Если на торговой точке, на складе или в пункте выдачи заказов внезапно исчез продукт, который пользуется спросом, это проблема в управлении товарными запасами.
Как поддерживать ассортимент, чтобы не потерять покупателей и прибыль и в то же время избегать затоваривания склада? Важнейший инструмент для розницы — неснижаемый запас товаров. Что это, для чего нужен и как его рассчитать — в этой статье.
Для магазина важно, чтобы прибыльные товары всегда были в наличии, а их поставки — точно в срок. Делать это вручную долго и чревато ошибками. Автоматизируйте закупки с помощью МоегоСклада — сервис выявит лидеров продаж, пришлет уведомление, о том что нужные товары заканчиваются.
Товарный запас — это количество товаров на складе и в торговом зале, доступное для реализации. Если речь о маркетплейсах — в пункте выдачи заказов. В сфере услуг по тому же принципу ведется учет комплектующих и расходных материалов, на производственных предприятиях — сырья и материалов.
Показатель измеряется в штуках, упаковках, килограммах и других натуральных величинах, а также в деньгах и днях.
Допустим, на складе находится 70 рюкзаков — это оценка в количественном выражении. Суммарная стоимость по закупочной или отпускной цене — это величина в деньгах. За какой период вы планируете продать данное количество товарных единиц — это запасы в днях.
Запасы бывают следующих видов.
Продукция, которая закупается регулярно, так как она должна быть в наличии в любой момент для удовлетворения спроса. Например, это сигареты, хлеб, атрибуты и подарки на день рождения и свадьбы.
Некоторые товары актуальны в определенные периоды или события. Это все, что покупают в новогодние праздники — елки, фейерверки, новогодние игрушки, на хэллоуин — маскарадные костюмы, парики и т.д. В летний период сезонные запасы — мороженое, купальники, крем для защиты от солнца.
Страховой запас — это товары на случай, если внезапно закончится текущая партия, и покупателям нужно предложить что-то в качестве альтернативы.
Цель — обеспечение магазина продукцией, на которую спрос постоянный, в любых непредвиденных ситуациях.
В интересах магазина иметь такой запас, чтобы не потерять клиентов из-за отсутствия товара.
Задача, которую позволяет решать управление запасами — сделать так, чтобы продукция не заканчивалась до нового поступления. Для любого бизнеса важна непрерывность продаж.
На первый взгляд, подходящее решение — заполнить склад до отказа товарами, чтобы их хватило на ближайшее время с учетом сроков годности. Однако придется платить за пользование складом, работу кладовщиков — а это повысит себестоимость, а значит, и розничную цену продукта.
Другая крайность — не пользоваться складом совсем и заказывать товар по мере необходимости, то есть когда запасы уходят в ноль. Этот вариант неудобен из-за сильной зависимости от поставок. Любой срыв может привести к временному отсутствию товара на полках.
Оптимальный способ — найти золотую середину, когда нет ни переплаты за аренду и обслуживание склада, ни просадки ассортимента. С одной стороны, товарный запас должен покрывать потребности торговой точки в продукции, с другой — затраты на хранение должны быть минимальными.
Сколько товара тогда нужно иметь в наличии? Чтобы ответить на этот вопрос, проясним для начала, что такое неснижаемый запас.
Неснижаемый, или витринный запас — это минимальное количество товара, необходимое для бесперебойных продаж. Когда объем продукции приближается к этой величине, нужно незамедлительно сделать заказ поставщику на отгрузку новой партии.
Расчет неснижаемого остатка необходим для каждой товарной позиции с учетом:
В розничном магазине наименований товаров может быть сотни и даже тысячи. Отслеживать все вручную и не ошибиться крайне сложно
МойСклад упрощает все операции — приемку и отгрузку товара, перемещение, инвентаризацию, списание и оприходование, позволяет организовать эффективный складской учет и печатать документы.
В любой момент времени у вас — полная и достоверная информация о положении дел на складе, о движении товаров и денежных средств. Зарегистрируйтесь в сервисе, заполните данные и смотрите данные об остатках, оборотах и прибыли в режиме реального времени, с любого компьютера или телефона.
Неснижаемый остаток — это минимальный порог. Именно столько товаров и не меньше должно быть на складе или на торговой точке.
Верхний предел, на которой нужно ориентироваться — максимальный запас. Это самое большое количество товара, которое может присутствовать на складе в любой момент времени. Превышать его не стоит ни в коем случае.
