МойСклад
Блог
Маркировка
Маркировка спортивного питания

Маркировка спортивного питания

15 августа 2025

В России действует обязательная маркировка спортивного питания. Точные сроки, порядок действий и какие товары маркируют — в этой статье.

Содержание:
  1. Какое спортивное питание маркируют: перечень на 2025 год
  2. Этапы и сроки обязательной маркировки спортивного питания
  3. Зачем маркируют спортивное питание
  4. Кто должен работать с маркировкой: участники и схема работы
  5. Как подготовиться к маркировке: общая пошаговая инструкция
  6. Оборудование для работы с маркированной продукцией
  7. Штрафы и ответственность за нарушения требований маркировки
  8. Вопросы и ответы

Какое спортивное питание маркируют: перечень на 2025 год

Спортивное питание, подлежащее маркировке:

  • батончики;
  • протеиновые порошки;
  • мясные продукты с высоким содержанием белка;
  • фруктоза и прочие сахара и сахарные сиропы, содержащие в сухом состоянии 50% фруктозы;
  • БАДы с омега-3, восполняющие дефицит полезных веществ и поддерживающие здоровье;
  • жиросжигатели и прочие спортивные добавки.

Маркируют спортивное питание, которое имеет действующее свидетельство о государственной регистрации (СГР). Коды ОКПД-2 и коды ТН ВЭД ЕАЭС — в таблице:

Наименование продукции Код ТН ВЭД Код ОКПД 2

Пищевая продукция для питания спортсменов, имеющая действующее СГР

0210
1504 20 900 0
1702 50 000 0
1702 90 500 0
1704 90 980 0
1806 20 950 0
1806 31 000 0
1806 32 100 0
1806 32 900 0
1806 90 700 0
1806 90 900 0
1904
1905 31 190 0
2106 10 200 0
2106 10 800 0
2106 90 930 0
2106 90 980 3
2106 90 980 8
2202 10 000 0
2202 99 180 0
2202 99 990 0
2836 30 000 0
2836 40 000 0
2836 50 000 0
2836 60 000 0
2914 62 000 0
2918 30 000 0
2922 41 000 0
2922 42 000 0
2922 49
2923 90 000 9
2924 19 000 9
2925 29 000 0
2930 40 100 0
2930 90 160 0
2933 29 900 0
2933 99 800 8
2936 24 000 0
2936 25 000 0
2936 27 000 0
2936 28 000 0
2936 29 000
2939 30 000 0
2940 00 000 0
3502 20 910 0
3504
3507

10.13.11
10.13.12
10.13.13
10.41.12
10.61.33
10.62.13
10.72.12.120 10.72.12.150 10.82.22.122 10.82.22.136
10.82.22.190
10.82.23.145
10.82.23.290
10.83.15
10.85.19
10.86.10.920 10.89.19.140 10.89.19.150 10.89.19.160 10.89.19.236
10.89.19.290 11.07.19.133 11.07.19.134 11.07.19.135 11.07.19.190
20.13.43.192 20.13.43.193 20.13.43.199
20.14.34
20.14.42.000 20.14.43.110 20.14.43.120 20.14.43.130
20.14.51
20.14.52
20.14.62.000 20.14.64.000
20.59.51
20.59.60 (за исключением 20.59.60.112)
21.10.20
21.10.40
21.10.51
21.10.53

Какое спортивное питание не маркируют

  • Товары, у которых нет действующего СГР;
  • Товары на экспорт за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза;
  • Рекламные, маркетинговые образцы, не предназначенных для продажи;
  • Товары, сделка по которым составляет государственную тайну.

Этапы и сроки обязательной маркировки спортивного питания

В постановлении 31.05.2025 № 811  указаны этапы и сроки обязательной  маркировки. Внедряют ее поэтапно, чтобы участники рынка успели подготовиться.

Старт маркировки

1 сентября 2025 — старт обязательной маркировки; все участники оборота регистрируются в системе Честный знак

Маркировка для производителей и импортеров

1 октября 2025 — производители и импортеры наносят коды маркировки на упаковку и вводят товар в оборот.

1 февраля 2026 — импортеры вносят в декларации сведения о кодах маркировки и кодах агрегатов.

Маркировка остатков

До 31 августа 2026 — участники оборота маркируют остатки.

С 1 сентября 2026 — запрещен оборот немаркированной продукции.

Маркировка для розницы

1 марта 2026 — магазины передают в Честный знак сведения о розничной продаже товара с кодами.

1 марта 2027 — старт поэкземплярного учета.

