С 1 сентября 2024 действует обязательная маркировка ветеринарных препаратов. Что должны делать производители, импортеры, оптовики и розничные продавцы — в этой статье. Рассказываем про этапы и сроки, а также как к ним подготовиться.
Продажа маркированных товаров — сложный процесс. Поэтому подготовиться лучше заранее. Рознице поможет в этом сервис МойСклад. Прямая интеграция с системой маркировки Честный знак позволит вам вести все процессы по маркировке и учету в одном месте. Заказ и печать кодов, ввод их в оборот и выбытие при продаже на кассе, обмен документами через ЭДО.
Работают с маркировкой и отчитываются в Честный знак:
Наносить коды маркировки надо надо вакцины, фракции крови, лекарства и контрацептивы. Полный список товаров, подлежащих обязательной маркировке — в таблице. Ориентируйтесь на коды ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД2. Если они есть в документах на товар (оба кода одновременно), значит, его надо маркировать.
Товар | Код ТН ВЭД ЕАЭС | Код ОКПД 2 |
Лекарственные препараты для ветеринарного применения |
2936 90 000 9 |
21.10.51 |
2941 90 000 9 |
21.10.54.120 |
|
3001 20 900 0 |
21.10.54.180 |
|
3002 12 000 2 |
21.10.60.193 |
|
3002 12 000 3 |
21.20.10 |
|
3002 12 000 9 |
21.20.21.110 |
|
3002 15 000 0 |
21.20.21.130 |
|
3002 42 000 0 |
21.20.22 |
|
3002 90 300 0 |
21.20.23.190 |
|
3003 10 000 0 |
||
3003 20 000 0 |
||
3003 90 000 0 |
||
3004 |
||
3006 60 000 1 |
||
3808 91 800 0 |
Товар маркируют, если он содержит одновременно коды ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД‑2, поэтому ориентируйтесь на этот показатель. Наносят коды маркировки на разные форм-факторы: аэрозоль, блистер, шприц-тюбик, флакон или коробку.
Маркируют товары кодами DataMatrix. Это матричный двумерный код, где зашифрована информация о продукте: страна производитель, бренд, срок годности и так далее.
Вот как он выглядит на упаковке товара:
Код состоит из:
Стоимость одного кода маркировки — 50 копеек.
Остатки ветеринарных препаратов, произведенные или ввезенные в страну до старта обязательной маркировки, не маркируют.
Оборот и вывод из оборота немаркированных препаратов, произведенных или ввезенных в страну по 30 сентября 2024, возможен до окончания срока годности товаров. Порядок действий соответствует общим правилам маркировки — смотрите ниже пошаговую инструкцию для производителей, дистрибьюторов и розницы.
1 сентября 2024 — старт обязательной маркировки, все участники оборота регистрировались в Честном знаке;
1 октября 2024 — старт маркировки для производителей и импортеров. Запрещен оборот немаркированной продукции, произведенной или ввезенной в РФ c 1 октября 2024 года включительно;
1 марта 2025 — розничные продавцы подают сведения в Честный знак о поэкземплярном выводе из оборота ветпрепаратов;
1 сентября 2025 — все участники оборота отчитываются в Честный знак о выводе ветпрепаратов из оборота, не связанном с розничной продажей. Например, если препарат ввели животному или списали просроченное лекарство;
1 марта 2026 — поэкземплярный учет ветпрепаратов. С этого момента все участники оборота передают в Честный знак через ЭДО сведения о каждой единице товара с цифровым кодом.
Схема работы системы маркировки при продаже ветеринарных препаратов выглядит так:
Производитель или импортер заказывают коды маркировки и наклеивают их на товары, вводит товар в оборот и дальше передают ветпрепараты оптовому или розничному продавцу вместе с УПД (универсальный передаточный документ).
Помимо этого у каждого участника оборота свои задачи — в таблице.
Задача | Производитель | Импортер | Оптовый продавец | Розничный магазин |
Описать товары в Национальном каталоге |
✅ |
✅ |
— |
— |
Заказать коды, нанести их и ввести товар в оборот |
✅ |
✅ |
— |
— |
Обновить ПО онлайн-кассы |
— |
— |
— |
✅ |
Подключить сканер 2D-кодов |
✅ |
✅ |
✅ |
✅ |
Настроить систему ЭДО |
✅ |
✅ |
✅ |
✅ |
Далее рассмотрим подробнее, что должен делать каждый участник оборота.
Маркировкой товара занимаются производители или импортеры. Они должны получить коды в системе Честный знак, распечатать и наклеить их на товар.
При этом импортеры обязаны маркировать товар перед таможенными процедурами, а затем ввезти его на территорию РФ уже с кодами. Для этого требуется передать этикетки с кодами Data Matrix на производство или логистический склад.
Это нужно для составления каталога товаров. Производитель или импортер должен описать продукцию в Национальном каталоге по основным атрибутам — создать карточки товаров. Каждое наименование получает уникальный номер — GTIN, который станет частью кода маркировки.
Для этого в личном кабинете Честного знака заполните поля:
Созданный заказ подписывается УКЭП. После модерации код доступен для получения. На каждый товар выдается уникальный код.
В одном заказе может содержаться не более 10 GTIN по 150 000 кодов для каждого GTIN. Одновременно не может быть более 100 активных заказов.
Импортер передает оптовому покупателю файл для печати этикеток или готовые этикетки — тот наклеивает этикетки на товары и отгружает их.
Производитель наклеивает этикетки и отгружает товар покупателю — оптовому или розничному магазину.
Оптовики и дистрибьюторы по отношению к производителям и импортерам являются покупателями. Они принимают товар и отгружают его розничному продавцу. Рассмотрим подробнее их действия с маркированной продукцией.
Вместе с продукцией от поставщика приходит УПД. Покупатель проверяет его на предмет расхождений и утверждает или отклоняет поступление.
Когда покупатель подписывает УПД электронной подписью, документ автоматически отправляется в систему Честный знак, и коды переходят на его баланс.
Все происходит по тому же принципу, как отгрузка от производителя или импортера: электронный УПД с кодами или с GTIN и количеством кодов.
Следующее звено цепочки поставок — розничный магазин, ветеринарная клиника и аптека. Для них оптовик является поставщиком.
Розница проверяет прибывшую продукцию по той же схеме, что и оптовик.
Происходит аналогично — получение продукции, сверка кодов в УПД и по факту и при отсутствии расхождений подтверждение приемки в Честном знаке. После этого ветпрепараты поступают на баланс магазина.
Продажи должны происходить через онлайн‑кассу, подключенную к ОФД.
Ветпрепараты списываются через ККТ и ОФД после каждой продажи.
После того, как ОФД отправляет данные о продаже в Честный Знак, товар выводятся из оборота.
МойСклад автоматически ведет учет маркированных и любых других товаров. Все обязательные требования — регистрация продаж и передача сведений через ЭДО в одном месте, вам не нужно бегать по разным вкладкам в браузере.
Разрешительный режим — для кассы. С нее при продаже маркированного товара поступает запрос в систему Честный знак, годный код или нет. В результате продажа или разрешена, или запрещена. Все это происходит моментально.
Согласно Постановлению от 21.11.2023 № 1944, маркированный товар проверяют в двух режимах: онлайн и офлайн.
Проверка в онлайн режиме. Кассир при продаже сканирует код маркировки. Кассовая программа отправляет данные в Честный знак. Система его проверяет и сообщает, есть ли нарушения. Если по данным Честного знака продажа маркированного товара запрещена, то касса покажет это. Или наоборот, разрешит.
Проверка в офлайн режиме. Проводится, когда связь с Честным знаком невозможна по техническим причинам. Розница принимает решение о продаже маркированного товара на основе данных из локальной базы данных продавца. Это проверка в офлайне по кодам, запрещенным по решению органа власти. База данных общая для всех участников.
С 1 сентября 2025 для ветпрепаратов — разрешительный режим на кассе — онлайн и офлайн проверка.
Подробнее о разрешительном режиме на кассе — в инструкции.
МойСклад полностью поддерживает разрешительный режим при продаже маркированного товара. Принимайте товар от поставщика, проверяйте коды онлайн при продаже и выводите их из оборота, обменивайтесь документами через ЭДО. Быстрый старт, поддержка 24/7.
