МойСклад
Блог
Маркировка
Маркировка антисептиков, санитайзеров и дезинфицирующих средств

Маркировка антисептиков, санитайзеров и дезинфицирующих средств

19 мая 2025

В России действует обязательная маркировка антисептиков. Точные сроки, порядок действий и какие антисептики маркируют — в этой статье.

Розничные продавцы могут вести в сервисе МойСклад все операции, связанные с маркировкой.

Заказывайте коды и вводите их в оборот напрямую в программе. При продаже на кассе сведения о выбытии кодов автоматически «улетают» в систему Честный знак благодаря интеграции с ней. Загружайте и обменивайтесь документами через ЭДО. Все это легко сделать, даже если раньше вы никогда этим не занимались.

Попробовать МойСклад
  1. Какие антисептики маркируют
  2. Вторая волна маркировки антисептиков
  3. Сроки и этапы ввода обязательной маркировки
  4. Разрешительный режим
  5. Зачем нужно маркировать антисептики в Честном знаке
  6. Закон о маркировке антисептиков и дезинфицирующих средств
  7. Схема работы в 2025 году
  8. Штрафы и ответственность за нарушения требований маркировки
  9. Что нужно для работы с маркировкой
  10. Пошаговая инструкция по подготовке к маркировке антисептиков и подключению к системе Честный знак
  11. Вопросы и ответы

Какие антисептики маркируют

Какие дезинфицирующие средства маркируют — в таблице:

Наименование товара ОКПД 2 КОД ТН ВЭД ЕАЭС

Парфюмерно-косметическая продукция, предназначенная для гигиены рук, с заявленным в маркировке потребительской упаковки антимикробным действием

20.42.15

3304 99 000 0

Кожные антисептики - дезинфицирующие средства

20.20.14.000

3808 94 800 0

Вторая волна маркировки антисептиков: список товаров

Правительство расширило список маркируемых антисептиков. Новые сроки указаны в постановлении № 1680 от 30.11.2024.

С 1 марта маркировке подлежат новые категории антисептиков. Полный список товаров — в таблице:

Наименование товара ТН ВЭД ОКПД-2

Средства дезинфицирующие на основе четвертичных аммониевых солей

3808 94 100 0

20.20.14

Средства дезинфицирующие, на основе галогенированных соединений

3808 94 300 0

Средства дезинфицирующие прочие (кроме на основе галогенированных соединений, на основе четвертичных аммониевых солей)

3808 94 800 0

Сроки и этапы ввода обязательной маркировки

Маркировка антисептиков стартовала в сентябре 2023 года. Вводили новые правила торговли товаром поэтапно и для каждого участника действовали свои дедлайны.

Например, стартовал объемно-сортовой учет спустя год после введения обязательной маркировки. Основные сроки введения прошли, из дедлайнов остался только ввод поэкземплярного учета.

1 сентября 2025 — поэкземплярный учет. С этого момента участники оборота передают в систему Честный знак сведения о каждой единице товара с цифровым кодом.

Сроки маркировки для второй волны

Этапы внедрения обязательной маркировки для нового перечня товаров:

1 сентября 2025 — полный запрет на оборот и вывод из оборота немаркированных остатков, при этом хранение остатков без нанесенных на них кодов маркировки разрешено.

До 28 февраля 2026 — все участники оборота обязаны промаркировать товарные остатки, которые произведены или ввезены в РФ до 1 марта 2025, но не реализованы до 1 сентября 2025.

1 сентября 2025 — участники оборота передают сведения в Честный знак о поэкземплярном выводе из оборота антисептиков при поставке в организации, которые не занимаются последующей реализацией, а используют товар для собственного применения. Также необходимо передавать сведения о розничных продажах с применением контрольно-кассовой техники (ККТ).

С 1 сентября 2025 по 28 февраля 2026 — действует объемно-сортовой учет. Все участники оборота используют ЭДО при отгрузке и приемке товара.

1 марта 2026 — стартует поэкземплярный учет.

Разрешительный режим

Что это значит. Продавец должен проверить код маркировки перед продажей. Иначе — это нарушение.

Как работает разрешительный режим. С кассы при продаже маркированного товара поступает запрос в систему Честный знак, годный код или нет. В результате продажа или разрешена, или запрещена. Все это происходит моментально.

