Маркировка молочной продукции

04 мая 2021

В 2021 году в России начала действовать маркировка молочной продукции. У нее есть особенности: в процессе участвуют типографии и предприятия общепита. Разбираемся, что нужно знать о работе по новым правилам и кого они затронут.

В МоемСкладе доступны все операции с маркировкой. В том числе — приемки и продажа для розничных магазинов и общепита. Маркировка поддерживается даже на бесплатном тарифе МоегоСклада: он включает учетную систему, рабочее место кассира, мобильные приложения и аналитику. Подключите фискальный регистратор — и сразу можно продавать!

Попробовать МойСклад
Вы узнаете:

Этапы маркировки молочной продукции

Перед тем, как внедрить новые правила, в России провели эксперимент. Уже на этом этапе маркировкой молока занимались две разные системы: Меркурий и Честный Знак. Первая отвечала за сырье до того, как оно попадало на производство, а вторая отслеживала перемещения готовой продукции до продажи на кассе.

Эксперимент завершился 31 декабря 2020 года. С 20 января 2021 года стартовала обязательная маркировка молочной продукции. Сейчас идет подготовительный этап, когда производители могут регистрироваться в системе по желанию. Но после 1 июня часть молочных продуктов нельзя продать без цифровых кодов.

Когда вводится маркировка молочной продукции

В 2021 году нужно запомнить три основные даты, которые связаны со сроками маркировки молочной продукции для розницы, опта, импортеров и производителей.

  • 1 июня 2021 года. Требования наносить коды коснулись мороженого и сыров.
  • 1 сентября 2021 года. Начнется обязательная маркировка молочной продукции для товаров из оставшихся подгрупп со сроком годности более 40 дней.
  • 1 декабря 2021 года. Коды обяжут наносить на молочные продукты со сроком годности менее 40 дней. С этой даты розница должна фиксировать выбытие маркированных товаров через кассы. Магазинам нужно заранее протестировать процессы продажи и работу 2D-сканеров.

Обязательства по переходу к новым способам прослеживаемости товаров начнутся в 2022 году и продолжатся в 2023-м.

  • 1 сентября 2022 года. Маркировка молочной продукции станет обязательной для всех участников оборота. Для опта и розницы введут объемно-артикульный учет. То есть в составе УПД они будут передавать код товара и его количество. С этой же даты участников рынка обяжут сообщать о выбытии товара из оборота по причинам, которые не связаны с продажей.
  • 1 декабря 2022 года. Фермеров обяжут маркировать товар, который они продают напрямую покупателю или через собственную розницу. При этом им не придется наносить коды на товар, если они торгуют им оптом. В этом случае обязанность ложится на магазин.
  • 1 декабря 2023 года. Завершающий этап маркировки молочной продукции. С этой даты для товаров со сроком годности более 40 дней начнется обязательная поштучная прослеживаемость.

Чтобы вы точно ничего не перепутали, мы собрали все важные даты в одной схеме.

Схема

Сроки маркировки молочной продукции установлены распоряжением Правительства № 3322-р. Скачайте и изучите его.

Скачать распоряжение № 3322-р

Правила маркировки молочной продукции

На все упаковки молочной продукции наносится цифровой код DataMatrix. Это маленький код, который можно напечатать сразу на упаковке или на этикетке. Чтобы его получить, производитель должен зарегистрироваться в Честном Знаке и заключить договор с оператором системы ЦРПТ.

Какая молочная продукция подлежит маркировке

Товары, которые нужно маркировать, перечислены на этой схеме с кодами ТН ВЭД и ОКПД 2.

Схема

Цифровые коды нужны не для всего рынка молочной продукции. Правила не касаются товаров, вес которых вместе с упаковкой меньше 30 граммов. Их придется маркировать только при продаже в блоке из нескольких упаковок. Нужно получать один код для всего блока.

Наносить коды не требуется на питание для детей до трех лет, а также специальное и профилактическое питание.

Среди исключений и весовой товар. Это молоко, продаваемое на разлив, а также творог, сметана или другие продукты на развес. Маркировать их не нужно.

Остатки, которые ввели в оборот до того, как участников рынка обязали наносить коды, не маркируются. Такие товары могут находиться в обороте до окончания срока годности.

