Как магазину конкурировать с крупными сетями: 7 рабочих методов

Снизить ценник или устроить акцию? Сети за счет объемов могут позволить себе какой угодно демпинг, играть с ними на этом поле бессмысленно.

На самом деле у небольшого магазина есть другие пути. Вот пять способов повлиять на выручку при том же бюджете — опыт владельцев розничных точек из разных ниш.

Автоматизируйте продажи в магазине с помощью МоегоСклада. В сервисе можно принимать товар от поставщиков, вести учет, оформлять продажи и списания. Можно подключить кассу МойСклад и поставить запрет кассирам на удаление позиций в чеке — защитите себя от воровства. Документы, которыми сервис обменивается с ЕГАИС, можно использовать для сдачи квартальной декларации.

Попробовать МойСклад
  1. Определение уникального продукта
  2. Улучшение того, что не могут сделать сети
  3. Контроль продавцов
  4. Повысить удобство пространства магазина
  5. Активность в медиа
  6. Интерес к потребностям клиентов
  7. Автоматизация управления закупками
  8. Вопросы и ответы

Провести разведку ногами и найти уникальный продукт

Федеральные сети работают по контрактам. Практически во всех точках — плюс / минус один и тот же товар, причем, не самого лучшего качества. Часто похожая ситуация и в магазинах «у дома». Обойдите конкурентов в своем районе, и вы увидите, что >90% ассортимента совпадает. Выбор далеко не всегда основан на реальных предпочтениях покупателей — торгуют по принципу «как у всех».

Кейс для продуктовой розницы

Поставьте для эксперимента несколько уникальных позиций на свой вкус и обратите на них внимание клиентов. Зайдет — расширяем новинки дальше. Не зайдет — меняем. Цель — чтобы за тем или иным товаром приходили только к вам. Пусть он займет 1/20 от всего объема, так вы перетянете к себе часть трафика от конкурентов.

Предлагая уникальный продукт, можно даже работать на чужом трафике. Например, рыбный магазин в ТЦ, который находится напротив условного «Перекрестка», будет продавать позиции, которых нет в супермаркете.

Кейс для непродуктовой розницы

Здесь могут быть сложности с анализом конкурентов и покупательского спроса. В помощь — сервисы аналитики маркетплейсов. У большинства из них есть бесплатный функционал — что и за сколько продают в вашей нише. Маркетплейсы — это срез всего рынка, данные можно смело использовать в обычной рознице.

Ходовые позиции
Посмотрите, какие позиции ходовые, подумайте, за сколько будете продавать, и вводите. Потом по обратной связи скорректируете ассортимент

Улучшить для клиента то, что не смогут сети

Сотрудничайте с местными поставщиками, фермерами. Федеральная сеть обязана работать только с крупными производителями. Качество продукта у них зачастую не на первом месте. Зато в маленьком магазине может быть все «с поля», домашнее, а не «напичканное пестицидами и антибиотиками».

Устраивайте акции по запросу. Это то, что федеральные ритейлеры не могут себе позволить. Они запускают промоакции раз в неделю. Небольшой магазин, наоборот, может хоть каждый день запускать ту или иную акцию в зависимости от спроса. Также — менять ассортимент, привозя особые товары под заказ или перестраиваясь под сезон.

Доверять кассирам, но проверять их

Воровать могут где угодно: и на складе, и на кассе. Способов много, вот самые частые:

  • забирают из кассы, если вы не фиксируете факт в кассе на начало и конец дня;
  • редактируют чек задним числом;
  • делают фиктивный возврат;
  • пробивают скидку после итога;
  • пробивают дорогой товар по цене дешевого;
  • не пробивают один или несколько товаров;
  • удаляют товары из чека или отменяют его.

Чтобы это выявить, нужна учетная система. Она будет контролировать остатки, продажи и кассу. Все данные записываются: отвертеться не получится. В МоемСкладе, например, можно поставить запрет кассирам удалять позиции в чеке — если будет ошибка или пробьют не тот товар, можно только полностью очистить чек.

Автоматизируйте магазин, чтобы исключить воровство на кассе и складе

Вы будете фиксировать не только нарушения, но и их обстоятельства. Тогда увидеть и доказать, что продавец ворует, будет просто.

В МоемСкладе видны все движения средств, товаров, операции по кассе: кто и что пробил, когда, сколько, применялась ли бонусная карта. Еще удобно проводить инвентаризации даже со смартфона и выявлять недостачу.

Попробовать МойСклад

Сделать магазин удобным для покупателя

Встречают по одежке — магазин в том числе. Легко сориентироваться, где и какой товар, если в помещении у вас нормальный свет — для покупателя это уже плюс.

Быть заметным, если можете

Маркетологи во всех дырках советуют «пилить» необычную рекламу, заводить страницы в социальных сетях. Чтобы потом на них подписать родственников, коллектив сотрудников и благополучно забыть.

Если у вас стандартная ниша типа магазина продуктов, поберегите бюджет. Что может сработать: чат в Telegram. Пример — пивной магазин в Одинцово (Московская область). Они создали чат для постоянных клиентов, закидывая туда сообщения типа «пришло новое пиво, мы уже попробовали — кайф». Не для всех эта тема подойдет, но как минимум прикиньте для себя, как и что.

Ну, и про бесплатные дегустации не забываем.

Интересоваться своим клиентом

Поработайте несколько дней продавцом, чтобы узнать реальный спрос в магазине. Даже если вы предприниматель с огромным опытом — просто встаньте и поработайте несколько дней от и до. Поговорите с покупателями между делом и узнайте, что именно они у вас покупают и почему, а за чем ходят в сетевые магазины.

Клиенты будут приходить к вам, если их в магазине узнают, улыбаются, спрашивают, как там кошка, сразу предлагают им продукты, которые постоянно берут или просили привезти. Внимательность и живой контакт ценнее.

Чтобы поддерживать такую атмосферу, главное — нанять адекватного продавца. Если сомневаетесь в конкретном сотруднике, попросите знакомых сыграть привередливого покупателя — все тайное станет явным.

Скидки на отдельные позиции или на весь чек, персональные или накопительные по дисконтной карте в рознице любого типа работают «на ура». Так вы невольно «привязываете» к себе покупателя. Повторные продажи, больше выручки.

Ответим на главные вопросы простыми словами: какую ставку выбрать и на чем сэкономить, как сдавать отчетность и вести книгу покупок и продаж, как изменятся продажи на кассе.

Автоматизировать управление закупками, чтобы не упустить прибыль

Закупайте товары, опираясь на данные о продажах. Некоторые поставщики любят огорошить предложениями купить сразу и много что-то новое. И здесь о‑о‑очень большой риск. Даже по «вкусной» цене. Нераспроданные остатки — та еще боль, если что-то пойдет не так.

И наоборот, своевременная закупка ходовых товаров — это плюс к вашей прибыли.

В МоемСкладе управление закупками становится прозрачным и простым. Со временем у вас накапливаются данные по остаткам и выручке. Тогда видно, что продается хорошо, а где вы упускаете прибыль. Учитывайте полученную статистику продаж и закупайтесь дальше, не боясь уйти в минус.

А еще вы можете подключить бонусную программу, контролировать кассиров, бесплатно работать с маркировкой и ЕГАИС.

В современном мире вести бизнес в табличках — все равно, что ездить на работу на лошади в эпоху постиндустриализма. В МоемСкладе мы видим прибыль и убытки, начали разделять все это по направлениям, чтобы собирать статистику помесячно. Внедрили дашборды — там и график продаж, показатели прибыльности по группам товаров, АBC‑анализ — все формируется автоматически.

Кроме того, в МоемСкладе есть аудит, который очень удобен. Можно проверить любого сотрудника: что он делал, вовремя обнаружить ошибки, если совершил, или понять, что «левачит», например. Мы видим продажу, поступление денег, дату и время.

Артем Лазука

владелец сети табачных магазинов Bazooka Store

МойСклад помогает видеть абсолютно все цифры, прибыли, отчеты в целом и по каждому магазину отдельно. Все акции идут через МойСклад. Например, в этом месяце скидка на миндальную муку. Менеджер контролирует наличие через сервис.

Анастасия Исаченко

основатель и совладелец магазинов для кондитеров «Тортомастер»

Вопросы и ответы

Это наиболее распространенные ситуации.

Практически все перечисленные в статье рекомендации подходят и для онлайн-торговли. Фокус — на реальных потребностях своей аудитории. Продавать то, чего нет у сетевиков по привлекательной цене, наладить в совершенстве клиентский сервис, снижая при этом издержки в закупках, доставке и других бизнес-процессах — и есть секрет.

Посмотрите, есть ли у вас потери в продажах из-за этого, справляются ли сотрудники с текущим объемом. Оцените, сколько времени у вас уходит на сведение данных. Знаете ли вы, сколько на самом деле зарабатываете? Автоматизацию стоит налаживать не ради автоматизации как таковой. Она помогает, когда есть проблемы в бизнес-процессах, поскольку есть средство их решения.

Избавиться от рутины и ошибок в бизнес-процессах поможет МойСклад. Есть бесплатный тариф без ограничений по времени.

  • Управление товарами, остатками, ценами и заказами на всех площадках из одного окна.
  • Массовая загрузка и обновление товаров и цен.
  • Контроль остатков с уведомлениями, что товар заканчивается.
  • Заказы поставщикам на основании статистики продаж либо неснижаемого остатка.
  • Поддержка маркировки, интеграция с ЕГАИС.
  • Интеграция со службами доставки, интернет-магазином, маркетплейсами, мессенджерами, онлайн-кассами и торговым оборудованием.
  • Более 100 готовых шаблонов договоров, актов, накладных и других документов.
  • Ведение клиентской базы и контроль задач сотрудников.
  • Реальная прибыль по каждому товару с учетом возвратов, комиссий и прочих затрат.
  • Быстрый старт, обучение, поддержка 24/7.
Попробовать МойСклад
Читайте также:
Наталья Зиновьева
Наталья Зиновьева Эксперт МоегоСклада
Была ли эта статья полезной?
6 оценок, среднее 4.33 из 5
Поделиться статьей:
МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке

Всё, что нужно, в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы, клиенты и поставщики

Начать использовать