции поступают в систему Честный Знак, оператором которой выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Обычно требование наносить цифровые коды на упаковку той или иной группы товаров вводится поэтапно, и ему предшествует эксперимент. Это необходимо, чтобы организации и индивидуальные предприниматели выстраивают бизнес-процессы, закупают оборудование и готовятся к работе по новым для них правилам.

Для производителей и импортеров молочной продукции период добровольного участия в маркировке давно завершен. Они должны наносить коды на каждую единицу товара и сообщать об этом Честному Знаку.

Помимо сыров, требование распространяется на молоко, сливочное масло, сыворотки, сметану, творог, йогурты, кефир и другие виды молочной продукции. Подробнее о том, как их маркировать, читайте в нашем блоге.

Сроки маркировки сыра

Наряду с мороженым, сыры стали первыми молочными продуктами, которые затронула маркировка. К 1 июня 2021 года их производители и импортеры должны были настроить заказ и ввод в оборот цифровых кодов. А после дедлайна их обязали зарегистрироваться в Честном Знаке и описать товары в каталоге.

Статья по теме: Маркировка мороженого и пищевого льда

В течение следующих шести месяцев аналогичные требования коснулись производителей и импортеров всей остальной молочной продукции: со сроком годности менее 40 суток или более. Таким образом, к 1 декабря 2021 года в России нельзя было производить молочную продукцию без маркировки. Такой же запрет начал действовать и для товаров из-за рубежа.

Планировалось, что вскоре розница тоже начнет работать с маркировкой. Но из-за экономических санкций этот процесс приостановили. В марте 2022 года правительство выпустило Постановление № 477 о переносе сроков маркировки. Вот какие даты утвердил документ:

  • С 1 сентября 2022 года сведения о розничной продаже сыров и другой молочной продукции нужно передавать в Честный Знак.
  • До 30 ноября 2023 года включительно организации, которые продают сыры юрлицам или ИП не для реализации, могут выводить их из оборота. Соответственно, покупатели не обязаны ничего сообщать напрямую в Честный Знак.
  • С 1 декабря 2023 года маркировка сыров и другой молочной продукции затронет фермерские хозяйства.
Приглашаем на актуальный вебинар «Как товарному бизнесу получать клиентов в 2022» с участием экспертов по соцсетям, Телеграму и продвижению на маркетплейсах.

Какой сыр подлежит маркировке

Наносить двумерные коды Data Matrix нужно на все сыры с кодом ТН ВЭД 0406.

Товар ТН ВЭД ОКПД 2

сыры

0406

10.51.40.100

молокосодержащие продукты с заменителем молочного жира, произведенные по технологии сыра

10.51.40.210

Указанные коды могут быть у следующих видов сырной продукции:

  • плавленые и мягкие;
  • твердые и полутвердые;
  • молочные, не требующие длительной выдержки, включая сывороточно-альбуминовые;
  • тертые и порошковые;
  • с плесенью.

Что не нужно маркировать

Вот перечень товаров, для которых не требуются двумерные коды:

  • диетическое и профилактическое питание;
  • выставочные образцы;
  • продукты для детей до трех лет;
  • товары на экспорт за пределами ЕАЭС;
  • продукция с весом менее 30 граммов.

Помимо этого, можно не маркировать сыры, которые хранятся у производителя.

Правила маркировки сыра

Производить и продавать сыры, которые подлежат маркировке, невозможно без кода Data Matrix. Его печатают на упаковке или на этикетке. Каждая метка состоит из:

  • GTIN — уникального кода, который присвоили товару,
  • уникального серийного номера упаковки,
  • проверочного кода,
  • блока с дополнительной информацией: сроком годности или рекомендуемой ценой.

Стоимость одного кода маркировки — 50 копеек без НДС.

Чтобы получить код производитель должен зарегистрироваться в Честном Знаке и заключить договор с ЦРПТ.

Статья по теме: Регистрация в Честном Знаке — пошаговая инструкция

Перед началом работы в системе организации или ИП понадобится:

  • Оформить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). Ее получают на имя руководителя. В числе документов, которые нужно предоставлять, паспорт, ИНН и СНИЛС.
  • Подключиться к системе электронного документооборота (ЭДО).
  • Установить программное обеспечение — криптографический плагин для работы с маркировкой.

После регистрации и настроек профиля в Честном Знаке пользователям системы остается описать товары в каталоге, заказать коды и проставить их на товары.

Посмотрите запись свежего вебинара «Обязательная маркировка молочной продукции: как подготовиться к 1 сентября» с участием экспертов Честного ЗНАКа и EDO.ru

Участники маркировки сыра

Обязательная маркировка касается всех, кто изготавливает или продает сыр и другую молочную продукцию. Неважно, кто вы — производитель, импортер, оптовик или розничный магазин — нужно передавать в Честный Знак все сведения о маркированных товарах и соблюдать правила работы с ними.

