Любая продаваемая продукция должна быть сертифицирована, это свидетельствует о ее безопасности. В России на товары получают сертификат или декларацию соответствия, а также отказные письма. Последние требуются на таможне и чаще всего на маркетплейсах.
С последним у селлеров часто возникают вопросы. Снимаем вопросы в этой статье и рассказываем, как оформить отказное письмо, где его требуют и нужно ли оно вообще.
Эксперт статьи
Антон Виноградов
Создатель YouTube-канала «Сертификация Просто», эксперт по сертификации продукции, в том числе для маркетплейсов.
Отказное письмо — это информационный документ, который сообщает, что товар не нужно сертифицировать.
На самом деле, отказное письмо ничем не регламентировано и обязательных требований оформлять его, с точки зрения законодательства, нет. Также нет и государственного реестра таких писем, чтобы их проверить.
Оформление отказных писем — это всего лишь бизнес. Появился в начале 2010-х, когда только начинали делать декларации. Был всего один уполномоченный орган, и он зашивался от количества заявок, поэтому снял с себя эту обязанность. Ниша оказалась пустой, и органы по сертификации решили в ней зарабатывать. Теперь этим занимаются и аккредитованные органы, и добровольные центры, а в последние пару лет даже ООО стали делать.
Отказные письма бывают двух видов: для торговли и для таможенного оформления. Мы остановимся на первом варианте, поскольку он нужен для продажи товаров на маркетплейсах.
Документ для таможни ничем не отличается по содержанию, поэтому не будем писать про него отдельно. Если ввозите товар из Китая, на таможне вам может потребоваться не только отказное письмо, но и другие сертифицирующие документы. Подробно рассказали о них в статье о бизнесе с Китаем.
Отказное письмо не является официальным документом и не имеет законодательно утвержденной формы. Получать его не обязательно. В последнее время случаи запроса отказных писем на таможне почти сведены к нулю. Отказное письмо иногда просят, а делать его или нет — выбор за вами.
Отказное письмо оформляется только на одно на конкретное юридическое лицо или ИП. При этом порядок оформления одинаковый. Есть нюансы с точки зрения закона для самозанятых.
Оформлять отказное письмо на самозанятого юридически некорректно — так же, как и любые другие сертификационные документы. Фактически это сделать возможно: просто получателем укажут ФИО и адрес, без ОГРНИП. В остальном никаких различий не будет. Иногда такие письма помогают самозанятым.
Ограничений по количеству позиций в письме нет. Если сертификационный орган говорит, что это не так, — он врет и хочет развести вас на деньги. Ищите другой. Только если позиций окажется слишком много, стоимость письма может быть увеличена за счет дополнительной работы экспертов: подбора кодов ТН ВЭД, анализа продукции.
Добавить новые позиции в готовый бланк уже не выйдет, поэтому перед оформлением письма определите полный список товаров, которые планируете продавать, и тщательно всё проверьте.
Пример. Аня — ИП, продает на Вайлдберриз резинки-бантики для взрослых. Она получила в аккредитованном центре отказное письмо и загрузила его в личный кабинет селлера еще до первой поставки на склад маркетплейса.
Через полгода Аня захотела добавить в ассортимент крабики для волос. Категория товаров та же — аксессуары для волос для взрослых, но позиции разные. Значит, Ане нужно оформлять новое отказное письмо. Здесь возможны два варианта: получить отдельное отказное письмо на крабики или сделать новое письмо с указанием и бантиков, и крабиков.
Отказное письмо не имеет срока действия и остается актуальным до внесения изменений в перечни продукции (ПП № 2425) или Технические регламенты. Если изменения приняты, но не коснулись вашего товара, все равно придется переоформить письмо с учетом обновленного постановления и новых версий регламентов. Это быстро: уходит 1–2 дня, а стоит от 3000 до 8000 рублей.
Также оформлять новый документ нужно, если у вас изменилось юридическое лицо и реквизиты или вы хотите продавать новые товары, на которые письма нет.
С 1 сентября 2022 года действует новое Постановление Правительства № 2425 с перечнем продукции для обязательной сертификации и декларирования. Оно заменило старое Постановление № 982 от 01.12.2009.