Зачем маркируют спортивное питание

C 1 июня по 31 августа 2025 проходил эксперимент по маркировке пищевой продукции для питания спортсменов. А с 1 сентября 2025 маркировка стала обязательной. Регулятор объяснил такие сжатые сроки тем, что большинство участников оборота уже знакомы с работой в Честном знаке по товарной группе БАДы.

Читайте также:

Обязательная маркировка БАДов: сроки, правила и штрафы

По данным национальной ассоциации индустрии спортивного питания и Роспотребнадзора, доля контрафакта на этом рынке достигает 50%.

Маркировка станет методом защиты и покупателей, и добросовестных производителей. Также решит проблему подмены сырья или использования некачественных материалов. Покупатели смогут отсканировать QR-код на упаковке и получить информацию о составе, производителе, оригинальности компонентов, дате изготовления спортивного питания.

Читайте также:

Самые продаваемые товары на Wildberries в 2025: выбор ниши и товара

Как проверить, какой товар маркируют

Чтобы определить, попадает ли товар под маркировку, ориентируйтесь на код ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2. Они указаны в разрешительной документации: сертификат соответствия или декларация соответствия на товары.

Коды можно ввести в проверочный сервис на сайте Честного знака: система покажет, подлежит продукция маркировке или нет:

Как маркировать остатки

Если на момент внедрения обязательной маркировки в магазине останутся товары без кодов Data Matrix, эту продукцию нужно промаркировать. Для этого текущему владельцу товара необходимо выполнить следующие действия:

Авторизоваться в личном кабинете Честного знака с использованием УКЭП.

Описать товары в Национальном каталоге.  Для каждого товара нужно создать карточку и описать его.

Пополнить баланс. Стоимость одного кода маркировки 50 копеек без учета НДС.

Заказать коды маркировки. Чтобы заказать коды на остатки, перейдите в раздел Управление заказами. Способ выпуска товаров в оборот — Маркировка остатков.

Ввести товаров в оборот. Для этого надо подать сведения о вводе в оборот с типом документа Остатки. Подать сведения возможно:

  • через ЛК ГИС МТ в ручном режиме;
  • через API.

Кто должен работать с маркировкой: участники и схема работы

Работают с маркировкой юрлица и ИП:

  • производители спортивного питания;
  • импортеры — те, кто ввозят в Россию зарубежную продукцию;
  • оптовики и дистрибьюторы — кто поставляет продукцию в торговые сети и магазины;
  • розничные продавцы — торговые сети, магазины, в том числе интернет‑магазины, маркетплейсы и фитнес-центры.

Производители маркируют товар. Они должны получить коды в системе Честный знак, распечатать и наклеить их на товар. При передаче оптовому или розничному покупателю формируют УПД (универсальный передаточный документ) с кодами. Так происходит ввод товара в оборот.

Импортеры обязаны маркировать товар перед таможенными процедурами и ввезти его на территорию РФ уже с кодами. Для этого требуется передать этикетки с кодами Data Matrix на производство или на логистический склад. При дальнейшей продаже также формируют УПД.

Опт и розница получает партию товара от производителя или импортера вместе с УПД, где указаны все позиции с кодами.

Путь маркированного товара от производства до продажи

Всем участникам товарооборота с 1 сентября 2025 необходимо зарегистрироваться в системе Честный знак. Первыми к маркировке подключаются производители и импортеры. Они наносят коды маркировки и вводят товар в оборот. Розница подключится с 1 марта 2026, а промаркирует остатки — до 31 августа 2026.

Читайте также:

Самые продаваемые товары на маркетплейсах: выбор ниши в 2025 году

Как подготовиться к маркировке: общая пошаговая инструкция

Алгоритм тот же, что при подготовке к торговле любыми маркированными товарами.

Шаг 1: получить электронную подпись

Для регистрации в системе Честный знак и работы в ЭДО потребуется усиленная квалифицированная подпись (УКЭП) на носителе «Рутокен» или JaCarta LT. ИП и компании получают ее в налоговой.

Шаг 2: подключиться к электронному документообороту

ЭДО необходим, чтобы проводить приемку и обмениваться с поставщиками электронными документами. Проверьте интеграцию оператора с системой Честный знак.

Шаг 3: проверить технические возможности компьютера

  • операционная система Windows 7 или новее / Mac OS X 10.8 или новее;
  • браузер — Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Internet Explorer 11, Safari;
  • плагин КриптоПро версии от 3.6.7 или Рутокен;
  • сертифицированное СКЗИ — средства криптографической защиты информации.

Программное обеспечение (СКЗИ, драйверы токенов) и инструкции по установке и настройке предоставляет ФНС России.

Шаг 4: регистрация в системе Честный знак

На главной странице сайта входите в раздел «Регистрация в системе Честный знак». После этого нужно заполнить анкету, указав категорию товара, а также основные сведения о себе. Вот подробная инструкция.

