В России действует маркировка сыра и другой молочной продукции. Что важно знать производителям, рознице и общепиту, чтобы торговать без штрафов — в этой статье.
Продажа маркированных товаров — сложный процесс. Забить каждый шаг в систему Честный знак, а еще отразить это в товарном учете.
Удобнее вести работу в одном месте. Заказать коды и сообщить об их выбытии, обменяться документами с поставщиками через ЭДО, получить данные об остатках и прибыли. Все это умеет МойСклад — учет любых товаров, рабочее место кассира и CRM в комплекте. Быстрый старт, поддержка 24/7, есть бесплатный тариф.
- Для чего нужна маркировка сыра
- Сроки маркировки сыра
- Какой сыр подлежит маркировке
- Что не нужно маркировать
- Правила маркировки сыра
- Разрешительный режим
- Участники маркировки сыра
- Оборудование для маркировки сыра
- Готовые комплекты торгового и кассового оборудования
- Штрафы за нарушение правил маркировки
Для чего нужна маркировка сыра
Обязательная маркировка товаров — один из способов борьбы с контрафактной продукцией на рынке.
Основная задача маркировки — сделать путь товаров прозрачнее. Любой покупатель сможет узнать, кто произвел и откуда ввез конкретный товар. А продавцы не смогут продать товар с истекшим сроком годности — касса не даст завершить продажу товара.
Маркировка затрагивает всех участников — производители или продавцы наносят коды на товар, а покупатели могут проверить по ним подлинность. Каждый участник цепочки товарооборота сканирует код и вносит данные в систему Честный знак. Этот код нельзя подделать — он просто не отобразится в каталоге товаров системы.
Помимо сыров, требование распространяется на молоко, сливочное масло, сыворотки, сметану, творог, йогурты, кефир и другие виды молочной продукции. Подробнее о том, как их маркировать, читайте в нашем блоге.
Сроки маркировки сыра
Прямо сейчас маркировка молочной продукции обязательна для всех участников оборота. Для опта и розницы до 31 мая 2025 действует объемно-сортовой учет. Достаточно сообщать в Честный знак информацию только о партиях: общий код GTIN и количество товаров.
- С 1 сентября 2024 года маркировка сыра становится обязательной для фермеров (КФХ, СПК)
- С 1 июня 2025 года для опта и розницы станет обязательным поэкземплярный учет.
Какой сыр подлежит маркировке
Наносить двумерные коды Data Matrix нужно на все сыры с кодом ТН ВЭД 0406.
Товар | ТН ВЭД | ОКПД 2 |
сыры |
0406 |
10.51.40.100 |
молокосодержащие продукты с заменителем молочного жира, произведенные по технологии сыра |
10.51.40.210 |
Указанные коды могут быть у следующих видов сырной продукции:
- плавленые и мягкие;
- твердые и полутвердые;
- молочные, не требующие длительной выдержки, включая сывороточно-альбуминовые;
- тертые и порошковые;
- с плесенью.
Что не нужно маркировать
Вот перечень товаров, для которых не требуются двумерные коды:
- диетическое и профилактическое питание;
- выставочные образцы;
- продукты для детей до трех лет;
- товары на экспорт за пределами ЕАЭС;
- продукция с весом менее 30 граммов.
Правила маркировки сыра
Производить и продавать сыры, которые подлежат маркировке, невозможно без кода Data Matrix. Его печатают на упаковке или на этикетке. Каждая метка состоит из:
- GTIN — уникального кода, который присвоили товару,
- уникального серийного номера упаковки,
- проверочного кода,
- блока с дополнительной информацией: сроком годности или рекомендуемой ценой.
Стоимость одного кода маркировки — 50 копеек без НДС.
Чтобы получить код производитель должен зарегистрироваться в Честном знаке и заключить договор с ЦРПТ.
Перед началом работы в системе организации или ИП понадобится:
- Оформить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). Ее получают на имя руководителя. В числе документов, которые нужно предоставлять, паспорт, ИНН и СНИЛС. Как это сделать — в статье.
- Подключиться к системе электронного документооборота (ЭДО).
- Установить программное обеспечение — криптографический плагин для работы с маркировкой.
После регистрации и настроек профиля в Честном знаке пользователям системы остается описать товары в каталоге, заказать коды и проставить их на товары.
Разрешительный режим
Разрешительный режим — для кассы. С нее при продаже маркированного товара поступает запрос в систему Честный знак, годный код или нет. В результате продажа или разрешена, или запрещена. Все это происходит моментально. Кассовое приложение должно быть готово к работе с разрешительным режимом.
С 1 сентября 2024 года режим онлайн-проверки — обязательный для всей розницы.
Для этого необходимо:
- Получить ключ доступа в Честном знаке. Он нужен для проверки товаров с маркировкой на кассе перед продажей.
- Обновить кассовую программу и ввести ключ доступа для проверки.
- Выстроить бизнес-процессы — определиться, какие действия предпринять, если касса запретит продажу маркированного товара. Обучить кассиров.
Подробнее о разрешительном режиме — в статье.
Участники маркировки сыра
Обязательная маркировка касается всех, кто изготавливает или продает сыр и другую молочную продукцию. Неважно, кто вы — производитель, импортер, оптовик или розничный магазин — нужно передавать в Честный знак все сведения о маркированных товарах и соблюдать правила работы с ними.
