Маркировка молочной продукции

23 августа 2022

В России действует маркировка молочной продукции. При этом она вводится постепенно и в этой статье вы узнаете дедлайны всех этапов. Также — точный список продукции и порядок действий для розницы, общепита и производителей.

В МоемСкладе доступны все операции с маркировкой. В том числе — приемка и продажа для розничных магазинов и общепита. Маркировка поддерживается даже на бесплатном тарифе: он включает учетную систему, рабочее место кассира, мобильное приложение и аналитику. Подключите фискальный регистратор — и сразу можно продавать.

Попробовать МойСклад
Вы узнаете:

Этапы введения маркировки молочной продукции

Розничные магазины передают информацию о проданных товарах с 1 сентября 2022 года.

До 1 декабря 2023 года требования маркировки не коснутся фермерских хозяйств, а также организаций общепита, образовательных учреждений, детских садов и больниц, которые закупают молоко для собственных нужд.

Приглашаем на вебинар "Изменения для малого бизнеса в 2023: новое в законодательстве и тренды в торговле" с участием экспертов Модульбанка, МоегоСклада, Бухгалтер.рф и Data Insight.

Сроки маркировки молочной продукции

  • Прямо сейчас маркировка молочной продукции обязательна для всех участников оборота. Для опта и розницы до 31 мая 2025 действует объемно-сортовой учет. Достаточно сообщать в Честный Знак только о партиях: общий код GTIN и количество товаров. Во время приемки, а также при выводе товара из оборота по любым причинам, кроме продажи. Передавать данные о каждой единице продукции с кодом не нужно.
  • 1 декабря 2023 года. Фермеров обяжут маркировать товар, который они продают напрямую покупателю или через собственную розницу. При этом им не придется наносить коды на товар, если они торгуют им оптом. В этом случае обязанность ложится на магазин.

Правила маркировки молочной продукции

На все упаковки ультрапастеризованной, стерилизованной, фасованной и другой молочной продукции наносится цифровой код DataMatrix. Это маленький код, который можно напечатать сразу на упаковке или на этикетке. Чтобы его получить, производитель должен зарегистрироваться в Честном Знаке.

Какая молочная продукция подлежит маркировке

Перечень всей молочной продукции, которая подлежит маркировке, с кодами ТН ВЭД и ОКПД 2 — смотрите в таблице.

Товар ТН ВЭД ОКПД 2

молоко, сливки

0401, 0402

10.51.11, 10.51.12, 10.51.21, 10.51.22, 10.51.51, 10.86.10.110

паста, ферментированные молокопродукты: свернувшиеся молоко и сливки, йогурт, кефир

0403

10.51.52

молочная сыворотка и другие молочные продукты, не включенные в другие группировки

0404

10.51.55, 10.51.56

сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока, молочные пасты

0405

10.51.30

сыры и творог

0406

10.51.40

мороженое и прочие виды пищевого льда

2105 00

10.52.10

молочная продукция для детского питания

10.86.10.140, 10.86.10.190

напитки, содержащие молочные жиры

2202 99 910 0, 2202 99 950 0, 2202 99 990 0

Цифровые коды нужны не для всего рынка молочной продукции. Правила не касаются товаров, вес которых вместе с упаковкой меньше 30 граммов. Их придется маркировать только при продаже в блоке из нескольких упаковок. Нужно получить один код для всего блока.

Наносить коды не требуется на питание для детей до трех лет, а также специальное и профилактическое питание.

Среди исключений и весовой товар. Это молоко, продаваемое на разлив, а также творог, сметана или другие продукты на развес. Маркировать их не нужно.

Что не подлежит маркировке

Наносить коды нужно не на всю молочную продукцию. Перечень исключений:

  • товары с массой менее 30 граммов;
  • продукция, продаваемая на развес;
  • продукты для специального питания;
  • товары, выпущенные для рекламы;
  • товары для продажи за пределами Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
  • молочные продукты на складе производителя.

Кто должен маркировать молочную продукцию

Производители наносят коды на сгущенное молоко, сливки, сыры и другие продукты, а также вводят их в оборот — то есть узаконивают продажу, перевозку и хранение товаров.

Оптовики или индивидуальные предприниматели, которые занимаются мелким и крупным оптом, регистрируют получение товара от производителя и его передачу рознице или общепиту через оператора ЭДО.

Розница сообщает о приемке молочных продуктов от оптовика или ИП и продаже клиентам через онлайн-кассу. Оттуда данные уходят в ОФД, который затем отправляет их в Честный Знак.

Еще один участник процесса — общепит. Предприятия фиксируют приемку от поставщиков и выводят товары из оборота перед приготовлением блюд. Они сканируют код и списывают его, указывая причину «для собственного оборота».

Маркировка молока для розницы

Розница с 1 сентября 2022 до 31 мая 2025 ведет объемно-сортовой учет. Для этого необходимо:

  • Получить усиленную квалифицированную электронную подпись
  • Зарегистрироваться в Честном Знаке
  • Подключиться к электронному документообороту

ОСУ позволяет работать с маркированными товарами как с немаркированными: не указывать в УПД на отгрузку коды маркировки, только наименование продукции (GTIN) и ее количество. МойСклад полностью поддерживает работу с ОСУ — импорт и экспорт накладных в ЭДО, а также вывод таких товаров из оборота.

Попробовать МойСклад

Сможет ли магазин оформить возврат маркированной молочной продукции

Магазину не нужно возвращать в оборот некачественную молочную продукцию. Для системы мониторинга код выбывает сразу после продажи.

Как быть с маркировкой весового сыра в магазине

Если фасовка происходит в самой розничной точке, то есть прямо в торговом зале, то наносить коды на такую нарезку не нужно.

Как маркировать мороженое на развес в магазине

Есть торговая точка продает мороженое на развес, например, в рожках с шариками, ей не придется наносить коды на каждую порцию.

Как выводить из оборота молочную продукцию в школьной столовой

Вывод из оборота маркированной молочной продукции по причинам, не связанным с розничной реализацией, начался с 1 сентября 2022 года. С этой даты необходимо подавать сведения в Честный Знак.

Маркировка молочной продукции для общепита

Кафе и рестораны принимают молоко, сыры, мороженое, кефир, йогурты и другие продукты от оптовиков или напрямую от производителей.

Чтобы приготовить блюда с любым из продуктов, его нужно вывести из оборота. Для этого работникам заведений общепита придется сканировать коды и списывать их из системы по причине «для собственных нужд».

Иногда рестораны не используют молочную продукцию на кухне, а продают ее в той же упаковке, в какой получили. Это может быть мороженое на летней веранде или сливки, которые посетитель сам добавляет в кофе. Такие товары нужно продавать через онлайн-кассу и поступать с ними так же, как и в розничной торговле.

Как рознице и общепиту подготовиться к маркировке

Ключевые этапы:

УКЭП нужно делать на человека, который может действовать от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя без доверенности.

Приглашаем на вебинар "Изменения для малого бизнеса в 2023: новое в законодательстве и тренды в торговле" с участием экспертов Модульбанка, МоегоСклада, Бухгалтер.рф и Data Insight.

Оборудование для маркировки

Чтобы наносить и считывать коды Data Matrix, необходимо:

  • Настроить онлайн-кассу с подключением к ОФД. 54-ФЗ обязывает формировать запросы о цифровом коде и уведомления о реализации при каждой продаже маркированного товара. Выполнить это требование можно, если ваш аппарат контрольно-кассовой техники (ККТ) поддерживает формат фискальных данных 1.2 и ФН 1.1М
  • Купить сканер 2D-штрихкодов. Он пригодится для сверки кодов маркировки и отправки сведений в Честный Знак.
  • Обзавестись принтером этикеток и терминалом сбора данных (ТСД).

Печатью и нанесением кодов на упаковку занимаются производители. Розница до 31 мая 2025 года в рамках объемно-сортового учета передает сведения только о партиях товара после приемки от поставщика. С того же момента она обязана сообщать о выбытии при продаже на кассе. Приобретите необходимое оборудование заранее

Как маркировать молочную продукцию на производстве

Наносить коды на молочную продукцию можно тремя способами.

  • Типографский. Когда производитель, например, сыроварня, заказывает печать упаковки в типографии и получает ее уже с маркировкой. Из оборудования понадобится только датчик технического зрения, который умеет считывать штрихкоды, или сканер.
  • Прямое нанесение с помощью принтеров для каплеструйной и термоструйной печати.
  • Этикетирование. Подойдет, если планируете наносить на товар наклейку с кодом. Для этого способа нужны принтер и аппликатор.

