С 1 сентября 2025 действуют правила обязательной маркировки детских товаров. Соблюдать их должны производители, импортеры, оптовые и розничные продавцы.
Какие конкретно изделия и в какие сроки подлежат маркировке в системе «Честный знак», что нужно делать рознице и другим участникам оборота — смотрите в статье. Даем полный список и схему работы.
Маркировка — это система прослеживаемости товара от производителя до конечного потребителя в процессе реализации. Для этого используют DataMatrix — матричный двумерный код, где зашифрована информация о продукте: страна производитель, бренд, состав ткани, размер.
Код состоит из:
Маркировке подлежат игрушки, предназначенные для детей до 14 лет. Например, это куклы, мягкие игрушки, игрушечные поезда, автомобили, конструкторы, головоломки, игральные карты, настольные игры, педальные автомобили, самокаты и т.д.
Чтобы определить, попадает ли определенное изделие под маркировку в Честном знаке, ориентируйтесь на код ТН ВЭД ЕАЭС.
Код ТН ВЭД ЕАЭС | Виды и наименование товаров |
9503 00 |
Самокаты, педальные машины и другие аналогичные игрушки на колесах, кроме трехколесных велосипедов Куклы и коляски для них Модели в уменьшенном размере для развлечений Головоломки Другие игрушки |
9504 40 000 0 |
Карточные игры |
9504 90 100 0 |
Наборы электрических гоночных автомобилей |
9504 90 800 9 |
Настольные или комнатные игры (пинбол, бильярд и др.) для детей |
Внешне код выглядит как десятизначный номер. Он указан в разрешительной документации — сертификате соответствия или декларации соответствия на товары.
ТН ВЭД — это товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, единый классификатор товаров, применяемый при оформлении ввоза-вывоза через границы стран-участников ЕАЭС.
Все важные даты — в таблице.
Этап | Дата |
Начало регистрации в системе маркировки Честный знак для всех участников оборота |
1 сентября 2025 |
Старт обязательной маркировки для производителей и импортеров — они обязаны нанести коды на каждую единицу товара и подать сведения в Честный знак о вводе их в оборот |
1 декабря 2025 |
Маркировка товарных остатков без кодов |
1 декабря 2025 – 31 августа 2026 |
Розничные продавцы обязаны подавать сведения в Честный знак при продаже товаров с кодами на кассе |
1 сентября 2026 |
Значительная часть детских товаров в РФ — это контрафакт или подделка. Требования к качеству сырья, технологиям изготовления часто не соблюдаются.
Маркировка поможет «белым» производителям и продавцам, освободив рынок от недобросовестных игроков.
Сейчас игрушки проверяют на соответствие стандартам по Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 008/2011. Только при условии соответствия его нормам продукцию можно продавать.
На каждом изделии должна быть этикетка со следующей информацией:
Изготовитель самостоятельно определяет место и способ нанесения на товар.
Технический регламент ТС и маркировка Честного знака — это разные вещи с разными целями и методами контроля.
В процесс маркировки вовлечены все участники оборота игрушек и товаров для детей:
Производители маркируют товар. Они должны получить средства идентификации в системе Честный знак, распечатать и наклеить их на товар. При передаче оптовому или розничному покупателю формируют УПД (универсальный передаточный документ) с кодами. Так происходит ввод товара в оборот.
Импортеры обязаны маркировать товар перед таможенными процедурами и ввезти его на территорию РФ уже с кодами. Для этого требуется передать этикетки с кодами Data Matrix на производство или на логистический склад. При дальнейшей продаже также формируют УПД.
Опт и розница получают партию товара от производителя или импортера вместе с УПД, где указаны все позиции с кодами. Оптовые и розничные продавцы проверяют качество и количество детских товаров путем считывания штрихкодов с помощью ТСД. Если все сходится — подтверждают УПД.
Всем участникам товарооборота с 1 сентября 2025 необходимо зарегистрироваться в системе Честный Знак и подключить электронный документооборот (ЭДО), так как информация о движении товаров передается только в электронном виде.
Помимо этого у каждого звена оборота детских товаров есть свои задачи, о них — далее.
Это поставщики товаров для опта. Они распечатывают коды маркировки и наносят на продукцию.
Для этого в личном кабинете Честного знака заполните поля:
Созданный заказ подписывается УКЭП. После модерации код доступен для получения. На каждый товар выдается уникальный код.
В одном заказе может содержаться не более 10 GTIN по 150 000 кодов для каждого GTIN. Одновременно не может быть более 100 активных заказов.
Импортер передает оптовому покупателю файл для печати этикеток или готовые этикетки — тот наклеивает этикетки на товары и отгружает их. Российский производитель делает все сам.
Чтобы работать по правилам, производителю детской продукции также нужно:
Если ранее вы уже работали с маркировкой других товаров, первое требование вы уже выполнили. Остается добавить новую товарную группу в личном кабинете Честного знака и создать карточки.
Оптовики и дистрибьюторы по отношению к производителям и экспортерам являются покупателями.
Вместе с продукцией от поставщика по ЭДО приходит УПД. Покупатель проверяет его на предмет расхождений и утверждает или отклоняет поступление.
Когда покупатель подписывает УПД электронной подписью, документ автоматически отправляется в систему «Честный знак», и коды переходят на его баланс.
Все происходит по тому же принципу, как отгрузка от производителя или импортера: электронный УПД с кодами или с GTIN и количеством кодов.
Следующее звено цепочки поставок — розничный магазин или заведение общественного питания. Для них оптовик является поставщиком.
Розница проверяет прибывшую продукцию по той же схеме, что и оптовик.
Происходит аналогично — получение продукции, сверка кодов в УПД и по факту и при отсутствии расхождений подтверждение приемки в Честном знаке. После этого детские игрушки поступают на баланс магазина.
Продажи должны происходить через онлайн‑кассу, подключенную к ОФД.
Изделия списываются через ККТ и ОФД после каждой продажи.
После того, как ОФД отправляет данные о продаже в Честный Знак, игрушки выводятся из оборота.
МойСклад автоматически ведет учет маркированных и любых других товаров. Все обязательные требования для розницы — регистрация продаж и передача сведений через ЭДО в одном месте, вам не нужно бегать по разным вкладкам в браузере.
Алгоритм тот же, что при подготовке к торговле любыми маркированными товарами.
Для регистрации в системе Честный знак и работы в ЭДО потребуется усиленная квалифицированная подпись (УКЭП) на носителе «Рутокен» или JaCarta LT. ИП и компании получают ее в налоговой.
ЭДО необходим, чтобы проводить приемку и обмениваться с поставщиками электронными документами. Проверьте интеграцию оператора с системой Честный знак.
Программное обеспечение (СКЗИ, драйверы токенов) и инструкции по установке и настройке предоставляет ФНС России.
На главной странице сайта входите в раздел «Регистрация в системе Честный знак». После этого нужно заполнить анкету, указав категорию товара, а также основные сведения о себе. Вот подробная инструкция.
Какая техника и ПО нужна для каждого участника оборота — в таблице:
Производитель / импортер | Опт | Розница |
Сканер штрихкодов |
||
Принтер этикеток |
— |
Онлайн‑касса с ФФД 1.2 |
Договор с оператором фискальных данных |
||
Товароучетная программа. Например, МойСклад |
Подробнее — в следующем разделе.
Понадобится следующее.
Он нужен для передачи в Честный знак сведений о продаже и выбытии из оборота маркированных товаров. Также можно использовать камеру кассы или смартфона, если устройство поддерживает такую функцию.
Идет в комплекте с терминалом сбора данных (ТСД) — устройством для учета продукции при приемке, отгрузке, инвентаризации и других типовых операциях.
Проверить, что ваш сканер штрихкодов подходит для работы с маркировкой, можно здесь.
Популярные модели: АТОЛ, Штрих‑М, Пирит и другие.
Например, так выглядят разные типы принтеров:
Она должна добавлять коды маркировки в чек и поддерживать ФФД 1.2.
В помощь — руководство.
Необходимый шаг для розницы. Если уже работаете, убедитесь, что у ОФД есть интеграция с Честным знаком и налоговой. Это нужно, чтобы оператор передавал туда информацию о товарах.
Розничные продавцы подключаются к процессу в 2026 году, но лучше подготовиться прямо сейчас.
Выберите систему, где есть интеграция с Честным знаком. Например, МойСклад. Приемка, продажа на кассе, возвраты. Вам не нужно переключаться из одной системы в другую: все процессы по учету и работе с маркированным товаром — в одном месте.
За производство, ввод в оборот и продажу товаров без кодов маркировки предусмотрены штрафы, а за торговлю немаркированными товарами в особо крупных объемах и подделку кодов — лишение свободы до 6 лет.
Сумма штрафа за нарушение правил маркировки зависит от размера партии и категории нарушителя:
Нарушение | Административная ответственность |
Отсутствие регистрации в системе Честный знак |
1 000 — 10 000 руб. — для ИП 50 000 — 100 000 руб. — для юридических лиц |
Отсутствие кодов маркировки при продаже, хранении, перевозке |
10 000 — 15 000 руб. — для ИП 200 000 — 300 000 руб. — для юрлиц |
Предоставление неполных или недостоверных данных в Честный знак |
1 000 — 10 000 руб. — для ИП 50 000 — 100 000 руб. — для юрлиц |
Предусмотрена и уголовная ответственность за оборот немаркированной продукции в крупном размере:
Нарушение | Уголовная ответственность |
Отсутствие кодов маркировки при продаже, хранении, перевозке продукции в крупном размере |
Штраф до 300 000 рублей или лишение свободы на 2 года Исправительные работы до 3 лет Лишение свободы до 3 лет, выплата 80 000 рублей или доход за 6 месяцев |
Отсутствие кодов маркировки при продаже, хранении, перевозке продукции в крупном размере |
Штраф до 700 000 рублей или доход за 1‑3 года Исправительные работы до 5 лет Лишение свободы до 6 лет, выплата 1 млн. рублей или доход за 5 лет |
Ответим на самые частые вопросы предпринимателей.
Data Matrix на товаре, упаковке или этикетке — это графический код. Так он выглядит:
Если в мобильном приложении «Честный знак» отсканировать его, можно получить всю информацию о товаре: место, дату и время производства, срок годности, процесс перехода от собственника к собственнику, дату и место продажи.
В Data Matrix зашифрованы сведения:
Участники оборота обмениваются текстовым кодом. В нем обязательные группы данных отделяются друг от друга специальными разделителями — префиксами. Последовательность отображения данных следующая:
Код DataMatrix печатают на самоклеящихся этикетках и размещают на потребительскую упаковку площадью примерно 13×13 мм.
Существуют потребительские агрегаты, транспортные короба и паллеты и виртуальные упаковки для прохождения таможенных процедур. Кодом DataMatrix маркируется только первый вид.
В то же время потребительский агрегат может быть:
Они продаются как единый продукт, код Data Matrix ставится на группе товаров и на наборе.
МойСклад — это не только работа с маркировкой, но и учет товаров с кассовым приложением и CRM в комплекте.