Интернет-магазины и маркировка: как правильно оформлять продажу и выбытие кодов

02 июня 2021

В этой статье вы узнаете как интернет-магазину продавать маркированные товары при разных способах оплаты и доставки.

Есть два важных момента:

  • при отгрузке нужно выводить из оборота уникальные коды товаров — точно так же, как в рознице;
  • при передаче заказа покупателю нужно пробить эти коды в чеке онлайн-кассы, чтобы через ОФД сообщить в систему Честный Знак о том, что товар продан конечному потребителю.

В МоемСкладе все готово к маркировке: можно вести учет маркированных товаров, продавать их, обмениваться сопровождающими документами в электронном виде. Вы легко освоите простой интерфейс и сможете обучить персонал. Попробуйте прямо сейчас: это бесплатно.

Попробовать МойСклад

Последовательность действий

  • Покупатель оформляет заказ на сайте.
  • Если он сразу оплатил товар, магазин формирует электронный чек на аванс или предоплату без указания кода маркировки. Магазин сам для себя определяет по предоплате или авансу работать.
  • Магазин формирует посылку, считывает коды маркировки с товаров и передает заказ в доставку.
  • Не позже трех рабочих дней после отгрузки для доставки предоставляет данные в Честный Знак.

Как оформить выбытие кодов

Когда покупатель делает заказ, неизвестно, какой именно товар придет со склада, поэтому у магазина есть три рабочих дня с момента отгрузки для доставки, чтобы передать сведения в систему Честный Знак.

Магазин должен сообщить:

  • свой ИНН,
  • причину вывода товаров из оборота, например, розничная продажа,
  • название, дату и номер первичного документа о выбытии товаров из оборота,
  • коды идентификации, выводимые из оборота,
  • стоимость выводимых из оборота товаров.

Вывести товар из оборота можно одним из способов:

  • в личном кабинете на сайте Честного Знака,
  • загружая сведения файлами в форматах xls или xml в личный кабинет Честного Знака,
  • через онлайн-кассу при помощи ОФД,
  • через открытое API.

При разных продажах вывод кодов из оборота делается одинаково. Вопрос, сколько печатать чеков и что в них указывать. Во-первых, это зависит от способа оплаты.

Способы оплаты:

  • Если клиент внес 100% предоплату или аванс на сайте: при передаче товара чек на закрытие аванса либо предоплаты нужен во всех случаях, при этом неважно доставляет товар собственный курьер или сторонняя служба доставки. В чеке нужно указать отгружаемые товары и их коды маркировки. В печатном достаточно обозначения «M», в электронном — нужен сам код.
  • Если клиент внес частичную предоплату или аванс на сайте: курьер или пункт выдачи заказов формирует окончательный кассовый чек с типами расчетов зачет предоплаты, с указанием типа оплаты: наличный или безналичный. В чеке также указывается код маркировки.
  • Если клиент платит по факту получения при доставке курьером: курьер формирует кассовый чек с указанием кодов маркировки проданных товаров. При этом неважно, доставляет товар собственный курьер или сторонняя служба доставки.
  • Если клиент оплачивает товар при получении в пункте выдачи заказов: пункт выдачи формирует чек с указанием кодов маркировки проданных товаров.

Различаются чеки и при разных способах доставки.

Если покупатель выбрал самовывоз

Если покупатель выбрал вариант с самовывозом из офиса или из собственного пункта выдачи заказов интернет-магазина, или товар привезет курьер магазина, в этом случае все зависит от способа оплаты.

  • При предоплате магазин формирует два чека: один при оплате товара на аванс (предоплату), а второй при передаче клиенту обуви или одежды. Код маркировки указывается во втором чеке.
  • При оплате товара при получении магазин формирует один чек, в котором сразу указывает код маркировки.
Приглашаем на актуальный вебинар «Как товарному бизнесу получать клиентов в 2022» с участием экспертов по соцсетям, Телеграму и продвижению на маркетплейсах.

Доставка курьером или почтой

В этом случае магазин формирует чек в момент передачи товара в службу доставки. Он будет с вариантом оплаты предоплаты или аванса. Факт оплаты товара отразит курьерская служба вторым чеком. Информацию о коде маркировки надо указать в этом втором чеке.

Такая же ситуация, если товар доставляет Почта России, а покупатель оплачивает его с помощью наложенного платежа. 

Чек должна пробивать Почта России: она выступает как агент и поэтому применяет ККТ (письмо Минфина от 15.09.2017 № 03-01-15/59689). Но Почта России не может выдавать покупателю чек с кодом маркировки, так как не может вскрывать посылку и отсканировать товар. Поэтому о выбытии товара надо сообщить заранее.