Шаг 5: подготовить оборудование для работы с маркировкой

Какая техника и ПО нужна для каждого участника оборота — в таблице:

Производитель / импортер Опт Розница

Сканер штрихкодов

Принтер этикеток

Онлайн‑касса с ФФД 1.2

Договор с оператором фискальных данных

Товароучетная программа. Например, МойСклад

Оборудование для работы с маркированной продукцией

Понадобится следующее.

2D сканер штрихкодов

Он нужен для передачи в Честный знак сведений о продаже и выбытии из оборота маркированных товаров. Также можно использовать камеру кассы или смартфона, если устройство поддерживает такую функцию.

Идет в комплекте с терминалом сбора данных (ТСД) — устройством для учета продукции при приемке, отгрузке, инвентаризации и других типовых операциях.

Проверить, что ваш сканер штрихкодов подходит для работы с маркировкой, можно здесь.

Принтер для печати этикеток и кодов

Популярные модели: АТОЛ, Штрих‑М, Пирит и другие.

Например, так выглядят разные типы принтеров:

Принтеры для печати этикеток с кодами маркировки

Онлайн‑касса с актуальным ПО

Она должна добавлять коды маркировки в чек и поддерживать ФФД 1.2.

В помощь — руководство.

Договор с оператором фискальных данных

Необходимый шаг для розницы. Если уже работаете, убедитесь, что у ОФД есть интеграция с Честным знаком и налоговой. Это нужно, чтобы оператор передавал туда информацию о товарах.

Товароучетная система

Выберите систему, где есть интеграция с Честным знаком. Например, МойСклад.

С производителями и поставщиками сервис не работает, а розничных продавцов будет поддерживать в 2026 году: приемка, продажа на кассе, возвраты. Вам не нужно переключаться из одной системы в другую: все процессы по учету и работе с маркированным товаром — в одном месте.

Попробовать МойСклад

Штрафы и ответственность за нарушения требований маркировки

За производство, ввод в оборот и продажу товаров без кодов маркировки предусмотрены штрафы, а за торговлю немаркированными товарами в особо крупных объемах и подделку кодов — лишение свободы до 6 лет.

Сумма штрафа за нарушение правил маркировки зависит от размера партии и категории нарушителя:

Нарушение Административная ответственность Уголовная ответственность

Нет маркировки (за исключением табачной, никотинсодержащей продукции, пива и слабоалкогольных напитков)

5 000 — 10 000 руб. — для должностных лиц

50 000 — 300 000 руб. — для юридических лиц

За особо крупные размеры:

Штраф до 1 млн рублей

Лишение свободы до 5 лет

Товары не введены в оборот, кроме табака, никотиносодержащей продукции, пива и слабоалкогольных напитков
Нарушение сроков передачи сведений в Честный знак

1 000 — 10 000 руб. — для должностных лиц

25 000 — 50 000 руб. — для малого юридического лица

50 000 — 100 000 руб. — для среднего и крупного юрлица

Ввод в оборот без разрешительной документации или с неверными сведениями о документации

1 000 — 10 000 руб. — для должностных лиц

50 000 — 100 000 руб. — для юридических лиц

Вопросы и ответы

Разобрали наиболее распространенные ситуации.

Товар без СГР не маркируют.

Остатки можно продавать без маркировки до 31 августа 2026 года. С 1 сентября 2026 оборот немаркированных остатков запрещен.

Если организация не занимается продажей спортивного питания, то ей не нужно регистрироваться в системе маркировки и выводить товар из оборота при покупке. Это делает продающая сторона.

Срок жизни кода маркировки от момента эмиссии до успешной обработки отчета о нанесении:

  • 30 дней — при нанесении кода самостоятельно;
  • 365 дней — при нанесении кода в типографии;
  • Бессрочно — после направлению в ГИС МТ отчета о нанесении и оплаты услуги по формированию кода, либо при оплате в момент эмиссии.

Если заказ кода маркировки и отправка отчета о нанесении были до даты начала обязательной маркировки, а ввод в оборот будет в период обязательной маркировки, то оплата за услуги по предоставлению кодов маркировки будет взиматься после успешной подачи документа «Ввод в оборот».

МойСклад — это не только работа с маркировкой, но и учет товаров с кассовым приложением и CRM в комплекте:

  • заказы поставщикам на основании статистики продаж;
  • контроль остатков на складах и товаров на реализации;
  • реальная прибыль по каждому товару;
  • печать чеков и ценников;
  • быстрый старт, поддержка 24/7.
Попробовать МойСклад
Читайте также:
Читать оригинал на сайте