Ветеринарные клиники, аптеки, агрохолдинги, которые используют препараты внутри организации, например для производства кормов или лечения животных, должны зарегистрироваться в Честном знаке — они являются участниками оборота маркированных товаров.
Личные подсобные и фермерские хозяйства, сельскохозяйственные производственные кооперативы, которые используют ветеринарные препараты только для собственных нужд, не регистрируются в системе маркировки.
На главной странице сайта входите в раздел «Регистрация в системе Честный знак». После этого нужно заполнить анкету, указав категорию товара, а также основные сведения о себе. Вот подробная инструкция.
Если вы участвовали в пилотном проекте по маркировке ветпрепаратов или уже продаете другие маркированные товары, повторно регистрироваться не нужно. Добавьте в личном кабинете новую товарную группу «Лекарственные препараты для ветеринарного применения».
Понадобится следующее.
Он нужен для передачи в Честный знак сведений о продаже и выбытии из оборота маркированных товаров. Также можно использовать камеру кассы или смартфона, если устройство поддерживает такую функцию.
Проверить, что ваш сканер штрихкодов подходит для работы с маркировкой, можно здесь.
Популярные модели: АТОЛ, Штрих‑М, Пирит и другие.
Например, так выглядят разные типы принтеров:
Она должна добавлять коды маркировки в чек и поддерживать ФФД 1.2.
Выберите систему, где есть интеграция с Честным знаком. Например, МойСклад. Для розницы — приемка, продажа на кассе, возвраты. Вам не нужно переключаться из одной системы в другую: все процессы по учету и работе с маркированным товаром — в одном месте.
Маркировку ветеринарных препаратов регулируют следующие документы:
В документах прописаны правила и сроки маркировки, а также какой товар попадает под новые правила.
За производство, ввод в оборот и продажу товаров без кодов маркировки предусмотрены штрафы, а за торговлю немаркированными товарами в особо крупных объемах и подделку кодов — лишение свободы до 5 лет.
Сумма штрафа за нарушение правил маркировки зависит от размера партии и категории нарушителя:
Нарушение | Административная ответственность | Уголовная ответственность |
Нет маркировки (за исключением табачной, никотинсодержащей продукции, пива и слабоалкогольных напитков) |
5 000 – 10 000 руб. |
За особо крупные размеры: |
Товары не введены в оборот, кроме табака, никотиносодержащей продукции, пива и слабоалкогольных напитков |
1 000 – 10 000 руб. |
|
Ввод в оборот без разрешительной документации или с неверными сведениями о документации |
1 000 – 10 000 руб. |
По данным НИУ ВШЭ, доля нелегального товара на рынке ветеринарных препаратов составляет около 25%. Цель введения маркировки — обеспечить качество и безопасность ветеринарных препаратов.
Вот наиболее распространенные ситуации.
Нет, это запрещено законом. Допускается возврат товара ненадлежащего качества поставщику.
Код маркировки является уникальным и не подлежит восстановлению. Можно перемаркировать товар, если код утерян или поврежден.
Если организация не занимается продажей ветеринарных препаратов, то ей не нужно регистрироваться в Честном знаке и выводить товар из оборота при покупке. Это делает продавец.
Участник самостоятельно принимает решение о дальнейших действиях с бракованным товаром. Но есть два варианта:
Если бракованный товар будет использоваться в дальнейшем на предприятии или передачи его в благотворительность, необходимо вывести товар из оборота с указанием причины вывода «Использование для собственных нужд».
Если участник оборота товаров подал в Честный Знак сведения о передаче товара, а контрагент не подписал УПД или попытался вывести товар из оборота до приемки, произойдет фиксация отклонений при проверке владельца товара. Это отклонение отразится в реестре нарушений и будет доступна контрольно-надзорным органам.
Контролирующий орган сможет произвести проверку участника оборота.
Ветеринарные препараты, производимые на экспорт за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), не подлежат обязательной маркировке.
МойСклад поможет с маркировкой, даже если вы никогда раньше этим не занимались. Розница после регистрации может заказать коды Честного знака прямо из сервиса, ввести их в оборот, автоматически передавать данные о выбытии при продаже на кассе, обмениваться документами через ЭДО и работать по требованиям разрешительного режима. Также вместе с маркировкой доступны: