В России действует обязательная маркировка моторных масел. Точные сроки, порядок действий и какие товары маркируют — в этой статье.
Главная цель при маркировке любого типа товара — снизить количество подделок и предоставить потребителям качественную продукцию.
По данным международной ассоциации «Антиконтрафакт», доля нелегальных автомобильных масел в общем обороте составляет 50 — 60%. По данным В ЦРПТ, доля контрафактных антифризов и тормозных жидкостей в 2024 году оценивалась в 25–35%, но в отдельных регионах она достигает 40–50%.
Маркировка станет методом защиты и покупателей, и добросовестных производителей. Также решит проблему подмены сырья или использования некачественных материалов. Покупатели смогут отсканировать QR-код на упаковке и получить информацию о составе, производителе, оригинальности компонентов, дате изготовления и сроках хранения автомобильных жидкостей.
Работают с маркировкой юрлица и ИП:
Первыми к маркировке моторных масел подключаются производители и импортеры. Они наносят коды маркировки и вводят товар в оборот. Промаркировать остатки товара необходимо до 31 октября 2025. Розница же подключится с 1 апреля 2026, когда у магазинов появится обязанность передавать сведения в Честный знак при продаже товаров с кодами на кассе.
В постановление от 30.11.2024 № 1683 указаны этапы и сроки обязательной маркировки. Внедряют ее поэтапно, чтобы участники рынка успели подготовиться.
1 марта 2025 — все участники оборота регистрируются в системе Честный знак.
1 сентября 2025 — производители и импортеры наносят коды маркировки и вводят товар в оборот.
До 31 октября 2025 — производители, оптовые и розничные продавцы должны промаркировать остатки смазочных материалов и автомобильных жидкостей, которые были в наличии по состоянию на 1 сентября 2025.
До 30 ноября 2025 — импортеры маркируют остатки смазочных материалов, которые приобретены по 31 августа и выпущены таможенными органами с 1 сентября 2025.
1 декабря 2025 — запрещен оборот немаркированных товаров, приобретенных по 31 августа 2025 и выпущенных таможенными органами с 1 сентября 2025.
1 апреля 2026 — старт обязательной передачи сведений о выводе из оборота при продаже в розницу с использованием ККТ и онлайн-касс. С этой же даты все участники оборота используют ЭДО при отгрузке и приемке. Старт поэкземплярного учета.
На новых территориях сроки обязательной маркировки отличаются. Согласно постановлению от 07.02.2025 № 123 маркировка моторного начнется с 1 апреля 2026 года. С этой даты производители и импортеры начнут маркировать товары, все участники оборота — использовать ЭДО и поэкземплярный учет, розница — при продаже сканировать код маркировки в кассовый чек.
Наносить коды маркировки необходимо на моторные и смазочные масла, антифризы, тормозные жидкости. Товар маркируют, если он попадает под код ТН ВЭД и ОКПД 2 — в таблице:
Наименование продукции | Код ТН ВЭД | Код ОКПД 2 |
Моторные масла, компрессорное смазочное масло, турбинное смазочное масло (например, универсальные, синтетические, полусинтетические, минеральные, всесезонные) |
2710 19 820 0 |
19.20.29.111 |
Масло для шестерен и масло для редукторов (например, масло трансмиссионное) |
2710 19 880 0 |
19.20.29.111 |
Прочие материалы смазочные, содержащие не в качестве основного компонента 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород (например, трансмиссионное синтетическое масло для бесступенчатых, вариаторных коробок передач, средства по уходу за автомобилем: смазка абро мастерс для автотранспорта, в аэрозоле) |
3403 19 100 0 |
20.59.41.000 |
Средства для смазки машин, механизмов и транспортных средств. В данную подсубпозицию включаются средства, содержащие менее 70 мас. % нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород |
3403 19 900 |
20.59.41.000 |
Материалы смазочные (включая смазочно-охлаждающие эмульсии для режущих инструментов, средства для облегчения вывинчивания болтов или гаек, средства для удаления ржавчины или антикоррозионные средства и препараты для облегчения выемки изделий из форм, изготовленные на основе смазок) и средства, используемые для масляной или жировой обработки текстильных материалов, кожи, меха или прочих материалов, кроме средств, содержащих в качестве основных компонентов 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород |
3403 99 000 0 |
20.59.41.000 |
Жидкости тормозные гидравлические и жидкости готовые прочие для гидравлических передач, не содержащие или содержащие менее 70 мас.% нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород (например, жидкость тормозная гидравлическая синтетическая, без содержания нефтепродуктов) |
3819 00 000 0 |
19.20.29.230 |
Антифризы и жидкости антиобледенительные готовые (например, омыватель стекол) |
3820 00 000 0 |
20.59.43.120 |
Чтобы определить, попадает ли товар под маркировку, ориентируйтесь на код ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2. Они указаны в разрешительной документации: сертификат соответствия или декларация соответствия на товары.
