Маркировка молочной продукции

30 октября 2020

В 2021 году в России начнет действовать обязательная маркировка молочной продукции. Старт был намечен на 20 января, но переходный период продлили до 1 мая. У маркировки молока есть особенности: например, участие типографий и предприятий общепита. Разбираемся, что нужно знать о работе по новым правилам и кого они затронут.

В МоемСкладе доступны все операции, связанные с маркировкой. В том числе — приемки и продажа в розницу. Все протестировано и уже работает для других товаров: обуви, одежды, табака. Маркировка поддерживается даже на бесплатном тарифе МоегоСклада: он включает товароучетную систему, рабочее место для одного кассира, мобильные приложения и аналитику. Подключите фискальный регистратор — и сразу можно продавать! Зарегистрируйтесь прямо сейчас: это бесплатно.

В этой статье:

Сроки маркировки молока

Перед тем, как ввести обязательную маркировку, в России решили провести эксперимент, который начался 15 июля 2019 года. Планировалось, что завершится 29 февраля 2020-го, но его продлили до 31 декабря.

Эксперимент по маркировке

Эксперимент по маркировке молочной продукции построен таким образом, чтобы две разные системы — Меркурий и Честный Знак — не дублировали, а дополняли друг друга.

Они обе должны контролировать качество молочной продукции и защищать рынок от подделок. При этом Меркурий отслеживает всю продукцию животного происхождения, а в рамках эксперимента по маркировке молока отвечает за сырье до того, как оно попадет на производство.

Система цифровой маркировки Честный Знак используется для разных товарных групп, и в случае с молоком она отслеживает все перемещения готовой продукции до продажи на кассе.

Основные даты

Система маркировки молока запускается с 20 января 2021 года. Уже с этой даты производители могут регистрироваться в ней и работать. Однако участвовать в системе добровольно они смогут только до 1 мая. Затем маркировка для некоторых товаров из категории уже станет обязательной. Те, кто будут участвовать добровольно, смогут заранее подготовиться к новым правилам.

Вводить обязательную маркировку собираются поэтапно.

  • С 1 мая 2021 года цифровые коды станут необходимы для сливочного масла, мороженого и сыра.
  • Для молока и сливок со сроком годности более 28 дней обязательная маркировка начнется с 1 июля. С этой же даты требование наносить коды затронет пахту, свернувшееся молоко, сливки, йогурты, кефир, сыворотку, творог, сыры и сметану.
  • С 1 октября производителей обяжут наносить коды на молоко и сливки со сроком годности 28 дней и менее. Помимо этого, правила коснутся молока и сливок, сгущенных или с добавлением сахара, а также напитков с молочным жиром.
  • Начиная с 1 ноября фермеры должны будут наносить коды на свою продукцию, производимую для продажи. При этом неважно, как именно они реализуют товары — требование затронет и тех, у кого есть свои торговые точки, и тех, кто обходится без них.
Ожидается, что к 1 мая 2023 года маркировка позволит отслеживать всю молочную продукцию в России.

Правила маркировки молочной продукции

Обязательная маркировка молока позволяет отслеживать товары с момента их производства до продажи потребителю. На все упаковки наносится цифровой код Data Matrix. Это маленький код, который можно напечатать сразу на упаковке или на этикетке. Чтобы его получить, производитель должен зарегистрироваться в Честном Знаке.

Код маркировки содержит:

  • 14 знаков кода товара;
  • 13-значный индивидуальный серийный номер;
  • криптохвост для защиты от копирования;
  • срок годности.

У товаров с долгим периодом хранения срок годности состоит из шести знаков, а у скоропортящихся продуктов — из десяти.

Если компания заказывает упаковку в типографии, ей трудно спланировать, когда именно истечет срок годности у продукции. Можно не указывать эту информацию в момент заказа кода и включить ее в отчет, который вы будете подавать в систему маркировки.

Данные о сроке годности молочной продукции всегда остаются в системе. Это значит, что вы не можете изменить дату изготовления. Если потребитель проверит код и найдет в нем расхождения с реальными свойствами продукта, он может сообщить о нарушении. Тогда у вас возникнут проблемы.

Информацию о товаре в систему маркировки вносит производитель. Он же при отгрузке оптовику составляет УПД, где перечисляет коды товаров. Оптовик сверяет коды и подписывает документ своей электронной подписью. Продажа партии розничному магазину происходит так же.

Розница и общепит тоже участвуют в маркировке. Подробнее об их роли читайте в соответствующем разделе.

Сколько стоит код для маркировки молока

До того как старт обязательной маркировки молока перенесли на 1 мая 2021 года, предполагалось, что уже с 20 января с производителей начнут брать плату за коды. Стоимость одного должна была составить 50 копеек без учета НДС.

Когда сроки изменились ЦРПТ уточнил, что не будет брать плату за коды маркировки, пока новые требования не станут обязательными.

Следите за новостями об изменении цены на этой странице или подпишитесь на нашу рассылку.

Кто участвует в маркировке молока

Как мы уже отметили, производители наносят коды на молоко, сливки, сыры и другие продукты, а также вводят их в оборот — то есть узаконивают продажу, перевозку и хранение товаров.

Оптовики или индивидуальные предприниматели, которые занимаются мелким и крупным оптом, регистрируют получение товара от производителя и его передачу рознице или общепиту через оператора ЭДО.

Розница сообщает о приемке молочных продуктов от оптовика или ИП и продаже клиентам через онлайн-кассу. Оттуда данные уходят в ОФД, который затем отправляет их в Честный Знак.

Еще один участник процесса — общепит. Предприятия фиксируют приемку от поставщиков и выводят товары из оборота перед приготовлением блюд. Они сканируют код и списывают его, указывая причину «Для собственного оборота».

Какую молочную продукцию нужно маркировать

Далеко не для всей молочной продукции нужны цифровые коды. Например, эти правила не касаются товаров, упаковка которых весит не больше 30 граммов. Такую продукцию придется маркировать только в том случае, если она продается в блоке из нескольких упаковок. Тогда необходимо получать один код для всего блока.

Помимо этого, наносить коды не требуется на питание для детей до трех лет, а также специальное и профилактическое питание.

Еще одно исключение — молоко, продаваемое на разлив, а также творог, сметана или другие продукты на развес. Маркировать их не нужно.

Остатки, которые ввели в оборот до того, как нанесение кодов стало обязательным, не маркируются. Находиться в обороте они могут до окончания срока годности.

Какую молочную продукцию все-таки нужно маркировать? Для вашего удобства мы перечислили ее вместе с кодами ТН ВЭД.

Способы нанесения маркировки

Наносить коды на молочную продукцию можно тремя способами.

  • Типографский. Оптимальный способ, когда производитель заказывает печать упаковки в типографии и получает ее уже с маркировкой. В этом случае из оборудования ему понадобится только датчик технического зрения, который умеет считывать штрих-коды, или сканер.
  • Прямое нанесение. Требует установить новое оборудование или адаптировать уже имеющееся. Это могут быть устройства для каплеструйной или термоструйной печати.
  • Этикетирование. Подходит тем, кто хочет наносить на товар наклейку с кодом. Для этого способа нужны принтер и аппликатор.

Преимущество работы с типографией в том, что еще до передачи упаковки она сама должна проверить, считываются ли нанесенные коды. Если нет — типография обязана перевыпустить упаковку. Таким образом, для бизнеса процесс становится еще проще.

Датчик технического зрения и сканер оптимальны для всех трех способов.

Если ваша компания выбрала типографский способ, она может оплатить код уже после печати. На это будет 180 дней: с момента отчета, в котором вы сообщите, что нанесли маркировку на упаковку, до срока, когда введете продукцию в оборот.

Как подготовиться к обязательной маркировке молока

Компаниям, которые хотят подготовиться к маркировке молочной продукции, нужно пройти те же этапы, что и представителям других отраслей.

Вот что предстоит сделать бизнесу:

  • Получить усиленную квалифицированную электронную подпись на руководителя или уполномоченных сотрудников.
  • Зарегистрироваться в Честном Знаке.
  • Подготовить оборудование и софт. Это прежде всего онлайн-кассы и сканер 2D штрих-кодов.
  • Установить программу для электронного документооборота.

После старта обязательной маркировки у организации или индивидуального предпринимателя будет всего семь дней, чтобы начать работать в системе. Отсчет пойдет с момента, когда вам нужно начать продавать товары.

Электронную подпись нужно делать на человека, который может действовать от имени юрлица или ИП без доверенности.

Последние новости о маркировке молочной продукции

  • Минсельхоз предложил компенсировать затраты на маркировку молока. Ведомство считает, что нужно частично возмещать расходы производителей и предоставлять им льготные кредиты.
  • По оценкам Союзмолока, в первый год на запуск маркировки и обеспечение ее работы понадобится 61,3 млрд рублей, а затем — 35,2 млрд рублей ежегодно.
  • По данным Честного Знака, представители отрасли уже работают с примерно 80 типографиями. Еще на 20 скоро появится подходящее оборудование. Несколько типографий заявили, что уже готовы принимать заказы на промышленные партии.

Читайте также:
Ответы на 200+ вопросов о маркировке
Что бывает за нарушение правил маркировки
Правила маркировки постельного белья
Маркировка питьевой воды

Подпишитесь на рассылку МоегоСклада, чтобы получать новости и статьи о маркировке

МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке Всё, что нужно, в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы,
клиенты и поставщики
Начать использовать