МойСклад проанализировал ситуацию на маркетплейсах, возникшую на фоне экономического кризиса в России. За основу взяты три показателя в разрезе разных товарных категорий: покупательская активность, поведение селлеров, изменение цен.
Для анализа выбраны 5 самых популярных категорий: взрослая одежда, товары для дома, детские товары, товары для красоты, электроника.
Эксперты оценивали ситуацию еженедельно с 17 февраля по 23 марта 2022 года. Точка отсчета — неделя с 17 по 23 февраля до объявления спецоперации на Украине.
Сравниваем неделю 17.02 — 23.02 с пиковой неделей продаж 03.03 — 09.03.
На неделе 17.03 — 23.03 спрос начал снижаться. Почти везде он сократился по сравнению с февральскими показателями.
Если сравнить неделю 17.02-23.02 с неделей 17.03-23.03, то:
Количество селлеров начало сокращаться. Если оценивать общую динамику по новым селлерам, то с 20 января по 20 февраля 2022 прирост новых продавцов на маркетплейсах составил 13 тысяч, а с 20 февраля по 20 марта 2022 года уже 8 тысяч.
Количество действующих селлеров с 23.02 по 23.03 уменьшилось на 5,5%. Больше всего падение в категории одежда — на 11,6%.
Единственная категория где количество селлеров не только не уменьшилось, но и показало незначительный рост — это товары для красоты, количество продавцов на Wildberries выросло на 1,5%.
Ситуация на маркетплейсах повторяет общую картинку рынка: рост цен, сокращение товаров и продавцов, всплеск покупательской активности, затем снижение и стагнация.
Сокращение количества селлеров связано как с уходом зарубежных брендов из РФ, так и с логистическими сложностями — невозможностью доставить товары из-за границы. Некоторые селлеры (по нашим данным таких около 15%) начали уходить на долларовые рынки в США и Турцию — Amazon и Hepsiburada, продолжая свою работу с зарубежными поставщиками, минуя Россию. Часть продавцов заняли выжидательную позицию, не хотят торговать, пока нестабилен курс рубля.
Любой кризис у нас в стране связан с ростом покупательской активности. Потребители пытаются успеть купить до подорожания, но как видно, покупают по самой высокой цене, с другой стороны — уход брендов и страх возможного дефицита подстегнули спрос. Сейчас наблюдается снижение спроса, которое и дальше будет продолжаться.
Резкое увеличение цен на товары объясняется прежде всего страхом продавцов за свое будущее. Непонятно, по какой цене придется закупать новый товар, и будет ли на него спрос. Трудности с логистикой, уход зарубежных компаний, поиск новых поставщиков создают панику среди селлеров, чем и объясняется скачок цен. Сейчас цены начали снижаться и будут снижаться дальше, но, к сожалению, не опустятся до февральских.
Аскар Рахимбердиев, CEO сервиса МойСклад, эксперт по МСБСитуация на маркетплейсах сейчас непростая. Думаю, что серьезный кризис еще впереди. В середине апреля мы будем наблюдать настоящий дефицит, вызванный не паническим спросом, а реальным отсутствием товаров, когда существующий раскупят, а новый не успеет занять место на полках. Селлерам будет нечем торговать.
Количество перспективных ниш заметно сокращается, покупатели перешли в режим экономии, в ближайшее время в ходу будут только товары первой необходимости. Покупательская способность сокращается, экономическая ситуация способствует росту безработицы и падению доходов населения. На фоне сильного роста цен и волатильности рубля, кризис будет усугубляться.
С другой стороны, уход с рынка крупных игроков открывает перспективы для предпринимателей. Те, кто найдет российских производителей, никак не связанных с импортом, будут в выигрышном положении.
Я знаю, что существует довольно много региональных дизайнеров и швейных фабрик, у которых появился шанс заместить известные европейские бренды. Рынок одежды в Москве на 80% состоял из импорта, частично его компенсировать удастся прямо сейчас.
Думаю, в ближайшее время мы увидим мебель на маркетплейсах. Уход IKEA позволит отечественным производителям чувствовать себя на рынке увереннее.