Коды можно ввести в проверочный сервис на сайте Честного знака: система покажет, подлежит продукция маркировке или нет:
Маркировка остатков проводится по полному атрибутивному составу. Для этого необходимо выполнить следующие действия:
Авторизоваться в личном кабинете Честного знака с использованием УКЭП.
Описать товары в Национальном каталоге. Для каждого товара нужно создать карточку и заполнить полный состав атрибутов на автожидкости. Используйте коды товаров:
Пополнить баланс. Стоимость одного кода маркировки 50 копеек без учета НДС. До 31.08.2025 — промаркировать остатки можно бесплатно. С 1 сентября услуга станет платной.
Заказать коды маркировки. Чтобы заказать коды на остатки, перейдите в раздел Управление заказами. Способ выпуска товаров в оборот — Маркировка остатков.
Ввести товаров в оборот. Для этого надо подать сведения о вводе в оборот с типом документа Остатки. Подать сведения возможно:
Наносят коды маркировки на разную упаковку:
Набор может создать любой участник оборота. В этом случае надо зарегистрировать в Честном знаке сборку набора и получить единый код, при этом вся продукция внутри набора должна быть промаркирована. При передаче товаров и выводе из оборота сканируется код набора, а все товары выводятся из оборота одновременно.
Добавить в набор можно и немаркируемый товар, но обязательно указать их наличие в описании набора.
Чтобы составить набор, в карточке набора в Национальном каталоге указывают:
В правилах маркировки моторных масел предусмотрено частичное выбытие, так называемая продажа на розлив. Например, моторные масла продаются бочками по 200 литров. Такую тару можно продать целиком или на розлив.
В первом случае продавец сканирует код маркировки и выводит товар из оборота. При продаже на розлив продавец сканируется код маркировки и указывается объем реализуемой порции товара. Пока не останется несливаемый остаток — не более 3-4% от общего объема бочки. Таким образом, происходит продажа полного объема бочки. Данная схема действительна только для продажи физическому лицу.
Маркируют моторные масла кодами Data Matrix. Их генерирует Честный знак. Выглядит он так:
Код маркировки наносят на потребительскую упаковку, этикетку или стикер. Нельзя его наносить на части упаковки, которые могут быть отделены без повреждений, а также печатать на прозрачной оберточной пленке и перекрывать код другой информацией.
Data Matrix состоит из:
Производители маркируют товар. Они должны получить коды в системе Честный знак, распечатать и наклеить их на товар. При передаче оптовому или розничному покупателю формируют УПД (универсальный передаточный документ) с кодами. Так происходит ввод товара в оборот.
Импортеры обязаны маркировать товар перед таможенными процедурами и ввезти его на территорию РФ уже с кодами. Для этого требуется передать этикетки с кодами Data Matrix на производство или на логистический склад. При дальнейшей продаже также формируют УПД.
Опт и розница получает партию товара от производителя или импортера вместе с УПД, где указаны все позиции с кодами.
У каждого звена оборота моторных масел есть свои задачи, о них — далее.
Это поставщики товаров для опта. Они распечатывают коды маркировки и наносят на продукцию.
Для этого в личном кабинете Честного знака заполните поля:
Созданный заказ подписывается УКЭП. После модерации код доступен для получения. На каждый товар выдается уникальный код.
В одном заказе может содержаться не более 10 GTIN по 150 000 кодов для каждого GTIN. Одновременно не может быть более 100 активных заказов.
Читайте также:
Импортер передает оптовому покупателю файл для печати этикеток или готовые этикетки — тот наклеивает этикетки на товары и отгружает их. Российский производитель делает все сам.
Чтобы работать по правилам, производителю также нужно:
Если ранее вы уже работали с маркировкой других товаров, первое требование вы уже выполнили. Остается добавить новую товарную группу в личном кабинете Честного знака и создать карточки.
Оптовики и дистрибьюторы по отношению к производителям и экспортерам являются покупателями.
Вместе с продукцией от поставщика по ЭДО приходит УПД. Покупатель проверяет его на предмет расхождений и утверждает или отклоняет поступление.
Когда покупатель подписывает УПД электронной подписью, документ автоматически отправляется в систему «Честный знак», и коды переходят на его баланс.
Все происходит по тому же принципу, как отгрузка от производителя или импортера: электронный УПД с кодами или с GTIN и количеством кодов.
Следующее звено цепочки поставок — розничный магазин. Для них оптовик является поставщиком.
Розница проверяет прибывшую продукцию по той же схеме, что и оптовик.
Происходит аналогично — получение продукции, сверка кодов в УПД и по факту и при отсутствии расхождений — подтверждение приемки в Честном знаке. После этого товар поступает на баланс магазина.
Продажа должна происходить через онлайн‑кассу, подключенную к ОФД.
Изделия списываются через ККТ и ОФД после каждой продажи.
После того, как ОФД отправляет данные о продаже в Честный знак, товар выводится из оборота.
Сервис МойСклад ведет учет маркированных и любых других товаров. Все обязательные требования — заказ кодов, регистрация продаж и передача сведений через ЭДО в одном месте благодаря прямой интеграции с Честным знаком, вам не нужно бегать по разным вкладкам в браузере.
Алгоритм тот же, что при подготовке к торговле любыми маркированными товарами.
Для регистрации в системе Честный знак и работы в ЭДО потребуется усиленная квалифицированная подпись (УКЭП) на носителе «Рутокен» или JaCarta LT. ИП и компании получают ее в налоговой.
ЭДО необходим, чтобы проводить приемку и обмениваться с поставщиками электронными документами. Проверьте интеграцию оператора с системой Честный знак.
Программное обеспечение (СКЗИ, драйверы токенов) и инструкции по установке и настройке предоставляет ФНС России.
На главной странице сайта входите в раздел «Регистрация в системе Честный знак». После этого нужно заполнить анкету, указав категорию товара, а также основные сведения о себе. Вот подробная инструкция.
Какая техника и ПО нужна для каждого участника оборота — в таблице:
Производитель / импортер | Опт | Розница |
Сканер штрихкодов |
||
Принтер этикеток |
— |
Онлайн‑касса с ФФД 1.2 |
Договор с оператором фискальных данных |
||
Товароучетная программа. Например, МойСклад |
Подробнее — в следующем разделе.
Понадобится следующее.
Он нужен для передачи в Честный знак сведений о продаже и выбытии из оборота маркированных товаров. Также можно использовать камеру кассы или смартфона, если устройство поддерживает такую функцию.
Идет в комплекте с терминалом сбора данных (ТСД) — устройством для учета продукции при приемке, отгрузке, инвентаризации и других типовых операциях.
Проверить, что ваш сканер штрихкодов подходит для работы с маркировкой, можно здесь.
Популярные модели: АТОЛ, Штрих‑М, Пирит и другие.
Например, так выглядят разные типы принтеров:
Она должна добавлять коды маркировки в чек и поддерживать ФФД 1.2.
В помощь — руководство.
Необходимый шаг для розницы. Если уже работаете, убедитесь, что у ОФД есть интеграция с Честным знаком и налоговой. Это нужно, чтобы оператор передавал туда информацию о товарах.
Выберите систему, где есть интеграция с Честным знаком. Например, МойСклад.
С производителями и поставщиками моторных масел сервис не работает, а розничных продавцов будет поддерживать в 2026 году: приемка, продажа на кассе, возвраты. Вам не нужно переключаться из одной системы в другую: все процессы по учету и работе с маркированным товаром — в одном месте.
За производство, ввод в оборот и продажу товаров без кодов маркировки предусмотрены штрафы, а за торговлю немаркированными товарами в особо крупных объемах и подделку кодов — лишение свободы до 6 лет.
Сумма штрафа за нарушение правил маркировки зависит от размера партии и категории нарушителя:
Нарушение | Административная ответственность | Уголовная ответственность |
Нет маркировки (за исключением табачной, никотинсодержащей продукции, пива и слабоалкогольных напитков) |
5 000 — 10 000 руб. — для должностных лиц |
За особо крупные размеры: |
Товары не введены в оборот, кроме табака, никотиносодержащей продукции, пива и слабоалкогольных напитков |
1 000 — 10 000 руб. — для должностных лиц |
|
Ввод в оборот без разрешительной документации или с неверными сведениями о документации |
1 000 — 10 000 руб. — для должностных лиц |
Разобрали наиболее распространенные ситуации. Еще больше вопросов и ответов по работе с маркировкой — в статье.
На оба кода сразу.
Если организация не занимается продажей моторных масел, то ей не нужно регистрироваться в системе маркировки и выводить товар из оборота при покупке. Это делает продающая сторона.
Если имеются коды товаров (GTIN) от производителей или импортеров, то можете заказывать коды сразу на них.
Срок жизни кода маркировки от момента эмиссии до успешной обработки отчета о нанесении:
МойСклад — это не только работа с маркировкой, но и учет товаров с кассовым приложением и CRM в комплекте: