Интернет-магазины и маркировка обуви: как правильно оформлять продажу и выбытие кодов

08 Октября 2020

С 1 июля 2020 в России стартовала обязательная маркировка обуви. Интернет-магазинов это тоже коснулось: продавать обувные товары без кодов запрещено. В этой статье мы разобрали, как правильно оформить продажу маркированного товара при онлайн-торговле.

В МоемСкладе все готово к маркировке: можно вести учет маркированных товаров, продавать их, обмениваться сопровождающими документами в электронном виде. Вы легко освоите простой интерфейс и сможете обучить персонал. Попробуйте прямо сейчас: это бесплатно.

После запуска маркировки в оформлении продажи через интернет появилось два принципиальных новшества. Во-первых, при отгрузке нужно выводить из оборота уникальные коды товаров. Этим вы сообщаете в систему маркировки, что продукция покинула магазин. Во-вторых, при передаче заказа покупателю нужно обязательно пробить эти коды в чеке онлайн-кассы. Она через ОФД сообщит в систему маркировки (ГИС МТ) о том, что товар продан конечному потребителю.

15 октября прошел вебинар «Маркировка-2020: одежда, текстиль, фото, парфюмерия и шины»  с экспертами из Честного ЗНАКа, МоегоСклада и OFD.ru. Посмотрите запись!

Последовательность действий:

  • Покупатель оформляет заказ на сайте.
  • Если он сразу оплатил товар, магазин формирует электронный чек на аванс или предоплату без указания кода маркировки. Магазин сам для себя определяет по предоплате или авансу работать.
  • Магазин формирует посылку, считывает коды маркировки с товаров и передает заказ в доставку.
  • Не позже трех рабочих дней после отгрузки обуви для доставки предоставляет данные в ГИС МТ.

Как оформлять выбытие кодов в ГИС МТ

Когда покупатель делает заказ, неизвестно, какая именно пара обуви придет со склада, поэтому у магазина есть три рабочих дня с момента отгрузки для доставки, чтобы передать сведения в систему ГИС МТ.

Магазин должен сообщить:

  • свой ИНН,
  • причину вывода обувных товаров из оборота, например, розничная продажа,
  • название, дату и номер первичного документа о выбытии обувных товаров из оборота,
  • коды идентификации, выводимые из оборота,
  • стоимость выводимых из оборота обувных товаров.

Вывести товар из оборота можно одним из способов:

  • в личном кабинете ГИС МТ,
  • загружая сведения файлами в форматах xls или xml в личный кабинет ГИС МТ,
  • через онлайн-кассу при помощи ОФД,
  • через открытое API.

Вывод кодов из оборота в ГИС МТ делается при разных продажах одинаково. А чеки различаются: сколько их печатать и что в них указывать — зависит от способа оплаты и доставки.

Способы оплаты:

  • Если клиент внес 100% предоплату или аванс на сайте: при передаче товара чек на закрытие аванса либо предоплаты нужен во всех случаях, при этом неважно доставляет товар собственный курьер или сторонняя служба доставки. В чеке нужно указать отгружаемые товары и их коды маркировки. В печатном достаточно обозначения «M», в электронном — нужен сам код.
  • Если клиент внес частичную предоплату или аванс на сайте: курьер или пункт выдачи заказов формирует окончательный кассовый чек с типами расчетов зачет предоплаты, с указанием типа оплаты: наличный или безналичный. В чеке также указывается код маркировки.
  • Если клиент платит по факту получения при доставке курьером: курьер формирует кассовый чек с указанием кодов маркировки проданных товаров. При этом неважно, доставляет товар собственный курьер или сторонняя служба доставки.
  • Если клиент оплачивает товар при получении в пункте выдачи заказов: пункт выдачи формирует чек с указанием кодов маркировки проданных товаров.

Различаются чеки и при разных способах доставки.

Если покупатель выбрал самовывоз

Если покупатель выбрал вариант с самовывозом из офиса или из собственного пункта выдачи заказов интернет-магазина, или товар привезет курьер магазина, в этом случае все зависит от способа оплаты.

  • При предоплате магазин формирует два чека: один при оплате товара на аванс (предоплату), а второй при передаче клиенту обуви. Код маркировки указывается во втором чеке.
  • При оплате товара при получении магазин формирует один чек, в котором сразу указывает код маркировки.

Доставка курьером или почтой

В этом случае магазин формирует чек в момент передачи товара в службу доставки. Он будет с вариантом оплаты предоплаты или аванса. Факт оплаты товара отразит курьерская служба вторым чеком. Информацию о коде маркировки надо указать в этом втором чеке.

