Облачный сервис МойСклад изучил обороты более 20 тыс. компаний — представителей малого бизнеса по всей территории РФ. По результатам исследования малый бизнес в первой половине 2022 года увеличил выручку на 8% по сравнению с первой половиной 2021 с учетом инфляции.
В исследовании сравнивалась выручка одних и тех же компаний (всего более 20 тыс.) за первые 6 месяцев 2021 года и за 6 месяцев 2022 года с учетом инфляции. Инфляция составила 14,9%. Рост оборотов без учета инфляции — 24,3%, а с ней — 8%.
МойСклад определил 10 региональных лидеров по темпам роста оборотов малого бизнеса в первой половине 2022 года по сравнению с первой половиной 2021 года.
МойСклад составил рейтинг регионов, в которых обороты падали или показывали минимальный рост.
В Москве с учетом инфляции обороты малого бизнеса выросли на 8%, в Московской области — на 14%. Санкт-Петербург показал рост на 4%, зато область — 24,3%. В Москве и Санкт-Петербурге обороты сильно росли в прошлом году, в этом темпы замедлились.
В нынешней ситуации нужно рассматривать каждый регион отдельно. Рост или падение, как правило, связаны с рядом факторов, среди которых есть один — ярко выраженный.
Так например, лидер рейтинга Тульская область активно развивает туристическое направление. Закрытые границы сильнее всего отразились на Калиниградской области из-за особенности географического положения. Закрытый аэропорт и СВО сократили рост оборотов в Крыму. В то же время приграничная территория Белгородской области показывает рост, который, скорее всего, связан с притоком беженцев из Украины.
Аналитики МоегоСклада выделяют несколько главных факторов роста оборотов малого бизнеса на фоне неблагополучной экономической обстановки:
Аскар Рахимбердиев, CEO и сооснователь облачного сервиса МойСклад
Исследование не учитывает компании, которые закрылись из-за сложной экономической ситуации в этом году. Однако те компании, что остались на рынке, растут, экономическая ситуация не является для них критической.
Малый бизнес в очередной раз показал, что он мобилен: может подстраиваться под ситуацию, находить новые ниши и новых поставщиков, быстро реагировать на запросы потребителей. Он легче переживает кризисы, чем крупный.
Рост оборотов обеспечивает прежде всего онлайн-торговля. Бум на маркетплейсах продолжается. Параллельный импорт и уход западных компаний открыли новые возможности для небольших предпринимателей. Думаю, что те компании, которые смогли удержаться в кризис или открыть новые направления, продолжат развиваться дальше.