МойСклад
Блог
Тренды рынка
Собственное производство в России выросло почти на 30%

Собственное производство в России выросло почти на 30%

27 марта 2024

Сервис МойСклад провел исследование, в котором оценил развитие производственных компаний в секторе малого и среднего бизнеса. Суммарный рост оборотов компаний, производящих продукцию, составил 28% в 2023 году по сравнению с 2022-м годом.

Аналитики сервиса МойСклад оценили 10 тыс. производственных компаний — клиентов сервиса, расположенных на всей территории РФ. Исследовались обороты компаний за 2022 и 2023 годы в разрезе регионов, а также продукция, которую они производят.

Практически в каждом регионе России в 2023 году наблюдался рост как количества производственных компаний среди малого и среднего бизнеса, так и их оборотов. Суммарный оборот компаний в РФ в 2023 году увеличился на 28% по сравнению с 2022 годом.

Топ 10 регионов по количеству производственных компаний среди МСБ в порядке убывания

  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Московская область
  • Новосибирская область
  • Свердловская область
  • Республика Татарстан
  • Самарская область
  • Краснодарский край
  • Челябинская область
  • Нижегородская область

Обороты выросли во всех регионах-лидерах по количеству производственных компаний в 2023 году по сравнению с 2022:

  • Москва — 36%
  • Санкт-Петербург — 18%
  • Московская область — 41%
  • Новосибирская область — 4%
  • Свердловская область — 43%
  • Республика Татарстан — 29%
  • Самарская область — 66%
  • Краснодарский край — 7%
  • Челябинская область — 2%
  • Нижегородская область — 24%

Топ товаров, которые производит малый и средний бизнес в 2023 году в РФ

  • Одежда — 17%
  • Еда и напитки — 14%
  • Мебель — 10%
  • Швейное — 8%
  • Стройматериалы — 6%
  • Косметика и парфюмерия — 5%
  • Чай, кофе — 4%
  • Товары для детей — 3%
  • Зоотовары — 2%
  • Автотовары — 1%

В Москве лидирует производство продуктов питания, косметики и строительных материалов. В Санкт-Петербурге — одежда, мебель и товары для ремонта. В Московской области больше всего изготавливают одежду и товары для стройки и ремонта.

Аскар Рахимбердиев, CEO сервиса МойСклад

Мы уже не раз отмечали тренд усиления влияния на российскую экономику малого и среднего бизнеса. Наше исследование производственных компаний среди МСБ еще раз его подтверждает.

Производственное направление никогда не считалось основным для МСБ, небольшие предприниматели больше нацелены на реселлинг товаров. Однако ситуация меняется прямо у нас на глазах, объемы производства малых и средних компаний, как и их количество, заметно выросли в 2023 году, в 2024 мы уже видим дальнейшее усиление тенденции.

Факторы, способствующие росту, не раз назывались экспертами: уход с рынка западных компаний, рост доходов населения, переформатирование логистических цепочек, гибкость небольших компаний.

Однако есть еще один важный фактор — рост конкуренции. По мере увеличения количества компаний МСБ и развития онлайн каналов продаж, в особенности маркетплейсов, конкурировать с одним и тем же товаром становится сложнее. В ценовых войнах в конечном счете выигрывает тот, у кого денег больше.

В то же время производство собственной продукции делает товар предпринимателя уникальным, а значит — более защищенным и привлекательным для потребителя.

По нашей оценке малый бизнес будет и дальше развивать производство в первую очередь одежды, мебели и продуктов питания, там где дефицит ушедших компаний ощущается острее. Постепенно будет расти и доля более сложных товаров: электроники, автозапчастей, оборудования для крупного промышленного комплекса.

Читайте также:
Читать оригинал на сайте