Маркированный товар проверяют в двух режимах: онлайн и офлайн.

С 1 ноября 2024 стартовала онлайн проверка. Кассир при продаже сканирует код маркировки. Кассовая программа отправляет данные в Честный знак. Система его проверяет и сообщает, есть ли нарушения. Если по данным Честного знака продажа маркированного товара запрещена, то касса покажет это. Или наоборот, разрешит.

С 1 марта 2025 действует проверка в режиме офлайн. Проводится, когда связь с Честным знаком невозможна по техническим причинам. Продавец принимает решение о продаже маркированного товара на основе данных из своей локальной базы данных.

МойСклад полностью поддерживает разрешительный режим при продаже маркированного товара. Принимайте товар от поставщика, проверяйте коды онлайн при продаже и выводите их из оборота, обменивайтесь документами через ЭДО. Быстрый старт, поддержка 24/7, бесплатный тариф.

Попробовать МойСклад

Зачем нужно маркировать антисептики в Честном знаке

Маркировка антисептиков и дезинфицирующих средств вводится по инициативе самого бизнеса, чтобы сократить нелегальный оборот товаров. По оценкам НИУ ВШЭ, доля незаконных антисептиков на рынке превышает 50%, а введение маркировки снизит долю контрафакта и увеличит доходы легальных производителей до 0,7 млрд рублей.

Закон о маркировке антисептиков и дезинфицирующих средств

С 1 сентября 2023 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 870 об обязательной маркировке антисептиков — с этой даты маркировка становится обязательной. Документ регулирует деятельность всех участников рынка: производителей, импортеров и розничных продавцов.

Схема работы в 2025 году

Производители маркируют товар. Они должны получить коды в системе Честный знак, распечатать и наклеить их на товар. При передаче оптовому или розничному покупателю формируют УПД (универсальный передаточный документ) с кодами. Так происходит ввод товара в оборот.

Импортеры обязаны маркировать товар перед таможенными процедурами и ввезти его на территорию РФ уже с кодами. Для этого требуется передать этикетки с кодами Data Matrix на производство или на логистический склад. При дальнейшей продаже также формируют УПД.

Опт или розница получает партию товара от производителя или импортера вместе с УПД, где указаны все позиции с кодами.

Путь маркированного товара от производства до продажи

Штрафы и ответственность за нарушения требований маркировки

За производство, ввод в оборот и продажу товаров без кодов маркировки предусмотрены штрафы, а за торговлю немаркированными товарами в особо крупных объемах и подделку кодов — лишение свободы до 6 лет.

Сумма штрафа за нарушение правил маркировки зависит от размера партии и категории нарушителя:

Нарушение Административная ответственность Уголовная ответственность

Нет маркировки (за исключением табачной, никотинсодержащей продукции, пива и слабоалкогольных напитков)

5 000 — 10 000 руб. — для должностных лиц

50 000 — 300 000 руб. — для юридических лиц

За особо крупные размеры:

Штраф до 1 млн рублей

Лишение свободы до 5 лет

Нет маркировки на табаке, никотинсодержащей продукции (с 01.04.2024), пиве и слабоалкогольных напитков)

30 000 — 50 000 руб. — для должностных лиц

300 000 — 500 000 руб. — для юридических лиц

Нарушение в размере максимальной розничной цены при продаже сигарет

50 000 руб. — для должностных лиц

Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта и сбыт товаров с поддельными кодами маркировки (пиво и слабоалкогольные напитки, табачная или никотинсодержащая продукция)

Штраф до 400 000 руб.

Лишение свободы до 3 лет со штрафом до 120 000 руб. или доход за период до 6 месяцев.

За особо крупные размеры:

Штраф до 1 млн рублей

Лишение свободы до 6 лет

Товары не введены в оборот (табак, никотинсодержащая продукция (с 01.04.2024), пиво и слабоалкогольные напитки)

30 000 — 50 000 рублей — для должностных лиц

200 000 — 300 000 рублей — для юридических лиц

Товары не введены в оборот, кроме табака, никотиносодержащей продукции, пива и слабоалкогольных напитков

Нарушение сроков передачи сведений в Честный знак

1 000 — 10 000 руб. — для должностных лиц

25 000 — 50 000 руб. — для малого юридического лица

50 000 — 100 000 руб. — для среднего и крупного юрлица

Ввод в оборот без разрешительной документации или с неверными сведениями о документации

