Как общаться с клиентами и продавать в Telegram, WhatsApp и других мессенджерах — в этой статье. Разбираем плюсы и минусы канала, показываем примеры, а также — как настроить рассылку по шагам.
Если вы торгуете в розницу или онлайн — автоматизируйте учет. Заказы под контролем, закупки вовремя, прибыль на виду — все это есть в сервисе МойСклад. Управляйте разными каналами продаж в одном окне: интеграции с Telegram, ВКонтакте, интернет-магазином и маркетплейсами. Отправляйте сообщения клиентам в мессенджеры прямо из сервиса.
Эксперт статьи:
Игорь Шаульский
Эксперт платформы мультиканальных коммуникаций Messaggio
По сути, это любые коммуникации с клиентами через мессенджеры: от уведомлений о заказе до рекламного сообщения, от сбора обратной связи до консультации покупателей с помощью бота. То есть не обязательно продавать что-то напрямую. Так или иначе любая рассылка, даже с напоминанием о записи на услугу, работает на лояльность клиента к конкретной компании, в конечном итоге — на прибыль.
С помощью мессенджеров можно мгновенно взаимодействовать с клиентами. Чаще всех их используют для оперативных консультаций или уточнения каких-то вопросов.
✅ Сбор обратной связи. Можно попросить клиента поделиться мнением о продукте или услуге, при этом не нужно тратить время на звонки, можно сделать массовую рассылку, что значительно сэкономит время.
✅ Реклама. Можно делать рассылки с акциями, скидками или другими предложениями. Мессенджеры позволяют создавать персонализированные сообщения, например, перед 8 марта прислать мужчинам список возможных подарков для дам.
✅ Автоматизация процессов. Использование чат-ботов позволяет сделать быстрее взаимодействие с клиентами и обработку запросов, что снижает затраты. А менеджерам не придется отвечать на однотипные вопросы.
❌ Прежде всего мессенджер-маркетинг — это дополнительный канал продвижения и лишь один из этапов воронки продаж.
❌ Возможности чат-ботов могут быть ограничены по сравнению с операторами. Боты могут не всегда правильно понимать запросы клиентов или предоставлять исчерпывающие ответы на их вопросы.
❌ В некоторых случаях формат продвижения через мессенджеры может оказаться неэффективным. Например, для слишком холодной аудитории.
Компании могут использовать для взаимодействия с клиентами через мессенджеры ряд инструментов. Рассмотрим их подробнее.
Чат в мессенджерах — это прямое общение клиента с менеджером или оператором. Это повышает лояльность и доверие, но увеличивает нагрузку на сотрудников.
Чат-боты — это программы, способные автоматически общаться с пользователями через мессенджеры. Они принимают сообщение, квалифицируют заявку, отвечают самостоятельно или переводят диалог на менеджера. Боты, которые интегрированы с ИИ, могут отвечать на более сложные вопросы без помощи оператора.
Пример использования: можно настроить чат-бот для массовой рассылки промокода на ссылку. Например, «Только сегодня можно заказать пиццу со скидкой 25%. Оформить доставку?». В чат-боте будет два варианта ответа: да или нет.
При положительном ответе клиент перейдет на страницу оформления заказа со скидкой. При ответе «нет» можно настроить еще один шаг воронки, например, дать промокод на бесплатную доставку на будущее.
Рассылать можно текст, изображения, ссылки на акции или новые продукты, скидки или купоны. Только тем пользователям, которые дали на это согласие. При этом лучше следить за частотой отправки сообщений, чтобы клиенты не пожаловались на спам.
Стикеры в мессенджерах помогают повысить узнаваемость компании и увеличивают вовлеченность клиентов.
Каналы, сообщества и групповые чаты чаще всего используются для прогрева аудитории. Там можно вовлечь участников в обсуждение или обмен мнениями о продукте или услуге.
Мессенджер-маркетинг подходит практически любому виду деятельности:
Сфера услуг. Например, рестораны, гостиницы, страховые компании, ремонтные мастерские и т. д. могут использовать мессенджеры для бронирования, обработки заказов, предоставления консультаций и оказания поддержки клиентам.
Электронная коммерция (e-commerce). При онлайн-продажах можно использовать мессенджеры для отправки уведомлений о новых продуктах, скидках, статусе заказов.
Локальный бизнес. Можно оповещать клиентов о специальных предложениях и акциях, а также получать обратную связь.
IT и технологические компании. Можно использовать мессенджеры для обработки запросов от клиентов, предоставления технической поддержки и информирования о новых продуктах и обновлениях.
Делать рассылки, консультировать клиентов, повышать продажи можно и через рассылки по e-mail, и в мессенджерах, и в соцсетях. Но у этих форматов есть некоторые различия:
У этих видов маркетинга есть свои сильные и слабые стороны, поэтому желательно использовать их все. Вместе они создадут мощную воронку. Но если вы только начинаете делать рассылки, лучше сделать выбор в пользу мессенджеров.
Трафик на Telegram за прошлый год вырос в два раза, а на WhatsApp — в 1,5 раза. Топ социальных сетей в 2023 году возглавляет ВКонтакте, трафик на эту площадку вырос в 1,2 раза. Второе место заняла соцсеть "Одноклассники.
Конечно, бизнесы при выборе каналов для общения с клиентами опираются на популярность тех или иных мессенджеров. Но не последнюю роль играет и цена: например, сообщение, отправленное в WhatsApp, в среднем в 5 раз дороже Viber-сообщения, поэтому компания может выбрать Viber, несмотря на более высокий рейтинг проникновения WhatsApp.
WhatsApp. У WhatsApp есть два продукта для бизнес-коммуникаций: WhatsApp Business и WhatsApp Business API (WABA).
WhatsApp Business подходит для небольших компаний: можно настроить каталог товаров, корзину, автоматические и быстрые ответы. Более мощный WABA можно интегрировать с популярными CMS и CRM, подключить к нему нескольких менеджеров, управлять рассылками с нескольких устройств.
Viber остается популярным среди российской аудитории уже много лет. Многие сбрасывают его со счетов, однако у 60% пользователей смартфонов Viber установлен.
В Viber вы оплачиваете только доставленные сообщения, регистрация отправителя занимает не больше двух дней. Вы получаете галочку верификации и можете начинать общаться с клиентами. Доступны как рекламные, так и сервисные рассылки. Стоимость сообщений в среднем в два раза дешевле SMS.
Telegram. Самый быстрорастущий канал коммуникации. Больше всего подходит для общения через чат-ботов, которых можно интегрировать с CRM. Каналы в Telegram позволяют сформировать комьюнити лояльных пользователей вокруг бренда.
ВКонтакте. Средняя открываемость сообщений от бизнеса во ВКонтакте 85%. Компании могут отправлять сервисные сообщения — напоминания о записях на прием, информацию о доставке или изменении статуса заказа. Отправка происходит по номеру телефона, рассылка доставляется в личные сообщения пользователя от имени сообщества ВКонтакте. К сообщению можно прикрепить до пяти изображений.
SMS остается наиболее популярным каналом связи из-за высокой доставляемости. Но сообщения довольно дорогие в сравнении с другими каналами. Оплата происходит за каждые 160 символов на латинице или 70 на кириллице, поэтому бизнес стремится писать сообщения короткими. SMS больше всего подходят для отправки кодов верификации и других транзакционных уведомлений.
В мессенджерах больше всего трафика расходуют пользователи в возрасте 35-40 лет, но если раньше на втором месте была категория 30-35 лет, то сейчас эту строчку занимают люди в возрасте от 40 до 45 лет (по данным исследовательского сервиса билайн.аналитика).
Маркетинговая стратегия в мессенджерах не призвана рекламировать продукт или услугу. Ее идея в том, чтобы укреплять отношения с клиентами, повышать их доверие к компании. Можно выделить три основных этапа подготовки стратегии:
Поставить цель. Понятная и измеримая цель позволит сделать вывод об успешности запущенных активностей. Например:
Важно не только поставить цель, но и обозначить гипотезу: как изменится конкретная метрика после проведения активностей. Например, после запуска рассылки ВКонтакте о новогодней распродаже мы получим 145 заказов, 127 из которых будут оплачены. При этом Customer Marketing Cost составит 1 200 рублей, что позволит снизить средний показатель по каналам на 20%.
Собрать базу. Можно отправлять рассылки только тем пользователям, которые согласились на получение сообщений. Не важно, будет ли рассылка по SMS, WhatsApp или другому каналу — пользователь явно должен дать понять, что готов к такой коммуникации. Спрашивать можно на сайте, добавив в форму обратной связи поле «Хочу получать маркетинговые уведомления» или даже в рознице, предлагая заполнить анкету.
При сборе данных также будет полезно спрашивать о возрасте, регионе проживания, интересах — на базе этой информации вы сможете сегментировать базу и отправлять каждому наиболее полезные для него рассылки.
Выбрать механики общения. Определите механики коммуникации, которые подходят под решения задачи. Например:
чат-бот — пользователь начинает диалог с ботом, бот направляет по подходящему сценарию.
Можно комбинировать механики: например, сделать массовую рассылку со скидкой на повторный заказ тем, кто начинал диалог с менеджером через чат на сайте и сделал свою первую покупку.
Чтобы организовать в компании эффективный мессенджер-маркетинг, нужно разработать комплексный план действий: как, с кем и для чего там общаться с клиентами.
Выбрать канал для общения с клиентами помогут ответы на вопросы:
Сократить расходы на рассылку, а также увеличить количество вовлеченных в рассылку пользователей можно с помощью каскадных отправлений.
Каскадная рассылка — автоматическая маршрутизация сообщений от наиболее приоритетного канала к наименее значимому. Например, вы сначала направляете рассылку во ВКонтакте, затем, если мессенджера у пользователя на устройстве не оказалось, перенаправляете сообщение в WhatsApp, а если нет и WhatsApp — досылаете в SMS.
Так как мессенджеры взимают оплату только за доставленные сообщения, вы не потеряете деньги на неудачных отправлениях. При этом все клиенты так или иначе ознакомятся с вашим предложением.
Есть специальные платформы, с помощью которых вы можете получить галочку верифицированного отправителя в выбранных каналах, настроить и запустить рассылки. Как выбрать сервис — рассмотрим ниже.
Для этого стоит вернуться к цели рассылки. Например, если нужно достигнуть KPI по количеству заказов, важно не забыть добавить в рассылку UTM-метку (специальный параметр для сбора статистики — вы будете знать, какое сообщение сработало наиболее эффективно) или промокод — это позволит связать заказы с конкретной рассылкой.
Также стоит учитывать ассоциированные конверсии: пользователь мог узнать о вашей акции из рассылки, а сделать покупку в офлайн-магазине.
Пример — кейс интернет-магазина Diamandino, который воспользовался сервисом для рассылок Messaggio.
Задача: сообщить покупателям об акции — скидка 5% на все товары до конца месяца. Кампания была направлена на увеличение продаж для выполнения KPI месяца.
Решение: Запущено a/b-тестирование рассылки: рассылка в Viber на 2 000 пользователей и рассылка Viber + SMS на 2 000 пользователей.
Результат: в Viber сообщение открыли 78% клиентов, в Viber + SMS — 92%. В первом случае показатель ROAS, то есть показатель рентабельности рекламных расходов, составил 848%, во втором — 970%
При выборе сервиса стоит обратить внимание на:
При выборе нескольких каналов коммуникации лучше использовать агрегатор мессенджеров, который объединит заявки из разных источников. Собрали некоторые примеры популярных сервисов в таблицу.
Сервис | Описание | Тарифы, рублей в месяц |
Messaggio | Рассылка по SMS, в Viber, WhatsApp и ВКонтакте |
от 0 |
TextBack | Рассылка по Viber, WhatsApp, Telegram, ВКонтакте, Одноклассники |
от 2500 |
Chat2Desk | Рассылка по WhatsApp Business API, Instagram, Telegram, Facebook Messenger, бесплатный Онлайн-чат |
от 5000 |
JivoSite | Чат на сайте, общение с клиентами в Viber, Telegram, ВКонтакте, Одноклассниках |
от 2094 |
NotiSend | Рассылки по электронной почте и SMS |
700 рублей за 1000 пользователей при SMS-рассылке |
Umnico | Общение с клиентами в Viber, Telegram, WhatsApp, ВКонтакте, Facebook, Instagram, Авито |
от 2000 |
* Окончательные цены на тарифы и рассылки будут зависеть от выбранного канала и размера базы.
При общении с клиентами в мессенджерах важна скорость, то есть всегда надо знать, какой товар в наличии, сколько его осталось и т. д. В этом поможет товароучетная система.
Сервис МойСклад подойдет для онлайн-торговли, розницы и опта. Все что нужно — в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы, клиенты и поставщики. Управлять бизнесом можно в режиме единого окна — отправляйте клиентам сообщения прямо из сервиса. Например, с помощью интеграции с Messaggio — МойСклад отправит клиентам и администраторам магазина уведомления о смене статусов заказов. Можно подключить рассылку по SMS или в Viber, WhatsApp и ВКонтакте.
Правила общения с клиентами в мессенджерах могут немного различаться в зависимости от конкретной ситуации и особенностей бизнеса, но есть несколько общих принципов, на которые следует обратить внимание:
Отправляйте только важную и интересную клиентам информацию, ориентируйтесь на их потребности.