Любая приобретенная для сбыта продукция — это вложения средств, которые должны окупаться. «Замораживать» большие суммы таким образом — высокий риск.
Представьте, вы закупили определенный товар, а он вышел из моды, резко подорожал на рынке и теперь его приобретают реже. А если у него еще и ограниченный срок годности, придется списывать и нести издержки.
Максимальный товарный запас — это не то, к чему нужно стремиться. При этом использование его значения для принятия решений и дальнейших вычислений критически важно.
Итак, главное правило, которое работает в большинстве случаев: оптимальный складской запас должен быть не выше максимального и не ниже неснижаемого.
Исключением является онлайн-розница, где проблема дефицита складской площади неактуальна. Для остальных компаний значения максимального запаса важно учитывать по причинам, указанным в таблице ниже.
Показатель | Почему его нужно учитывать | ||
Офлайн-розница | Онлайн-розница | Производство | |
Максимальный запас |
Дефицит складской и витринной площади |
Можно не учитывать |
В ситуациях, когда нужно сократить объемы производства |
Неснижаемый запас |
По всем товарам |
По товарам, которые приносят максимум прибыли и пользуются постоянным спросом |
Иногда неснижаемый и максимальный запасы равны. В торговых точках это допустимо, если срок поставки короткий, и товар выставляется только на витрине. В онлайне и на производстве это правило относится к позициям, выполненным на заказ.
Далее рассмотрим, по каким формулам все вычислять.
Рассмотрим все показатели, необходимые для эффективного управления запасами — от оборачиваемости до формирования заказа.
Неснижаемый остаток = Товарооборот / Оборачиваемость
Товарооборот, или продажи — это объем реализованной продукции. Данный показатель берем за тот же период, что и оборачиваемость.
Это время, необходимое на реализацию товара. Иными словами, это скорость, с которой предприниматель возвращает вложенные в ассортимент денежные средства. Измеряется в днях.
Оборачиваемость = Средний товарный запас х Количество дней в периоде / товарооборот за месяц
Как правило, норма оборачиваемости равна 30 дней. При превышении полезно провести совмещенный ABC-XYZ-анализ.
Если вкратце, сначала делим товары на категории по принципу вклада в сумму продаж:
А — 20% ассортимента — дают 80% продаж,
В — 30% ассортимента — дают 15% продаж,
С — 50% ассортимента — дают 5% продаж.
Затем исключаем сезонные товары с помощью XYZ.
X — 0-15% товары со стабильным ежемесячным спросом,
Y — 15-35% товары с нестабильным ежемесячным спросом,
Z — >35% сезонные товары.
Что получаем?
Из матрицы видим, какие товары плохо продаются и занимают место на складе, а какие — наоборот, и формируем стратегию продаж.
Подробный алгоритм проведения анализа с пояснениями смотрите в статье ABC-анализ: вычисляем прибыльные товары в магазине.
Максимальный запас = Неснижаемый остаток + Планируемые продажи на период
В данной формуле логично использовать неснижаемый остаток и план продаж не на момент расчета, а на момент планового поступления товара на склад, если товар сезонный.
Для формулы оборачиваемости нужно значение среднего товарного запаса.
Это средняя стоимость всей продукции на начало и конец отчетного периода.
Есть два варианта формулы:
Средний товарный запас = (Запас в начале периода + Запас в конце периода) / 2
Весь период расчета разбейте на равные отрезки времени — месяцы. Также разделите пополам товарный запас по цене закупки на начало расчетного периода (T1:2) и на конец, последовательно прибавьте суммы запасов каждого месяца. Всю эту сумму разделите на количество месяцев за вычетом единицы.
Получается такая формула:
Средний товарный запас = (ТЗ1:2 + ТЗ2 + ТЗ3 + ТЗ4 + ТЗ5 + ТЗ6 + ТЗ7 + ТЗ8 + ТЗ9 + ТЗ10 + ТЗ11 + ТЗ12:2) / (12-1)
Как определить экономически целесообразный размер запаса? Используем показатели, рассмотренные в предыдущих разделах.
Во-первых, учитываем неснижаемый запас. Формула будет такой:
Заказ = Неснижаемый остаток — Текущий запас + Потребность
Потребность определяем исходя из периодичности поставок и средних продаж за это время. Допустим, за последние 5 дней вы продали 10 товаров — это значит, средняя продажа равна 2 единицам в день.