Что это значит для продавцов:
Из вышенаписанного мы теперь знаем, что отказное письмо — это всего лишь информационный документ, который сообщает, что товар не нужно сертифицировать. И оформлять его не обязательно, закон этого не требует.
На практике покупатель на маркетплейсе имеет право запросить у вас сертификационные документы, а вы должны их предоставить. Если на вашу продукцию сертификационные документы не требуются, вы можете либо доказывать это покупателям и техподдержке, либо предоставить готовое отказное письмо, подтверждающее данный факт.
Можете просто сослаться на перечень продукции для обязательной сертификации, утвержденный государством. И добавить, что по закону это не обязательный документ. Однако спросить его все-таки могут.
Ozon может сам ответить покупателю без привлечения вас. Если покупателю этого мало, то придется делать письмо и загружать в кабинет — так ответили в службе поддержки.
Можете ответить сами, что по закону это не обязательный документ. Или это сделает сам Маркет. Так нам сказал оператор по телефону из службы поддержки.
Поддержка отказалась разговаривать с нами, поэтому неизвестно, как быть ¯\_(ツ)_/¯
Вообще, покупатели нечасто делают официальный запрос в поддержку. Если такое вдруг произошло, возможно, это происки недобросовестных конкурентов.
Если товар не подлежит сертификации — не надо делать отказное письмо. Так вы сэкономите 3000–5000 рублей.
Если покупатель требует письмо через личное общение, попробуйте сначала объяснить ему, что это не нужно. Можете использовать формулировки из нашей статьи. Если запросили письмо через поддержку — придется раскошелиться.
Штрафов нет, но карточку товара скрывают в выдаче по запросу. Иногда могут оштрафовать, хотя юридически это необоснованно. Зависит от площадки и ее правил, оферты. Например, в Яндекс Маркете нам сказали, что ничего не требуют вообще и регулируют вопрос сами с случае чего. А в Ozon требования другие — ваш товар временно заблокируют.
В МоемСкладе есть удобный шаблон для печати этикеток со штрихкодами для Ozon, Wildberries, Яндекс Маркета. После загрузки баркодов сервис сам переведет их в формат EAN-13 или Code 128. Вам останется только выбрать размер.
Можно печатать этикетки сразу для нескольких видов товаров. Для работы ничего скачивать не нужно, программа доступна в любое время и с любого устройства.
Вот список некоторых таких товаров, которые часто продают на маркетплейсах.
Сертификат соответствия | Декларация соответствия | Отказное письмо |
детские принадлежности и игрушки одежда (первый слой и детская) батареи отопления |
косметика кухонная посуда продукты питания обои аккумуляторы предметы личной гигиены корма для животных |
канцелярские товары для взрослых аксессуары для гаджетов сувениры бижутерия для взрослых спортинвентарь массажеры пряжа печатная продукция для взрослых |
Если просто и коротко, то в России действуют две системы сертификации:
Если товар, который вы хотите продавать, есть в этих документах, значит, на него нужно оформлять декларацию или сертификат. Если его там нет — тогда отказное письмо.
Сложность в том, чтобы правильно найти ваш товар в регламентах. Это непросто, но если очень хочется, то ниже есть инструкция, как это сделать.
Данный способ поможет разобраться в документах и начать в них ориентироваться, но на первых порах не даст 100% гарантии того, что вы правильно определите, подлежит ли продукция сертификации. Очень много тонкостей и нюансов.
Сперва найти код ТН ВЭД
Зайти на сайт
Нажать: ТН ВЭД → Примеры декларирования.
В строке поиска ввести название товара.
Пролистать и просмотреть, какие коды повторяются для вашего товара.
Проверить наличие кодов в новом перечне продукции для сертификата и декларации
Открыть страницу с постановлением.
С помощью поиска найти по обоим кодам товар.
Если нашлось — оформляете декларацию или сертификат и потом наносите знак СТР на упаковку.
Если ничего не нашлось, нужно еще проверить товар по техническим регламентам.
Единого утвержденного списка товаров, не требующих сертификации в России, нет. Перечень в постановлении обновляется каждый год, изменения в технические регламенты также вносятся регулярно.
Проверить по техрегламентам
Открыть сайт с перечнем техрегламентов.
Выбрать нужный, открыть его перечень и ввести ТН ВЭД для поиска.
Если нашлось — оформляете сертификат или декларацию и потом ставите знак ЕАС.
Если не нашлось — товар не нужно сертифицировать.
Проверить в перечне госрегистрации
Проверьте товар в перечне госрегистрации. Для этого введите его ТН ВЭД в поиске. Нашелся — тогда товару предстоит пройти госрегистрацию. Не нашелся — забудьте об этом.
Госрегистрации подлежат, например:
Лайфхак: если продукт уже был в техрегламенте, можете в этот перечень не заглядывать.
Если требуется, можно оформить товарный знак для своей продукции.
Фактически на Wildberries, как и на других маркетплейсах, можно торговать без зарегистированного товарного знака. Но если вы на маркетплейсе всерьез и надолго — рекомендуем его сделать. Кроме того, он защитит вас от недобросовестных конкурентов, которые могут оформить права на себя и предъявить иск.
Наша статья поможет разобраться, как зарегистрировать товарный знак.
Если покупаете на «Садоводе» или в ТЯК «Москва», можете спросить у локального продавца, кто производитель, что с сертификатом товара.
Позвонить в сертификационный центр и обо всем расспросить. Они проконсультируют бесплатно.
Центры разные, цены на одни и те же услуги могут сильно отличаться. Также некоторые могут мошенничать: за большие деньги предлагать неполную услугу или то, что по факту стоит сильно дешевле. Совсем плохой вариант: они не изучат как следует вашу продукцию и выдадут письма на все что угодно, даже на то, что подлежит сертификации.
Выбирайте тщательно и сравнивайте. Главное, помните: несмотря на то что отказные письма не обязательны, анализ продукции и подбор кодов ТН ВЭД требует глубоких знаний в сертификации. Порой бывает проще декларацию сделать, чем разобраться с отказным.
Помочь с отказным письмом, если без него все таки не получается, может эксперт статьи.
Вот основные пункты, которые нужно будет указать в документе со ссылками:
Продукция не попадает под Технический регламент. Это покажет, что товар не подлежит сертификации не только по ГОСТ, но и по ТР ТС.
Не надо составлять на каждый отдельный товар свое отказное письмо. В одно письмо можно включить несколько — с разными ТН ВЭД и группами ОКПД2. Если в сертифицирующей организации вам говорят, что для дилдо и свистков должны быть свои письма — уходите, на вас хотят обогатиться. Нет правил и ограничений.
Где удобнее:
В теории еще можно в Минпромторг обратиться, но только месяц будете ждать рассмотрения заявки, и неизвестно, ответят ли. Если вам совсем скучно жить, этот способ для вас.
Обратиться к эксперту статьи за помощью в оформлении разрешительных документов: +7(495)115-76-55, +7(985)634-87-16, prosto@easysert.ru
Никаких документов для подготовки отказного письма не нужно. Для очень спорной продукции максимум попросят фото продукта и словесное описание. Также ленивые органы и посредники могут запросить коды ТН ВЭД.
В целом, без разницы, где заказать отказное письмо — установленной формы нет, законодательно процесс и порядок никак не регламентированы. Можете сделать от аккредитованного, добровольного органа по сертификации или ООО.
Но есть социальный контекст: де-юре письма от ООО котируются наравне с ВНИИС, де-факто они менее предпочтительны. Потому что непонятно, на каком основании ООО имеет право решать, подлежит продукция сертификации или нет.
Его оформляют нечасто, но расскажем вам для справки.
Отрицательное решение — это когда орган по сертификации письменно отказывает, если вы обращаетесь по процессу формализованно, то есть подаете заявку на сертификацию продукции, которая сертификации не подлежит. На каждое постановление и Техрегламент будет свое отрицательное решение.
В этом случае как раз не получится получить на разные товары единый документ. Нужно собирать под каждый комплект документов, подавать, ждать и получать на каждый свое отрицательное решение. Но это долго, поэтому этим способом пользуются очень редко. Иногда в исключительных случаях этот документ может потребоваться, поэтому просто имейте его в виду.
Если планируете продавать на маркетплейсах, вам понадобится система учета. С ее помощью вы будете в курсе товарооборота и прибыли.
МойСклад помогает автоматизировать торговлю на маркетплейсах. Готовые интеграции с Wildberries, Ozon, Яндекс Маркетом и другими. Управляйте всеми каналами продаж из одного окна без штрафов и блокировок: