Интернет-магазины и маркировка: как правильно оформлять продажу и выбытие кодов

01 сентября 2022

У интернет-магазинов процесс продажи маркированного товара имеет свои особенности: это и оплата через сайты, доставка курьером, частые возвраты товара и др. Как правильно интернет-магазинам продавать товары с маркировкой — в этой статье.

Продажа маркированных товаров — сложный процесс. Забить каждый шаг в систему Честный Знак, а еще отразить это в товарном учете.

Удобнее вести работу в одном месте. Заказать коды и сообщить об их выбытии, обменяться документами с поставщиками через ЭДО, получить данные об остатках и прибыли. Все это умеет МойСклад — учет любых товаров, рабочее место кассира и CRM в комплекте. Быстрый старт, поддержка 24/7, есть бесплатный тариф.

Попробовать МойСклад

Как интернет-магазину подготовиться к маркировке товаров

  • Получить усиленную электронную подпись.
  • Установить и зарегистрировать в ФНС онлайн-кассу, если у вас еще ее нет.
  • Подключить систему электронного документооборота.
  • Проверить технические возможности компьютера (должна быть ОС Windows 7 или новее, или Mac OS X 10.8 или новее).
  • Установить программу КриптоПро версии от 3.6.7 или Рутокен.
  • Зарегистрироваться в Честном Знаке.

Из оборудования потребуется 2D-сканер штрихкодов. С ним не надо вводить 31 символ из кода вручную — товар можно отсканировать и сверить данные с теми, что указаны в документах приемки. Сверку в МоемСкладе можно сделать автоматически.

Как правильно работать с маркированными товарами, по закону и без штрафов, рассказали на бесплатном учебном курсе.

После обучения вы научитесь заказывать коды в Честном Знаке, продавать товары на кассе и оформлять возвраты с кодами и без, вводить и выводить товары из оборота. Все это бесплатно, в формате 10-минутных видео с разбором каждого шага.

Пройти курс

Продажа товара с маркировкой в интернет-магазине

При продаже маркированной продукции нужно вносить код товара в кассовый чек, а также передавать информацию о сделке в Честный Знак. Бизнесу дали отсрочку в соблюдении этого правила — до 28 февраля 2023 года. Это коснулось курьерских и почтовых служб, служб доставки и интернет-магазинов. Но передавать сведения о продаже маркированных товаров в Честный знак — послабление от этой обязанности не освобождает.

Как продавать маркированные товары через интернет-магазин:

  • Если покупатель заказал товар без предоплаты, то магазин выводит товар из оборота, отсканировав коды маркировки и указав в системе причину «Продажа по образцам, дистанционный способ продажи». После оплаты товара, магазин оформляет чек полного расчета на мобильной кассе с включенным кодом маркировки.

    Чек
    [М] — так в чеке отображается маркированный товар
  • Если покупатель оплатил товар при заказе на сайте, то магазин выдает чек без указания кодов маркировки. Чтобы вывести товар из оборота, надо отсканировать код маркировки и указать в Честном Знаке причину вывода из оборота «Продажа по образцам, дистанционный способ продажи». После доставки товара покупателю магазин оформляет чек полного расчета на мобильной кассе с включенным кодом маркировки.

Как оформить выбытие кодов

Когда покупатель делает заказ, неизвестно, какой именно товар придет со склада, поэтому у магазина есть три рабочих дня с момента отгрузки для доставки, чтобы передать сведения в систему Честный Знак.

Магазин должен сообщить:

  • свой ИНН,
  • причину вывода товаров из оборота, например, розничная продажа,
  • название, дату и номер первичного документа о выбытии товаров из оборота,
  • коды идентификации, выводимые из оборота,
  • стоимость выводимых из оборота товаров.

Вывести товар из оборота можно одним из способов:

  • в личном кабинете на сайте Честного Знака,
  • загружая сведения файлами в форматах xls или xml в личный кабинет Честного Знака,
  • через онлайн-кассу при помощи ОФД,
  • в сервисе МойСклад.

При разных продажах вывод кодов из оборота делается одинаково. Вопрос, сколько печатать чеков и что в них указывать. Это зависит от способа оплаты.

  • Если клиент внес 100% предоплату или аванс на сайте: при передаче товара чек на закрытие аванса либо предоплаты нужен во всех случаях, при этом неважно доставляет товар собственный курьер или сторонняя служба доставки. В чеке нужно указать отгружаемые товары и их коды маркировки. В печатном достаточно обозначения «M», в электронном — нужен сам код.
  • Если клиент внес частичную предоплату или аванс на сайте: курьер или пункт выдачи заказов формирует окончательный кассовый чек с типами расчетов зачет предоплаты, с указанием типа оплаты: наличный или безналичный. В чеке также указывается код маркировки.
  • Если клиент платит по факту получения при доставке курьером: курьер формирует кассовый чек с указанием кодов маркировки проданных товаров. При этом неважно, доставляет товар собственный курьер или сторонняя служба доставки.
  • Если клиент оплачивает товар при получении в пункте выдачи заказов: пункт выдачи формирует чек с указанием кодов маркировки проданных товаров.

Различаются чеки и при разных способах доставки.

Если покупатель выбрал самовывоз

Если покупатель выбрал вариант с самовывозом из офиса или из собственного пункта выдачи заказов интернет-магазина, или товар привезет курьер магазина, в этом случае все зависит от способа оплаты.

  • При предоплате магазин формирует два чека: один при оплате товара на аванс (предоплату), а второй при передаче клиенту. Код маркировки указывается во втором чеке.
  • При оплате товара при получении магазин формирует один чек, где сразу указывает код маркировки.
Приглашаем на вебинар "Изменения для малого бизнеса в 2023: новое в законодательстве и тренды в торговле" с участием экспертов Модульбанка, МоегоСклада, Бухгалтер.рф и Data Insight.

Доставка курьером или почтой

В этом случае магазин формирует чек в момент передачи товара в службу доставки. Он будет с вариантом оплаты предоплаты или аванса. Факт оплаты товара отразит курьерская служба вторым чеком. Информацию о коде маркировки надо указать в этом чеке.

Такая же ситуация, если товар доставляет Почта России, а покупатель оплачивает его с помощью наложенного платежа. 

Чек должна пробивать Почта России: она выступает как агент и поэтому применяет ККТ (письмо Минфина от 15.09.2017 № 03-01-15/59689). Но Почта России не может выдавать покупателю чек с кодом маркировки, так как не может вскрывать посылку и отсканировать товар. Поэтому о выбытии товара надо сообщить заранее.

Когда интернет-магазин отправляет посылку, в систему маркировки нужно сообщить:

  • ИНН продавца.
  • Причину вывода — дистанционный способ продажи товаров.
  • Дату и номер первичных документов о выбытии товаров из оборота.
  • Коды маркировки, которые выводятся из оборота.
  • Стоимость заказа.

Почта России или служба доставки выдает чек от имени продавца без кода маркировки. До 20 апреля 2023 года это законно (постановление правительства от 21 февраля 2019 года № 174). Выбытие товара из оборота произойдет на основе переданных до этого сведений.

Примеры

  • Покупатель полностью оплатил товар на сайте и выбрал доставку сторонней курьерской службой. При получении денег магазин формирует электронный кассовый чек на аванс/предоплату. Код маркировки в нем указывать не надо. Второй чек формирует служба доставки, когда передает товар клиенту, в нем она указывает коды маркировки. Информацию о выбытии онлайн-касса передает через ОФД в Честный Знак.
  • Клиент хочет оплатить покупку по факту получения, примерив перед этим обувь или пальто в пункте выдачи заказов магазина. В этом случае магазин оформляет только один чек, где сразу указывает код маркировки проданного товара. Онлайн-касса через ОФД передаст информацию о выбытии товара в Честный Знак.

В каждом из случаев магазин должен в течение трех рабочих дней с момента отгрузки товара курьеру либо в пункт выдачи заказов сообщить в Честный Знак данные о кодах маркировки.

Если в чеке указываются маркированные товары, каждая товарная позиция указывается отдельно. Товары, которые не подлежат маркировке, можно пробить в чеке одной позицией с указанием количества.

Как и для чего формируется тэг 1162

При отправке маркированного товара почтой нужно указать код товарной номенклатуры в формате тэга 1162. Он нужен для идентификации единицы товара.

