Какие товары предприниматели активнее всего продают через социальные сети, в чем видят сложности в работе с ними и можно ли продавать в онлайне без собственного сайта? Узнавали у российского малого и среднего бизнеса. Делимся результатами нашего исследования. В опросе приняли участие 1617 представителей МСБ из всех регионов страны.
Доля онлайн-продаж, которая приходится на социальные сети, составляет почти 30% от общего объема рынка интернет-торговли в России. Эта цифра будет уверенно расти за счет собственных платежных систем и сервисов, которые активно развивают социальные сети.
Какое место занимают соцсети среди других каналов продаж
Основным своим каналом продаж соцсети назвали 51,5% отечественных ритейлеров рынка e-commerce. Какие доли заняли другие каналы?
- 17,8% опрошенных в качестве основного ресурса для продажи используют сайты,
- 15,4% — маркетплейсы,
- а 15,2% — розничные магазины.
Предприниматели рассказали и о том, в каких соцсетях и ресурсах продвигают свой бизнес: на первом месте оказался Инстаграм — за него проголосовали 44,2% респондентов, следом идет ВКонтакте (42,3%). На третьем месте по популярности среди ритейлеров — Фейсбук (30,3%), далее — Одноклассники (18,2%), Телеграм(16,9%), ТикТок (11,8%), Твиттер (6,8%) и Пинтерест (4,5%).
Что мешает бизнесу использовать соцсети для продаж
- Основным недостатком соцсетей предприниматели назвали необходимость регулярно пополнять и обновлять контент (39,6%),
- 20,8% пожаловались на то, что в соцсетях неудобно получать и обрабатывать заказы,
- 17,3% заявили, что соцсети на данный момент — это лишь один из возможных вариантов рекламы, и есть более эффективные инструменты,
- 16,3% ответили, что ведение соцсетей слишком ресурсозатратно,
- 15,7% — что SMM не дает стопроцентной гарантии высокой эффективности,
- Ровно столько же респондентов (15,7%) среди недостатков выделили высокий риск потери репутации из-за пары ошибочных комментариев или неудачно выбранной темы для поста,
- 14,8% заявили, что найти профессиональных SMM-маркетологов крайне трудно,
- 4,5% ответили, что не видят никаких недостатков в социальных сетях для продаж.
Какие товары представители МСБ РФ активнее всего продают через социальные сети
Большинство ритейлеров, как показали результаты опроса, продают через соцсети одежду и обувь (26,8%). За ними следуют:
- 19,8% — товары для красоты и здоровья,
- 18,1% — детские товары,
- 17,5% — подарочная продукция и ювелирные изделия,
- 11,5% — спортивные товары,
- 8,2% — смартфоны и фото- и видеотехника,
- 7,2% — товары для хобби и увлечений, книги, музыкальные товары,
- 6,8% — товары для строительства и ремонта,
- 6,4% — мебель и товары для дома,
- 4,7% — автотовары и запчасти,
- 2,7% — продукты питания,
- 2,5% — цветы,
- 1% — услуги.
Сколько денег тратят предприниматели на рекламу в соцсетях? Спросили и об этом:
- 38,8% опрошенных тратят не более 5 000 рублей в месяц на рекламу в соцсетях,
- 24,3% — от 5 000 до 15 000 рублей,
- 8,2% — от 15 000 до 50 000 рублей,
- 2,7% — от 50 000 до 100 000 рублей,
- а 1,4% — более 100 000 рублей,
- 24,5% респондентов ответили, что не тратят деньги на рекламу вообще.
Достаточно ли соцсетей для уверенных продаж в 2021 году
Большинство участников опроса считают, что для продаж необходимо иметь собственный сайт и соцсети (68,7%). 18,4% уверены в том, что соцсетей в 2021 году более чем достаточно. А 13% заявили, что сайт нужен в первую очередь.
Сегодня каждый второй россиянин, а это 70 млн человек, является пользователем соцсетей. Недавно большинство экспертов утверждали, что социальные сети нельзя рассматривать как инструмент продаж, отводили им скромную долю — поддержку имиджа. Однако сервис VK PAY и заработавший недавно в России Instagram Shopping говорят об обратном.
Теперь не обязательно покидать уютное пространство социальной сети, чтобы купить понравившийся товар. Социальные сети вытесняют сайты и интернет-магазины, а также меняют коммуникацию с клиентом на персонифицированную.
Наше исследование показало, что для определенных категорий товаров, таких как одежда и обувь, товары для дома и спортивные товары, соцсети являются идеальной площадкой.
Не сложно прогнозировать, что доли продаж через Инстаграм и ВКонтакте будут расти по мере совершенствования платежных систем и дополнительных сервисов. Спектр товаров будет расширяться. Возможно, что часть предпринимателей и покупателей предпочтут социальные сети маркетплейсам.
Соцсети имеют специфику: необходимо постоянно вкладываться в контент — развивать, улучшать, следить за трендами — это стоит денег и не всегда доступно микробизнесу, однако привлечь клиента на свою страницу в соцсети дешевле и проще, чем на сайт.

Мы учли тенденции российского рынка e-commerce и сделали МойСклад еще более удобным для бизнеса: у нас интеграция с Instagram Shopping, с которой можно автоматически выгружать в соцсети товары, актуальные остатки и цены, а ссылки на товары добавлять прямо в посты.