Понятие оборачиваемости определяет, как быстро вложенные в товары средства вернутся к вам обратно, да еще и с прибылью. Она может измеряться в разах (сколько раз за период товар успевает «обернуться») или в днях (сколько дней нужно для продажи среднего запаса товара). Разберем, как посчитать оборачиваемость товара.
Для магазина важно, чтобы прибыльные товары всегда были в наличии, а их поставки — точно в срок. Делать это вручную — долго и чревато ошибками. Автоматизируйте закупки с помощью МоегоСклада — сервис выявит лидеров продаж, пришлет уведомление, о том что нужные товары заканчиваются, сформирует заказ поставщику. И все это бесплатно.
Зачем нужно считать оборачиваемость
Чем быстрее магазин распродает товар со склада, тем быстрее он возвращает себе деньги, которые вложил в закупку. Если продукция «залеживается», то получается, что деньги заморожены. Поэтому чем быстрее товары продаются, тем лучше.
Скорость превращения товарных запасов в деньги называют оборачиваемостью. Ее расчет поможет узнать через сколько дней закончится товар на складе, планировать закупки и корректировать цены — вы сможете установить скидки на продукцию, которая плохо продается.
Следует определить, что именно надо проанализировать, рассчитывая оборачиваемость по формуле. Например, у вас неравномерно продаются шоколадные конфеты «Осенний вальс» в разных магазинах. Тогда логичным будет сравнивать оборачиваемость по разным магазинам. Или, например, вы хотите сократить ассортимент и решить, что имеет смысл выводить из продажи. Для этого нужно использовать анализ оборачиваемости по брендам или позиции разных производителей одного товара.
Понятия для расчета оборачиваемости
Понятия, которые нам понадобятся для определения оборачиваемости:
- Товарно‑материальные запасы — это активы компании, предназначенные для продажи. Они уже есть в наличии в физическом виде на складе или в магазине.
- Товарный запас (ТЗ) — количество продукции для реализации в денежном эквиваленте.
- Средний товарный запас (СрТЗ) — средняя стоимость всей продукции на начало и конец отчетного периода. Чтобы вычислить показатель, сумму на начало периода складывают с суммой на конец периода и делят на 2.
Эту формулу расчета среднего товарного запаса лучше использовать на краткосрочных отрезках времени. В других случаях лучше считать подробнее. Для этого нужно взять не товарные запасы в начале и конце периода, а их ежедневные значения.
Весь период расчета надо разделить на равные отрезки времени — месяцы. Делим пополам товарный запас по цене закупки на начало расчетного периода (T1:2), последовательно прибавляем суммы запасов каждого месяца, запас последнего месяца также делим пополам. Таким образом получается следующее:
Т1:2+Т2+Т3+Т4+...Т12:2
Эту сумму делим на количество месяцев за вычетом единицы. То есть:
Т1:2+Т2+Т3+Т4+Т5+Т6+Т7+Т8+Т9+Т10+Т11+Т12:2/12-1.
- Товарооборот или объем продаж (ОбП) — сумма, которую компания получила от продаж за определенное время. Рассчитывают в закупочных ценах или ценах себестоимости.
- Срок (Д) — количество дней, за который считают оборачиваемость.
Формулы для расчета оборачиваемости товара: СрТЗ × (Д / ОбП) и ОбП / СрТЗ
Для определения оборачиваемости используют две основные формулы.
О = СрТЗ × (Д / ОбП) — показывает, за какое количество суток оборачивается запас продукции
О = ОбП / СрТЗ — показывает, сколько раз за выбранный период оборачивается товар
При вычислениях лучше вычеркнуть дни, когда происходило обнуление товаров на складе. Также с осторожностью надо подходить к расчету в ситуации, когда компания получила крупный заказ. Например, выиграла тендер на поставку мебели для школ района. Эту мебель в расчет брать нельзя, так как она была продана условно заранее — физически она стоит на складе, но на самом деле, вы точно знаете, кто и когда ее заберет.
Чтобы рассчитать оборачиваемость, нужно вести товарный учет
Вам как минимум нужно знать остатки на складе в начале и в конце месяца, а также сумму продаж. Для товароучета отлично подойдет сервис МойСклад:
- Массовая загрузка и обновление товаров и цен.
- Контроль остатков с уведомлениями, что товар заканчивается.
- Автозаказы поставщикам на основании статистики продаж либо неснижаемого остатка.
- Реальная прибыль по каждому товару с учетом возвратов, комиссий и прочих затрат.
- Быстрый старт, работа на бесплатном тарифе, поддержка 24/7.

Чем отличается оборачиваемость товара и коэффициент оборачиваемости
Коэффициент оборачиваемости (Коб) — показывает сколько оборотов (от закупки до продажи) выполнил товар за исследуемый период.
Коб = ОбП / СрТЗ
Так, выделяют коэффициенты оборачиваемости: активов, собственного капитала, оборотных активов, запасов, дебиторской/кредиторской задолженности. Чем выше показатель, тем эффективнее работает компания.
Также рассчитывается и продолжительность оборота (Тоб) — она показывает, за сколько дней продукция выполняет один оборот.
Тоб = (СрТЗ × Д) / ОбП
Анализ оборачиваемости товара: применяем результат
Анализ имеет смысл проводить внутри одной категории. Например, молоко сравнивать с молоком, но не с творогом, а творог с творогом разных марок, но не с сырками и не с творожными кольцами. Это поможет:
Понять, на сколько дней хватит запасов. При этом важно учитывать сроки годности. Срок оборачиваемости обязан быть меньше срока, когда продукция станет непригодной к реализации. Без учета этого фактора компания рискует понести убытки.
Планировать закупки и корректировать их объем. При расчете оборачиваемости видно средний товарный запас. Оборачиваемость зависит от него прямо пропорционально: чем выше запас, чем дольше оборачивается продукция. Поэтому долгий цикл оборачиваемости можно сократить за счет сокращения объемов закупки.
Например, вы продаете в магазине ряженку. Ее срок годности не более 14 дней. Вы посчитали оборачиваемость и оказалось, что за полгода средняя оборачиваемость ряженки не была меньше 16 дней. Таким образом, ряженка лежит на складе дольше своего срока годности. Скорее всего вы закупаете ее в слишком большом объеме.
Управлять ассортиментом. Изделия с падающим коэффициентом оборачиваемости нужно постепенно выводить из оборота. Но следует понимать, что, например, оборачиваемость элитного коньяка в днях будет намного выше, чем дешевого пива. Но очевидно, что из-за этого из оборота его выводить точно не стоит.
Корректировать цены. Вы можете снизить цену залежавшегося товара — так выше вероятность, что его купят.
Оптимизировать денежный оборот. Часто поставщики предоставляют отсрочку оплаты, поэтому важно, чтобы оборачиваемость в днях была меньше срока отсрочки. Тогда к дате оплаты нужная сумма для расчета с поставщиком точно будет в кассе.
Например, вы знаете, что ящик мороженого продается за 10 дней. То есть вам будет выгодно, если поставщик согласится на отсрочку платежа примерно в две недели.
Кратко:
- Оборачиваемость — это срок, за который товар на складе превращается в деньги. Чем она ниже, тем выгоднее. Так, оборачиваемость является одним из показателей расчета юнит‑экономики, в частности, на маркетплейсах.
- Анализировать данные лучше за несколько месяцев.
- Для расчета оборачиваемости нужно вести товарный учет.
- Средняя оборачиваемость не должна быть дольше срока годности.
- Анализ помогает оптимизировать активы компании и бизнес‑процессы, определить невостребованные товары и увеличить прибыль.