Адресное хранение — это способ организации размещения товаров, когда каждому месту хранения присваивается адрес или индивидуальный номер. Таким образом, создается топология склада. Рассказываем, как внедрить такую систему и вести складской учет.
Эксперт
Елена Кочетова
Менеджер продукта «Опт» в МоемСкладе
Адресная система хранения товаров на складе нужна, чтобы облегчить поиск необходимых позиций и комплектацию заказов. Она позволяет оптимизировать работу предприятия и свести к минимуму влияние человеческого фактора. Если на складе и в документации творится хаос, заказы собираются в разы дольше, продукция регулярно портится.
При адресном размещении склад делится на отдельные участки, которым присваивается адрес. Каждый участок называется ячейкой со своим кодом. Таким образом, каждая поступившая партия, товар или группа товаров попадает по своему адресу.
— будете всегда знать, где находится товар. Поможет в этом сервис МойСклад.
Простая сборка заказов — это сортировка зон хранения. В списке зон видно, сколько ячеек заняты, а сколько — свободны. Система подскажет, куда лучше поместить полученный товар, и сформирует лист подбора для кладовщиков при подготовке отгрузки.
Попробуйте прямо сейчас — это бесплатно.
Прежде всего адресный склад подойдет компаниям, где широкий ассортимент или тем, кто продает товары с коротким сроком годности, например, продукты питания.
При этом на складе должна быть четко выстроена логистика.
Размещение товаров по зонам и ячейкам может быть привязано к специфике или группам товаров, к условиям хранения, к размерам продукции. Например, можно зоны и ячейки связать с брендом или производителем, с размерами продукции (цветы в горшках, кустарники, семена растений), зоны и ячейки — с материалами для производства, готовой продукцией, возвращенными товарами с маркетплейсов и т.д.
В зависимости от условий работы компании и особенностей самого склада, может применяться один из видов хранения в ячейках: динамический или статический.
При статической системе каждая группа товаров закрепляется за конкретной областью склада, которая содержит необходимое количество ячеек для размещения максимально возможного объема поставки.
Она подойдет для складов готовой продукции компаний, у которых не меняется ассортимент.
В этом случае места хранения на складе не закрепляются за отдельной группой товара. Продукцию размещают на свободном месте, присваивая свой номер. Склад можно разделить на зоны под конкретные виды товара, но внутри зон продукция будет размещаться в любой свободной ячейке.
Динамическая система считается более прогрессивной и позволяет эффективно использовать все пространство склада.
Обе системы имеют как свои плюсы, так и недостатки. Для удобства, представили их в виде таблицы.
| Критерии | Статическая | Динамическая |
Плюсы |
Повышение прозрачности и логичности процессов. Упрощенный поиск продукции и легкая комплектация заказов. Минимизация затрат на обучение и адаптацию новых сотрудников. |
Нет простаивания места для определенных видов товара. Сокращение времени приемки и размещения грузов. Рациональное использование площадей. Экономия времени и трудозатрат на проведение анализа ассортимента. |
Минусы |
Простаивание ячеек в случае отсутствия товаров. Нужно регулярно проводить анализ ассортимента. Сложный процесс размещения товаров. |
Сложность внедрения: нужна более сложная инфраструктура и программное обеспечение, так как склад должен быть автоматизирован. |
Резюме: динамический подход более выгоден для крупных компаний с постоянно меняющимся ассортиментом. Статический — для небольшого списка товаров.
При ячеечном хранении склад разделен на ячейки определенного размера. Товары помещаются в них в соответствии с размерами и характеристиками.
В адресном хранении продукция имеет свой уникальный адрес, что упрощает поиск и отбор товаров. При необходимости можно быстро найти конкретный товар на складе. В ячеистом хранении товары группируются в ячейках, и для поиска требуется определенная система индексации или карты ячеек.
Для начала надо решить, по какой системе будет организована работа. После этого процесс идет поэтапно.
Помещение склада разбить как минимум на три участка:
Во всех этих зонах можно выделить подзоны. Например, хранение можно разделить на:
Все это поможет не загонять штабелер к мелкоштучной продукции и не ставить продукты питания среди бытовой химии.
Помимо обязательных также могут быть созданы дополнительные зоны. Например, зона брака — место, где хранятся товары ненадлежащего качества.
Подзоны в свою очередь разбиваются на ячейки: стеллажи, ярусы, полки, места на них. Каждому элементу присваивается отдельный номер.
Например, разделение может быть таким: ряд, место, ярус, ячейка. Каждая составляющая имеет свой идентификатор, при сложении их вместе получается тот самый уникальный адрес.
До организации зон или ячеек надо продумать логику их расположения для удобного и быстрого доступа к продукции с учетом собственных складских бизнесов-процессов и расположения основных зон работы сотрудников. Например, материалы для производства должны быть ближе к производству. Возвращаемый от маркетплейсов товар — ближе к зоне приемки или учета возвратов. Готовая продукция или самые востребованные бренды — ближе к зоне упаковки или отгрузки, а реже заказываемые товары — в глубине склада.
Если складов несколько, лучше обозначать их буквами. Для ячеек — цифры. В комбинации могут быть разделители: тире, точки, двоеточия.
