МойСклад
Блог
Тренды рынка
Как маркетплейсы отреагировали на новые экономические условия

Как маркетплейсы отреагировали на новые экономические условия

14 апреля 2022

МойСклад проанализировал ситуацию на маркетплейсах, возникшую на фоне экономического кризиса в России. За основу взяты три показателя в разрезе разных товарных категорий: покупательская активность, поведение селлеров, изменение цен.

Для анализа выбраны 5 самых популярных категорий: взрослая одежда, товары для дома, детские товары, товары для красоты, электроника.

Эксперты оценивали ситуацию еженедельно с 17 февраля по 23 марта 2022 года. Точка отсчета — неделя с 17 по 23 февраля до объявления спецоперации на Украине.

Главные тренды

  • С 17 февраля по 23 марта количество действующих селлеров сократилось в среднем на −5,5%.
  • За этот же период количество товаров уменьшилось на −3,1%.
  • Цены на товары различных категорий в среднем выросли на 21,2%.

Изменение цен

  • Рост цен начался одновременно с объявлением спецоперации. Абсолютно во всех категориях цены пошли вверх 24 февраля. Пиковых значений они достигли в период с 03.03 — 16.03, на неделе 17.03 — 23.03 наметилось небольшое снижение.
  • Самый высокий рост цен зафиксирован в категории товары для красоты — 37,6%, больше всего подорожали средства личной гигиены — на 79,3%.
  • На втором месте одежда — 25,3%, причем основной рост пришелся на мужскую — 33,1%.
  • На 25,2% увеличились цены на товары для дома, активнее всего подорожало освещение — 33,1%.
  • Детские товары показали рост 22,4%, в основном за счет одежды.
  • Неожиданным исключением стала электроника. Цены здесь снизились на −2,8%, основная доля падения пришлась на смартфоны −16,6%.
  • Скорее всего это связано с отсутствием некоторых популярных позиций на маркетплейсе.

Покупательская активность

  • Активнее всего покупали на неделе с 03.03 по 09.03, за исключением категории электроника, где пик продаж пришелся на 24.02 — 02.03.
  • В сегменте взрослой одежды ажиотажного спроса не наблюдалась, наоборот, покупали меньше обычного. На −19,6% сократились продажи на неделе с 03.03 — 09.03 по сравнению с 17.02 — 23.02.

Топ 5 товаров по количеству покупок

Сравниваем неделю 17.02 — 23.02 с пиковой неделей продаж 03.03 — 09.03.

  1. Средства личной гигиены покупали активнее всего — 2 730 849 товаров, это на 106,8% больше, чем обычно.
  2. Детское питание — 442 223 шт было куплено, рост составил 71,1%.
  3. Хозяйственных товаров купили 1 273 790 шт — 50,9%.
  4. Выросли продажи по уходу за кожей на 17,6% (2 730 849 шт).
  5. Покупки одежды для детей выросли на 7,2% (2 263 923 шт).

На неделе 17.03 — 23.03 спрос начал снижаться. Почти везде он сократился по сравнению с февральскими показателями.

Если сравнить неделю 17.02-23.02 с неделей 17.03-23.03, то:

  • Покупки в товарной категории одежда сократились на −22%.
  • В категории товары для дома −20,9%.
  • Детские товары стали меньше покупать на −11,5%. Основное снижение произошло за счет детского питания, продажи которого упали на −39,3%. В то же время одежду для детей покупать меньше не стали, небольшой рост сохраняется: на 1,5 % в категории одежда для девочек и на 3,3% в категории одежда для мальчиков.
  • 23,6% — падение продаж в категории товары для красоты.
  • На 42,3% снизились продажи в категории электроника, что связано с отсутствием товаров в первую очередь.

Статистика по селлерам

Количество селлеров начало сокращаться. Если оценивать общую динамику по новым селлерам, то с 20 января по 20 февраля 2022 прирост новых продавцов на маркетплейсах составил 13 тысяч, а с 20 февраля по 20 марта 2022 года уже 8 тысяч.

Количество действующих селлеров с 23.02 по 23.03 уменьшилось на 5,5%. Больше всего падение в категории одежда — на 11,6%.

Единственная категория где количество селлеров не только не уменьшилось, но и показало незначительный рост — это товары для красоты, количество продавцов на Wildberries выросло на 1,5%.

Выводы

Ситуация на маркетплейсах повторяет общую картинку рынка: рост цен, сокращение товаров и продавцов, всплеск покупательской активности, затем снижение и стагнация.

Сокращение количества селлеров связано как с уходом зарубежных брендов из РФ, так и с логистическими сложностями — невозможностью доставить товары из-за границы. Некоторые селлеры (по нашим данным таких около 15%) начали уходить на долларовые рынки в США и Турцию — Amazon и Hepsiburada, продолжая свою работу с зарубежными поставщиками, минуя Россию. Часть продавцов заняли выжидательную позицию, не хотят торговать, пока нестабилен курс рубля.

Любой кризис у нас в стране связан с ростом покупательской активности. Потребители пытаются успеть купить до подорожания, но как видно, покупают по самой высокой цене, с другой стороны — уход брендов и страх возможного дефицита подстегнули спрос. Сейчас наблюдается снижение спроса, которое и дальше будет продолжаться.

Резкое увеличение цен на товары объясняется прежде всего страхом продавцов за свое будущее. Непонятно, по какой цене придется закупать новый товар, и будет ли на него спрос. Трудности с логистикой, уход зарубежных компаний, поиск новых поставщиков создают панику среди селлеров, чем и объясняется скачок цен. Сейчас цены начали снижаться и будут снижаться дальше, но, к сожалению, не опустятся до февральских.

Аскар Рахимбердиев, CEO сервиса МойСклад, эксперт по МСБ

Ситуация на маркетплейсах сейчас непростая. Думаю, что серьезный кризис еще впереди. В середине апреля мы будем наблюдать настоящий дефицит, вызванный не паническим спросом, а реальным отсутствием товаров, когда существующий раскупят, а новый не успеет занять место на полках. Селлерам будет нечем торговать.

Количество перспективных ниш заметно сокращается, покупатели перешли в режим экономии, в ближайшее время в ходу будут только товары первой необходимости. Покупательская способность сокращается, экономическая ситуация способствует росту безработицы и падению доходов населения. На фоне сильного роста цен и волатильности рубля, кризис будет усугубляться.

С другой стороны, уход с рынка крупных игроков открывает перспективы для предпринимателей. Те, кто найдет российских производителей, никак не связанных с импортом, будут в выигрышном положении.

Я знаю, что существует довольно много региональных дизайнеров и швейных фабрик, у которых появился шанс заместить известные европейские бренды. Рынок одежды в Москве на 80% состоял из импорта, частично его компенсировать удастся прямо сейчас.

Думаю, в ближайшее время мы увидим мебель на маркетплейсах. Уход IKEA позволит отечественным производителям чувствовать себя на рынке увереннее.

Читайте также:
Читать оригинал на сайте