С продукцией, которая подлежит маркировке, работают и онлайн-площадки. Например, сыры и остальную молочную продукцию можно увидеть на Ozon, Яндекс Маркете и других маркетплейсах.
Опт
Оптовики или ИП, которые занимаются мелким и крупным оптом, регистрируют получение товара от производителя и его передачу рознице или общепиту. Для этого используют универсальный передаточный документ (УПД). Информацией обмениваются через оператора ЭДО.
Общепит
Рестораны, кафе и столовые фиксируют приемку от поставщиков и выводят товары из оборота перед приготовлением блюд. Они сканируют код и списывают его, указывая причину «для собственного оборота».
Розница
Приемка. Когда магазин получает товар, то у него есть три дня, чтобы подписать УПД. В документе должны быть указаны GTIN и количество товаров в партии.
Проверьте:
- Совпадает ли количество товара с документом.
- Есть ли у товаров коды маркировки и считываются ли они. Для этого понадобится 2D-сканер.
После приемки в личном кабинете Честного знака в разделе «Виртуальный склад» отобразится информация: сколько товаров и с каким GTIN числится на балансе магазина.
Продажа. Кассир сканирует коды. Онлайн-касса «понимает», что это маркированный товар, и формирует чек с нужными реквизитами. Передает данные ОФД, а тот уже отправляет их в налоговую и систему маркировки. Честный знак найдет нужный GTIN и выведет код из оборота.
Работа с весовым товаром
Молочную продукцию можно продавать на развес. Например, сыр не отпускают в розничном магазине целой головкой. Его делят на куски и продают.
Весовой товар, разделив на порции, в течение трех рабочих дней выводят из оборота — магазин передает данные с общей упаковки в Честный знак. Отдельные части товара не маркируют.
Магазину при приемке весового товара необходимо проверить УПД, так как в документе кроме GTIN и количества, должен быть указан вес товара.
В МоемСкладе можно работать с весовыми товарами: принимать, продавать, списывать. Если вы сами нарезаете сыр или разливаете сметану по контейнерам, то в сервисе можно вывести код маркировки вручную, а на кассе его продать как весовой.
Если производитель не указал данные, то на кассе при добавлении товара в чек отсканируйте код маркировки и укажите вес вручную. Код маркировки автоматически спишется из оборота через онлайн-кассу.
Оборудование для маркировки сыра
Вот перечень всего, что понадобится для работы с молочными продуктами, которые подлежат маркировке:
Производитель/импортер | Опт | Розница |
|
|
|
Готовые комплекты торгового и кассового оборудования
Далее рассмотрим три варианта комплектов. Условно разобьем их на: эконом, бизнес и эксперт. Каждый комплект состоит из ККТ, 2D сканера, ОФД и дополнительного оборудования.
Эконом
Мобильная касса со встроенной печатью чеков. Подходит для небольших магазинов. Комплект состоит:
- Pax A930 или MSPOS SE — от 24 000 ₽
- 2D сканер — от 3 600 ₽
- ФН 15 месяцев — от 10 000 ₽
- ОФД — от 3 000 ₽
Стоимость готового комплекта — от 40 600 ₽.
Бизнес
Рабочее место продавца с pos‑системой на основе планшета. Подходит для магазинов и общепита со средней проходимостью.
Комплект состоит:
- АТОЛ Optima V5/V6/v7 — от 34 200 ₽
- KKT АТОЛ 30Ф — от 22 000 ₽
- 2D сканер — от 3 600 ₽
- ФН 15 месяцев — от 10 000 ₽
- ОФД — от 3 000 ₽
Стоимость готового комплекта — от 72 800₽.
Эксперт
Рабочее место для розницы и общепита со средней проходимостью. Продажи с большой номенклатурой товаров, печать ценников, приемки и инвентаризация. Комплект состоит:
- POS АТОЛ Jazz 15 — от 46 800 ₽
- KKT АТОЛ 22 v 2Ф — от 31 500 ₽
- 2D сканер — от 6 200 ₽
- ФН 15 месяцев — от 10 000 ₽
- ОФД — от 3 000 ₽
Штрафы за нарушение правил маркировки
Нарушителей правил, то есть тех кто торгует товарами без маркировки или производит их, штрафуют, а всю продукцию изымают. Вернуть товары, которые конфисковали, не получится.
К тем, кто игнорирует требования системы маркировки, применяется как административная, так и уголовная ответственность.
Мелкое нарушение влечет штраф:
- до 4 тыс. рублей для физлиц;
- до 10 тыс. рублей для должностных лиц;
- до 300 тыс. рублей для юрлиц.
За нарушения в особо крупных размерах могут лишить свободы на срок до 6 лет.
Для торговли по закону и без штрафов подключите МойСклад — все процессы по продаже и учету маркированных товаров бесплатно и в одном окне благодаря прямой интеграции с Честным знаком. Заказ, сверка и вывод кодов из оборота. Импорт и экспорт накладных с данными о маркировке через ЭДО.
МойСклад — это не только работа с маркировкой, но и учет товаров с кассовым приложением в комплекте.
- автоматические заказы поставщикам на основании статистики продаж;
- контроль остатков на складах и товаров на реализации;
- реальная прибыль по каждому товару;
- печать чеков и ценников;
- быстрый старт, поддержка 24/7, бесплатный тариф.