Какие товары предприниматели активнее всего продают через социальные сети, в чем видят сложности в работе с ними и можно ли продавать в онлайне без собственного сайта? Узнавали у российского малого и среднего бизнеса. Делимся результатами нашего исследования. В опросе приняли участие 1617 представителей МСБ из всех регионов страны.
Доля онлайн-продаж, которая приходится на социальные сети, составляет почти 30% от общего объема рынка интернет-торговли в России. Эта цифра будет уверенно расти за счет собственных платежных систем и сервисов, которые активно развивают социальные сети.
Основным своим каналом продаж соцсети назвали 51,5% отечественных ритейлеров рынка e-commerce. Какие доли заняли другие каналы?
Предприниматели рассказали и о том, в каких соцсетях и ресурсах продвигают свой бизнес: на первом месте оказался Инстаграм* — за него проголосовали 44,2% респондентов, следом идет ВКонтакте (42,3%). На третьем месте по популярности среди ритейлеров — Фейсбук* (30,3%), далее — Одноклассники (18,2%), Телеграм(16,9%), ТикТок (11,8%), Твиттер (6,8%) и Пинтерест (4,5%).
Большинство ритейлеров, как показали результаты опроса, продают через соцсети одежду и обувь (26,8%). За ними следуют:
Сколько денег тратят предприниматели на рекламу в соцсетях? Спросили и об этом:
Большинство участников опроса считают, что для продаж необходимо иметь собственный сайт и соцсети (68,7%). 18,4% уверены в том, что соцсетей в 2021 году более чем достаточно. А 13% заявили, что сайт нужен в первую очередь.
Сегодня каждый второй россиянин, а это 70 млн человек, является пользователем соцсетей. Недавно большинство экспертов утверждали, что социальные сети нельзя рассматривать как инструмент продаж, отводили им скромную долю — поддержку имиджа. Однако сервис VK PAY и заработавший недавно в России Instagram Shopping говорят об обратном.
Теперь не обязательно покидать уютное пространство социальной сети, чтобы купить понравившийся товар. Социальные сети вытесняют сайты и интернет-магазины, а также меняют коммуникацию с клиентом на персонифицированную.
Наше исследование показало, что для определенных категорий товаров, таких как одежда и обувь, товары для дома и спортивные товары, соцсети являются идеальной площадкой.
Не сложно прогнозировать, что доли продаж через Инстаграм и ВКонтакте будут расти по мере совершенствования платежных систем и дополнительных сервисов. Спектр товаров будет расширяться. Возможно, что часть предпринимателей и покупателей предпочтут социальные сети маркетплейсам.
Соцсети имеют специфику: необходимо постоянно вкладываться в контент — развивать, улучшать, следить за трендами — это стоит денег и не всегда доступно микробизнесу, однако привлечь клиента на свою страницу в соцсети дешевле и проще, чем на сайт.
Мы учли тенденции российского рынка e-commerce и сделали МойСклад еще более удобным для бизнеса: у нас интеграция с Instagram Shopping, с которой можно автоматически выгружать в соцсети товары, актуальные остатки и цены, а ссылки на товары добавлять прямо в посты.
*cоцсети Instagram и Facebook принадлежат Meta — организации, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории РФ.