Такая же ситуация, если товар доставляет Почта России, а покупатель оплачивает его с помощью наложенного платежа. Чек должна пробивать Почта России: она выступает как агент и поэтому применяет ККТ (письмо Минфина от 15.09.2017 № 03-01-15/59689). Но Почта России не может выдавать покупателю чек с кодом маркировки, так как не может вскрывать посылку и отсканировать товар. Поэтому о выбытии товара надо сообщить заранее.

Когда интернет-магазин отправляет посылку, в систему маркировки нужно сообщить:

  • ИНН продавца.
  • Причину вывода — дистанционный способ продажи обувных товаров.
  • Дату и номер первичных документов о выбытии товаров из оборота.
  • Коды маркировки, которые выводятся из оборота
  • Стоимость заказа.

Почта России выдает чек без кода маркировки. До апреля 2021 года это законно (постановление правительства от 21 февраля 2019 года № 174). Выбытие товара из оборота произойдет на основе переданных до этого сведений.

Примеры

  • Покупатель полностью оплатил товар на сайте и выбрал доставку сторонней курьерской службой. При получении денег магазин формирует электронный кассовый чек на аванс/предоплату. Код маркировки в нем указывать не надо. Второй чек формирует служба доставки, когда передает товар клиенту, в нем она указывает коды маркировки. Информацию о выбытии онлайн-касса через ОФД передает в ГИС МТ.
  • Клиент хочет оплатить покупку по факту получения, примерив перед этим обувь в пункте выдачи заказов магазина. В этом случае магазин оформляет только один чек, в котором сразу указывает код маркировки проданного товара. Онлайн-касса через ОФД передаст информацию о выбытии товара в ГИС МТ.

В каждом из случае магазин должен в течение трех рабочих дней с момента отгрузки товара курьеру либо в пункт выдачи заказов сообщить в ГИС МТ данные о кодах маркировки.

Если в чеке указываются маркированные товары, каждая товарная позиция указывается отдельно. Товары, которые не подлежат маркировке, можно указывать в чеке одной позицией с указанием количества.

Что делать, если не весь товар подошел

Возьмем ситуацию, когда товар шел более трех рабочих дней, сведения в ГИС МТ поданы о выбытии и нет сформированного итогового чека с кодами маркировки.

Если не вся оплаченная обувь подошла, интернет-магазин должен сформировать электронный или печатный чек на возврат предоплаты или аванса. В чеках возврата аванса и предоплаты коды маркировки не указываются.

При возвратах для повторного ввода в оборот кодов маркировки нужно в течение трех рабочих дней, следующих за возвратом, подать сведения через личный кабинет ГИС МТ. Даже если возврат делается в тот же день.

Так, если покупатель возвращает товар с неповрежденным кодом маркировки, товар повторно маркировать не надо. В ГИС МТ надо передать:

  • ИНН магазина,
  • код маркировки.

Если покупатель возвращает товар, код маркировки которого поврежден или отсутствует, магазин должен заново промаркировать товар. В ГИС МТ надо передать:

  • ИНН магазина,
  • новый код маркировки.

Если покупатель оплатил заказ на сайте

В этом случае интернет-магазин формирует два чека. Первый выдается при поступлении денег на счет (не позднее следующего рабочего дня) чек на аванс или предоплату, второй — при передаче товара покупателю. Код маркировки нужно указать во втором чеке.

Как быть, если покупатель оплатил товар, но не забрал

Клиент полностью оплатил заказ, но товар так и остался в пункте выдачи. В этом случае товар не выходит из оборота. Магазину надо только пробить чек возврата. После этого товар можно опять выставить на продажу.

Если покупатель платит при получении товара

Если покупатель выбрал вариант с самовывозом из офиса или из собственного пункта выдачи заказов интернет-магазина, или если товар привезет курьер магазина, — тогда нужно выбить один чек, в котором сразу указывается код маркировки. Онлайн-касса магазина передает его через ОФД в ГИС МТ.

Нужно ли маркировать товары интернет-магазину, если он работает по дропшиппингу?

Если интернет-магазин зарегистрирован в России, а товары покупателю поступают из-за границы, маркировать товар не нужно, если первым владельцем выступает физическое лицо.

Если же первым собственником товара является интернет-магазин, товар нужно промаркировать до того, как он пересечет российскую границу.

Напомним, что с 1 июля в России нельзя продавать немаркированную обувь. За нарушение правил маркировки могут грозить штрафы до 300 000 рублей с конфискацией товара подлежащего маркировке или уголовная ответственность.

Читайте также:
Ответы на основные вопросы по маркировке
Какие товары подлежат маркировке
Как оформить возврат маркированных товаров

Подпишитесь на рассылку МоегоСклада, чтобы получать новости и статьи о маркировке

МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке Всё, что нужно, в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы,
клиенты и поставщики
Начать использовать