Что такое ОКВЭД, какие коды указывать при торговле сигаретами и другой табачной продукцией, каковы штрафы за отсутствие или неправильный выбор — в этой статье.
ОКВЭД — это общероссийский классификатор видов экономической деятельности. При регистрации бизнеса вы обязаны выбрать код в зависимости от того, чем будете заниматься: какие товары продавать или какие услуги оказывать.
Требование действует для всех организационно-правовых форм и типов бизнеса: ИП и ООО, интернет-магазинов и офлайн-точек, розницы и опта.
Количество кодов не ограничено, но обычно хватает одного основного и 4‑5 дополнительных кодов.
В дальнейшем вид деятельности из классификатора указывают в отчетности, заявках на кредит и других документах.
Так государство ведет учет и анализ бизнеса. Отслеживает данные налоговая инспекция. Она же назначает штрафы за отсутствие или неправильный выбор ОКВЭД.
При торговле табачными изделиями стоит учесть, что помимо обычных сигарет есть альтернативные виды табачной продукции и сопутствующие товары для курения:
Список подходящих видов деятельности зависит от того, где и какая именно табачная продукция будет продаваться в магазине.
Код | Ассортимент | Тип торговой точки | Комментарий |
47.11 |
Преимущественно пищевые продукты, напитки и табачные изделия. Есть также непродовольственные товары |
Неспециализированные магазины общего назначения |
Подойдет как основной код для продажи в продуктовых магазинах и магазинах общего назначения |
47.11.2 |
Незамороженные продукты, включая напитки и табачные изделия |
||
47.19 |
Широкий ассортимент товаров общего назначения с преобладанием непродовольственных |
||
47.2 |
Продукты питания, напитки и табачные изделия |
Продуктовые магазины |
Подойдет как основной код, если вы продаете табачную и пищевую продукцию |
47.26 |
Табачные изделия |
Специализированные магазины |
Подойдет как основной код для табачного магазина |
47.81.1 |
Напитки и табачная продукция |
Нестационарные торговые объекты (НТО) |
Подойдет как основной код, если вы продаете сигареты и другие изделия в ларьках, киосках, трейлерах, лавках посреди супермаркета |
47.81.2 |
Пищевые продукты, напитки и табачная продукция |
Рынки |
Подойдет как основной код, если вы продаете сигареты и другие изделия на рынках |
47.81 |
Пищевые продукты, напитки и табачная продукция |
Нестационарные торговые объекты и рынки |
Вариант для продажи одновременно и в НТО, и на рынках |
В заявлении на регистрацию можно указать только один основной код ОКВЭД, который влияет на тариф страховых взносов на травматизм за сотрудников. Плюс к этому можно добавлять любое количество дополнительных кодов.
Сигареты и табак продают оптом со следующими кодами.
46.3 |
Продукты питания, напитки и табачные изделия |
46.35 |
Табачные изделия |
46.39 |
Продукты питания, напитки и табачные изделия для неспециализированной оптовой торговли |
46.21.2 |
Сырье — необработанный табак |
Если помимо классической табачной продукции вы планируете продавать электронные сигареты и парогенераторы, используйте дополнительно следующие коды:
51.43 |
Оптовая торговля бытовыми электротоварами, радио- и телеаппаратурой |
52.45 |
Розничная торговля бытовыми электротоварами, радио- и телеаппаратурой |
Есть специальные коды для агентской торговли сигаретами и табаком:
46.17 |
Оптовая торговля пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями |
46.17.3 |
Оптовая торговля табачными изделиями |
46.15.3 |
Оптовая торговля электротоварами и бытовыми электроустановочными изделиями (для электронных сигарет) |
В ОКВЭД нет специального кода для организации кальянной. Можно использовать варианты для похожей деятельности:
Код | Вид деятельности | Комментарий |
93.29 |
Зрелищно-развлекательная |
Основной для кальянной |
56.10.1 |
Рестораны и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетерии, рестораны быстрого питания и самообслуживания |
Дополнительный, если предусмотрена подача напитков или еды и кальяны находятся в заведениях в перечисленных слева столбцах |
56.30 |
Изготовление и продажа напитков для непосредственного употребления внутри заведений. Бары, таверны, коктейльные залы, дискотеки и танцевальные площадки с преобладающим обслуживанием напитками, пивные бары, буфеты, фито-бары, автоматы по продаже напитков. |
Перечислим основные законодательные требования.
