С 1 декабря 2025 действуют правила обязательной маркировки сладостей и кондитерских изделий для всех участников рынка. Что должны делать производители, импортеры, оптовики и розничные продавцы — в этой статье. Рассказываем про этапы и сроки, а также как к ним подготовиться.
Маркировка вводится поэтапно, а участники рынка постепенно адаптируются к новым требованиям. В Проекте правил обязательной маркировки указаны следующие даты введения каждого из этапов.
1 сентября 2025 — регистрация в Честном знаке для всех участников оборота.
Сроки обязательной маркировки для производителей и импортеров:
Маркировать остатки не надо, их можно продавать до окончания срока годности.
1 мая 2027 — участники оборота маркируют и вводят в оборот наборы и групповые упаковки. С этой же даты начинается вывод товаров из оборота на кассе, а также до 30 ноября 2028 при выводе из оборота по причинам, не связанным с розничной продажей, нужно будет указывать GTIN, количество и номер партии.
1 июня 2027 — участники оборота передают данные в Честный знак о движении товара с помощью ЭДО. Стартует партионный учет — в УПД указывают GTIN, количество товара и номер партии.
1 декабря 2028 — начало поэкземплярного учета. С этой же даты выводить товары из оборота начнут в поэкземплярном учете. Это коснется только товаров, произведенных с 1 декабря 2028 года.
Товары, которые подлежат маркировке, указаны в Постановлении Правительства РФ от 22.02.2025 № 203. Список товаров — в таблице:
Код ТН ВЭД ЕАЭС | Наименование товара |
1704 |
Кондитерские изделия из сахара (включая белый шоколад), не содержащие какао |
1806 (за исключением 1806 10) |
Шоколад и прочие готовые пищевые продукты, содержащие какао |
1905 (за исключением 1905 10 000 0, |
Мучные кондитерские изделия, пирожные, печенье и прочие хлебобулочные и мучные кондитерские изделия, содержащие или не содержащие какао; вафельные пластины, пустые капсулы, пригодные для использования в фармацевтических целях, вафельные облатки для запечатывания, рисовая бумага и аналогичные продукты |
2006 00 |
Овощи, фрукты, орехи, кожура плодов и другие части растений, консервированные с помощью сахара (пропитанные сахарным сиропом, глазированные или засахаренные) |
2007 |
Джемы, желе фруктовое, мармелады, пюре фруктовое или ореховое, паста фруктовая или ореховая, полученные путем тепловой обработки, в том числе с добавлением сахара или других подслащивающих веществ |
2008 |
Фрукты, орехи и прочие съедобные части растений, приготовленные или консервированные иным способом, содержащие или не содержащие добавок сахара или других подслащивающих веществ или спирта, в другом месте не поименованные или не включенные |
2106 90 980 1 |
Жевательная резинка без сахара (сахарозы) и (или) с использованием заменителя сахара |
Не включены в категорию маркируемых кондитерских изделий и сладостей:
Маркировку наносят на картонные коробки, контейнеры, пакеты, банки, флоу-паки, дой-паки, коррексы и другие виды упаковки.
Вот как коды маркировки выглядят на упаковке товара:
DataMatrix печатают черным цветом на белом фоне — так код удобнее сканировать, размер — 13×13 мм. Стоимость одного кода — 50 копеек без учета НДС.
В России маркировка товаров существует уже достаточно долго, однако при вводе новых товарных категорий возникают определенные сложности и нюансы, которые необходимо учитывать. Так, при маркировке сладостей и кондитерских изделий вводится партионный учет и агрегация.
С 1 мая 2027 года.
Агрегация — объединение нескольких отдельных упаковок с разными кодами маркировки в общую упаковку с единым кодом. Часто сладости поставляются в групповой упаковке, например, в виде подарочных наборов конфет или больших коробок с шоколадками. Даже если в наборе есть отдельные сладости, которые еще не попали под маркировку, их все равно нужно будет включать в общий код-агрегат.
Становится обязательным с 1 июня 2027 года. У сладостей партионный учет планируется вместо объемно-сортового — как подготовительный период перед введением поэкземплярного. При таком учете в документах фиксируют GTIN, количество товара и номер партии, в которой сладости были выпущены.
Во время эксперимента регулятор решит, как маркировать замороженные торты и десерты, а также шоколадные фигурки.
Например, для перевозки торты и пирожные замораживают, а перед продажей в розничных магазинах размораживают. Эксперты опасаются, что после такой процедуры код маркировки может стать нечитаемым или отклеится из-за конденсата.
Также перед началом обязательной маркировки регулятору предстоит решить, как контролировать соблюдение сроков годности для кондитерских изделий после разморозки.
Есть нюансы и с маркировкой шоколадных фигурок. Сложная форма и блестящая упаковка мешают наносить и считывать коды Data Matrix. Во время пилота эксперты выработают рекомендации по маркировке таких товаров.
Производители маркируют товар. Они должны получить коды в системе Честный знак, распечатать и наклеить их на товар. При передаче оптовому или розничному покупателю формируют УПД (универсальный передаточный документ) с кодами. Так происходит ввод товара в оборот.