Во-вторых, проверяем, не превысит ли общее количество товара после данного заказа величину максимального запаса. Формула для проверки:
Заказ + Текущий остаток <= Максимальный запас
Приведем все расчеты по порядку по формулам выше.
Начинаем с показателя среднего запаса, так как он присутствует в формуле оборачиваемости.
Средний товарный запас = (Запас в начале периода + Запас в конце периода) / 2 = (60 + 10) / 2 = 35
Допустим, за 5 дней в среднем мы продаем 10 товаров. Тогда за месяц оборот — примерно 60. Отсюда получаем значение оборачиваемости:
Оборачиваемость = Средний товарный запас х Количество дней в периоде / Товарооборот за месяц = 35×5 / 60 = 3
Таким образом, по этим показателям находим неснижаемый запас:
Неснижаемый остаток = Товарооборот / Оборачиваемость = 60 / 3 = 20
С учетом полученного значения вычисляем, сколько товарных единиц заказать.
Предположим, наш текущий остаток 10 товарных единиц. Планируется поступление товара, нужно отправить заявку с указанием нужного количества.
Потребность определяем исходя из периодичности поставок и средних продаж за это время. Допустим, за последние 5 дней вы продали 10 товаров — это значит, средняя продажа равна 2 единицам в день.
Вычисляем для нашего примера размер заказа с учетом неснижаемого остатка:
Заказ = Неснижаемый остаток — Текущий запас + Потребность = 20 — 10 + 10 = 20. Столько единиц товара нужно заказать.
Так, неснижаемый остаток получился равным 20 штук. Допустим, наш прогноз продаж на месяц 40. Тогда максимальный порог запаса будет следующим:
Максимальный запас = Неснижаемый остаток + Планируемые продажи на период = 20 + 40 = 60.
Проверяем, не превысит ли общее количество товара после заказа величину максимального запаса по формуле:
Заказ + Текущий остаток <= Максимальный запас
Так, в наличии 10 штук, прибавляем 20 — итого 30 товарный единиц. Это меньше 60, поэтому все в порядке.
Показатели «Оптимальный товарный запас» и «Неснижаемый остаток» помогают поддерживать на складе или в магазине оптимальное количество товара и своевременно делать заказы поставщику. Как это реализовать? Есть разные подходы — ручной, полуавтоматизированный и автоматизированный.
Сотрудники ежедневно считают остатки, в свободной форме заносят информацию о движении товаров в тетрадь, а при достижении неснижаемого остатка делают заказы на поставку.
Метод рабочий, если ассортимент включает не более 5-10 товарных позиций. Если больше — процесс становится слишком трудоемким и появляется необходимость автоматизации.
Excel и Google Таблицы избавляют от ручного расчета значений оборачиваемости, среднего и неснижаемого запаса. Главное — корректно ввести формулы и регулярно обновлять данные о фактических остатках. Также можно воспользоваться бесплатными шаблонами из интернета.
Однако есть существенные минусы:
Автоматизация с помощью специальной программы решает все проблемы ручного управления запасами.
Автоматизировать учет товара особенно нужно в торговых точках с широким ассортиментом и сезонными товарами. Например, в магазинах одежды и обуви, автозапчастей, стройматериалов, а также в продуктовых.
Плюсы по сравнению с ручным и полуавтоматическим способами:
На данный момент существует много товароучетных программ, но далеко не все из них определяют оптимальный заказ, учитывают неснижаемый остаток и другие необходимые показатели.
МойСклад — облачный сервис для управления продажами, где есть все для учета товарооборота.
Благодаря интеграции сервиса с онлайн-кассами проданные товары списываются с остатков в режиме реального времени. Вы задаете величину неснижаемого остатка, а при его достижении программа отправляет вам уведомление.
Таким образом у вас всегда актуальные данные по остаткам, и вы точно не останетесь без товара в разгар продаж и при резких изменениях спроса.
В сервисе МойСклад все настраивается интуитивно и просто.
Неснижаемые остатки можно установить как для товаров, так и для товарных модификаций. Для этого:
Чтобы получать уведомления на телефон или e-mail о достижении уровня неснижаемого запаса:
Для пополнения остатков выполните следующие действия:
Автоматизировать работу бизнеса поможет МойСклад. Все процессы по продаже и учету товаров бесплатно — рабочее место кассира, складской учет и CRM в комплекте.