МойСклад
Блог
Тренды рынка
На 11% выросли обороты малого и среднего бизнеса в первой половине 2025 года

На 11% выросли обороты малого и среднего бизнеса в первой половине 2025 года

11 августа 2025

По данным ERP для малого и среднего бизнеса МойСклад обороты МСБ компаний выросли на 11% по итогам первого полугодия 2025 по сравнению с 2024 годом.

Аналитический центр МоегоСклада провел исследование, в котором оценил обороты 46 000 компаний малого и среднего бизнеса по всей России, занятых в традиционной рознице, онлайн-торговле и производстве. Сравнили средние обороты компаний за 6 месяцев 2025 года с аналогичным периодом 2024.

Несмотря на продолжение роста выручки у МСБ, темпы начали заметно снижаться. В первой половине 2024 года рост составил 19% к аналогичному периоду 2023 года.

Анализ по каналам продаж показал, что если раньше основной рост оборотов генерировали маркетплейсы, то сейчас — это интернет-магазины и традиционная розница.

Обороты у продавцов, торгующих в офлайне, выросли на 10%, (17% было за аналогичный период в 2024 году), тогда как у селлеров на маркетплейсах только — 9% (21% в прошлом году), при этом заметно растут обороты у продавцов интернет-магазинов — 14% против 8% в прошлом году.

При этом количество предпринимателей на маркетплейсах за 6 месяцев выросло на 9%, в рознице — на 7%, а тех, кто торгует через интернет-магазин — на 18%.

Регионы РФ

Рейтинг регионов по росту и падению оборотов в первой половине 2025 года.

Топ 10 регионов по росту

  1. Нижегородская область — 29%
  2. Воронежская область — 23%
  3. Республика Башкортостан — 17%
  4. Новосибирская область — 16%
  5. Пермский край — 16%
  6. Удмуртская республика — 16%
  7. Свердловская область — 13%
  8. Саратовская область — 12%
  9. Иркутская область — 11%
  10. Волгоградская область — 11%

Топ 10 регионов по падению

  1. Омская область — -15%
  2. Кировская область — -13%
  3. Ставропольский край — -6%
  4. Самарская область — -3%
  5. Челябинская область — -3%
  6. Республика Крым — -3%
  7. Самарская область — -3%
  8. Ленинградская область — -2%
  9. Калининградская область — -2%
  10. Московская область — 0%

Московская область демонстрирует стагнацию, в то же время в Москве обороты предпринимателей растут минимально — 3%. Однако в Санкт-Петербурге рост оборотов показывает +7%, в области — -2%.

Тренды 2025

  1. Обороты у предпринимателей растут, но растут на уровне инфляции. Можно говорить о стагнации рынка.
  2. Замедление темпов роста продавцов на маркетплейсов — закономерная тенденция, связанная прежде всего с насыщением рынка. При этом тормозящий фактор — удорожание и усложнение работы с онлайн площадками,  особенно остро трудности в работе с маркетплейсами ощущают новички,  отчего прирост новых селлеров замедлился.
  3. Обороты предпринимателей, торгующих в интернет-магазинах, растут, что обусловлено интересом к этому каналу продаж. Предприниматели диверсифицируют риски при работе на маркетплейсах, открывая интернет-магазин.
  4. Малый бизнес активнее растет за счет регионов. Выплаты военнослужащим, развитие ВПК и внутренний туризм обеспечили развитие МСБ в регионах.
  5. Маржинальность бизнеса снижается: что связано с инфляцией, ростом конкуренции, хлынувшими на рынок дешевыми китайским товарами, ростом цен на рекламу, а также за счет повышения регуляторной и налоговой нагрузки.
  6. Без цифровизации бизнесу сложно масштабироваться, ему не обойтись без data-driven подхода. Развиваться можно, опираясь на аналитику, точные данные, юнит-экономику и другие метрики. Вести бизнес на бумаге больше не представляется возможным.

Аскар Рахимбердиев, CEO МойСклад

Мы можем наблюдать стагнацию в малом и среднем бизнесе. Рост на 10% —  это рост на уровне официальной инфляции. Падения пока нет, но во втором полугодии оно вполне может произойти.

На обороты МСБ влияет несколько факторов: во первых, снижение потребительской активности на фоне дорогих кредитов и высоких процентов по депозитам.

Во-вторых, селлерам стало труднее зарабатывать на маркетплейсах. Новичкам приходится совсем сложно, лучше себя чувствуют те, кто работает на площадках давно, и те, у кого эксклюзивный товар, как правило собственного производства.

В-третьих, инфляция, рост цен на логистику и сырье. Ну и, конечно же, регуляторная нагрузка: НДС, ЭДО, отчетность, новые требования к рекламе усложняют ведение бизнеса и требует найма дополнительного персонала. Маржинальность у малого бизнеса снижается на фоне высоких ставок по депозитам и кредитам, что фактически блокирует возможность роста для МСБ и делает инвестиции в развитие собственного бизнеса непривлекательными.

Наше исследование показало, что основным драйвером роста МСБ сейчас выступают регионы. Активное проникновение маркетплейсов, открытие логистических хабов, приток денег, связанных с оборонным комплексом, а также внутренний туризм способствуют тому, что МСБ в регионах показывает более высокую деловую активность по сравнению со столичным регионом.

Также стоит отметить, что исследование выявило высокий интерес к интернет-магазинам, который мы прогнозировали еще в 2024 году. Интернет-магазин, конечно, не выступает как альтернатива маркетплейсам, но как дополнительный канал продаж позволяет увеличивать прибыль.

Омниканальность сформировалась, но теперь она требует от предпринимателя иного подхода к работе, торговать без цифровизации уже не получится. Необходимо вести отчетность, работать с данными, знать точное количество товаров, уметь считать прибыль, себестоимость, управлять продажами в режиме реального времени. Стало фактически обязательным использование специализированного ПО. При этом часть задач вполне доступны для делегирования искусственному интеллекту.

Читайте также:
Читать оригинал на сайте