В этой статье расскажем, для чего и как часто нужна инвентаризация кассы, как подготовиться к процедуре, как ее провести и кто за нее отвечает.
Инвентаризацию кассы проводят, чтобы проверить, сколько наличных денег фактически осталось в организации и как это отражено в учете. Во время процедуры пересчитывают все средства и оценивают, правильно ли оформлены документы.
С помощью инвентаризации собственник или директор компании контролирует кассиров: насколько качественно выполнена работа и нет ли хищений. Проверку может проводить и налоговая. На этот случай у каждой организации должны быть заполненные и подписанные акты инвентаризации кассы по форме ИНВ-15.
Инвентаризацию регулирует Порядок ведения кассовых операций в РФ. Основанием для процедуры может быть приказ, распоряжение или постановление руководителя компании.
Перед началом проверки создается специальная комиссия. В нее могут входить как руководители, например, владелец или генеральный директор, так и практически любые специалисты, включая бухгалтеров, юристов и сотрудников службы безопасности.
Сперва комиссия получает текущие приходные и расходные документы о движении наличных. Кассиры несут материальную ответственность, поэтому они письменно подтверждают, что документы переданы комиссии или находятся в бухгалтерии, все деньги в кассе оприходованы, а выбывшие — списаны.
Затем пересчитывают деньги в кассе. Полученную сумму комиссия сравнивает с цифрами из документов и проверяет данные в памяти ККТ.
Вот главные рекомендации для инвентаризации кассы:
В заполненном акте инвентаризации есть учетный и фактический остаток наличных, имена всех членов комиссии и их подписи. Результаты проверки доводят до руководителя организации.
Если по итогам процедуры нет расхождений в данных, то учет в организации ведут правильно и кассир работает хорошо. В случае недостачи или излишка, нужно принимать меры: проверить правильность учета и оценить работу кассира.
Излишек по кассе после инвентаризации оформляют в приход и квалифицируют как прочий доход, чтобы уплатить с него налог. Недостача уменьшает остаток денег в учетной системе. Следовательно, его должен возместить виновный сотрудник — кассир или другой специалист, который несет материальную ответственность.
Причины излишков и недостач нужно отразить в самом акте инвентаризации наличных денежных средств — на втором листе.
Устраивать проверку можно спонтанно или по плану. Иногда периодичность периодичность процедуры зависит от учетной политикой компании, которая пересматривается ежегодно.
Есть ситуации, когда провести инвентаризацию нужно, даже если вы ее не планировали. Вот они:
Выявленные в ходе инвентаризации проблемы учета можно решить, если использовать систему, объединяющую приемки, отгрузки, отчеты по продажам и прибыли.
МойСклад позволяет быстро наладить ведение кассы, складской учет, а также автоматизировать торговлю при минимуме вложений.
Сервис подходит как для управления одним магазином, так и для сетей.
МойСклад — это учет товаров, CRM и рабочее место кассира в комплекте.
Быстрый старт, обучение, поддержка 24/7. Есть бесплатный тариф.