МойСклад
Блог
Школа торговли
Как получить ЭЦП в 2025 году

Как получить ЭЦП в 2025 году

25 июля 2023

Как ИП, самозанятому, физлицу, руководителю или сотруднику компании получить электронную цифровую подпись — в этой статье с образцом заявления в ФНС.

Какие ЭЦП действуют в 2025 году

Теперь роль удостоверяющего центра возложена на Федеральную налоговую службу. А услуга по оформлению электронной подписи бесплатна для ИП и юридических лиц. Приобрести надо только цифровой носитель (токен). Купить его можно у официальных дистрибьюторов или в специализированных интернет-магазинах.

Если у вас уже есть носитель, его можно использовать повторно, но при условии, что он соответствует требованиям. Один токен может использоваться для хранения нескольких сертификатов подписей. Их количество зависит от модели ключевого носителя.

Где и как получить электронную подпись в 2025 году

Порядок и место получения подписи отличается в зависимости от того, кто получает ЭЦП: руководитель компании, индивидуальный предприниматель или сотрудник компании.

Индивидуальному предпринимателю

ИП может получить электронную подпись в удостоверяющем центре ФНС или у доверенных лиц УЦ ФНС:

  • ПАО «Сбербанк России»,
  • АО «Аналитический центр»,
  • Банк ВТБ.

Чтобы получить ЭЦП предпринимателю потребуется паспорт, СНИЛС, токен и сертификат соответствия на него.

Подать заявление на получение можно лично в отделении налоговой или в Личном кабинете налогоплательщика. После этого нужно прийти в ИФНС для идентификации личности получателя.

В законе сказано, что для идентификации можно обратиться в любую налоговую. Но на практике часто требуют посетить именно ИФНС по месту регистрации.

Еще одним шагом при получении электронной подписи будет приобретение КриптоПро CSP или другого провайдера и установка его на компьютер. Без средства криптозащиты работа с электронной подписью невозможна.

При этом, если ранее была куплена лицензия КриптоПро, программа продолжит работать — криптопровайдеров изменения не коснулись.

Каждое устройство, на котором планируется работать, требует отдельной лицензии. Например, если предприниматель будет подписывать документы с домашнего ноутбука и рабочего компьютера, он должен приобрести две лицензии.

При обращении к доверенным лицам УЦ ФНС порядок действий такой же, но приобрести цифровой носитель и КриптоПро CSP можно сразу там, то есть вы получите электронную подпись под ключ.

Руководителю компании

Глава компании может получить электронную подпись там же, где и индивидуальный предприниматель. Пакет документов — аналогичный.

Статья по теме: Как перейти на электронный документооборот

Не отличается и алгоритм действий по подаче заявления, приобретения токена и идентификации — личный визит обязателен. Отправить представителя, даже по доверенности, нельзя.

Сотруднику компании

Сотрудники могут обращаться за получением ЭЦП в аккредитованный удостоверяющий центр. Главное — чтобы он прошел переаккредитацию. Посмотреть перечень можно здесь.

Раньше в файлах ЭП для сотрудников указывались ФИО работника и наименование компании, от лица которой он действует. Сейчас указываются только личные данные, что позволяет использовать электронную подпись в разных фирмах.

С 1 января 2023 года применение подписи нового образца стало обязательным.

Сотруднику для получения ЭЦП нужно предоставить паспорт и СНИЛС, а также подтвердить личность в удостоверяющем центре.

Чтобы доказать наличие прав на подпись ЭЦП документов от имени компании, у сотрудника должна быть также машиночитаемая доверенность (МЧД). Это доверенность в электронном виде, дающая право выполнять действия от лица организации. Ее должен подписать электронной подписью глава компании.

С 1 сентября 2024 при подписании документов с помощью ЭП доверенные лица должны прилагать машиночитаемую доверенность.

Требования к форме МЧД, которую сотрудник использует вместе со своей ЭЦП, утвердило Минцифры (приказ № 857 от 18.08.2021). В документе надо указать:
  • его название,
  • сведения о доверителе: ИП, российской или иностранной организации,
  • информацию об уполномоченном представителе компании, на которого оформлена ЭП: ФИО, дата рождения, данные паспорта, СНИЛС, ИНН,
  • дату,
  • список полномочий лица, который вправе подписывать документы от имени руководителя компании,
  • идентификатор полномочий,
  • данные о возможности передоверия МЧД.

Если доверитель — ИП, в доверенности нужно указать: ФИО, СНИЛС, ИНН, ОГРНИП.

Физическому лицу

Физические лица могут как и раньше получить электронную подпись в аккредитованном удостоверяющем центре. Заявка отправляется в электронном виде, но потом нужно приехать для идентификации личности и получения сертификата подписи. Из документов потребуется только паспорт.

Если есть действующая электронная подпись, получить новую можно дистанционно.

Самозанятому

Порядок получения электронной подписи для самозанятого никак не отличается от схемы для физлиц — через аккредитованный удостоверяющий центр.

Образец заявления на получение ЭЦП в ФНС в 2025 году

Заявление на получение электронной цифровой подписи подает руководитель организации или ИП лично в налоговую. Скачайте бесплатно бланк и заполните его с учетом своих данных.

Скачать бланк

ЭЦП в электронном документообороте

Сегодня бизнес повсеместно переходит на электронный документооборот. Так, цифровой формат обязателен для работы с маркированными товарами, а скоро станет и для грузоперевозок.

Статья по теме: Электронная транспортная накладная с 2024 года

Все необходимые документы можно подписать электронной подписью и сразу отправить контрагенту. ЭЦП не только визирует документ, но и гарантирует, что после подписания в итоговую версию документа не вносились изменения.

Автоматизировать работу бизнеса поможет МойСклад. Все процессы по продаже и учету товаров бесплатно — рабочее место кассира, складской учет и CRM в комплекте.

  • контролируйте остатки на складах и товаров на реализации;
  • создавайте автоматические заказы поставщикам на основе статистики продаж или неснижаемого остатка;
  • смотрите реальную прибыль по каждому товару;
  • печатайте ценники и чеки, более 100 готовых форм документов;
  • работайте с маркированными товарами: поддержка всех операций;
  • быстрый старт, поддержка 24/7, есть бесплатный тариф.
Попробовать бесплатно
Читайте также:
Читать оригинал на сайте