Кто должен маркировать молочную продукцию

Производители наносят коды на молоко, сливки, сыры и другие продукты, а также вводят их в оборот — то есть узаконивают продажу, перевозку и хранение товаров.

Оптовики или индивидуальные предприниматели, которые занимаются мелким и крупным оптом, регистрируют получение товара от производителя и его передачу рознице или общепиту через оператора ЭДО.

Розница сообщает о приемке молочных продуктов от оптовика или ИП и продаже клиентам через онлайн-кассу. Оттуда данные уходят в ОФД, который затем отправляет их в Честный Знак.

Еще один участник процесса — общепит. Предприятия фиксируют приемку от поставщиков и выводят товары из оборота перед приготовлением блюд. Они сканируют код и списывают его, указывая причину «для собственного оборота».

Маркировка молока для розницы

После того, как магазин получил усиленную квалификационную электронную подпись, зарегистрировался в Честном Знаке и подготовил оборудование, он должен описать товары в каталоге.

Прежде чем вы опишете сыры, мороженое, йогурты, кефиры и другую молочную продукцию в каталоге, нужно заключить договор с Честным Знаком по данной товарной группе. До этого момента вы не сможете создавать карточки.

Все карточки, которые вы создадите в каталоге, попадут в реестр товаров. Туда же автоматически подтянутся карточки, созданные в системе GS1, если ранее вы описывали свои товары там.

Следующий шаг — заказ кодов. Требования к маркировке молока таковы, что розница может заказывать коды только когда заказанный производителем и нанесенный в типографии код поврежден и его невозможно считать сканером 2D-штрихкодов.

В МоемСкладе можно сканировать и проверять коды при приемке и принимать УПД от поставщиков из систем ЭДО. А еще печатать этикетки с кодами маркировки. Зарегистрируйтесь и начните работу с маркировкой прямо сейчас.

Попробовать МойСклад

Сможет ли магазин оформить возврат маркированной молочной продукции?

Возврат продуктов питания регулирует закон «О защите прав потребителей». По нему покупатель может отнести обратно лишь некачественный товар. Это значит, что до старта обязательной маркировки молочной продукции, ее разрешается вернуть только если она оказалась испорченной.

С 1 июня магазину также не нужно возвращать в оборот некачественную молочную продукцию. Для системы мониторинга код выбывает сразу после продажи.

Как быть с маркировкой весового сыра в магазине?

Если фасовка происходит в самой розничной точке, то есть прямо в торговом зале, то наносить коды на такую нарезку не нужно.

Как маркировать мороженое на развес в магазине

Есть торговая точка продает мороженое на развес, например, в рожках с шариками, ей не придется наносить коды на каждую порцию.

Маркировка молочной продукции с 2021 года для общепита

Кафе и рестораны принимают молоко, сыры, мороженое, кефир, йогурты и другие продукты от оптовиков или напрямую от производителей.

Чтобы приготовить блюда с любым из товаров в категории молочная продукция его нужно вывести из оборота. Для этого работникам заведений общепита придется сканировать коды и списывать их из системы по причине «для собственных нужд».

Иногда рестораны не используют молочную продукцию на кухне, а продают ее в той же упаковке, в какой получили. Это может быть мороженое на летней веранде или сливки, которые посетитель сам добавляет в кофе. Такие товары нужно продавать через онлайн-кассу и поступать с ними так же, как и в розничной торговле.

Как рознице и общепиту подготовиться к маркировке

Тем, кто хочет подготовиться к маркировке сливочного масла, сыворотки и другой молочной продукции, следует пройти те же этапы, что и представителям других отраслей:

  • Получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) на руководителя.
  • Зарегистрироваться в Честном Знаке.
  • Подготовить оборудование для маркировки молочной продукции: онлайн-кассы и сканер 2D-штрихкодов.
  • Подключиться к системе электронного документооборота.

После старта обязательной маркировки у организации или индивидуального предпринимателя есть всего семь дней, чтобы начать работать в системе.

УКЭП нужно делать на человека, который может действовать от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя без доверенности.

Как маркировать молочную продукцию с 2021 года на производстве

Наносить коды на молочную продукцию можно тремя способами.

  • Типографский. Когда производитель заказывает печать упаковки в типографии и получает ее уже с маркировкой. Из оборудования понадобится только датчик технического зрения, который умеет считывать штрихкоды, или сканер.
  • Прямое нанесение. Способу требует установить новое оборудование или адаптировать то, что уже есть. Например, устройства для каплеструйной и термоструйной печати.
  • Этикетирование. Способ подойдет, если планируете наносить на товар наклейку с кодом. Для этого способа нужны принтер и аппликатор.

Преимущество работы с типографией в том, что еще до передачи упаковки она сама должна проверить, считываются ли нанесенные коды. Если нет — типография обязана перевыпустить упаковку. Таким образом, для бизнеса процесс становится еще проще.

Датчик технического зрения и сканер оптимальны для всех трех способов.

Если ваша компания выбрала типографский способ, она может оплатить код уже после печати. На это отведено 180 дней. Отсчет начинается с момента отчета, в котором вы сообщите, что нанесли маркировку на упаковку. А завершается, когда вы введете продукцию в оборот.

Маркировка сыра для производителей

В числе продуктов, которые в 2021 году первыми попали под маркировку по новому закону, оказались сыры. Уже с 1 июня производители обязаны наносить коды на каждую упаковку товара.

Маркировка сыра имеет особенности. Этот продукт относится к товарам с с переменным весом, что влияет на его стоимость. Поэтому в цифровом коде должна быть информация о том, сколько граммов в упаковке. В остальном сведения в DataMatrix для сыров ничем не отличаются от тех, что содержатся в кодах другой молочной продукции.

Маркировка мороженого с 2021 года

Во вторую группу товаров, которых раньше других затронули требования по передачи информации в Честный Знак, попали мороженое и различные виды пищевого льда, не содержащие или содержащие какао. Для их маркировки также используют цифровой код с детальной информацией о продукте.

Цифровые коды не требуются, если молочная составляющая пищевого льда окажется нулевой. Это значит, что маркировать лед, который добавляют в напитки для охлаждения, не нужно.

Производители мороженого, как и другие участники рынка молочной продукции, могут остановиться на одном из трех способов нанесения кодов: прямой, типографский или этикетирование. Выбор зависит от типа упаковки, уровня автоматизации линий и других факторов.

Если упаковка произведена после старта обязательной маркировки мороженого, но кода на ней нет, можно обратиться в типографию. Там наклеят специальные стикеры с недостающей информацией.

Состав кода маркировки молочной продукции

Код маркировки содержит:

  • 14 знаков кода товара;
  • 13-значный индивидуальный серийный номер;
  • криптохвост для защиты от копирования;
  • срок годности.

Сколько стоит код маркировки

Во время подготовительного периода с 20 января по 1 июня 2021 года коды выдавали бесплатно. Участники должны были нанести коды и ввести в оборот товары до того, как продавцам запретят реализовывать продукцию без маркировки.

После того, как цифровые коды стали обязательными для части молочных продуктов, стоимость DataMatrix может измениться. Следите за новостями на этой странице или подпишитесь на нашу рассылку.

Постановление о маркировке молочной продукции

В декабре 2020 года было подписано постановление Правительства № 2099. В документе утверждены правила маркировки молочной продукции. Скачайте и прочитайте их, прежде чем начинать работу с цифровыми кодами.

Скачать постановление № 2099

Последние новости о маркировке молочной продукции с 2021 года

  • Минсельхоз предложил компенсировать затраты на маркировку молока. Ведомство считает, что нужно частично возмещать расходы производителей и предоставлять им льготные кредиты.
  • По оценкам Союзмолока, в первый год на запуск маркировки и обеспечение ее работы понадобится 61,3 млрд рублей, а затем — 35,2 млрд рублей ежегодно.
  • По данным Честного Знака, представители отрасли уже работают с примерно 80 типографиями. Еще на 20 скоро появится подходящее оборудование. Несколько типографий заявили, что уже готовы принимать заказы на промышленные партии.
  • К апрелю 2021 года в Честном Знаке зарегистрировались 1200 производителей молочной продукции.
Читайте также:
Подпишитесь на рассылку МоегоСклада, чтобы получать новости и статьи о маркировке
МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке

Всё, что нужно, в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы, клиенты и поставщики

Начать использовать