МойСклад
Блог
Тренды рынка
«Черная пятница»: охладели ли россияне к распродажам?

«Черная пятница»: охладели ли россияне к распродажам?

24 декабря 2024

«Черная пятница» начинается в понедельник. В ноябре 2024 года пик потребительской активности пришелся на 11 число, в то время как последние выходные ноября, официально объявленные «черной пятницей», незначительно повлияли на поведение покупателей.

Если сравнивать обороты компаний за 29, 30 ноября и 1 декабря 2024 года с тремя днями «черной пятницы» в ноябре 2023 (23, 24, 25 ноября), то прирост составил 8%, что ниже уровня инфляции.

ERP МойСклад проанализировал влияние «черной пятницы» и других ноябрьских акций на онлайн и розничные продажи в ноябре и 1 декабря 2024 года.

МойСклад изучил обороты более 25 тыс. компаний, действующих клиентов, представителей малого и среднего бизнеса по всей РФ, продающих товары в розницу и онлайн. Исследовали отдельно офлайн‑розницу и онлайн‑торговлю. Анализировали данные в разрезе каждого дня, недели и месяца.

Онлайн торговля

11 ноября 2024 года продажи на маркетплейсах и в интернет-магазинах (в рублях) выросли на 38% по сравнению с 10 ноября 2024 года. Если же сравнивать обычный понедельник 18 ноября с 11 ноября 2024 года, то рост составил 26%.

Аналитики ERP МойСклад оценили количество заказов, которые совершали покупатели. Самое высокое количество заказов в 2024 году пришлись на 11.11. и 01.12.

При этом в 2023 и 2022 году пиковый день заказов был именно 11.11. Однако среднее количество заказов на компанию заметно снижается. В 2022 — 131 заказ, в 2023 — 100, в 2024 — 91.

В ноябре 2023 года ситуация отличалась. Пики онлайн продаж пришлись на 10, 11, 13 и 24 ноября.

Например, 11 ноября рост продаж (в рублях) составил 46% по сравнению с 18 ноября (обычный понедельник) и 16% по сравнению с 10 ноября 2023 года. Самая высокая выручка в прошлом году была именно на официальную «черную пятницу» — 24 ноября, обороты увеличились на 22% по сравнению с обычной пятницей 17 ноября и на 17% по сравнению с 23 ноября.

1 декабря 2024 — последний день официальной «черной пятницы» показал небольшой прирост продаж в онлайне — 13% по сравнению с предыдущим воскресеньем 24 ноября и прирост на 7% к 30 ноября.

Мы взяли несколько параметров, чтобы оценить, насколько ноябрьские акции раскачали продажи.

Во-первых, сравнили октябрь с ноябрем, чтобы увидеть цифры с минимальным влиянием инфляции. Сравнили выручку компаний, продающих онлайн, в октябре 2023 и ноябре 2023 года. Рост в ноябре к октябрю 2023 года составил 11%, в текущем же году в ноябре к октябрю составил лишь 5%.

Обороты селлеров и владельцев интернет-магазинов в этом году выросли на 10% по сравнению с ноябрем прошлого года, что минимально превышает значение инфляции.

Традиционная розница

Традиционная розница отреагировала на «черную пятницу» слабо, она не вызвала ажиотажного спроса у потребителей.

Однако, если оценивать ежедневные обороты компаний, то самый активный всплеск покупок произошел 30 ноября. На 11% выросли продажи 30 ноября по сравнению с обычной субботой 23 ноября, в пятницу 29 ноября рост составил 5% по сравнению с пятницей 22-го ноября.

1 декабря, в последний день «черной пятницы», потребительская активность вообще упала на 6% по сравнению с воскресеньем 24 ноября, но выросла на 8% по сравнению с 30 ноября 2024 года.

В ноябре 2024 средний оборот компаний, торгующих в традиционной рознице, упал на 2% по сравнению с выручкой в октябре текущего года. В прошлом году тенденция была примерно такая же, обороты в ноябре снизились на 4% по сравнению с октябрем 2023 года.

В ноябре текущего года обороты у предпринимателей, торгующих в офлайновой рознице, выросли на 16% по сравнению с прошлым годом.

Аскар Рахимбердиев, CEO ERP МойСклад

Можно сказать, что «черная пятница» работает все меньше и меньше.

В 2022 году мы фиксировали 26% рост продаж на маркетплейсах в ноябре к октябрю, в 2023 — 11%, а в этом году уже — 5%. При этом выручка в традиционной рознице в ноябре ниже, чем в октябре.

Здесь играют роль два фактора: во-первых, скидки размазаны по всему ноябрю и разные магазины устанавливают их по своему усмотрению. Во-вторых, потребитель потерял большой интерес к скидкам, так как не всегда эти скидки реальны, в основном в «черную пятницу» покупают дорогие товары, на которые специально ждут акций: технику, мебель. К тому же рост цен заставляет потребителя экономить. Возможно основные продажи будут в декабре — время выплаты премий.

При этом средние обороты традиционной розницы и онлайна в ноябре 2024 года по сравнению с ноябрем 2023 года выросли на 14%, несмотря на то, что эта цифра не учитывает инфляцию, торговля чувствует себя в среднем неплохо, есть положительная динамика.

Читайте также:
Читать оригинал на сайте