Россияне в декабре 2021 года покупали больше, чем в допандемийном 2019, несмотря на кризис, инфляцию и QR-коды.
Эксперты МоегоСклада зафиксировали рост покупательской активности в декабре 2021 года на 6,6% по сравнению с декабрем 2019 года. Однако в декабре 2021 года покупали меньше, чем в 2020, покупательская активность все еще высока, но явно намечается тенденция на снижение.
Данные собраны на основе 13,2 тыс розничных магазинов — клиентов МоегоСклада по всей России. Оценка проводилась по двум параметрам: средний объем выручки и количество чеков на торговую точку в разрезе регионов. Проценты роста и падения приведены с учетом инфляции.
В декабре 2019 года средний оборот торговой точки по стране составлял 887,8 тыс. руб., а количество чеков — 606. В 2020 — 1,014 млн руб. и 761 чек соответственно. В 2021 — 1,074 млн руб. и 799 чеков. В декабре 2020-го потребители купили товаров на 8,9% больше, чем в предшествующий допандемийный год.
В декабре 2021 спрос по сравнению с декабрем 2020 немного снизился. С учетом инфляции падение составило 2,2%.
Надо отметить, что в декабре 2021 покупатели по-прежнему покупали активно, но наблюдается тренд на стагнацию, а в ряде регионов даже на снижение.
Москва
Столица не вошла в топ лидеров. Общий показатель роста — 4,9%. Средняя выручка в декабре 2019 года на торговую точку — 1, 170 млн руб., в 2020 — 1,244 млн руб., в 2021 — 1,394 млн руб. Московская область показала прирост 11,8% и занимает в рейтинге 11 место. Показатели области: 812 тыс. руб., 885,1 тыс. руб. и 1,031 млн руб. соответственно.
Декабрь традиционно является месяцем повышенного спроса, время когда покупают подарки, продукты к новогоднему столу. Декабрь считается горячим месяцем для продавцов недвижимости, техники и электроники, машин, мебели и товаров для ремонта. Это самый высокий трафик в торговых центрах и розничных магазинах.
У декабрьской активности есть экономические причины: выплаты бонусов и премий, отложенные накопления, желание купить по цене текущего года: успеть до подорожания.
Кроме этого, существуют психологические мотивы. Крупные покупки, сделки часто приурочивают к праздничным датам.
Пандемия перераспределила спрос. Вместо поездок за границу — новая мебель, ремонт или украшение интерьера, вместо массовых развлечений — дорогая одежда и еда. Покупки как способ избавиться от стресса и получить дополнительное удовольствие.
Однако в ряде регионов произошло падение выручки, причем некоторые потеряли ее именно в 2021 году, тогда как в 2020 был заметный рост.
В регионах с отрицательной динамикой можно выделить несколько причин:
Аскар Рахимбердиев, CEO сервиса МойСклад
Декабрь интересно анализировать отдельно, так как это пик покупательской активности — время трат.
Наше исследование выявило несколько трендов.
Во-первых, в 2020 покупали активнее, чем в 2021 году, денег стало меньше, а опасений больше.
Во-вторых, несмотря на рост e-commerce рынка, офлайн продажи по-прежнему в приоритете.
В-третьих, торгово-розничный бизнес в среднем по стране показывает рост, в большинстве регионов можно наблюдать увеличение выручки.
В-четвертых, надо отметить, что макроэкономические и эпидемиологические факторы усиливают поляризацию цен на рынке. Покупатель масс-маркета чувствителен к цене, за акциями и скидками готов идти или даже ехать в отдаленные магазины. Тогда как премиальный сегмент наоборот менее восприимчив к кризисам, спрос на дорогие товары стабильно растет.
Цены, например, на одежду выросли на 24,5 % в прошлом году, однако премиальный рынок не ощутил снижения спроса, чего не скажешь о массовом. В текущем году аналитики прогнозируют 40% рост цен на одежду из-за энергетического кризиса в Китае.