В России действует обязательная маркировка парфюмерии. Она касается производителей, поставщиков, оптовых и розничных продавцов. В этой статье разбираем, что надо маркировать и как это сделать.
Продажа маркированных товаров — сложный процесс. Забить каждый шаг в систему Честный знак, а еще отразить это в товарном учете.
Удобнее вести работу в одном месте. Заказать коды и сообщить об их выбытии, обменяться документами с поставщиками через ЭДО, получить данные об остатках и прибыли. Все это умеет МойСклад — учет любых товаров, рабочее место кассира и CRM в комплекте. Быстрый старт, поддержка 24/7, есть бесплатный тариф.
Какую парфюмерию надо маркировать
Маркировке подлежит парфюмерия с кодами ТН ВЭД — 3303 и ОКПД-2 — 20.42.11. Полный список товаров утвержден распоряжением Правительства № 792-р.
Виды продукции | ОКПД 2 |
Духи |
20.42.11.110 |
Вода туалетная |
20.42.11.120 |
Одеколоны |
20.42.11.130 |
Какие духи не надо маркировать
Не маркируют:
- тестеры и пробники духов и туалетной воды объемом до 5 миллилитров,
- выставочные и экспериментальные образцы,
- духи в виде кремов или в твердом виде, в том числе карандаши.
Если партия духов с кодами маркировки пришла без пробника, можно сделать тестер из обычного флакона. Для этого нужно вывести код этого экземпляра из оборота.
Сроки маркировки парфюмерии
С 1 октября 2021 года оборот немаркированных духов и туалетной воды запрещен. За отсутствие маркировки штрафуют, а товар конфисковывают.
Штрафы
За производство, ввод в оборот и продажу парфюмерии без кодов маркировки предусмотрены штрафы до 300 тыс. рублей. За торговлю немаркированными товарами в особо крупных объемах и подделку кодов — лишение свободы до 6 лет.
Для торговли по закону и без штрафов подключите МойСклад — все процессы по продаже и учету маркированных товаров бесплатно. Заказ, сверка и вывод кодов из оборота. Импорт и экспорт накладных с данными о маркировке через ЭДО.
Правила маркировки парфюмерии
Общая схема:
Производители маркируют товар. Они должны получить коды в системе Честный знак, распечатать и наклеить их на товар. При передаче оптовому или розничному покупателю формируют УПД (универсальный передаточный документ) с кодами. Так происходит ввод товара в оборот.
Импортеры обязаны маркировать товар перед таможенными процедурами и ввезти его на территорию РФ уже с кодами. Для этого требуется передать этикетки с кодами Data Matrix на производство или на логистический склад. При дальнейшей продаже также формируют УПД.
Опт или розница получает партию товара от производителя или импортера вместе с УПД, где указаны все позиции с кодами.
Далее рассмотрим особенности маркировки туалетной воды, антисептиков и наборов.
Куда наносить код маркировки
Парфюмерию маркируют знаками с цифровым криптокодом в формате Data Matrix.
Код можно наносить:
- на стекло, если парфюмерия без упаковки;
- на картонную коробку — разрешается наклеивать этикетки поверх целлофана;
- на коробках при производстве.
Стоимость одного кода — 50 копеек без учета НДС.
Маркировка духов и туалетной воды
Проходит по общей схеме:
- Производитель заказывает коды в Честном знаке — операторе системы маркировки, и наносит их на каждый экземпляр продукции;
- Производитель сообщает в Честный знак сведения о вводе товара в оборот;
- Производитель формирует УПД (универсальный передаточный документ) с кодами маркировки для оптовика;
- Оптовый покупатель принимает партию, передает данные об этом в Честный знак — через ЭДО;
- Оптовик отгружает товар розничной точке, при этом также формирует УПД;
- Розница получает УПД от поставщика, подтверждает приемку;
- При продаже кассир сканирует код маркировки с флакона или коробки, данные об этом через ОФД (оператора фискальных данных) автоматически передаются в Честный знак. Код выбывает из оборота.
Оптовика в этой цепочке может и не быть. Розничный продавец часто закупает товар напрямую у производителя и совершает те же действия — получает УПД, подтверждает приемку через ЭДО.
В Честном знаке описывают духи или туалетную воду по полному атрибутивному составу:
- идентификационный номер налогоплательщика;
- код товара (при наличии);
- наименование парфюмерной продукции;
- код ТН ВЭД ЕАЭС на уровне первых четырех знаков товаров;
- товарный знак (при наличии);
- страна производства парфюмерной продукции в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира;
- тип парфюмерной продукции;
- заявленный объем парфюмерной продукции (л, мл); и) тип упаковки (упаковок);
- материал упаковки (упаковок);
- номер технического регламента (стандарта);
- фотоизображения парфюмерной продукции в разных ракурсах (вносятся по желанию).
Маркировка наборов и комплектов с духами
С 1 марта 2022 года комплектов нет — исключен сам термин из закона. Вместо комплекта производитель создает набор.
Набор может создать любой участник оборота. Например, розничная точка перед Новым годом или 8 марта. В этом случае надо зарегистрировать в Честном знаке сборку набора и получить единый код, при этом вся продукция внутри набора должна быть промаркирована. Нераспроданные наборы можно расформировать, а товар распродать по отдельности.
Комплекты и наборы описываются по короткому атрибутивному составу:
- ИНН налогоплательщика;
- код товара;
- наименование парфюмерной продукции;
- Код ТН ВЭД на уровне первых четырех знаков.
Маркировка антисептиков
В 2024 году маркировка антисептиков становится обязательной. Какие дезинфицирующие средства маркируют — в таблице:
Наименование товара | ОКПД 2 | КОД ТН ВЭД ЕАЭС |
Парфюмерно-косметическая продукция, предназначенная для гигиены рук, с заявленным в маркировке потребительской упаковки антимикробным действием |
20.42.15 |
3304 99 000 0 |
Кожные антисептики - дезинфицирующие средства |
20.20.14.000 |
3808 94 800 0 |
Порядок действий для розничной торговли парфюмерией
- Зарегистрироваться в системе Честный знак. Для этого понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись.
- Подключиться к ЭДО. Проверьте интеграцию оператора с системой Честный знак.
- Купить 2D-сканер штрихкодов для передачи в Честный знак сведений о продаже и выбытии из оборота маркированных товаров.
- Проверить онлайн-кассу: она должна добавлять коды маркировки в чек и поддерживать ФФД 1.2.
- Подключиться к товароучетной системе, где есть интеграция с Честным знаком. Например, МойСклад.
Приемка маркированной парфюмерии в рознице
Продавец подписывает полученный от поставщика УПД и с этого момента коды маркировки переходят в его собственность. Технически это происходит через ЭДО, систему электронного документооборота.
-
Перед подписанием УПД сверьте коды. Это можно сделать в сервисе МойСклад. Программа автоматически проверит, зарегистрирован ли код в системе Честный знак, не принадлежит ли он другому поставщику или товару, и если найдет расхождения, то покажет.
Магазину остается оформить возврат поставщику, так как такой товар принимать нельзя.
Продажа
Рознице при продаже необходимо вывести коды из оборота. Это можно сделать:
- Через онлайн-кассу: отсканируйте код маркировки, информация о продаже автоматически передается через ОФД в Честный знак.
- С помощью смартфона, где установлено бесплатное приложение МойСклад. Кассир сканирует код маркировки камерой телефона и оформляет продажу. Данные также попадут в Честный знак.
- Вручную. Для этого надо заполнить документ Вывод из оборота. Это можно сделать на сайте Честного знака, но удобнее — в МоемСкладе, чтобы избежать ошибок.
Возврат маркированной парфюмерии
Если покупатель вернет маркированный товар, на котором сохранился код, то можно вернуть его в оборот. В Честный знак надо предоставить данные о возврате. Сделать это можно через онлайн-кассу. В МоемСкладе прямая интеграция с АТОЛ, Штрих-М и другими.
У МоегоСклада — прямая интеграция с Честным знаком. Работайте с маркированными товарами и ведите учет в одном месте. Сервис также поможет:
- анализировать продажи — какие позиции закупать в первую очередь, а от чего отказаться;
- контролировать остатки, чтобы в наличии всегда был нужный ассортимент;
- массово печатать ценники, когда нужно срочно их обновить, например, во время распродажи.
Быстрый старт, работа на любом устройстве от компьютера до смартфона, поддержка 24/7.