В статье — все разрешенные законом методы расчета себестоимости, преимущества и особенности каждого. Смотрите и выбирайте, какой больше всего подходит для вашего бизнеса.
Для магазина важно, чтобы прибыльные товары всегда были в наличии, а их поставки — точно в срок. Делать это вручную — долго и чревато ошибками. Автоматизируйте закупки с помощью МоегоСклада — сервис определит лидеров продаж, пришлет уведомление, о том что нужные товары заканчиваются, сформирует заказ поставщику. И все это бесплатно.
Себестоимость — это сумма затрат на производство, продвижение и продажу продукта или услуги. Иными словами, это все необходимые для этого ресурсы — материалы, сырье, полуфабрикаты, энергия и работа наемных сотрудников — в денежном выражении.
В себестоимости учитываются расходы на:
Расчет себестоимости помогает при:
Кроме того, данные о себестоимости незавершенного производства и готовой продукции нужны при формировании бухгалтерской отчетности.
Для поддержания рентабельности бизнеса стоит проводить перерасчет себестоимости минимум раз в несколько месяцев.
В зависимости от перечня затрат выделяют следующие типы себестоимости:
Вот формула полной себестоимости:
Полная себестоимость = Производственные расходы + Затраты на реализацию
где:
☑️ Производственные расходы = Сырье + Энергия + Амортизация + Оплата труда производственных работников + Оплата труда административных и других сотрудников + Отчисления от зарплаты
☑️ Затраты на реализацию = Обслуживание продаж + Транспорт + Другие расходы
Есть различные виды калькуляции себестоимости в зависимости от периода:
Для корректного расчета себестоимости нужно понимать, какие издержки существуют и что они включают.
Их множество, рассмотрим самые простые.
Это сырье, материалы и комплектующие, что можно измерить количественно в литрах, килограммах, тоннах, других единицах, и которые в результате производства становятся готовым товаром. Например, алюминий, пластик, древесина.
Для сравнения: есть расходные материалы — масла, жидкости, чистящие средства и т.д. Это не прямые, а косвенные материальные издержки, так как обычно их учет на каждую товарную единицу не ведется.
Это зарплата и другие выплаты — компенсации, закупка униформы и спецодежды, персональное поощрение — персоналу, который занят непосредственно в создании продукта.
Допустим, для булочной зарплата пекаря — это прямые трудовые затраты, а зарплата охранника — косвенные.
Эта группа издержек, которые влияют на производственный процесс не напрямую. Они включают:
Помимо этого иногда себестоимость рассматривают как следующую структуру затрат:
Единого способа нет, каждый предприниматель или экономист использует тот, что лучше всего подходит для бизнеса.
Далее рассмотрим несколько подходов к учету издержек, их особенности, плюсы и минусы.
Есть постоянные и переменные издержки.
Постоянные привязаны к определенному диапазону времени и не зависят от объема производства. Примеры: аренда, коммунальные платежи, фиксированная заработная плата, налоги.
Переменные зависят от объема производства и не ограничены во времени. Примеры: закупка материалов, сдельная заработная плата, расходы на упаковку. По сумме можно оценить, сколько предприятию стоит уже созданная продукция и та, которая еще в процессе производства.
Простота метода в том, что не нужно распределять постоянные затраты.
Директ-костинг — это возможность:
Основная сложность — в группировке затрат на постоянные и переменные.
Затраты на производство каждой единицы товара или услуги оцениваются отдельно.
Метод удобен в применении при единичном или серийном производстве. То есть когда почти каждый продукт уникальный, делается по индивидуальному заказу. Чаще всего это что-то сложное и затратное. Из малого бизнеса метод актуален для производителей мебели, визитных карточек, оказания аудиторских и других услуг.
Объект учета затрат и калькулирования — отдельный заказ.
Прямые расходы идут на отдельные заказы, как планировалось. Косвенные распределяются по всем заказам согласно установленным ставкам.
Получается, что заказы в работе — это незавершенное производство. По нему оцениваются все основные и накладные затраты. Учет ведется с помощью карточек заказов. В каждой карточке фиксируются:
Плюсы метода:
Минусы:
Это разновидность позаказного метода. Применяется, если заказ проходит несколько стадий производстве, или операций. Часть задач общая для всех заказов, часть — зависит от запросов заказчика.
Цена заказа включает все затраты, которые компания понесла на всех стадиях производства.
Затраты учитываются по этапам производства, или переделам. В результате каждого передела получается полуфабрикат, который идет дальше по цепочке для дальнейшей обработки.
Попередельный метод подходит для крупных предприятий с технологическим циклом, где:
Примеры: пищевая промышленность, массовое производство одежды и обуви.
Объект учета — отдельный передел.
Продукция в рамках одного передела — это полуфабрикаты, переданные в следующий передел. С точки зрения технологического процесса это еще не готовый продукт, но в него уже вложены средства.
Значение себестоимости конечного продукта получается от деления общей суммы издержек со всех этапов на количество произведенных единиц за период времени.
Для попередельного метода не придется вести карточки для каждой отдельной единицы товара, так как они типовые, а значит, затраты по ним распределяются равномерно. Такой принцип подходит только для массового производства и позволяет учитывать затраты за определенный календарный период.
Способ оценки себестоимости всей выпускаемой продукции, а не единичного товара.
Такое обычно используют предприятия массового производства, которые работают в непрерывном режиме и с:
Примеры: добывающие отрасли, транспорт и энергетика.
Чтобы определить значение себестоимости, нужно все прямые и косвенные расходы поделить на количество произведенных товаров за конкретный промежуток времени.
Метод прост в расчетах и позволяет отслеживать расходы через счета бухучета, но не дает точный результат из-за усредненных показателей.
Примеры таких расходов:
Как по закону списать ТМЦ?
П. 36 ФСБУ 5/2019 разрешает три способа оценки и расчета, или списания ТМЦ:
Каждый из доступных методов дает разные показатели по прибыльности бизнеса, а значит, и по налоговому, и по управленческому учету. Разберем их отличие.
Как понятно из названия, этот метод предполагает, что при расчетах учитывается стоимость каждого конкретного товара.
Такую систему применяют при торговле уникальными и дорогими товарами, когда важна точность. Например, она подойдет тем, кто будет продавать автомобили, предметы искусства или ювелирные изделия.
Логично, что когда товар штучный, и один не может свободно заменить другой, в учет при списании ТМЦ вносится именно та цена, по которой он был поставлен. Этот метод предполагает также, что всегда понятно, из какой конкретно поставки был проданный товар.
Он используется чаще, чем предыдущий, и предполагает ежемесячный расчет себестоимости товаров по среднему арифметическому. При этом не имеет значения, из какой конкретно поставки «ушел» тот или иной товар.
Данный метод списания ТМЦ подойдет для компаний, торгующих изделиями, для которых штучный учет не важен. Это могут быть, например, канцтовары, одежда, обувь, игрушки, косметика и любые другие товары широкого потребления.
Особенно выгоден метод средней себестоимости для тех товаров, цена на которые постоянно меняется и в большую, и в меньшую сторону.
Этот метод наиболее прост для учета. Средняя стоимость товаров рассчитывается по такой формуле:
[Средняя стоимость ТМЦ] = ([Стоимость ТМЦ на начало месяца] + [Стоимость ТМЦ, поступивших за месяц]) / ([Количество ТМЦ на начало месяца] + [Количество ТМЦ, поступивших за месяц])
А стоимость списанных за месяц товарно-материальных ценностей вычисляется так:
[Стоимость списанных ТМЦ] = [Средняя стоимость ТМЦ] X [Количество ТМЦ, проданных за месяц]
Пример расчета по методу средней себестоимости можно скачать ниже.
Преимущества метода расчета по средней себестоимости — в стабильности цены продаваемых материалов и простоте. Однако с точки зрения налогового учета он не является оптимальным в том случае, когда, например, вы закупаете одни и те же ручки у одного и того же поставщика, и он постепенно снижает вам цены. Рассмотрим следующий вариант.
Это самый популярный метод расчета себестоимости. В нем используется принцип очереди. Предполагается, что первыми списываются товары, которые были поставлены раньше. Отсюда и название метода FIFO (англ. «first in, first out» — «первый пришел, первый ушел»).
