Итоги 2022 года для малого и среднего бизнеса

10 февраля 2023

Сервис МойСклад оценил ситуацию в торговом и производственном бизнесе по всей стране в 2022 году — падение составило 1,5% к 2021 году. Если в течение года потребитель жил в режиме экономии, то ноябрь-декабрь показали взрывной рост продаж.

Аналитики МоегоСклада изучили обороты более 26 тыс. компаний, действующих клиентов, представителей малого и среднего бизнеса по всей РФ, продающих товары в розницу и онлайн. Исследовали отдельно розницу, оптовые продажи, интернет-магазины и маркетплейсы. Все цифры рассчитаны с учетом инфляции — 12%.

Розничные продажи продемонстрировали падение на 7% по итогам года. Самое сильное падение у интернет-магазинов — 11%, а оптовая торговля и маркетплейсы показали положительную динамику 3% и 9% соответственно.

В 2022 году потребители остро реагировали на политические и экономические события.

Пиковый спрос пришелся на март, когда закупались как потребители, так и предприниматели, реагируя на падение рубля и пытаясь успеть приобрести продукцию компаний, заявивших об уходе.

Апрель и май показывали крайне низкий спрос, что обусловлено запасами, сделанными в марте, и экономией средств.

Летом по-прежнему покупали мало. Небольшой всплеск в сентябре, связанный с необходимостью собирать детей в школу. Однако в ноябре и декабре произошел резкий всплеск покупательской активности. Потребители мало покупали в течение года и отложили средства на последние месяцы. Важными факторами стали «черная пятница» и акции маркетплейсов.

Ноябрьский и декабрьский рост продаж компенсировал падение по итогам года, сделав его незначительным. Например, в ноябре продажи маркетплейсах выросли на 27% в сравнении с октябрем, а с июлем — уже на 41%. На 15% в ноябре-декабре выросли обороты компаний торгующих на маркетплейсах по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

Интернет-магазины тоже увеличили обороты в декабре и ноябре по сравнению с другими месяцами 2022 года. Так прирост в ноябре к октябрю составил 18%. Однако к прошлому году обороты снизились на 9%. Аналогичная ситуация наблюдалась в оптовых и розничных продажах.

Розничные продажи в регионах

Наибольшее падение розничных продаж в 2022 году по сравнению с 2021 годом аналитиками МоегоСклада зафиксировано:

Ульяновская область — −28%
Пермский край — −23%
Волгоградская область — −18%
Калининградская область — −17%
Чувашия — −16%
Ивановская область — −16%
Самарская область — −16%
Ставропольский край — −15%
Тюменская область — −14%
Воронежская область — −13%

Регионы, где обороты розничных точек росли в 2022 году по сравнению с 2021 годом:

Пензенская область — 8%
Омская область — 6%
Ростовская область — 6%
Белгородская область — 6%
Ханты-Мансийский Автономный округ — 6%
Республика Якутия — 3%
Новосибирская область — 3%
Республика Татарстан — 3%

В Московской области обороты розничных точек упали в 2022 году на −5%, в Москве на −11%, в Ленинградской области — на −1%, в Санкт-Петербурге — −12%.

В 2022 году решение закрыть бизнес приняли меньше предпринимателей, чем в 2021 году. По данным ФНС, разница более 20%: в 2021 году закрылись 799 860 ИП.

Рост оборотов в некоторых регионах аналитики МойСклад объясняют следующими причинами: близостью к проведению СВО, где увеличилось население из-за присутствия военных и беженцев из Украины, а также локальными программами поддержки, стимулирующими развитие малого и среднего бизнеса.

Удаленная работа становится причиной внутренней миграции населения, когда люди начинают возвращаться в регионы из столицы или переезжать из других городов, что также стимулирует торговлю.

Аскар Рахимбердиев, CEO сервиса МойСклад

Малый и средний бизнес, несмотря на события этого года, потерял не так много, с учетом инфляции его показатели остались примерно на уровне прошлого года.

В первую очередь это связано с уходом крупных западных компаний, чьих потребителей удалось привлечь небольшим предпринимателям. Например, мы видим, что рынок одежды в целом упал, но у отдельных игроков, представителей МСБ — серьезный рост. Такая ситуация наблюдается во многих отраслях.

Программа параллельного импорта тоже хорошо способствует росту оборотов у малого бизнеса, предпринимателям удалось быстро завезти товары и начать их продавать.

Также в 2022 году продолжилось перетекание потребителя из розничных и интернет-магазинов на маркетплейсы. Думаю, сокращение офлайна продолжится и в следующем году. Маркетплейсы продолжат активно развиваться, расширять сервис и возможности для селлеров и покупателей. Яндекс и Сбер будут продвигать свои онлайн-гипермаркеты и бороться за лидерство в этом сегменте.

Выиграют те ритейлеры, чей бизнес будет сосредоточен в разных каналах. Потребители будут по-прежнему экономить, премиум сегмент продолжит терять покупателей. В то же время можно прогнозировать взлет новых брендов, пока малоизвестных компаний. Сейчас это уже происходит на мебельном рынке.

Читайте также:
Поделиться статьей:
МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке

Всё, что нужно, в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы, клиенты и поставщики

Начать использовать