Импортеры обязаны маркировать товар перед таможенными процедурами и ввезти его на территорию РФ уже с кодами. Для этого требуется передать этикетки с кодами Data Matrix на производство или на логистический склад. При дальнейшей продаже также формируют УПД.
Опт и розница получает партию товара от производителя или импортера вместе с УПД, где указаны все позиции с кодами.
Это поставщики товаров для опта. Они распечатывают коды маркировки и наносят на продукцию. Далее рассмотрим по шагам процесс маркировки товара.
Это нужно для того, чтобы производитель описал продукцию в Национальном каталоге по основным атрибутам — создать карточки товаров. Каждое наименование получает уникальный номер — GTIN, который станет частью кода маркировки.
Если ранее вы уже работали с маркировкой других товаров, первое требование вы уже выполнили. Остается добавить новую товарную группу в личном кабинете Честного знака и создать карточки.
Зарегистрируйтесь в Честном знаке — вот пошаговая инструкция для ИП и ООО.
Шаг 3: заказ кодов маркировки
Для этого в личном кабинете Честного знака заполните поля:
Созданный заказ подписывается УКЭП. После модерации код доступен для получения. На каждый товар выдается уникальный код.
В одном заказе может содержаться не более 10 GTIN по 150 000 кодов для каждого GTIN. Одновременно не может быть более 100 активных заказов.
Полная инструкция по регистрации и работе в Честном знаке
Производитель печатает коды маркировки, наклеивает их на товар. Затем вводит коды в оборот через Честный знак и отгружает товар дистрибьютору или оптовому продавцу.
Оптовики и дистрибьюторы по отношению к производителям и экспортерам являются покупателями.
Вместе с продукцией от поставщика по ЭДО приходит УПД. Покупатель проверяет его на предмет расхождений и утверждает или отклоняет поступление.
Когда покупатель подписывает УПД электронной подписью, документ автоматически отправляется в систему Честный знак, и коды переходят на его баланс.
Все происходит по тому же принципу, как отгрузка от производителя или импортера: электронный УПД с кодами или с GTIN и количеством кодов.
Следующее звено цепочки поставок — розничный магазин. Для них оптовик является поставщиком.
Розница подключается к маркировке с 1 мая 2027 года.
Магазин проверяет прибывшую продукцию по той же схеме, что и оптовик.
Происходит аналогично — получение продукции, сверка кодов в УПД и по факту и при отсутствии расхождений подтверждение приемки в Честном знаке. После этого товар поступает на баланс магазина.
Продажи должны происходить через онлайн‑кассу, подключенную к ОФД.
Товар списывают через ККТ и ОФД после каждой продажи.
После того, как ОФД отправляет данные о продаже в Честный Знак, товар выводится из оборота.
МойСклад автоматически ведет учет маркированных и любых других товаров. Все обязательные требования — регистрация продаж и передача сведений через ЭДО в одном месте, вам не нужно бегать по разным вкладкам в браузере.
Алгоритм тот же, что при подготовке к торговле любыми маркированными товарами.
Для регистрации в системе Честный знак и работы в ЭДО потребуется усиленная квалифицированная подпись (УКЭП) на носителе “Рутокен” или JaCarta LT. ИП и компании получают ее в налоговой.
ЭДО необходим, чтобы проводить приемку и обмениваться с поставщиками электронными документами. Проверьте интеграцию оператора с системой Честный знак.
Программное обеспечение (СКЗИ, драйверы токенов) и инструкции по установке и настройке предоставляет ФНС России.
На главной странице сайта входите в раздел «Регистрация в системе Честный знак». После этого нужно заполнить анкету, указав категорию товара, а также основные сведения о себе. Вот подробная инструкция.
Понадобится следующее.
Он нужен для передачи в Честный знак сведений о продаже и выбытии из оборота маркированных товаров. Также можно использовать камеру кассы или смартфона, если устройство поддерживает такую функцию.
Идет в комплекте с терминалом сбора данных (ТСД) — устройством для учета продукции при приемке, отгрузке, инвентаризации и других типовых операциях.
Проверить, что ваш сканер штрихкодов подходит для работы с маркировкой, можно здесь.
Популярные модели: АТОЛ, Штрих‑М, Пирит и другие.
Например, так выглядят разные типы принтеров:
Она должна добавлять коды маркировки в чек и поддерживать ФФД 1.2.
В помощь — руководство.
Необходимый шаг для розницы. Если уже работаете, убедитесь, что у ОФД есть интеграция с Честным знаком и налоговой. Это нужно, чтобы оператор передавал туда информацию о товарах.
Выберите систему, где есть интеграция с Честным знаком. Например, МойСклад.
Приемка, продажа на кассе, возвраты. Вам не нужно переключаться из одной системы в другую: все процессы по учету и работе с маркированным товаром — в одном месте.
Разобрали наиболее распространенные ситуации. Еще больше ответов на вопросы — в статье.
Срок жизни кода маркировки от момента эмиссии до успешной обработки отчета о нанесении:
Маркировать остатки не надо, их можно продавать до окончания срока годности.
Коды наносят на потребительскую упаковку, этикетку или коробку. Если сформирован набор, то маркировку наносят на упаковку набора, а также на товары, входящие в состав набора.