МойСклад
Блог
Школа торговли
Как продавать молочную продукцию: учет, маркировка и правила реализации в рознице и общепите

Как продавать молочную продукцию: учет, маркировка и правила реализации в рознице и общепите

24 сентября 2025

Продажа молочной продукции в России регулируется целым рядом требований — от особых правил хранения до обязательной маркировки в «Честном знаке» и контроля в системе «Меркурий». В статье рассказываем о правилах реализации молочки в рознице, общепите, а также при онлайн-торговле, в частности на маркетплейсах.

Торговать по всем требованиям закона помогает МойСклад. Это удобная система учета, CRM и кассовая программа в одном облачном сервисе. Поддержка обязательной маркировки: от продажи на кассе до передачи сведений в Честный знак.

Попробовать МойСклад
Содержание:
  1. Основные требования к продаже молочной продукции
  2. Учет молочной продукции в ФГИС «Меркурий»
  3. Обязательная маркировка молока в Честном знаке
  4. Отличия между «Меркурием» и Честным знаком
  5. Как работать с маркировкой молочных продуктов и вести учет: инструкция
  6. Дистанционная торговля на маркетплейсах
  7. Правила продажи молочной продукции в рознице и общепите
  8. Штрафы и ответственность при нарушении правил реализации
  9. Вопросы и ответы

Основные требования к продаже молочной продукции

Правила продажи молочной продукции регулируются сразу несколькими законами и нормативами. Предпринимателю важно учитывать три ключевых блока: качество и безопасность, маркировку и правильный учет.

Основные требования:

  • обязательная маркировка в системе Честный знак,
  • отчеты в систему «Меркурий»,
  • разрешительный режим на кассе,
  • закон о защите прав потребителей,
  • технический регламент.

Ниже разберем каждый пункт подробнее, а также расскажем, какие штрафы грозят за нарушение правил торговли.

Учет молочной продукции в ФГИС «Меркурий»

ФГИС «Меркурий» — это система, через которую государство отслеживает движение сельхозпродукции. Каждый участник цепочки — от производителя до продавца — оформляет в ней ветеринарные сопроводительные документы (ВСД), а информация сразу поступает в Россельхознадзор. Таким образом, можно отследить, например, путь молока от коровы до бутылки на полке в магазине.

Работать с «Меркурием» обязаны все: производители, импортеры, экспедиторы, розничные продавцы и заведения общепита. В системе фиксируются все операции с продукцией:

  • получение товара,
  • возврат,
  • оформление партии товара на производстве,
  • транспортировка,
  • инвентаризация,
  • утилизацию при помощи переработки,
  • ведение документооборота на каждом этапе.

Чем полезен «Меркурий»? Система нужна не только надзорным органам, но и розничным точкам и общепиту. Дело в том, что без «Меркурия» ответственность за некачественный товар ложилась на предпринимателя, который продал его покупателю. А так можно выяснить, на каком этапе было допущено нарушение и наказать виновных. Подробнее о механизме работы системы — в статье.

Обязательная маркировка молока в Честном знаке

Маркировка молочной продукции обязательна для всех участников оборота. Производители, импортеры, оптовики, розничные точки и фермерские хозяйства сообщают обо всех операциях с товарами в систему Честный знак. Продавать молочку без маркировки запрещено.

Не обошло стороной это требование и общепит. Заведения должны фиксировать приемку от поставщиков и выводить товары из оборота перед приготовлением блюд. Код маркировки необходимо отсканировать и списать, указав причину «для собственного оборота».

Подробные правила маркировки молока мы разобрали в статье, там же — сроки маркировки, нюансы работы с Честным знаком и возможные штрафы.

Разрешительный режим на кассе

Разрешительный режим тоже относится к Честному знаку. Он действует только для кассы. При продаже молочной продукции и некоторых других маркированных товаров кассовая программа отправляет запрос в Честный знак по поводу корректности кода маркировки. В зависимости от результата продажа будет разрешена или наоборот.

Таким образом, если вы продаете молочку, ваше кассовое приложение должно быть готово к работе с разрешительным режимом.

Касса МойСклад работает с разрешительным режимом на любых моделях ККТ. Легко подключить. При проверке маркированного товара касса выдаст уведомление, годный код или нет. А продавец уже принимает решение о продаже или запрете. Подходит для торговли любыми маркированными товарами.

Скачать кассовую программу бесплатно

В чем отличия между «Меркурием» и Честным знаком

«Меркурий» — система была создана для контроля сельскохозяйственной продукции, в том числе и молочной. Товар учитывается партиями, при приемке нужно подтвердить безопасность продукции, для этого надо погасить ветеринарные сопроводительные документы (ВСД). За соблюдением правил следит Россельхознадзор. За нарушения правил работы с «Меркурием» компании грозит штраф.

«Честный знак» — система маркировки товаров, в ней отслеживается каждая единица продукции. Ее создали, чтобы обеспечить прозрачность оборота товаров и защитить рынок от подделок. За соблюдением требований следит Роспотребнадзор. За нарушения может грозить не только штраф, но и уголовная ответственность.

Как работать с маркировкой молочных продуктов и вести учет: пошаговая инструкция

Розничные точки и общепит при продаже или использовании молочной продукции должны выполнить определенные действия.

Шаг 1. Приемка

При приемке молочной продукции кроме Универсально-передаточного документа (УПД) у вас должен быть еще Ветеринарно-сопроводительный документ (ВСД). По первому надо проверять коды маркировки, по второму — подтверждать, что товар безопасен.

Шаг 2. Гашение ВСД

После того как приняли товар, погасите ВСД в системе «Меркурий». Без этого действия продавать продукцию будет нельзя.

Шаг 3. Учет

Продажа маркированных товаров — сложный процесс. Забить каждый шаг в систему Честный знак и отразить это в товарном учете. А для молочки нужен еще и «Меркурий».

Удобнее вести работу в одном месте. Заказать коды и сообщить об их выбытии, обменяться документами с поставщиками через ЭДО, получить данные об остатках и прибыли. Все это умеет МойСклад — подходит для розницы, опта, общепита и производителей. Быстрый старт, работа на любом устройстве от компьютера до смартфона, поддержка 24/7.

Попробовать МойСклад

Дистанционная торговля на маркетплейсах

Торговать молочной продукцией на маркетплейсах можно. Но, так как это маркируемый товар, есть определенные правила. И зависят они от схемы продаж.

FBO

Схема FBO предполагает хранение товаров на складе маркетплейса, а также организацию доставки силами площадки. В этом случае в Честном знаке надо отметить передачу права собственности и кодов маркировки. Дальше фиксировать продажу и выводить товары из оборота будет маркетплейс.

FBS

По схеме FBS продавец обязан хранить товары на своем складе и своими силами осуществлять доставку. В этом случае выводить товары из оборота будет селлер.

Кроме того, на каждую партию молочной продукции, которая будет отправляться на маркетплейс, необходимо оформить ВСД в системе «Меркурий».

Правила продажи молочной продукции в рознице и общепите

Маркировку и систему «Меркурий» разобрали, но к продаже молочной продукции есть еще ряд требований.

Общие правила продажи товаров

Продавцы молока и молочной продукции должны соблюдать общие правила, распространяющиеся на продажу всех товаров. Например, о надлежащем оформлении ценников, обеспечении безопасности покупателей.

Технический регламент

Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» — это один из ключевых документов, регулирующих производство и продажу.

Документ устанавливает обязательные требования к качеству молока и молочных продуктов, а также контролирует, чтобы в продукции не было вредных примесей, антибиотиков, консервантов сверх нормы. Кроме того, техрегламент обязывает производителей указывать точный состав и срок годности.

При закупке магазин или кафе обязаны принимать только продукцию, которая соответствует техрегламенту и имеет подтверждающие документы (сертификаты, декларации). При проверках Роспотребнадзор зачастую проверяет именно соответствие молочной продукции требованиям ТР ТС 033/2013.

Иначе говоря, техрегламент — это гарантия того, что молоко на полке в магазине или в холодильнике кухни безопасно. Рознице он помогает не нарваться на штрафы за нелегальный товар, а общепиту — избежать проблем с проверками и жалоб от клиентов.

Закон о защите прав потребителей

Продавец молочной продукции, как и любых других товаров, должен предоставить по просьбе покупателя полную и достоверную информацию о торговой точке и товарах. Так, клиенту по требованию нужно будет показать документы, подтверждающие качество и безопасность реализуемой партии.

Штрафы и ответственность при нарушении правил реализации

Собрали наиболее частые нарушение и ответственность за них в таблицу.

Нарушение Ответственность
Продажа, хранение и перевозка молочной продукции без передачи сведений в Честный Знак
  • от 50 до 300 тысяч рублей или до 6 лет лишения свободы + штраф для организаций,
  • от 5 до 10 тысяч рублей для сотрудников.
Нарушение правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства в системе «Меркурий». Например, поддельная ВСД.
  • от 500 до 1 000 рублей заплатят граждане-пользователи «Меркурия»,
  • от 3 000 до 5 000 рублей — должностные лица,
  • от 10 000 до 20 000 рублей — юрлица.
Нарушение требований техрегламентов. Например, за неправильную упаковку.
  • от 1 000 до 2 000 рублей для граждан,
  • от 10 000 до 20 000 рублей для должностных лиц,
  • от 20 000 до 30 000 рублей для на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица,
  • от 100 000 до 300 000 рублей для юрлиц.
Нарушение правил продажи отдельных видов товаров. Например, размещение молочной продукции на витрине без разделения с другими продуктами или без информационной надписи «Без заменителя молочного жира».
  • от 1 000 до 3 000 рублей для на должностных лиц и ИП,
  • от 10 000 до 30 000 рублей для юрлиц.
Нарушение права покупателя на получение информации о товаре, изготовителе, продавце, исполнителе и режиме их работы.
  • от 500 до 1 000 рублей для должностных лиц и ИП,
  • от 5 000 до 10 000 рублей для юрлиц.

Вопросы и ответы

Разберем частые вопросы о правилах продажи молочной продукции.

Верно. Производители, оптовики, розница и общепит работают сразу в двух системах госконтроля: «Меркурий» и «Честный знак». В первой, если производят или продают товары животного происхождения, во второй — если участвуют в обороте маркированных товаров.

Да, ЭДО обязателен: через него передаются универсально-передаточные документы (УПД), фиксируются коды маркировки и ветеринарные документы. Без ЭДО невозможно корректно работать с «Меркурием» и «Честным знаком».

Для работы нужен 2D-сканер штрих-кодов, касса и компьютер или планшет с доступом в интернет для работы с учетной системой.

МойСклад — облачный сервис для управления продажами. Кассовое приложение, товароучетная система, CRM и все необходимые формы документов в комплекте.

  • Подключите любое число розничных точек: централизованно управляйте товарами, ценами и скидками. Печатайте ценники и этикетки.
  • Управляйте всеми каналами продаж в одном сервисе. Анализируйте прибыль, сравнивайте, как продаются те или иные товары.
  • Поддержка всех требований обязательной маркировки в Честном знаке: от заказа кодов до разрешительного режима на кассе. Все это в одном месте, вам не нужно переключаться в разные системы.
Попробовать МойСклад
Читайте также:
Читать оригинал на сайте