В России действует обязательная маркировка спортивного питания. Точные сроки, порядок действий и какие товары маркируют — в этой статье.
Спортивное питание, подлежащее маркировке:
Маркируют спортивное питание, которое имеет действующее свидетельство о государственной регистрации (СГР). Коды ОКПД-2 и коды ТН ВЭД ЕАЭС — в таблице:
| Наименование продукции | Код ТН ВЭД | Код ОКПД 2 |
Пищевая продукция для питания спортсменов, имеющая действующее СГР |
0210 |
10.13.11 |
В постановлении 31.05.2025 № 811 указаны этапы и сроки обязательной маркировки. Внедряют ее поэтапно, чтобы участники рынка успели подготовиться.
1 сентября 2025 — старт обязательной маркировки; все участники оборота регистрируются в системе Честный знак
1 октября 2025 — производители и импортеры наносят коды маркировки на упаковку и вводят товар в оборот.
1 февраля 2026 — импортеры вносят в декларации сведения о кодах маркировки и кодах агрегатов.
До 31 августа 2026 — участники оборота маркируют остатки.
С 1 сентября 2026 — запрещен оборот немаркированной продукции.
1 марта 2026 — магазины передают в Честный знак сведения о розничной продаже товара с кодами.
1 марта 2027 — старт поэкземплярного учета.
C 1 июня по 31 августа 2025 проходил эксперимент по маркировке пищевой продукции для питания спортсменов. А с 1 сентября 2025 маркировка стала обязательной. Регулятор объяснил такие сжатые сроки тем, что большинство участников оборота уже знакомы с работой в Честном знаке по товарной группе БАДы.
Читайте также:
По данным национальной ассоциации индустрии спортивного питания и Роспотребнадзора, доля контрафакта на этом рынке достигает 50%.
Маркировка станет методом защиты и покупателей, и добросовестных производителей. Также решит проблему подмены сырья или использования некачественных материалов. Покупатели смогут отсканировать QR-код на упаковке и получить информацию о составе, производителе, оригинальности компонентов, дате изготовления спортивного питания.
Чтобы определить, попадает ли товар под маркировку, ориентируйтесь на код ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2. Они указаны в разрешительной документации: сертификат соответствия или декларация соответствия на товары.
Коды можно ввести в проверочный сервис на сайте Честного знака: система покажет, подлежит продукция маркировке или нет:
Если на момент внедрения обязательной маркировки в магазине останутся товары без кодов Data Matrix, эту продукцию нужно промаркировать. Для этого текущему владельцу товара необходимо выполнить следующие действия:
Авторизоваться в личном кабинете Честного знака с использованием УКЭП.
Описать товары в Национальном каталоге. Для каждого товара нужно создать карточку и описать его.
Пополнить баланс. Стоимость одного кода маркировки 50 копеек без учета НДС.
Заказать коды маркировки. Чтобы заказать коды на остатки, перейдите в раздел Управление заказами. Способ выпуска товаров в оборот — Маркировка остатков.
Ввести товаров в оборот. Для этого надо подать сведения о вводе в оборот с типом документа Остатки. Подать сведения возможно:
Работают с маркировкой юрлица и ИП:
Производители маркируют товар. Они должны получить коды в системе Честный знак, распечатать и наклеить их на товар. При передаче оптовому или розничному покупателю формируют УПД (универсальный передаточный документ) с кодами. Так происходит ввод товара в оборот.
Импортеры обязаны маркировать товар перед таможенными процедурами и ввезти его на территорию РФ уже с кодами. Для этого требуется передать этикетки с кодами Data Matrix на производство или на логистический склад. При дальнейшей продаже также формируют УПД.
Опт и розница получает партию товара от производителя или импортера вместе с УПД, где указаны все позиции с кодами.
Всем участникам товарооборота с 1 сентября 2025 необходимо зарегистрироваться в системе Честный знак. Первыми к маркировке подключаются производители и импортеры. Они наносят коды маркировки и вводят товар в оборот. Розница подключится с 1 марта 2026, а промаркирует остатки — до 31 августа 2026.
Алгоритм тот же, что при подготовке к торговле любыми маркированными товарами.
Для регистрации в системе Честный знак и работы в ЭДО потребуется усиленная квалифицированная подпись (УКЭП) на носителе «Рутокен» или JaCarta LT. ИП и компании получают ее в налоговой.
ЭДО необходим, чтобы проводить приемку и обмениваться с поставщиками электронными документами. Проверьте интеграцию оператора с системой Честный знак.
Программное обеспечение (СКЗИ, драйверы токенов) и инструкции по установке и настройке предоставляет ФНС России.
На главной странице сайта входите в раздел «Регистрация в системе Честный знак». После этого нужно заполнить анкету, указав категорию товара, а также основные сведения о себе. Вот подробная инструкция.
Какая техника и ПО нужна для каждого участника оборота — в таблице:
| Производитель / импортер | Опт | Розница |
Сканер штрихкодов |
||
Принтер этикеток |
— |
Онлайн‑касса с ФФД 1.2 |
Договор с оператором фискальных данных |
||
Товароучетная программа. Например, МойСклад |
||
Понадобится следующее.
Он нужен для передачи в Честный знак сведений о продаже и выбытии из оборота маркированных товаров. Также можно использовать камеру кассы или смартфона, если устройство поддерживает такую функцию.
Идет в комплекте с терминалом сбора данных (ТСД) — устройством для учета продукции при приемке, отгрузке, инвентаризации и других типовых операциях.
Проверить, что ваш сканер штрихкодов подходит для работы с маркировкой, можно здесь.
Популярные модели: АТОЛ, Штрих‑М, Пирит и другие.
Например, так выглядят разные типы принтеров:
Она должна добавлять коды маркировки в чек и поддерживать ФФД 1.2.
В помощь — руководство.
Необходимый шаг для розницы. Если уже работаете, убедитесь, что у ОФД есть интеграция с Честным знаком и налоговой. Это нужно, чтобы оператор передавал туда информацию о товарах.
Выберите систему, где есть интеграция с Честным знаком. Например, МойСклад.
С производителями и поставщиками сервис не работает, а розничных продавцов будет поддерживать в 2026 году: приемка, продажа на кассе, возвраты. Вам не нужно переключаться из одной системы в другую: все процессы по учету и работе с маркированным товаром — в одном месте.
За производство, ввод в оборот и продажу товаров без кодов маркировки предусмотрены штрафы, а за торговлю немаркированными товарами в особо крупных объемах и подделку кодов — лишение свободы до 6 лет.
Сумма штрафа за нарушение правил маркировки зависит от размера партии и категории нарушителя:
| Нарушение | Административная ответственность | Уголовная ответственность |
Нет маркировки (за исключением табачной, никотинсодержащей продукции, пива и слабоалкогольных напитков) |
5 000 — 10 000 руб. — для должностных лиц |
За особо крупные размеры: |
Товары не введены в оборот, кроме табака, никотиносодержащей продукции, пива и слабоалкогольных напитков |
1 000 — 10 000 руб. — для должностных лиц |
|
Ввод в оборот без разрешительной документации или с неверными сведениями о документации |
1 000 — 10 000 руб. — для должностных лиц |
Разобрали наиболее распространенные ситуации.
Товар без СГР не маркируют.
Остатки можно продавать без маркировки до 31 августа 2026 года. С 1 сентября 2026 оборот немаркированных остатков запрещен.
Если организация не занимается продажей спортивного питания, то ей не нужно регистрироваться в системе маркировки и выводить товар из оборота при покупке. Это делает продающая сторона.
Срок жизни кода маркировки от момента эмиссии до успешной обработки отчета о нанесении:
Если заказ кода маркировки и отправка отчета о нанесении были до даты начала обязательной маркировки, а ввод в оборот будет в период обязательной маркировки, то оплата за услуги по предоставлению кодов маркировки будет взиматься после успешной подачи документа «Ввод в оборот».
МойСклад — это не только работа с маркировкой, но и учет товаров с кассовым приложением и CRM в комплекте: