МойСклад
Блог
Тренды рынка
На 19% выросли обороты у МСБ в первой половине 2024 года

На 19% выросли обороты у МСБ в первой половине 2024 года

12 августа 2024

Аналитический центр МоегоСклада провел исследование, в котором оценил обороты 43 тыс. компаний малого и среднего бизнеса в РФ, занятых в торговле и производстве. Сравнили средние обороты компаний за 6 месяцев 2024 года с аналогичным периодом 2023 года. Отдельно рассмотрели разные каналы продаж: офлайновая розница, маркетплейсы, интернет-магазины, оптовая торговля.

По данным ERP для малого и среднего бизнеса МойСклад, МСБ в России продолжает свой рост — на 19% выросли обороты за первые 6 месяцев 2024 года к аналогичному периоду прошлого года. Обороты предпринимателей, торгующих в розницу, увеличились на 17%, у селлеров на маркетплейсах на 21%, у интернет-магазинов — 13%, у бизнеса, связанного с оптовой торговлей — 17%.

В 2024 году видны две основные тенденции: снижение темпов роста продавцов на маркетплейсах и рост розницы в офлайне. Селлеры в 2023 году за первые 6 месяцев увеличили обороты на 42% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, а в текущем году — на 21%.

Однако офлайн, в отношении которого раздавались самые пессимистичные прогнозы, показывает стабильный рост оборотов и количества точек. В 2024 году количество магазинов по всей РФ (за исключением крупных сетей) выросло на 4% (Росстат). В то же время обороты традиционной розницы увеличились на 17%.

Тренды торгового и производственного МСБ в 2024 году

  1. Взрывной рост на маркетплейсах закончился, темпы упали, что вполне ожидаемо после нескольких лет активного всплеска.
  2. На маркетплейсах происходит укрупнение селлеров, только 13,5% компаний зарабатывают больше 1 млн рублей в месяц через год работы на двух крупнейших маркетплейсах (исследование Pro Wildberries и банка «Точка»). Крупный бизнес также вышел на онлайн-гипермаркеты и постепенно вытесняет МСБ.
  3. Интерес к офлайновой торговле никуда не исчез, меняются форматы, однако многие непродовольственные товары покупают в традиционных магазинах.
  4. Интернет-магазины, которые долгое время росли исключительно на уровне инфляции, показывают положительную динамику — рост оборотов на 13%. Интерес к этому, временно забытому каналу продаж, возрастает.
  5. Малый бизнес наращивает производственные мощности, все больше товаров производит небольшой предприниматель, открывая собственное или контрактное производство.
  6. Время собственных брендов. Стратегия перепродаж становится сложнее и дороже.
  7. Покупательская способность довольно высока, но модель потребления меняется в сторону более дешевых товаров и российских аналогов.

Аскар Рахимбердиев, CEO МойСклад

Малый бизнес продолжает наращивать обороты, его влияние на экономику страны усиливается. Думаю, что во второй половине года, когда покупательская активность традиционно возрастает, увеличение выручки МСБ будет выше.

Гибкость, легкость и быстрота принятия решений позволила предпринимателям оперативно выйти на рынок как с товарами из списка параллельного импорта, так и с товарами повседневного спроса. На самом деле во многом именно представители МСБ скомпенсировали дефицит товаров, который произошел из-за санкций и ухода западных компаний.

Малый бизнес смог наладить поставки, договориться с западными компаниями, найти пути обхода санкций, привозить аналоги из Китая, Турции, Киргизии и других, относительно новых для некоторых категорий товаров, стран.

В связи с уходом западных компаний МСБ активнее замещает их в сфере одежды, мебели, косметики, продуктов питания, товаров для дома, автозапчастей, сувениров и много другого.

Сам малый бизнес демонстрирует небывалую уверенность, в мае 2024 мы провели опрос среди клиентов МоегоСклада, который показал, что 78% предпринимателей ожидают увеличения выручки в текущем году. Несмотря на трудности, связанные с инфляцией, падением рубля, санкциями и логистикой, настроения у МСБ положительные.

При этом маркетплейсы больше не являются таким привлекательным каналом продаж и новичкам там будет сложнее закрепиться. Увеличился порог входа как со стороны денежных, так и человеческих ресурсов. Недостаточно просто найти товар и разместить карточку с хорошей ценой. Без рекламы, SEO продвижения, качественного контента сделать это уже невозможно. При этом продолжительность жизни бизнеса на маркетплейсах снижается. Среди тех, кто начал торговлю в 2022 году, остались работать 60%, а среди тех, кто в 2019 — 89%.

Для успешных продаж селлеру придется осваивать новые площадки, в том числе второй или последующий маркетплейс. Как показывают исследования, 78% селлеров торгуют только на одном маркетплейсе, хотя выход на второй — это рост выручки в 1,5‑2 раза. При этом аудитория покупателей у разных маркетплейсов слабо пересекается или не пересекается вовсе.

Нельзя не отметить интерес к традиционной рознице. Одежда, обувь, мебель, товары для дома и электроника часто требуют офлайнового присутствия, потребитель особенно в регионах предпочитает потрогать товар, а приобрести может там, где выгоднее.

Сегодня лидируют предприниматели, у которых омниканальный подход к ведению бизнеса, они работают в онлайне и офлайне, используя разные каналы продаж и собственный бренд.

Читайте также:
Читать оригинал на сайте