МойСклад
Блог
Тренды рынка
За три года обувь в РФ подорожала на 59%, а одежда — на 36%

За три года обувь в РФ подорожала на 59%, а одежда — на 36%

18 ноября 2025

К таким выводам пришли аналитики ERP МойСклад, которые оценили цены на одежду и обувь, а также на молочную продукцию в России с 2022 по 2025 год.

Исследование проводилось на основе данных от 1 500 компаний — клиентов МоегоСклада, продающих одежду, обувь и молочную продукцию по всей России. Изучали данные более 165 тыс. чеков. Сравнили средние суммы покупок за каждый месяц с 2022 по 2025 год.

По данным аналитиков ERP МойСклад, цены на одежду, обувь и молочную продукцию продолжили свой рост, однако темпы заметно снизились.

За 9 месяцев 2025 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года средняя цена на обувь выросла на 6%. При этом если смотреть на рост цен за два года, сравнивая с 9 месяцами 2023 года, то цена увеличилась на 23%, а если с 2022 — на 59%. Самый большой скачок произошел в 2023 году, тогда цена выросла сразу на 29%.

Стоимость одежды увеличилась в этом году на 9% (9 месяцев 2025 к 9 месяцем 2024 года). К 2023 году цена за аналогичный период выросла на 25%, а к 2022 — на 36%.

Молочная же продукция дорожает значительно медленнее. В 2025 году она увеличилась в цене на 5%, в 2023 году к текущему тоже на 5%, а к 2022 на 13%.

При таком росте цен покупательское поведение нестабильно. Мы видим снижение продаж в категории обувь. Например, в сентябре 2025 года продажи обуви сократились на 14% по сравнению с прошлым годом. А в категории одежда спад не наблюдается. В сентябре этого года продажи одежды увеличились на 7% по сравнению с сентябрем 2024. А в среднем по году продажи одежды выросли на 18%.

Что влияет на рынок одежды и обуви: основные тенденции

1. Одежда и обувь становится либо премиальной, либо дешевой, все меньше становится middle сегмента.

2. Общетоварные маркетплейсы Ozon и Wildberries предлагают в основном одежду дешевого сегмента. Lamoda и независимый Ecom — средний и премиальный сегмент.

3. На фоне повышений комиссий маркетплейсов, растет количество интернет-магазинов.

4. Меняется потребительское поведение: маркетплейсы — для рутинных товаров, розница и интернет-магазины — для эмоциональных покупок.

5. Скидки перестают быть основным критерием выбора, отзывы играют все более заметную роль.

6. Спрос нестабилен. В августе и сентябре был традиционный всплеск, но ниже чем в предыдущие годы.

Аскар Рахимбердиев, CEO МойСклад

Цены продолжают расти, спрос меняться, а малый бизнес выживать. Ситуация на рынке заставляет предпринимателей подстраиваться и находить новые каналы сбыта, менять ассортимент и стратегии продаж. В категории обуви и одежды много представителей МСБ, маркетплейсы и уход западных брендов способствовали их росту.

Однако сейчас мы видим, что маркетплейсы пошли по пути торговых центров, которые на старте привлекали арендаторов низкой ценой и гибкими условиями, а когда насыщение рынка произошло, начали поднимать цены выше уровня маржинальности, вымывая совсем небольшие компании.

Маркетплейсы сделали то же самое, они стали дорогими для МСБ. В 2025 году более 50% выручки предприниматель отдает маркетплейсу: комиссия, логистика, хранение и реклама. В таких условиях малый бизнес начал смотреть в сторону интернет-магазинов.

МойСклад проводил опрос, где 22% предпринимателей подтвердили, что планируют в 2025 году открыть собственный сайт для продажи товаров. В этом же сегменте мы наблюдаем самый высокий рост оборотов — 14% за 8 месяцев 2025 года по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, тогда как у маркетплейсов — 9%.

Маркетплейсы же превращаются в витрины брендов, а также в место для подтверждения или опровержения гипотез, там хорошо тестировать продукты. Заработать на маркетплейсе становится сложнее, но можно приобрести узнаваемость бренда.

Эпоха СТМ и no name проходит, снова становятся актуальными бренды, на этот раз российские. Это связано в первую очередь с разделением покупок на рутинные и эмоциональные. Заказать на маркетплейсе стиральный порошок — это необходимость, а вот купить платье или туфли, рассматривать фотографии и видео — это про удовольствие, но удовольствие можно получить при условии доверия.

Для брендов одежды миддл и премиум сегментов хорошо работают нишевые маркетплейсы, например Lamoda, а также интернет-магазины.

Снижение привлекательности маркетплейсов открывает новые возможности для розничных точек. Магазин — как место для отдыха и снятия стресса, все большую роль играет сервис.

Офлайн сейчас проигрывает онлайну в первую очередь из-за отсутствия гибких финансовых инструментов, невозможности взять кредит или рассрочку при покупке за пару кликов.

Читайте также:
Читать оригинал на сайте