МойСклад
Полезное
Маркировка
Маркировка табачной продукции

Маркировка табачной продукции

28 Мая 2019

В России внедряется маркировка табачной продукции. С марта 2019 участники рынка подключаются к системе: регистрация в ней обязательна. А уже с июля этого года производители обязаны маркировать каждую пачку сигарет, чтобы их нельзя было подделать. Подключайтесь к системе как можно скорее, чтобы не попасть под штраф. А для работы с маркировкой используйте МойСклад: в нашем сервисе уже можно вести учет маркированных товаров, продавать их, передавать электронные документы, сообщать в систему о выбытии. Попробуйте прямо сейчас: это бесплатно.

Посмотрите на видео, как работать с маркированной табачной продукцией в МоемСкладе.

Обязательная маркировка табачных изделий цифровыми кодами вводится для того, чтобы отслеживать движение товара. Цель — борьба с контрабандой и подделками, сокращение теневого оборота табака, повышение собираемости налогов и защита легального бизнеса и прав потребителей.

Система маркировки табака охватывает все этапы оборота табачных изделий: от производителя до потребителя. На каждом шаге код проверяется, а после продажи или списания выводится из употребления. Таким образом из оборота полностью исключается любой незаконно произведенный или ввезенный товар: поддельная пачка просто не может попасть в цепочку. Реализация, хранение, перевозка табачной продукции без маркировки будет невозможна.

Пробная маркировка табачной продукции с 2018 года

Проект начался еще два года назад. Чтобы бизнесу было проще приспособиться к новым правилам, сроки внедрения маркировки на табачные изделия выбрали максимально широкие. С января 2018 до марта 2019 система работала в пилотном режиме, и подключиться к ней можно было добровольно. Но сейчас регистрация уже обязательна.

В 2018 году маркировка сигарет только тестировалась: готовы ли механизмы и участники. Сейчас система входит в рабочий режим. Для бизнеса это возможность спокойно разобраться в правилах, освоить новые технологические процессы без риска ошибиться, перестроить работу и подготовить персонал.

Кроме того, в ходе эксперимента оценивали объем инвестиций для перехода на обязательную систему. Решали и сопутствующие вопросы: например, будет ли необходима в дальнейшем маркировка табачной продукции акцизными марками — или ее полностью заменит новый формат.

Систему создает и тестирует оператор проекта — Центр развития перспективных технологий (назначен постановлением правительства №791-р от 28 апреля 2018). Курируют процесс Минпромторг, Минфин, Минкомсвязи и ФНС.

Подробнее о том, как устроен порядок маркировки табачной продукции, рассказал на семинаре МоегоСклада эксперт Центра Александр Кривоносов. Его доклад и ответы на вопросы слушателей — в нашем видео.

На финальном шаге особенности маркировки табачных изделий будут отражены в законе. Он окончательно закрепит все аспекты работы: от размера платы за генерацию кодов до видов ответственности за нарушения. В 2019 федеральный закон по маркировке сигарет пока один: 487-ФЗ. Он устанавливает сам факт запуска системы отслеживания товаров и запрещает оборот в обход этих правил. 487-ФЗ действует с 1 января 2019 года.

Сроки внедрения маркировки на табачные изделия

Поскольку маркировка табачной продукции вводится в экспериментальном режиме, участники подключаются к проекту постепенно.

  • Все началось с производителей: первая пачка была промаркирована на заводе в феврале 2018.
  • Затем проверили оборудование для логистики и розницы: сканеры и приложения для считывания кодов маркировки.
  • В апреле 2018 первая промаркированная упаковка была продана на кассе. С этого момента наступила очередь розницы подключаться и осваивать систему.
  • В конце 2018 года организаторы подвели итоги эксперимента. Сейчас обсуждаются законопроекты, которые установят окончательный порядок работы и определят ответственность за нарушения.
  • С 1 марта 2019 года регистрация в национальной системе маркировки обязательна для всех участников оборота. Регистрироваться должны все, даже самая маленькая розница.
  • С 1 июля 2019 маркировка табака станет обязательной для производителей: они обязаны будут наносить коды на каждую пачку. Выпуск немаркированных сигарет прекратится, но остатки еще можно будет продавать.
  • К 1 июля 2020 года розница обязана будет распродать все немаркированные остатки сигарет. С этого момента оборот табачных изделий без маркировки будет окончательно прекращен.
Ключевые понятия 

ИС МОТП

ИС МОТП — это информационная система мониторинга оборота табачной продукции. В ней отслеживается полный путь маркированных упаковок — от производителя к потребителю. Разработчик и оператор этой системы — Центр развития перспективных технологий. Именно ЦРПТ выдает для каждой единицы табачной продукции уникальный код маркировки.

Средство идентификации — код маркировки

Уникальное средство идентификации, которое используется в проекте, — это цифровой код DataMatrix, который выдается оператором системы мониторинга и размещается на упаковке. По нему отслеживается движение товара к конечному потребителю. Код невозможно подделать или повторно использовать.

DataMatrix наносится на пачку, блок или транспортную упаковку — короб или даже контейнер. Ограничений по объему тары нет. Маркировка табачной продукции должна содержать:

  • GTIN, который содержит сведения о продукте и полную историю его прохождения через ИС.
  • Идентификационный номер, который определяет позицию товара в системе и в едином каталоге.
  • Криптографический код проверки. Его генерирует и выдает ЦРПТ.

Вся информация из DataMatrix доступна в ИС МОТП.

Методические рекомендации по маркировке табачной продукции

Подробности об устройстве кода DataMatrix есть в Методических рекомендациях для проведения эксперимента по маркировке табачной продукции. Это основной документ по проекту, утвержденный Минпромторгом.

Методические рекомендации по маркировке табачной продукции также содержат подробное описание работы системы, требования к оборудованию для нанесения и сканирования кодов, алгоритм использования ИС МОТП и другие важные инструкции.

Как работает маркировка табачных изделий: схема оборота

mark1.png

1. Производство

  • Производитель получает коды маркировки от ЦРПТ и наносит их на упаковки. В ИС МОТП отправляется информация о начале движения маркированной продукции.
  • Помеченные упаковки передаются в оптовое звено. При этом в первичных документах — ТТН и УПД — указывается информация о кодах, которыми промаркирован товар.

2. Дистрибьюторы-оптовики

  • Поступившая от производителя продукция проверяется — соответствуют ли коды в документах реальным. В ИС МОТП передаются данные об изменении владельца ТП.
  • Когда товар реализуется в розничное звено, цифровая маркировка сигарет сканируется, и информация о кодах указывается в накладных.

3. Розница

  • Торговая точка получает продукцию и проверяет соответствие кодов маркировки тем, которые указаны в документах. В ИС МОТП отправляются сведения о смене владельца.
  • Товар продается потребителю. Данные о продаже передаются из онлайн-кассы через ОФД в ИС МОТП. Уникальная маркировка проданных сигаретных пачек выводится из оборота: код списывается навсегда.
DataMatrix считывается на кассе обычным сканером двухмерных штрихкодов. Это можно делать даже без интернета: онлайн-ККТ сохранит данные в фискальном накопителе и передаст в ОФД при следующем подключении к сети.

4. Потребитель

  • Маркировка табачной продукции с 2018 года предполагает гражданский контроль: каждый покупатель может самостоятельно проверить товар на легальность. Код на упаковке можно отсканировать с помощью смартфона — и увидеть в приложении информацию о происхождении, производителе, сроке годности. Если найдется несоответствие — через приложение об этом можно сообщить в ИС, чтобы поставщика и весь путь подозрительной пачки проверили.

Маркировка сигарет: фото

Маркировка сигаретных пачек выглядит так:

dm-11.png

Код DataMatrix наносится на нижнюю или боковую сторону упаковки. Как видно на фото, маркировка сигарет занимает совсем немного места. Ее легко нанести даже на самую тонкую пачку.

Как маркировка табака меняет работу розницы?

Маркировка табачных изделий с 2018 года предполагает несколько изменений для розницы.

Во-первых, розничная точка должна изменить работу с документами. Накладные будут передаваться и подтверждаться через системы ЭДО. При приемке от поставщика партии табачных изделий коды маркировки нужно будет отсканировать и сверить с указанными в УПД.

Если информация расходится — принимать товар нельзя.
 

Во-вторых, при продаже товара покупателю нужно будет сканировать маркировку, чтобы включать информацию о ней в фискальный чек и передавать через онлайн-кассу в ОФД, который сообщит в ИС МОТП о том, что код выбыл из оборота. Считывать DataMatrix на кассе можно даже в офлайн-режиме. Для этого подойдет обычный сканер штрихкодов с поддержкой 2D-сканирования.

У МоегоСклада есть готовое решение для розницы. Мы участвовали в эксперименте по маркировке табачной продукции и подготовили наш сервис к работе с кодами. Сейчас в МоемСкладе уже можно делать все необходимое для работы по новым требованиям. А именно:

  • Обмениваться документами через системы ЭДО (с поставщиками, покупателями, оператором ИС МОТП).
  • Учитывать товары как табачную продукцию, загружать в карточки коды маркировки.
  • Считывать, хранить, печатать в чеках и передавать в ОФД коды промаркированных пачек.

Регистрация в нашем сервисе бесплатная. Подключитесь прямо сейчас и спокойно учитесь работать: у вас будет время освоиться в системе, пока за генерацию кодов маркировки еще не взимается плата, и еще не применяются установленные штрафы за нарушения нового порядка.

Требования к участникам эксперимента по маркировке табачной продукции

Чтобы подключится к проекту по маркировке табака, нужно:

  1. Зарегистрироваться в ИС МОТП на сайте ЦРПТ motp.crptech.ru. Если у вас розничный магазин, ваш поставщик тоже должен быть зарегистрирован. Внимание! С 1 марта 2019 это уже обязательно.
  2. Принимать и отправлять документы через системы ЭДО. Необходима учетная программа, которая это умеет, — например, МойСклад,— а также усиленная квалифицированная цифровая подпись.
  3. Подключить 2D-сканер штрихкодов, чтобы считывать коды маркировки табака и передавать полученную информацию в учетную систему.
  4. Установить онлайн-кассу с подключением к ОФД.

Ответственность за нарушения требований

Закон о маркировке товара предполагает строгую ответственность за нарушения. Так, статья 4.7 п. 554-ФЗ вводит дополнительный обязательный реквизит кассового чека — «код товара», позволяющий идентифицировать товар. Постановлением Правительства РФ № 174 от 21 февраля 2019 года установлено, что в этом реквизите для товаров, которые подлежат маркировке, указывается код идентификации, предусмотренный 381-ФЗ («Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).

За несоблюдение этого требования может быть применена ответственность, которая установлена частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ за нарушение порядка и условий применения кассовой техники: предупреждение или административный штраф на должностных лиц от 1,5 до 3 тысяч рублей; на юридических лиц — в виде предупреждения или административного штрафа от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.

Маркировка сигарет: новости

  • С 1 июля 2019 года будет прекращен выпуск немаркированных сигарет. Останется еще целый год на то, чтобы продать остатки, которые не маркировались: до 1 июля 2020, когда оборот изделий без маркировки будет окончательно запрещен. 
  • Реквизит «Код товара» в чеках для маркированных товаров нужно указывать по истечению трех месяцев с момента запуска маркировки товаров (постановление правительства № 174 от 21.02.2019). Официальной датой маркировки табака является 1 марта 2019 года. Следовательно, три месяца после нее истекают 1 июня 2019 года. Но закон о маркировке табака запрещает продажу маркированной продукции потребителям без связи с системой «Честный знак» с 1 июля 2019 года, то есть на месяц позже. Единого указания в правовых актах нет, поэтому рекомендуем настроить все заранее.
  • 1 марта 2019 началась обязательная регистрация в системе маркировки. Регистрируются все, кто участвует в обороте табачных изделий: от производителей до самых маленьких магазинов. Это обязательно.
  • В 2018 году появилось приложение для покупателей, в котором можно будет сканировать коды маркировки и проверять легальность купленных сигарет.
  • В июне 2018 в тестовом режиме запустили открытый единый Национальный каталог товаров. Производители и импортеры могут включать в него новые позиции. Каталог будет содержать сведения не только о сигаретах, но и вообще обо всей продукции на рынке — в едином формате, в свободном доступе и со всеми необходимыми документами, сопроводительными и разрешительными. 
  • 15 января 2018 началась маркировка сигарет в режиме эксперимента. В феврале подключились ведущие производители табачной продукции в России: они начали печатать коды на упаковках. В апреле эксперимент вышел на полный цикл: в розничном магазине была продана первая пачка сигарет с цифровой маркировкой.

Подпишитесь на МойСклад, чтобы узнавать последние новости по маркировке сигарет. Это бесплатно.

Вопросы по маркировке табачной продукции

Сохранится ли маркировка табачных изделий акцизными марками?

Целесообразно ли сохранить маркировку табачной продукции акцизными марками или их целиком заменят коды DataMatrix — покажут итоги эксперимента. Федеральные законы, в которых оговорен мониторинг оборота сигарет, — это 15-ФЗ («Об охране здоровья граждан…»), принятый в 2016 году, и еще не вступивший в силу 487-ФЗ. В них нет конкретных указаний по акцизным маркам, а другие нормативные документы по маркировке табака пока не разработаны.

Подорожают ли сигареты?

Роста цен не предполагается: все необходимые инструменты для нанесения на сигареты электронной маркировки уже есть на рынке, дополнительной техники не понадобится, поэтому производство не должно намного подорожать. Производители табака уже и так наносят коды на пачки — меняется только их формат.

Что если на пачке сигарет не хватит места для кода?

У кодов DataMatrix очень маленькая площадь: их тестировали на пачке формата super slim, и проблем с нехваткой места не возникло.

Больше вопросов по маркировке — в этой статье. Отвечаем вместе с ЦРПТ, единым оператором всей системы.

Текущий список участников проекта

Производители:
  • Philip Morris
  • JTI
  • British American Tobacco
  • Империал Тобакко
Дистрибьюторы:
  • Мегаполис
  • CHC
ОФД:
  • Корус
  • Такском
  • Платформа ОФД
  • Первый ОФД
  • OFD.ru
Операторы электронного документооборота:
  • Корус
  • Такском
  • OFD.ru
Производители ПО:
  • МойСклад
МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке Всё, что нужно, в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы,
клиенты и поставщики
Начать использовать