В России действует маркировка молочной продукции. При этом она вводится постепенно и в этой статье вы узнаете дедлайны всех этапов. Также — точный список продукции и порядок действий для розницы, общепита и производителей.
В МоемСкладе доступны все операции с маркировкой. В том числе — приемка и продажа для розничных магазинов и общепита. Маркировка поддерживается даже на бесплатном тарифе: он включает учетную систему, рабочее место кассира, мобильное приложение и аналитику. Подключите фискальный регистратор — и сразу можно продавать.
Этапы введения маркировки молочной продукции
С 1 декабря 2023 года требования маркировки коснулись общепита, образовательных учреждений, детских садов и больниц. С этой даты они обязаны отчитываться в Честный знак об обороте и выводе из оборота молочной продукции.
С 1 сентября 2024 года маркировка становится обязательной для фермеров.
Сроки маркировки молочной продукции
- Прямо сейчас маркировка молочной продукции обязательна для всех участников оборота. Для опта и розницы до 31 мая 2025 действует объемно-сортовой учет. Достаточно сообщать в Честный знак только о партиях: общий код GTIN и количество товаров. Во время приемки, а также при выводе товара из оборота по любым причинам, кроме продажи. Передавать данные о каждой единице продукции с кодом не нужно.
- 1 сентября 2024 года.. Фермеров обяжут маркировать товар, который они продают напрямую покупателю или через собственную розницу.
Правила маркировки молочной продукции
На все упаковки ультрапастеризованной, стерилизованной, фасованной и другой молочной продукции наносится цифровой код DataMatrix. Это маленький код, который можно напечатать сразу на упаковке или на этикетке. Чтобы его получить, производитель должен зарегистрироваться в Честном знаке.
Какая молочная продукция подлежит маркировке
Перечень всей молочной продукции, которая подлежит маркировке, с кодами ТН ВЭД и ОКПД 2 — смотрите в таблице.
Товар | ТН ВЭД | ОКПД 2 |
молоко, сливки |
0401, 0402 |
10.51.11, 10.51.12, 10.51.21, 10.51.22, 10.51.51, 10.86.10.110 |
паста, ферментированные молокопродукты: свернувшиеся молоко и сливки, йогурт, кефир |
0403 |
10.51.52 |
молочная сыворотка и другие молочные продукты, не включенные в другие группировки |
0404 |
10.51.55, 10.51.56 |
сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока, молочные пасты |
0405 |
10.51.30 |
сыры и творог |
0406 |
10.51.40 |
мороженое и прочие виды пищевого льда |
2105 00 |
10.52.10 |
молочная продукция для детского питания |
10.86.10.140, 10.86.10.190 |
|
напитки, содержащие молочные жиры |
2202 99 910 0, 2202 99 950 0, 2202 99 990 0 |
Наносить коды не требуется на питание для детей до трех лет, а также специальное и профилактическое питание.
Среди исключений и весовой товар. Это молоко, продаваемое на разлив, а также творог, сметана или другие продукты на развес. Маркировать их не нужно.Что не подлежит маркировке
Наносить коды нужно не на всю молочную продукцию. Перечень исключений:
- товары с массой менее 30 граммов;
- продукция, продаваемая на развес;
- продукты для специального питания;
- товары, выпущенные для рекламы;
- товары для продажи за пределами Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
- молочные продукты на складе производителя.
Кто должен маркировать молочную продукцию
Производители наносят коды на сгущенное молоко, сливки, сыры и другие продукты, а также вводят их в оборот — то есть узаконивают продажу, перевозку и хранение товаров.
Оптовики или индивидуальные предприниматели, которые занимаются мелким и крупным оптом, регистрируют получение товара от производителя и его передачу рознице или общепиту через оператора ЭДО.
Розница сообщает о приемке молочных продуктов от оптовика или ИП и продаже клиентам через онлайн-кассу. Оттуда данные уходят в ОФД, который затем отправляет их в Честный знак.
Еще один участник процесса — общепит. Предприятия фиксируют приемку от поставщиков и выводят товары из оборота перед приготовлением блюд. Они сканируют код и списывают его, указывая причину «для собственного оборота».
Разрешительный режим
Разрешительный режим — для кассы. С нее при продаже маркированного товара поступает запрос в систему Честный знак, годный код или нет. В результате продажа или разрешена, или запрещена. Все это происходит моментально. Ваше кассовое приложение должно быть готово к работе с разрешительным режимом.
С 1 сентября 2024 года для всех продавцов молочной продукции действует режим онлайн-проверки.
Рознице необходимо:
- Получить ключ доступа в Честном знаке. Он нужен для проверки товаров с маркировкой на кассе перед продажей.
- Обновить кассовую программу и ввести ключ доступа для проверки.
- Выстроить бизнес-процессы — определиться, какие действия предпринять, если касса запретит продажу маркированного товара. Обучить кассиров.
Подробнее о разрешительном режиме — в статье.
Маркировка молока для розницы
Розница с 1 сентября 2022 до 31 мая 2025 ведет объемно-сортовой учет. Для этого необходимо:
- Получить усиленную квалифицированную электронную подпись
- Зарегистрироваться в Честном знаке
- Подключиться к электронному документообороту
ОСУ позволяет работать с маркированными товарами как с немаркированными: не указывать в УПД на отгрузку коды маркировки, только наименование продукции (GTIN) и ее количество. МойСклад полностью поддерживает работу с ОСУ — импорт и экспорт накладных в ЭДО, а также вывод таких товаров из оборота.
Сможет ли магазин оформить возврат маркированной молочной продукции
Магазину не нужно возвращать в оборот некачественную молочную продукцию. Для системы мониторинга код выбывает сразу после продажи.
Как быть с маркировкой весового сыра в магазине
Если фасовка происходит в самой розничной точке, то есть прямо в торговом зале, то наносить коды на такую нарезку не нужно.
Как маркировать мороженое на развес в магазине
Есть торговая точка продает мороженое на развес, например, в рожках с шариками, ей не придется наносить коды на каждую порцию.
Как выводить из оборота молочную продукцию в школьной столовой
Вывод из оборота маркированной молочной продукции по причинам, не связанным с розничной реализацией, начался с 1 сентября 2022 года. С этой даты необходимо подавать сведения в Честный знак.
Маркировка молочной продукции для общепита
Кафе и рестораны принимают молоко, сыры, мороженое, кефир, йогурты и другие продукты от оптовиков или напрямую от производителей.
Чтобы приготовить блюда с любым из продуктов, его нужно вывести из оборота. Для этого работникам заведений общепита придется сканировать коды и списывать их из системы по причине «для собственных нужд».
Иногда рестораны не используют молочную продукцию на кухне, а продают ее в той же упаковке, в какой получили. Это может быть мороженое на летней веранде или сливки, которые посетитель сам добавляет в кофе. Такие товары нужно продавать через онлайн-кассу и поступать с ними так же, как и в розничной торговле.
Как рознице и общепиту подготовиться к маркировке
Ключевые этапы:
- Получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) на руководителя
- Зарегистрироваться в Честном знаке
- Подключиться к системе электронного документооборота.
УКЭП нужно делать на человека, который может действовать от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя без доверенности.
Оборудование для маркировки
Чтобы наносить и считывать коды Data Matrix, необходимо:
- Настроить онлайн-кассу с подключением к ОФД. 54-ФЗ обязывает формировать запросы о цифровом коде и уведомления о реализации при каждой продаже маркированного товара. Выполнить это требование можно, если ваш аппарат контрольно-кассовой техники (ККТ) поддерживает формат фискальных данных 1.2 и ФН 1.1М
- Купить сканер 2D-штрихкодов. Он пригодится для сверки кодов маркировки и отправки сведений в Честный знак.
- Обзавестись принтером этикеток и терминалом сбора данных (ТСД).
Печатью и нанесением кодов на упаковку занимаются производители. Розница до 31 мая 2025 года в рамках объемно-сортового учета передает сведения только о партиях товара после приемки от поставщика. С того же момента она обязана сообщать о выбытии при продаже на кассе. Приобретите необходимое оборудование заранее
Как маркировать молочную продукцию на производстве
Наносить коды на молочную продукцию можно тремя способами.
- Типографский. Когда производитель, например, сыроварня, заказывает печать упаковки в типографии и получает ее уже с маркировкой. Из оборудования понадобится только датчик технического зрения, который умеет считывать штрихкоды, или сканер.
- Прямое нанесение с помощью принтеров для каплеструйной и термоструйной печати.
- Этикетирование. Подойдет, если планируете наносить на товар наклейку с кодом. Для этого способа нужны принтер и аппликатор.
Преимущество работы с типографией в том, что еще до передачи упаковки она сама должна проверить, считываются ли нанесенные коды. Если нет — типография обязана перевыпустить упаковку. Таким образом, для бизнеса процесс становится еще проще.
Датчик технического зрения и сканер оптимальны для всех трех способов.
Если ваша компания выбрала типографский способ, она может оплатить код уже после печати. На это отведено 180 дней. Отсчет начинается с даты, когда вы сообщите, что нанесли маркировку на упаковку. А завершается, когда вы введете продукцию в оборот.
Взаимодействие систем Меркурий и Честный знак
Особенность маркировки молочной продукции в том, что этот процесс контролируют две разных системы. Если Честный знак генерирует цифровые коды, то Меркурий отвечает за ветеринарные документы, без которых коды нельзя ввести в оборот.
Есть три способа взаимодействия Меркурия и Честного знака:
- Производители работают в едином личном кабинете. Они получают электронные ветеринарные документы в Меркурии и заказывают КМ в Честном знаке, а затем используют данные при регистрации в едином личном кабинете на базе Честного знака.
- Производители работают с интерфейсом Честного знака, в котором можно вводить данные как для получения ветеринарных документов, так и для работы с маркировкой.
- Производители работают с интерфейсом Меркурия, где можно заказывать цифровые коды и оформлять ветеринарные документы.
Способы 2 и 3 подходят для крупных производителей, так как для них нужна интеграция по API.
Во всех способах предусмотрен обмен данными между двумя системами. Он происходит, когда производитель вводит коды маркировки в оборот и указывает соответствующие ветеринарные документы.
Маркировка сыра для производителей
В числе продуктов, которые первыми попали под маркировку, оказались сыры.
Маркировка сыра имеет особенности. Этот продукт относится к товарам с с переменным весом, что влияет на его стоимость. Поэтому в цифровом коде должна быть информация о том, сколько граммов в упаковке. В остальном сведения в Data Matrix для сыров ничем не отличаются от тех, что содержатся в кодах другой молочной продукции.
Маркировка мороженого
Похожая группа — мороженое и различные виды пищевого льда, не содержащие или содержащие какао. Для их маркировки также используют цифровой код с детальной информацией о продукте.
Цифровые коды не требуются, если молочная составляющая пищевого льда окажется нулевой. Это значит, что маркировать лед, который добавляют в напитки для охлаждения, не нужно.
Производители мороженого, как и другие участники рынка молочной продукции, могут остановиться на одном из трех способов нанесения кодов: прямой, типографский или этикетирование. Выбор зависит от типа упаковки, уровня автоматизации линий и других факторов.
Штрафы за нарушение правил маркировки
Оборот товаров без маркировки запрещен. Нарушение влечет за собой штраф:
- для должностных лиц — 5 000 — 10 000 рублей
- для юридических лиц — 50 000 — 300 000 рублей.
За нарушения в особо крупных размерах могут лишить свободы на срок до 6 лет.
Автоматизация торговли молочной продукцией
МойСклад — это учет товаров и рабочее место кассира в комплекте. Бесплатная поддержка маркировки. Прямая интеграция с Честным знаком — не нужно в него переключаться. Розница, общепит, производители и импортеры могут прямо в программе:
- 1. Заказывать коды и вводить их в оборот.
- 2. Сверять коды во время приемки и отгрузки.
- 3. Списывать коды при продаже на кассе.
- 4. Обмениваться документами через ЭДО.
- 5. Контролировать продажи и прибыль.
- 6. Работать с любого устройства, с обучением и поддержкой 24/7.