С продукцией, которая подлежит маркировке, работают и онлайн-площадки. Например, сыры и остальную молочную продукцию можно увидеть на Ozon, Яндекс.Маркете и других маркетплейсах. Начиная с 1 марта 2023 года онлайн-площадки также будут нести ответственность за торговлю товарами без маркировки.

Статья по теме: Маркировка товаров для маркетплейсов

Опт

Оптовики или ИП, которые занимаются мелким и крупным оптом, регистрируют получение товара от производителя и его передачу рознице или общепиту. Для этого используют универсальный передаточный документ (УПД). Информацией обмениваются через оператора ЭДО.

Общепит

Рестораны, кафе и столовые фиксируют приемку от поставщиков и выводят товары из оборота перед приготовлением блюд. Они сканируют код и списывают его, указывая причину «для собственного оборота».

Розница

Магазины, которые уже зарегистрировались в Честном Знаке, описывают сыры и другую молочную продукцию в каталоге. Оттуда карточки попадают в реестр товаров, куда так же автоматически подтянутся карточки, созданные в системе GS1.

Иногда получается так, что розница не только описывает свои товары в каталоге, сверяет метки Data Matrix при приемке и сообщает о выбытии через кассу, но и самостоятельно заказывает коды. Например, если заказанный производителем и нанесенный в типографии код поврежден и его невозможно считать сканером 2D-штрихкодов.

Работа с весовым товаром

Иногда фасовка сыра или творога происходит в самом магазине, прямо в торговом зале. Если в вашей розничной точке продаются куски и порции сыра на развес, маркировать их не нужно. Соответственно, кассир не должен сообщать об их выбытии при продаже.

Оборудование для маркировки сыра

Вот перечень всего, что понадобится для работы с молочными продуктами, которые подлежат маркировке:

  • Онлайн-касса с подключением к ОФД для работы с маркированными товарами. 54-ФЗ обязывает формировать запросы о цифровом коде и уведомления о реализации при каждой продаже маркированного товара. Выполнить это требование можно, если ваш аппарат контрольно-кассовой техники (ККТ) поддерживает формат фискальных данных 1.2 и ФН 1.1М.
  • 2D-сканер для считывания штрихкодов. Нужно, чтобы он подходил для вашей онлайн-кассы.
  • Принтер этикеток. Чаще его используют производители.
  • Терминал сбора данных (ТСД). Необходим для автоматизации учета при приемке, перемещении, отгрузке товара.

Наносить коды на сыры можно разными путями. Например, через этикетирование, когда коды маркировки печатают на принтере, а затем наклеивают на упаковки вручную или автоматически.

Помимо этого, можно ставить коды сразу на упаковке с помощью каплеструйного, термотрансферного, термоструйного принтеров или лазера. Или использовать типографский способ — передать коды маркировки сотрудникам типографии, чтобы они нанесли их на упаковки.

Штрафы за нарушение правил маркировки

Нарушителей правил, то есть тех кто торгует товарами без маркировки или производит их, штрафуют, а всю продукцию изымают. Вернуть товары, которые конфисковали, не получится.

К тем, кто игнорирует требования системы маркировки, применяется как административная, так и уголовная ответственность.

Мелкое нарушение влечет штраф:

  • до 4 тыс. рублей для физлиц;
  • до 10 тыс. рублей для должностных лиц;
  • до 300 тыс. рублей для юрлиц.

За нарушения в особо крупных размерах могут лишить свободы на срок до 6 лет.

Статья по теме: Штрафы за неправильную маркировку

Чтобы избежать штрафов нужно работать по правилам: заказывать коды маркировки, наносить их на сыры, обмениваться данными с Честным Знаком. Все это можно делать в МоемСкладе.

Товароучетная система подойдет для:

  • добавления кодов с помощью сканера;
  • сканирования и проверки кодов при приемке от поставщика — они должны хорошо считываться;
  • работы с УПД от поставщиков из систем ЭДО;
  • печати кодов на этикетках.

Работать с маркировкой можно даже на бесплатном тарифе. Зарегистрируйтесь, настройте личный кабинет и начните работать уже через 15 минут.

Попробовать МойСклад
Читайте также:
Клара Минак
Клара Минак Эксперт МоегоСклада
Поделиться статьей:
Подпишитесь на рассылку МоегоСклада,чтобы получать новости и статьи о маркировке
МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке

Всё, что нужно, в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы, клиенты и поставщики

Начать использовать