Торговое помещение для табачного бизнеса должно быть площадью не менее 25 квадратных метров и находиться более, чем в 100 метрах от образовательных учреждений.
Нельзя торговать:
Подробнее о выборе места и другие нюансы при открытии табачного магазина — в статье.
Все требования к обороту табачной продукции перечислены в Федеральном законе от 23.02.2013 № 15‑ФЗ.
Производители, импортеры, оптовики и розничные магазины обязаны сообщать обо всех операциях с товарами в Честный знак. Продавать сигареты без маркировки запрещено.
Под требование попадают сигареты, папиросы, альтернативная табачная продукция (например, сигары, черуты, сигариллы, табак трубочный, жевательный), никотиносодержащая продукция (в том числе табачные изделия для потребления путем нагревания), никотинсодержащие жидкости и электронные системы доставки никотина в картриджах, капсулах и т.д.
Что понадобится для работы с маркировкой и как происходит торговля маркированными товарами — смотрите подробно в статьях про табачную и никотиносодержащую продукцию.
При приемке и продаже для общепита действуют те же правила, что и для розничного магазина. К тому же рестораны и кафе обязаны соблюдать требования по МРЦ — максимальной розничной цене. Она указана в коде маркировки. Если продать товар дороже этой цены, общепиту выставят штраф. С ведением маркировки такие нарушения отслеживаются автоматически.
В МоемСкладе можно включить автопроверку стоимости. При сканировании кода при продаже пачки сигарет максимальная розничная цена подтянется автоматически.
С 1 апреля 2024 действует разрешительный режим при продаже табака. С кассы при продаже маркированного товара поступает запрос в систему Честный знак, годный код или нет. В результате продажа или разрешена, или запрещена. Все это происходит моментально. Кассовое приложение должно быть готово к работе с разрешительным режимом.
Подробнее о схеме работы разрешительного режиме — в статье.
Продажа маркированных товаров — сложный процесс. Забить каждый шаг в систему Честный знак, а еще отразить это в учете.
Удобнее вести работу в одном месте. Розница может принимать и продавать товар, обмениваться документами с поставщиками через ЭДО, получить данные об остатках и прибыли. Все это умеет МойСклад — учет любых товаров, рабочее место кассира и CRM в комплекте. Быстрый старт, поддержка 24/7, есть бесплатный тариф.
ООО подают заявление в налоговую по форме Р11001, индивидуальные предприниматели — по форме Р21001. Лично, через МФЦ, почту или онлайн — на сайте ИФНС.
Так выглядят страницы, на которых нужно указать коды:
Срок подачи — не позднее 7 рабочих дней с момента, когда вы начали вести конкретную деятельность. Налоговая обрабатывает заявку в течение 5 рабочих дней, после чего вносит данные в госреестр.
Чтобы добавить новые или изменить действующие коды, индивидуальные предприниматели заполняют заявление Р24001, а ООО — форму Р13014 при внесении изменений в Устав. Порядок подачи тот же, что и при регистрации — любым из перечисленных выше способов.
Если вы ведете не ту деятельность, что указали при регистрации, вам грозит штраф. Согласно статье 14.25 КоАП РФ он составляет 5 тысяч рублей. А если у вас есть наемные работники, есть риск переплатить взносы на травматизм — соцстрах утверждает ставку по основному виду деятельности.
За нарушение сроков подачи данных — штраф от 5 до 10 тысяч рублей.
Для сокращения затрат автоматизируйте продажи с самого начала. Сервис МойСклад избавит от рутинных операций и ошибок в учете, а значит, сэкономит ваш бюджет. Тем более есть бесплатный тариф.