Как получить ЭЦП в 2022 году: новый порядок

05 июля 2022

В 2022 году изменились правила получения электронной цифровой подписи. Разбираем, где можно получить ЭЦП, что изменилось в порядке ее получения и можно ли использовать действующую.

Изменения в 63‑ФЗ об электронной подписи

Поправки в федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи» вступают в силу постепенно. Часть из них начала действовать в этом году, а часть — с 1 января 2023 года. Изменения коснутся всех, кто использует электронную подпись: руководители должны получать подпись в ФНС и у ее доверенных лиц, сотрудники — в удостоверяющих центрах с новой аккредитацией.

Какие ЭЦП действуют в 2022 году

Теперь роль удостоверяющего центра возложена на Федеральную налоговую службу. А услуга по оформлению электронной подписи бесплатна для ИП и юридических лиц. Приобрести надо будет только цифровой носитель (токен). Купить его можно у официальных дистрибьюторов или в специализированных интернет-магазинах.

Если у вас уже есть носитель, его можно использовать повторно, но при условии, что он соответствует требованиям. Один токен может использоваться для хранения нескольких сертификатов подписей. Их количество зависит от модели ключевого носителя.

Где и как получить электронную подпись в 2022 году

Порядок и место получения подписи отличается в зависимости от того, кто получает ЭЦП: руководитель фирмы, индивидуальный предприниматель или сотрудник компании.

Приглашаем 25 августа на вебинар «Обязательная маркировка молочной продукции: как подготовиться к 1 сентября» с участием экспертов Честного ЗНАКа

Индивидуальному предпринимателю

ИП может получить электронную подпись в удостоверяющем центре ФНС или у доверенных лиц УЦ ФНС:

  • ПАО «Сбербанк России»,
  • АО «Аналитический центр»,
  • Банк ВТБ.

Чтобы получить ЭЦП предпринимателю потребуется паспорт, СНИЛС, токен и сертификат соответствия на него.

Подать заявление на получение можно лично в отделении налоговой или в Личном кабинете налогоплательщика. После этого нужно прийти в ИФНС для идентификации личности получателя.

В законе сказано, что для идентификации можно обратиться в любую налоговую. Но на практике часто требуют посетить именно ИФНС по месту регистрации.

Еще одним шагом при получении электронной подписи будет приобретение КриптоПро CSP или другого провайдера и установка его на компьютер. Без средства криптозащиты работа с электронной подписью невозможна.

При этом, если ранее была куплена лицензия КриптоПро, программа продолжит работать — криптопровайдеров изменения не коснулись.

Каждое устройство, на котором планируется работать, требует отдельной лицензии. Например, если предприниматель будет подписывать документы с домашнего ноутбука и рабочего компьютера, он должен приобрести две лицензии.

При обращении к доверенным лицам УЦ ФНС порядок действий такой же, но приобрести цифровой носитель и КриптоПро CSP можно сразу там, то есть вы получите электронную подпись под ключ.

Руководителю компании

Глава компании может получить электронную подпись там же, где и индивидуальный предприниматель. Пакет документов — аналогичный.

Статья по теме: Как перейти на электронный документооборот

Не отличается и алгоритм действий по подаче заявления, приобретения токена и идентификации — личный визит обязателен. Отправить представителя, даже по доверенности, нельзя.

Сотруднику компании

Сотрудники могут обращаться за получением ЭЦП в аккредитованный удостоверяющий центр. Главное — чтобы он прошел переаккредитацию. Посмотреть перечень можно здесь.

Раньше в файлах ЭП для сотрудников указывались ФИО работника и наименование компании, от лица которой он действует. Сейчас указываются только личные данные, что позволяет использовать электронную подпись в разных фирмах.

Срок действия подписи сотрудника с указанием ФИО и названием организации — до 31 декабря 2022 года. Даже если ЭП будет получена в декабре этого года, срок не изменится. С 1 января 2023 года применение подписи нового образца станет обязательным.

Сотруднику для получения ЭЦП нужно предоставить паспорт и СНИЛС, а также подтвердить личность в удостоверяющем центре.

Посмотрите запись вебинара от 21 апреля «Модный бизнес в период неопределенности» при участии опытных селлеров, представителей швейных производств и экспертов соцсети ВКонтакте

Чтобы доказать наличие прав на подпись ЭЦП документов от имени компании, у сотрудника должна быть также машиночитаемая доверенность (МЧД). Это доверенность в электронном виде, дающая право выполнять действия от лица организации. Ее должен подписать электронной подписью глава компании.

Сейчас МЧД можно использовать на добровольной основе. Но с 1 января 2023 года эта станет обязательным. С этой даты при подписании документов с помощью ЭП доверенные лица должны будут прилагать машиночитаемую доверенность.

Требования к форме МЧД, которую сотрудник использует вместе со своей ЭЦП, утвердило Минцифры (приказ № 857 от 18.08.2021). В документе надо указать:
  • его название,
  • сведения о доверителе: ИП, российской или иностранной организации,
  • информацию об уполномоченном представителе компании, на которого оформлена ЭП: ФИО, дата рождения, данные паспорта, СНИЛС, ИНН,
  • дату,
  • список полномочий лица, который вправе подписывать документы от имени руководителя компании,
  • идентификатор полномочий,
  • данные о возможности передоверия МЧД.

Если доверитель — ИП, в доверенности нужно указать: ФИО, СНИЛС, ИНН, ОГРНИП.

Физическому лицу

Физические лица могут как и раньше получить электронную подпись в аккредитованном удостоверяющем центре. Заявка отправляется в электронном виде, но потом нужно приехать для идентификации личности и получения сертификата подписи. Из документов потребуется только паспорт.

Если есть действующая электронная подпись, получить новую можно дистанционно.

Самозанятому

Порядок получения электронной подписи для самозанятого никак не отличается от схемы для физлиц — через аккредитованный удостоверяющий центр.

Образец заявления на получение ЭЦП в ФНС в 2022 году

Заявление на получение электронной цифровой подписи подает руководитель организации или ИП лично в налоговую. Скачайте бесплатно бланк и заполните его с учетом своих данных.

Скачать бланк

ЭЦП в электронном документообороте

Сегодня бизнес повсеместно переходит на электронный документооборот. Так, цифровой формат обязателен для работы с маркированными товарами, а скоро станет и для грузоперевозок.

Статья по теме: Электронная транспортная накладная с 2022 года

Все необходимые документы можно подписать электронной подписью и сразу отправить контрагенту. ЭЦП не только визирует документ, но и гарантирует, что после подписания в итоговую версию документа не вносились изменения.

Для обмена документами по ЭДО отлично подходит сервис МойСклад: у него есть интеграции с популярными операторами: Такском, 1С: Клиент ЭДО и другими. Данные импортируются за несколько кликов, переносить XML-файлы с одной платформы на другую не нужно.

Также у сервиса есть интеграция с ЭДО Лайт, что позволяет загружать документы с кодами маркировки из Честного Знака.

Попробовать МойСклад
Читайте также:
Екатерина Пашина
Екатерина Пашина Эксперт МоегоСклада
Поделиться статьей:
Подпишитесь на рассылку МоегоСклада, чтобы получать новости и статьи о последних изменениях законодательства.
МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке

Всё, что нужно, в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы, клиенты и поставщики

Начать использовать