Когда интернет-магазин отправляет посылку, в систему маркировки нужно сообщить:

  • ИНН продавца.
  • Причину вывода — дистанционный способ продажи товаров.
  • Дату и номер первичных документов о выбытии товаров из оборота.
  • Коды маркировки, которые выводятся из оборота.
  • Стоимость заказа.

Почта России или служба доставки выдает чек от имени продавца без кода маркировки. До 20 апреля 2023 года это законно (постановление правительства от 21 февраля 2019 года № 174). Выбытие товара из оборота произойдет на основе переданных до этого сведений.

Примеры

  • Покупатель полностью оплатил товар на сайте и выбрал доставку сторонней курьерской службой. При получении денег магазин формирует электронный кассовый чек на аванс/предоплату. Код маркировки в нем указывать не надо. Второй чек формирует служба доставки, когда передает товар клиенту, в нем она указывает коды маркировки. Информацию о выбытии онлайн-касса через ОФД передает в Честный Знак.
  • Клиент хочет оплатить покупку по факту получения, примерив перед этим обувь или пальто в пункте выдачи заказов магазина. В этом случае магазин оформляет только один чек, в котором сразу указывает код маркировки проданного товара. Онлайн-касса через ОФД передаст информацию о выбытии товара в Честный Знак.

В каждом из случаев магазин должен в течение трех рабочих дней с момента отгрузки товара курьеру либо в пункт выдачи заказов сообщить в Честный Знак данные о кодах маркировки.

Если в чеке указываются маркированные товары, каждая товарная позиция указывается отдельно. Товары, которые не подлежат маркировке, можно указывать в чеке одной позицией с указанием количества.

Как и для чего формируется тэг 1162

При отправке маркированного товара почтой нужно указать код товарной номенклатуры в формате тэга 1162. Он нужен для идентификации единицы товара.

Тэг 1162 — один из реквизитов фискальных документов. Он формируется из справочника, кода идентификации группы товара и кода идентификации экземпляра товара.

В МоемСкладе код маркировки в формате тэга 1162 можно распечатать прямо из документа отгрузки, куда внесены товары с цифровыми кодами.

Попробовать МойСклад

Что делать, если не весь товар подошел

Возьмем ситуацию, когда товар шел более трех рабочих дней, сведения в Честный Знак поданы о выбытии и нет сформированного итогового чека с кодами маркировки.

Если не вся оплаченная обувь или одежда подошла, интернет-магазин должен сформировать электронный или печатный чек на возврат предоплаты или аванса. В чеках возврата аванса и предоплаты коды маркировки не указываются.

При возвратах для повторного ввода в оборот кодов маркировки нужно в течение трех рабочих дней, следующих за возвратом, подать сведения через личный кабинет Честный Знак. Даже если возврат делается в тот же день.

Так, если покупатель возвращает товар с неповрежденным кодом маркировки, товар повторно маркировать не надо. В Честный Знак надо передать:

  • ИНН магазина,
  • код маркировки.

Если покупатель возвращает товар, код маркировки которого поврежден или отсутствует, магазин должен заново промаркировать товар. В Честный Знак надо передать:

  • ИНН магазина,
  • новый код маркировки.

Если покупатель оплатил заказ на сайте

В этом случае интернет-магазин формирует два чека. Первый выдается при поступлении денег на счет (не позднее следующего рабочего дня) чек на аванс или предоплату, второй — при передаче товара покупателю. Код маркировки нужно указать во втором чеке.

Читайте также: Что нужно знать о маркировке товаров для маркетплейсов

Как быть, если покупатель оплатил товар, но не забрал

Клиент полностью оплатил заказ, но товар так и остался в пункте выдачи. В этом случае товар не выходит из оборота. Магазину надо только пробить чек возврата. После этого товар можно опять выставить на продажу.

Если покупатель платит при получении товара

Если покупатель выбрал вариант с самовывозом из офиса или из собственного пункта выдачи заказов интернет-магазина, или если товар привезет курьер магазина, — тогда нужно выбить один чек, в котором сразу указывается код маркировки. Онлайн-касса магазина передает его через ОФД в Честный Знак.

Нужно ли маркировать товары интернет-магазину, если он работает по дропшиппингу?

Если интернет-магазин зарегистрирован в России, а товары покупателю поступают из-за границы, маркировать товар не нужно, если первым владельцем выступает физическое лицо.

Если же первым собственником товара является интернет-магазин, товар нужно промаркировать до того, как он пересечет российскую границу.

Читайте также:

Поделиться статьей:
Подпишитесь на рассылку МоегоСклада, чтобы получать новости и статьи о маркировке
МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке

Всё, что нужно, в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы, клиенты и поставщики

Начать использовать