Как выстроить коммуникацию с каждым покупателем, почему одни клиенты охотно реагируют на скидки и бонусы, а другим нужно что-то иное, например, индивидуальные условия обслуживания и подарки. Разобраться в этом поможет RFM‑анализ. Как его провести — в этой статье.
Вести работу с клиентами удобно в МоемСкладе. Подключить систему лояльности и бонусные программы — персональные и накопительные скидки, есть отложенное начисление и приветственные бонусы, скидки на чек или отдельную позицию.
Удобные отчеты по клиентам — сумме продаж за месяц, среднему чеку и другие. Создавайте воронки продаж, рассылки и звоните покупателям в один клик.
Андрей Володин
менеджер продукта CRM в МоемСкладе
RFM (РФМ) анализ — это метод сегментации клиентов компании, позволяющий делить их на группы в зависимости от суммы покупок и их регулярности. Нужен для того, чтобы продумать схемы работы с каждой группой клиентов.
Аббревиатура RFM расшифровывается как Recency, Frequency и Monetary. Это и есть принцип анализа:
В основе анализа лежит принцип Парето: 80% результата приносит 20% позиций. Если это правило перенести на маркетинг, получим — 20% постоянных клиентов совершают 80% покупок. Более подробно об этом в статье Как провести ABC-анализ.
RFM‑анализ позволяет найти:
Результаты анализа можно использовать в любых каналах коммуникации: телефонные звонки, сегментированные sms и email-рассылки, таргетированная реклама.
Анализ дает понимание, как взаимодействовать с клиентами каждого сегмента и подталкивать их к повторным покупкам. Например, тем, кто недавно сделал заказ, дать дополнительную скидку по промокоду на весь ассортимент. А для тех, кто давно ничего не покупал, дать скидку или предложить бесплатную доставку.
В результате анализа компания может увеличить доходы за счет повышения среднего чека у активных клиентов, а также снизить расходы на коммуникацию с «мертвыми душами».
Используют результаты RFM‑анализа в B2C и B2B. Метод подходит для e‑commerce, прямых и регулярных продаж.
Примеры бизнесов, где RFM‑анализ применяют чаще всего:
Если у компании:
Оптимально, если проводить его 1‑3 раза в квартал. Так проще отследить изменения в поведении покупателей внутри отдельных сегментов. Например, появляются новые покупатели или те, кто часто покупал перестают приобретать товар.
В результате бизнесу будет понятнее, как взаимодействовать с клиентами — новичков попросить подписаться на соцсети за дополнительный бонус, а кто давно не покупал привлечь дополнительной скидкой.
Если проводить РФМ‑анализ реже, то определить, к какой категории относится клиент — постоянный, новый или лояльный — будет невозможно.
Для анализа понадобятся данные о всех покупках за определенный период. Что и за сколько вы продали. Распределяете клиентов на сегменты и каждому ставите по три оценки:
Recency (давность сделки): 1 — недавние клиенты, 2 — относительное недавние клиенты (спящие), 3 — клиенты, которые давно ничего не покупали.
Frequency (частота сделки): 1 — покупают часто, 2 — покупают нечасто, 3 — давно ничего не покупали.
Monetary (деньги): 1 — потратили много денег, 2 — потратили не очень много денег, 3 — потратили мало денег.
Четко определить универсальную границу сегментов невозможно, так как здесь влияют многие факторы: отрасль, жизненный цикл покупателя и др. Ориентируйтесь на свою нишу. Например, клиентов по давности сделки можно разделить так: недавние клиенты — до 2 месяцев, относительно недавние — от 2 до 6, давно не покупали — более 6 месяцев.
Рассмотрим подробнее каждый шаг.
Выгрузите данные о клиентах из CRM в Excel.
В таблице должны быть такие колонки:
Нужно выделить три равные группы по каждому показателю. В нашем примере будем ставить баллы от 1 до 3, но это не строгая градация. Можно ставить оценку по шкале от 1 до 10, тогда увеличится количество итоговых групп.
Градация по давности покупки:
Для примера возьмем отчетную дату 01.12.2023. Считаем, сколько дней прошло с последней покупки:
Ячейку с количеством дней с последней покупки отсортируем по возрастанию и разделим на три группы, в зависимости от давности сделки.
Сортируем клиентов по тому, как часто они совершали покупки:
Ячейку «Количество покупок» расположим по возрастанию и поделим на три группы:
Сортируем клиентов по чеку:
Здесь по такому же принципу — сортируем по возрастанию и делим на три группы.
Каждый покупатель получил по одной оценке за каждый параметр. Например, у клиента 9 оценка 321.
Лучшим будет покупатель, который в течение 30 дней совершил более 5 покупок и потратил более 5 000 рублей. Худшим — одна покупка на сумму 1 999 рублей за три месяца.
Всего покупателей можно разделить на 27 сегментов. Некоторые могут быть пустыми, например, если нет клиентов, которые недавно покупали на большие суммы.