Например, есть адресная ячейка склада с номером В13-06-04. Там:
Если адресный склад с напольным типом хранения товаров, кодировка может выглядеть следующим образом: В-25. Здесь В — ряд, а 25 — место в нем.
Есть несколько неочевидных правил маркировки:
Для внедрения ячеистого хранения и управления адресным складом используют:
В МоемСкладе есть интеграция с Клеверенс Склад 15 — программой для работы с ТСД. Она помогает сократить издержки при учете в 10 раз. Интеграция позволяет выполнять все необходимые складские операции:
Нет никаких дополнительных загрузок и выгрузок документов, все данные автоматически появляются в МоемСкладе. Все возможности интеграции можно бесплатно тестировать две недели.
На складе нужен беспроводной интернет. От этого будет зависеть, нужен ли офлайн-режим для ТСД или нет. Если с интернетом проблема, можно организовать отдельное место сотрудника для сверки товара после его физического отбора по сборочному листу или через ТСД с оффлайн-режимом.
Каждый сотрудник должен четко знать последовательность выполнения своих обязанностей. При адресной системе хранения работа персонала становится легче и сводится к простым механическим действиям.
Сотрудников нужно ознакомить с работой техники и научить пользоваться необходимыми устройствами.
Лучше всего провести тесты системы до ее запуска в работу. Все возможные ошибки и неверные действия нужно исключить до того, как запустится весь процесс.
Лайфхак: можно взять несколько малооборачиваемых товаров, или товар «маленького клиента», который потом легко можно будет восстановить в учетной системе, и обкатать процессы на нем.
Для организации адресного хранения обязательно нужна товароучетная программа. Отлично подойдет МойСклад.
Сервис позволяет разбить склады на зоны и ячейки, задав необходимое название ячейкам: как читаемое, так и нумерованное — в зависимости от физического наименования элементов на складах.
При приемке можно сразу принимать товар с указанием ячейки. В МоемСкладе есть дополнительная группировка ячеек на свободные и занятые.
При отгрузке можно выбирать, из какой ячейки нужно собрать товар, и напечатать сборочный лист для кладовщика. В нем будет отображена зона и ячейка хранения продукции, которую нужно собрать для отгрузки.
Адресное хранение в первую очередь подходит для больших компаний, у которых тысячи позиций в ассортименте. На небольшом складе (площадью до 300-500 кв. м.) такая система только усложнит все процессы. Но это не значит, что склад не надо автоматизировать.
Один клиент МоегоСклада с небольшим складом внедряет адресное хранение, чтобы по максимуму использовать имеющуюся площадь по ширине и высоте. При этом использует динамический вид системы хранения.
Это позволяет не потерять товар, хранящийся в небольшом количестве, например, в верхней части стеллажа, поскольку по программе сможет увидеть ячейку с этим товаром.
Для продукции с ограниченным сроком годности система хранения требует более гибкого подхода. Так, важно проводить маркировку входящих товаров и вписывать в программу дату производства. На этой уйдет много времени, но потери просроченной продукции сведутся к минимуму.
Также можно внедрить адресное хранение и распределить все по ячейкам. Это позволит скомпоновать продукты в одну зону с одинаковыми датами. Система будет направлять комплектовщика к нужному месту.
Если продукция не имеет сроков годности и для владельца все равно, в какой последовательности отгружать товар, адресное хранение усложнит поиск товаров. В этом случае важнее будет контроль прихода и отгрузки товара. Для этого и нужна маркировка мест хранения.
Но при динамической системе на одном стеллаже или в одной ячейки для экономии места может храниться разный товар. В этом случае лучше использовать учетную систему, тогда будет понятно, где лежит конкретный товар.
На примере сервиса МойСклад пошагово разберем, как внедрить систему адресного хранения.
Нужно учесть количество товарных единиц и групп, габариты товара, весовые характеристики, так как не всю продукцию можно хранить на верхних ярусах, сроки годности.
Эта информация поможет понять, какая должна быть площадь и сколько мест хранения потребуется. От этого напрямую зависит топология склада.
Каждая составляющая склада, ряд, место, ярус, ячейка, должны иметь свой номер. Все вместе дает уникальный адрес товара в месте хранения.
МойСклад позволяет создать один или несколько складов. Учет по каждому ведется раздельно.
Склад делится на зоны хранения. Для одного склада можно создать не более 10 таких зон.
Далее нужно добавить ячейки для адресного хранения, назвать их и выбрать подходящую зону хранения.
Если склад перестал использоваться, его можно перевести в архив. Информация по нему будет скрыта, но останется в системе. Данные всегда можно восстановить и продолжить работу.
Приемка и оприходование товара происходит за несколько кликов. Надо просто выбрать склад, выбрать подходящую ячейку и продукцию. При необходимости можно указать причину оприходования.
Ячейки для отгрузки можно подобрать автоматически или выбрать их вручную.
Ошибки исключены: если есть товары, у которых не указана ячейка хранения, на экране появляется уведомление. При этом сервис не запрещает сохранять документы без указания ячейки.
Также для удобства комплектации можно распечатать сборочный лист. В нем указываются зона и ячейка, откуда был отгружен товар.
Остатки можно смотреть в специальном отчете — проверить данные по товарам и узнать, в какие ячейки они добавлены.
Loading...