При этом, за исключением случаев, когда важен срок годности, не обязательно сначала отгружать товары из более ранней поставки — это используется в расчетах как допущение. То есть себестоимость товаров, которые продаются первыми, считается по цене остатков из самой «старой» поставки.
Когда остатки количественно исчерпываются, списание ТМЦ идет уже по цене следующей по времени поставки, затем — следующей, и так далее.
Способ ФИФО пригоден для промышленных предприятий, логистических и оптовых компаний, но не подойдет для розницы, так как не позволяет формировать себестоимость по отдельным видам товаров в точной оценке.
Есть две разновидности метода FIFO:
Как видно из примера расчета по методу ФИФО, показатель прибыли в данном случае ниже, чем в примере со средней стоимостью. Соответственно, налог на прибыль будет меньше.
Оба этих метода вполне рабочие. Однако ФИФО считается более точным, чем метод средней себестоимости. Особенно он выгоден в плане налогов, если происходит постоянное снижение цены на закупаемые вами товары. Тогда стоимость списываемых товаров будет наибольшей, а остатка — минимальной.
Поэтому ответом на вопрос, что лучше, ФИФО или средняя себестоимость, в большинстве случаев будет первый вариант.
Согласно законодательству, организация сама выбирает, как именно считать себестоимость товаров.
Важно, чтобы метод, которым вы считаете, обязательно был отражен в учетной политике компании. Об этом говорится в 313 статье Налогового кодекса РФ, а также в пункте 73 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 октября 2001 г. № 119н.
Изменения в учетную политику можно вносить раз в год. То есть внести их вы можете и раньше, но действовать они по закону начнут в следующем году — в начале нового налогового периода. Учетную политику составляет бухгалтер и утверждает руководитель организации.
В течение года сменить метод можно только в одном случае: если он отменен законодательно. Как, например, метод ЛИФО (LIFO) согласно приказу Минфина от 26.03.2007 № 26н. Он работал по правилу: материалы, поступившие на склад последними, с учета выбывают первыми. С 2008 года метод неактуален.
Для целей управленческого учета вы свободны применять любой метод расчета себестоимости. Наш совет — использовать тот же, что прописан в вашей учетной политике, — так будет меньше путаницы.
Несмотря на то, что принципы расчета просты, считать себестоимость вручную трудоемко. Особенно если у вас небольшой бизнес, а вы сами — и директор, и кассир, и бухгалтер, и главный закупщик.
Гораздо проще, если вы введете данные о поставках и продажах — и тут же увидите результат. Именно это позволит сервис МойСклад. Программа полностью автоматизирует процессы торговли и сама считает себестоимость списанных товаров или услуг по методу ФИФО.
МойСклад вычисляет рентабельность для каждого товара или товарной группы, хранит и показывает текущие и исторические остатки, а также множество других информации, которая может пригодиться.
Таким образом, вы экономите время и можете быть уверены в точности показателей, на основе которых принимаете решения.
В сервисе себестоимость — это цена из документа «Приемки» или «Оприходования» плюс накладные расходы.
Для подсчета себестоимости по методу ФИФО важно, чтобы документ закупки всегда был раньше, чем документ продажи. В противном случае это продажа отсутствующего товара с нулевой себестоимостью.
Изменение закупочной цены в карточке товара не влияет на себестоимость товаров, которые уже числятся на остатках.
Накладные расходы — сумма дополнительных затрат на получение товара сверх закупочной цены. Их можно указать в документе «Приемка» — и они увеличат себестоимость каждого товара соизмеримо цене, весу или объему.
Посмотреть себестоимость можно в документах «Отгрузки» и «Розничные продажи». Там отображается значение для единицы товара и для всего количества. Если продано несколько одинаковых товаров из разных закупок, вы увидите среднюю себестоимость единицы.
Прибыль в документе продажи считается как разность между суммой цены продажи и суммой себестоимости. Обратите внимание: если количество товара в сервисе подсвечено красным, вы продаете больше, чем есть на складе. Себестоимость будет ниже реальной, а прибыль завышена.
Автоматизировать работу бизнеса поможет МойСклад. Все процессы по продаже и учету товаров бесплатно, а для производства — управленческий учет на всех этапах: от закупки материалов до сбыта готовой продукции.