Как изменилась покупательская активность населения страны в декабре 2021: исследование

28 января 2022

Россияне в декабре 2021 года покупали больше, чем в допандемийном 2019, несмотря на кризис, инфляцию и QR-коды.

Эксперты МоегоСклада зафиксировали рост покупательской активности в декабре 2021 года на 6,6% по сравнению с декабрем 2019 года. Однако в декабре 2021 года покупали меньше, чем в 2020, покупательская активность все еще высока, но явно намечается тенденция на снижение.

Данные собраны на основе 13,2 тыс розничных магазинов — клиентов МоегоСклада по всей России. Оценка проводилась по двум параметрам: средний объем выручки и количество чеков на торговую точку в разрезе регионов. Проценты роста и падения приведены с учетом инфляции.

В декабре 2019 года средний оборот торговой точки по стране составлял 887,8 тыс. руб., а количество чеков — 606. В 2020 — 1,014 млн руб. и 761 чек соответственно. В 2021 — 1,074 млн руб. и 799 чеков. В декабре 2020-го потребители купили товаров на 8,9% больше, чем в предшествующий допандемийный год.

В декабре 2021 спрос по сравнению с декабрем 2020 немного снизился. С учетом инфляции падение составило 2,2%.

Надо отметить, что в декабре 2021 покупатели по-прежнему покупали активно, но наблюдается тренд на стагнацию, а в ряде регионов даже на снижение.

Рейтинг регионов по покупательской активности

Низкая активность
Высокая активность

Регионы, в которых покупательская активность осталась на уровне 2019 года

  1. Новосибирская область — 0,4%
  2. Приморский край — 1,7%

Москва

Столица не вошла в топ лидеров. Общий показатель роста — 4,9%. Средняя выручка в декабре 2019 года на торговую точку — 1, 170 млн руб., в 2020 — 1,244 млн руб., в 2021 — 1,394 млн руб. Московская область показала прирост 11,8% и занимает в рейтинге 11 место. Показатели области: 812 тыс. руб., 885,1 тыс. руб. и 1,031 млн руб. соответственно.

Тренды и тенденции

Декабрь традиционно является месяцем повышенного спроса, время когда покупают подарки, продукты к новогоднему столу. Декабрь считается горячим месяцем для продавцов недвижимости, техники и электроники, машин, мебели и товаров для ремонта. Это самый высокий трафик в торговых центрах и розничных магазинах.

У декабрьской активности есть экономические причины: выплаты бонусов и премий, отложенные накопления, желание купить по цене текущего года: успеть до подорожания.

Кроме этого, существуют психологические мотивы. Крупные покупки, сделки часто приурочивают к праздничным датам.

Пандемия перераспределила спрос. Вместо поездок за границу — новая мебель, ремонт или украшение интерьера, вместо массовых развлечений — дорогая одежда и еда. Покупки как способ избавиться от стресса и получить дополнительное удовольствие.

Однако в ряде регионов произошло падение выручки, причем некоторые потеряли ее именно в 2021 году, тогда как в 2020 был заметный рост.

В регионах с отрицательной динамикой можно выделить несколько причин:

  • Сложная экономическая ситуация в регионе. Как следствие — падение уровня доходов у населения.
  • Введение QR-кодов для посещения торговых центров. Характерный пример — Самарская область, где выросли обороты в декабре 2020 года, а в декабре 2021 выручка упала сразу на 20%. Аналогичная ситуация в Татарстане.
  • Более строгое отношение к семейному бюджету из-за неопределенности, связанной с пандемией.
  • Переход в онлайн. Активный выход маркетплейсов в регионы забирает часть розничных покупок.

Аскар Рахимбердиев, CEO сервиса МойСклад

Декабрь интересно анализировать отдельно, так как это пик покупательской активности — время трат.

Наше исследование выявило несколько трендов.

Во-первых, в 2020 покупали активнее, чем в 2021 году, денег стало меньше, а опасений больше.

Во-вторых, несмотря на рост e-commerce рынка, офлайн продажи по-прежнему в приоритете.

В-третьих, торгово-розничный бизнес в среднем по стране показывает рост, в большинстве регионов можно наблюдать увеличение выручки.

В-четвертых, надо отметить, что макроэкономические и эпидемиологические факторы усиливают поляризацию цен на рынке. Покупатель масс-маркета чувствителен к цене, за акциями и скидками готов идти или даже ехать в отдаленные магазины. Тогда как премиальный сегмент наоборот менее восприимчив к кризисам, спрос на дорогие товары стабильно растет.

Цены, например, на одежду выросли на 24,5 % в прошлом году, однако премиальный рынок не ощутил снижения спроса, чего не скажешь о массовом. В текущем году аналитики прогнозируют 40% рост цен на одежду из-за энергетического кризиса в Китае.

Подпишитесь на рассылку МоегоСклада, чтобы получать новые статьи о бизнесе
МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке

Всё, что нужно, в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы, клиенты и поставщики

Начать использовать