Преимущество работы с типографией в том, что еще до передачи упаковки она сама должна проверить, считываются ли нанесенные коды. Если нет — типография обязана перевыпустить упаковку. Таким образом, для бизнеса процесс становится еще проще.

Датчик технического зрения и сканер оптимальны для всех трех способов.

Если ваша компания выбрала типографский способ, она может оплатить код уже после печати. На это отведено 180 дней. Отсчет начинается с даты, когда вы сообщите, что нанесли маркировку на упаковку. А завершается, когда вы введете продукцию в оборот.

Взаимодействие систем Меркурий и Честный Знак

Особенность маркировки молочной продукции в том, что этот процесс контролируют две разных системы. Если Честный Знак генерирует цифровые коды, то Меркурий отвечает за ветеринарные документы, без которых коды нельзя ввести в оборот.

Есть три способа взаимодействия Меркурия и Честного Знака:

  • Производители работают в едином личном кабинете. Они получают электронные ветеринарные документы в Меркурии и заказывают КМ в Честном Знаке, а затем используют данные при регистрации в едином личном кабинете на базе Честного Знака.
  • Производители работают с интерфейсом Честного Знака, в котором можно вводить данные как для получения ветеринарных документов, так и для работы с маркировкой.
  • Производители работают с интерфейсом Меркурия, где можно заказывать цифровые коды и оформлять ветеринарные документы.

Способы 2 и 3 подходят для крупных производителей, так как для них нужна интеграция по API.

Во всех способах предусмотрен обмен данными между двумя системами. Он происходит, когда производитель вводит коды маркировки в оборот и указывает соответствующие ветеринарные документы.

Взаимодействие Меркурия и Честного Знака без интеграции по API
Взаимодействие Меркурия и Честного Знака без интеграции по API
Взаимодействие Меркурия и Честного Знака с интеграцией по API
Взаимодействие Меркурия и Честного Знака с интеграцией по API

Маркировка сыра для производителей

В числе продуктов, которые первыми попали под маркировку, оказались сыры.

Маркировка сыра имеет особенности. Этот продукт относится к товарам с с переменным весом, что влияет на его стоимость. Поэтому в цифровом коде должна быть информация о том, сколько граммов в упаковке. В остальном сведения в Data Matrix для сыров ничем не отличаются от тех, что содержатся в кодах другой молочной продукции.

Маркировка мороженого

Похожая группа — мороженое и различные виды пищевого льда, не содержащие или содержащие какао. Для их маркировки также используют цифровой код с детальной информацией о продукте.

Цифровые коды не требуются, если молочная составляющая пищевого льда окажется нулевой. Это значит, что маркировать лед, который добавляют в напитки для охлаждения, не нужно.

Производители мороженого, как и другие участники рынка молочной продукции, могут остановиться на одном из трех способов нанесения кодов: прямой, типографский или этикетирование. Выбор зависит от типа упаковки, уровня автоматизации линий и других факторов.

Штрафы за нарушение правил маркировки

Запрещено продавать, хранить и перевозить товары без кодов маркировки. Нарушителей штрафуют, а всю продукцию изымают.

Обычное нарушение влечет за собой штраф:

  • до 4 тыс. рублей для физлиц
  • до 10 тыс. рублей для должностных лиц
  • до 300 тыс. рублей для юрлиц.

За нарушения в особо крупных размерах могут лишить свободы на срок до 6 лет.

Статья по теме: Штрафы за неправильную маркировку

Автоматизация торговли молочной продукцией

МойСклад — это учет товаров и рабочее место кассира в комплекте. Бесплатная поддержка маркировки. Прямая интеграция с Честным Знаком — не нужно в него переключаться. Розница, общепит, производители и импортеры могут прямо в программе:

  • 1. Заказывать коды и вводить их в оборот.
  • 2. Сверять коды во время приемки и отгрузки.
  • 3. Списывать коды при продаже на кассе.
  • 4. Обмениваться документами через ЭДО.
  • 5. Контролировать продажи и прибыль.
  • 6. Работать с любого устройства, с обучением и поддержкой 24/7.
Попробовать МойСклад
Читайте также:
Валерия Королева
Валерия Королева Эксперт МоегоСклада
Поделиться статьей:
Подпишитесь на рассылку МоегоСклада, чтобы получать новости и статьи о маркировке
МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке

Всё, что нужно, в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы, клиенты и поставщики

Начать использовать