1 000 — 10 000 руб. — для должностных лиц

50 000 — 100 000 руб. — для юридических лиц

Что нужно для работы с маркировкой

Производитель/импортер Опт Розница
  • Усиленная квалифицированная электронная подпись
  • Регистрация в системе Честный знак
  • ЭДО
  • Сканер штрихкодов
  • Принтер этикеток
  • Усиленная квалифицированная электронная подпись
  • Регистрация в системе Честный знак
  • ЭДО
  • Сканер штрихкодов
  • Усиленная квалифицированная электронная подпись
  • Регистрация в системе Честный знак
  • ЭДО
  • Сканер штрихкодов
  • Принтер этикеток
  • Онлайн-касса с ФФД 1.2
  • Товароучетная программа. Например, МойСклад

Пошаговая инструкция по подготовке к маркировке антисептиков и подключению к системе Честный знак

Вот что нужно сделать, если вы собираетесь работать с маркированными товарами.

Шаг 1: получить электронную подпись

Для регистрации в системе Честный знак и работы в ЭДО потребуется усиленная квалифицированная подпись (УКЭП). ИП и компании получают ее в налоговой.

Шаг 2: заключить договор с оператором фискальных данных (ОФД)

Если уже работаете, убедитесь, что у оператора есть интеграция с Честным знаком и налоговой. Это нужно, чтобы оператор передавал туда информацию о товарах.

Шаг 3: подключиться к ЭДО

Необходимо, чтобы проводить приемку и обмениваться с поставщиками электронными документами. Проверьте интеграцию оператора с системой Честный знак.

Шаг 4: проверить технические возможности компьютера

  • операционная система Windows 7 или новее / Mac OS X 10.8 или новее;
  • браузер — Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Internet Explorer 11, Safari;
  • плагин КриптоПро версии от 3.6.7 или Рутокен;
  • сертифицированное СКЗИ — средства криптографической защиты информации.

Программное обеспечение (СКЗИ, драйверы токенов) и инструкции по установке и настройке предоставляет ФНС России.

Шаг 5: регистрация в системе Честный знак

На главной странице сайта входите в раздел «Регистрация в системе Честный знак». После этого нужно заполнить анкету, указав категорию товара, а также основные сведения о себе. Как зарегистрироваться в системе Честный знак — подробная инструкция.

Шаг 6: купить 2D-сканер штрихкодов

Он нужен для передачи в Честный знак сведений о продаже и выбытии из оборота маркированных товаров. Также можно использовать камеру кассы или смартфона, если устройство поддерживает такую функцию.

Шаг 7: подключить онлайн-кассу

Она должна добавлять коды маркировки в чек и поддерживать ФФД 1.2.

Вопросы и ответы

Да, регистрация обязательна для всех участников оборота. Заявление на регистрацию подается с 1 сентября 2023. Сделать это необходимо в течение 7 календарных дней, то есть зарегистрироваться надо до 8 сентября.

После старта обязательной маркировки товар без кодов DataMatrix не сможет пересечь таможенную границу РФ. Нанести код маркировк на импортируемый товар должны на производстве или на территории таможенного склада.

В перечне обязательной маркировки указаны только:

  • парфюмерно-косметическая продукция, предназначенная для гигиены рук, с заявленным в маркировке потребительской упаковки антимикробным действием. ОКПД 2: 20.42.15
  • кожные антисептики — дезинфицирующие средства. ОКПД 2: 20.20.14.000

Для нанесения кода на этикетке или крышке необходима небольшая поверхность площадью ориентировочно 13×13 мм.

В нем зашифрованы:

  • код товара — 14 знаков;
  • код проверки — 44 знака;
  • индивидуальный серийный номер товара (единицы) — 13 знаков;
  • ключ проверки — 4 знака.

МойСклад — это не только работа с маркировкой, но и учет товаров с кассовым приложением и CRM в комплекте.

  • заказы поставщикам на основании статистики продаж;
  • контроль остатков на складах и товаров на реализации;
  • реальная прибыль по каждому товару;
  • печать чеков и ценников;
  • быстрый старт, поддержка 24/7.
Попробовать МойСклад
Читайте также:
Читать оригинал на сайте