Тэг 1162 — один из реквизитов фискальных документов. Он формируется из справочника, кода идентификации группы товара и кода идентификации экземпляра товара.

В МоемСкладе код маркировки в формате тэга 1162 можно распечатать прямо из документа отгрузки, куда внесены товары с цифровыми кодами.

Попробовать МойСклад

Что делать, если не весь товар подошел

Возьмем ситуацию, когда товар шел более трех рабочих дней, сведения в Честный Знак поданы о выбытии и нет сформированного итогового чека с кодами маркировки.

Если не весь товар подошел, интернет-магазин должен сформировать электронный или печатный чек на возврат предоплаты или аванса. В чеках возврата аванса и предоплаты коды маркировки не указываются.

При возвратах для повторного ввода в оборот кодов маркировки нужно в течение трех рабочих дней, следующих за возвратом, подать сведения через личный кабинет в Честном Знаке. Даже если возврат делается в тот же день.

Так, если покупатель возвращает товар с неповрежденным кодом маркировки, товар повторно маркировать не надо. В Честный Знак надо передать:

  • ИНН магазина,
  • код маркировки.

Если покупатель возвращает товар, код маркировки которого поврежден или отсутствует, магазин должен заново промаркировать товар. Так же передаются ИНН и новый код.

Если покупатель оплатил заказ на сайте

В этом случае интернет-магазин формирует два чека. Первый выдается при поступлении денег на счет (не позднее следующего рабочего дня) — чек на аванс или предоплату, второй — при передаче товара покупателю. Код маркировки нужно указать во втором чеке.

Читайте также: Что нужно знать о маркировке товаров для маркетплейсов

Как быть, если покупатель оплатил товар, но не забрал

Клиент полностью оплатил заказ, но товар так и остался в пункте выдачи. В этом случае товар не выходит из оборота. Магазину надо только пробить чек возврата. После этого товар можно опять выставить на продажу.

Если покупатель платит при получении товара

Если покупатель выбрал вариант с самовывозом из офиса или из собственного пункта выдачи заказов интернет-магазина, или если товар привезет курьер магазина, — тогда нужно выбить один чек, где сразу указывается код маркировки. Онлайн-касса магазина передает его через ОФД в Честный Знак.

Приглашаем на вебинар "Интернет-магазин в эпоху маркетплейсов: продвижение, платежи, логистика" с участием CDEK, eLama, Nethouse и Robokassa

Нужно ли маркировать товары интернет-магазину, если он работает по дропшиппингу?

Если интернет-магазин зарегистрирован в России, а товары покупателю поступают из-за границы, маркировать товар не нужно, если первым владельцем выступает физическое лицо.

Если же первым собственником товара является интернет-магазин, товар нужно промаркировать до того, как он пересечет российскую границу.

Штрафы

За производство, ввод в оборот и продажу товаров без кодов маркировки предусмотрены штрафы до 300 тыс. рублей. За торговлю немаркированными товарами в особо крупных объемах и подделку кодов — лишение свободы до 6 лет.

Для торговли по закону и без штрафов подключите МойСклад — все процессы по продаже и учету маркированных товаров бесплатно и в одном окне благодаря прямой интеграции с Честным Знаком.

У сервиса МойСклад есть готовые интеграции с конструкторами сайтов и популярными CMS. Обрабатывайте онлайн-заказы, принимайте платежи, управляйте товарами и ценами, смотрите реальную прибыль со всеми затратами, ведите учет любых товаров — маркированных и немаркированных в одном месте.

МойСклад — это не только работа с маркировкой, но и учет товаров с кассовым приложением в комплекте.

  • автоматические заказы поставщикам на основании статистики продаж;
  • контроль остатков на складах и товаров на реализации;
  • реальная прибыль по каждому товару;
  • печать чеков и ценников;
  • быстрый старт, поддержка 24/7, бесплатный тариф.
Попробовать МойСклад
Читайте также:
Валерия Королева
Валерия Королева Эксперт МоегоСклада
Поделиться статьей:
Подпишитесь на рассылку МоегоСклада, чтобы получать новости и статьи о маркировке
МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке

Всё, что нужно, в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы, клиенты и поставщики

Начать использовать