E-commerce: жизнь после пандемии

22 Мая 2020

О том, как коронавирус изменил рынок e-commerce и чего ждать онлайн-ритейлерам и логистам в будущем, рассказывает Алексей Сапон, директор по логистике службы доставки Boxberry.

Для всего мира первая половина 2020 года стала временем больших перемен. «Коронавирусная» весна многое перевернула с ног на голову: изменения произошли во всех без исключения сфер жизни. Труднее всего пришлось мелкому и среднему офлайн-бизнесу, всероссийская самоизоляция поставила его на грань выживания. А вот для рынка онлайн-торговли и тесно связанного с ним рынка доставки коронавирус стал не препятствием, а возможностью проверить свои силы и совершить новый рывок вперед.

Переходим в онлайн?

Рынок e-commerce и в докоронавирусный период демонстрировал стабильный рост. По данным аналитиков Data Insight, в 2019 году количество заказов в российских интернет-магазинах выросло на 41%, а прирост прибыли составил 25%. Пандемия и последовавший за ней карантин лишь усилили интерес продавцов и покупателей к дистанционной торговле. Те бизнесы, которые еще не вышли в онлайн, начали поспешно искать возможность влиться в этот рынок. Для них этот неоцененный ранее канал стал способом выживания при чрезвычайных обстоятельствах.

Изменилось и покупательское поведение. Люди, вынужденные находиться в изоляции, начали приобретать все необходимое в сети. При этом мы наблюдаем переток заказов в отдельные товарные категории. В конце марта и начале апреля в ТОП вышли продукты, детские, медицинские товары, товары для животных и спорттовары для дома. Спрос на одежду, обувь и аксессуары, товары для отпуска и путешествий и другие сезонные покупки начал снижаться. В середине апреля покупатели отошли от первого шока и начали планировать досуг и готовиться к длительной изоляции: начало расти количество заказов в категории товаров для досуга (книги, канцтовары, материалы для рукоделия, товары для хобби). К началу мая в топ категорий вернулась косметика.

За полтора месяца изоляции большинство россиян получили положительный опыт ежедневного использования интернет-площадок для покупок. Скорее всего, к концу пандемии у потребителей сформируется стойкая привычка покупать онлайн, и в дальнейшем они продолжат охотно пользоваться услугами интернет-продавцов.

Безусловно, все это серьезно скажется на объемах продаж интернет-магазинов и торговых площадок. Рынок e-commerce ускорит рост и поведет за собой логистику, а значит, логистическим компаниям придется наращивать темпы развития. В мире, который научится покупать онлайн и станет больше доверять этому каналу, грамотно выстроенная логистика будет важна и нужна как никогда.

Чего ждать рынку доставки

Чрезвычайные обстоятельства подчеркнули две важных вещи при организации логистики.

Во-первых, стремительный выход в онлайн требует таких же быстрых решений задач доставки. Большинство предпринимателей столкнулись с тем, что доставку нужно организовать быстро (желательно вчера), масштабно (сразу во все регионы) и просто (без построения схемы с нуля и серьезных IT-доработок). Даже для крупного бизнеса это сложно реализовать собственными силами. Нужен надежный логистический партнер с готовыми решениями и подключением за час-два.

Во-вторых, партнер должен обладать гибкостью, чтобы моментально реагировать на изменение ситуации. К примеру, когда ограничительные меры парализовали работу всех торговых центров, многие пункты выдачи оказались закрыты. Если самовывоз — единственный способ доставки у партнера, это серьезно сказывается как на доступности доставки для клиентов интернет-магазина, так и на объемах выкупа.

Мы в Boxberry столкнулись с такой проблемой в конце марта. Но за счет того, что у компании в равной степени развиты как сеть отделений, так и курьерская доставка, удалось сохранить географию работы. Мы оперативно ввели услугу бесконтактной доставки для предоплаченных заказов, организовали пешую доставку из пунктов выдачи, которые оказались закрыты на время карантина. В небольших населенных пунктах начали работу мобильные отделения. Это позволило нам обеспечить непрерывность логистической цепочки и доставить даже те заказы, которые должны были осесть на время карантина в закрытых ПВЗ.

В апреле 2020 года спрос на курьерскую доставку вырос вдвое как в Москве, так и в регионах. Однако списывать со счетов самовывоз рано: получатели готовы забирать заказы в отделениях рядом с домом при условии соблюдения там профилактических мер.

После того как пандемия закончится, распределение долей, скорее всего, вернется к прежним показателям: те, кто выбирал самовывоз, продолжат выбирать его в обычных обстоятельствах.

Однако главный урок из нынешней ситуации мы все вынесем. Для всех участников рынка e-commerce наиболее ценным качеством будет умение быстро реагировать на любые перемены и перестраивать свою работу в соответствии с изменившимися условиями, сохраняя при этом качество существующих услуг и внедряя новые форматы привычных сервисов.

Базовый тариф Boxberry со скидкой 25%: получить

Читайте также:
Работа с маркетплейсами: как выбрать площадку и с чего начать продажи
Как открыть интернет-магазин во время кризиса
Что мешает вам выйти в онлайн: 7 проблем учета и как их решить

МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке Всё, что нужно, в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы,
клиенты и поставщики
Начать использовать