| Идеальные | Лояльные | Потерянные |
311 — давние частые с низким чеком |
321 — давние редкие с низким чеком |
331 — давние разовые с низким чеком |
312 — давние частые со средним чеком |
322 — давние редкие со средним чеком |
332 — давние разовые со средним чеком |
313 — давние частые с высоким чеком |
323 — давние редкие с высоким чеком |
333 — давние разовые с высоким чеком |
Спящие |
||
211 — спящие частые с низким чеком |
221 — спящие редкие с низким чеком |
231 — спящие разовые с низким чеком |
212 — спящие частые со средним чеком |
222 — спящие редкие со средним чеком |
232 — спящие разовые со средним чеком |
213 — спящие частые с высоким чеком |
223 — спящие редкие с высоким чеком |
233 — спящие разовые с высоким чеком |
Бывшие лояльные |
Редкие |
Недавние |
111— давние частые с низким чеком |
121 — недавние редкие с низким чеком |
131 — недавние разовые с низким чеком |
112 — давние частые со средним чеком |
122 — недавние редкие со средним чеков |
132 — недавние разовые со средним чеком |
113 — давние частые с высоким чеком |
123 — недавние редкие с высоким чеком |
133 — недавние разовые с высоким чеком |
Подробно разобрали, как проводить RFM‑анализ на курсе «CRM в сервисе МойСклад» в учебном центре. Научитесь управлять взаимоотношениями с клиентами, привлекать новых и превращать их в лояльных и постоянных — все это бесплатно, в формате 10‑минутных видео с разбором каждого шага.
Для разных категорий подходят свои методы работы. Например, для идеальных клиентов подойдут закрытые распродажи и индивидуальные условия обслуживания, а для спящих — скидки.
Те, кто часто покупают на крупные суммы. Ваша задача — удерживать их в таком состоянии как можно дольше.
Как работать. Лучшие предложения для них — подарки к покупкам, закрытые продажи или же индивидуальные условия обслуживания. Здесь важно не надоедать покупателю своими предложениями, подойдут рассылки или SMS с важной информацией.
Клиенты, которые знакомы с брендом и регулярно покупают товары.
Как работать. Сообщайте о крупных распродажах и выгодных предложениях, предложите сопутствующие товары или подарок за покупку.
Те, кто давно приобрел товар и больше в магазин не возвращался. Как правило — это безвозвратно потерянные клиенты.
Как работать. Можно попробовать вернуть с помощью спецпредложения или крупной скидки. Расскажите о новинках и акциях.
Совсем недавно часто и много покупали. Сейчас может быть нет потребности в товаре.
Как работать. Выяснить, почему перестали покупать, предложить новый продукт, рассказать об акциях, скидках и распродажах.
Те, кто раньше часто покупал с разным чеком.
Как работать. Как и со спящими — выяснить, почему перестали покупать, предложить новый продукт, рассказать об акциях, скидках и распродажах.
Покупали нечасто и давно не возвращались.
Как работать. Сделайте рассылку, предложите новые услуги, расскажите об акции.
Покупатели, кто недавно совершил покупку в магазине и познакомился с брендом. Задача — удержать клиентов и заслужить их лояльность.
Как работать. Поздравить с покупкой, пригласить в соцсети, предложить выгодные акции. Можно предложить скидку на следующий заказ.
Настроить систему лояльности можно в МоемСкладе — персональные и накопительные скидки по дисконтной карте, а также бонусные программы. Скидки на чек или отдельную позицию. Массовые рассылки в WhatsApp, Viber, Telegram прямо из программы.
Рассмотрим, как бренды используют результаты анализа для коммуникации с клиентами.
Рост LTV — прибыль компании, полученная от одного клиента за все время сотрудничества с ним. Этому способствуют программы лояльности, бонусы, продажа сопутствующих товаров.
Запуск нового продукта. В первую очередь сообщите об этом лояльным клиентам. Они сделают первые заказы, напишут отзывы и порекомендуют товар своим знакомым.
Увеличение лояльности. Главное — выбрать правильный инструмент при работе с аудиторией. Например, для спящих клиентов делать самые выгодные предложения, чтобы вернуть их, а новых познакомить с компанией и ответить на популярные вопросы через цепочку welcome-писем.
Эффективность коммуникаций. Для каждого сегмента должно быть свое торговое предложение. Так вы повысите количество откликов и новых заказов.
Снизить количество потерянных клиентов. Помогут скидки на повторные заказы, программы лояльности и спецпредложения. Например, бонус + кешбэк или бесплатная доставка.
Увеличение ROI (коэффициент возврата инвестиций). С разделением клиентов на сегменты бизнесу становится понятно, как общаться с каждой аудиторий и что ей предлагать.
Ремаркетинг. Экспортируйте сегменты потребителей в рекламные сервисы, чтобы создавать на их основе целевые аудитории и показывать им отдельные объявления.
В МоемСкладе удобно работать с программами лояльности, создавать рассылки, смотреть аналитику по работе с покупателями и оптимизировать рабочие процессы.
Покупателям можно назначать персональные и накопительные скидки, бонусные программы, скидки на чек или отдельную позицию. Есть отложенное начисление и приветственные бонусы. Подтверждение регистрации клиентов и списание баллов по СМС. Поддержка лояльности в кассе на iOS и Android.
Отправлять email-рассылки отдельным группам клиентов или по всей базе можно через сервис. Готовые интеграции с SendPulse, Mailganer, UniSender, Sendsay и другими.
Звоните клиенту прямо из его карточки: интеграция c Телфин, АТС Билайн, Манго Телеком, Простые звонки и другими.
Этот отчет позволяет отслеживать конверсию выполнения заказов. Отчет основан на статусах заказов и статусах контрагентов и представлен в виде графика. Контролируйте, сколько времени в среднем уходит на каждую стадию обработки заказа. Это позволяет заметить «узкие места» в процессе продажи.
Показатели контрагентов позволяют фильтровать список клиентов по нужным данным. Например, по дате первой и последней продажи, по количеству и сумме продаж, по среднему чеку, по прибыли, полученной благодаря конкретному клиенту. Показатели по каждому контрагенту отображаются в его карточке.
МойСклад — это не только работа с клиентами, но и учет товаров с кассовым приложением в комплекте. Есть бесплатный тариф без ограничений по времени.