Татьяна Матюшина — основательница бренда MATÜ — рвет шаблоны. Хрупкая молодая девушка без опыта, связей и стартового капитала за 4 года — полтора из которых выпали на пандемию! — создала с нуля бренд одежды, открыла онлайн бизнес-школу MATÜ ACADEMY и сейчас готовит к запуску еще одну линию одежды.
Еще в детстве Таня, которая родилась в семье родителей с ограниченными возможностями здоровья, искала способы заработка. Разносила газеты, клеила объявления, а в 15 лет создала фирму по расклейке рекламы.
Из небольшого башкирского города Таня приехала в Москву работать в косметической компании. Но быстро поняла, что «предпринимательский ген» в ней очень силен, поэтому с радостью откликнулась на призыв подруги — шить шубы.
Да, ровно с 40 тысяч рублей я начала свой бизнес. Больше денег не было. На эту сумму отшили три шубы: «шубы-чебурашки» — так мы их тогда называли. Шубы мы сфотографировали на друзьях и выложили в Instagram*.
Мой опыт детского предпринимательства говорил: главное — это клиент. Я не была блогером, и мои друзья были обычными людьми. Но именно они и стали первыми покупателями и двигателями бренда. Если бы мы с тобой дружили, то я бы регулярно писала:
Одна моя подруга открыла кафе в центре Москвы. А другая — вязала шапки, у нее были подписчики. Я придумала коллаборацию: сделать в кафе временный шоурум, такую многоходовочку из шуб, шапок и кофе. К нам приходили друзья — мы их поили кофе — они покупали шапки, а мы фотографировали их в шубах. В итоге получали одну продажу и много разнообразного контента.
Мы выкладывали фото, отмечали друзей, постепенно появлялись подписчики и покупатели. Стали приходить блогеры, одна блогер-фотограф купила шубу и выложила фото, от нее к нам пришли около 1 000 человек, начались продажи.
Я выжала из сарафанного радио все, что только можно. Стартового капитала не было — и мы шили шубы по предзаказу. Эта механика и позволила нам стартовать при минимальном бюджете.
Первое время процессы еще не были отлажены, мне приходилось вникать во все, и это полностью меня занимало. Я была и курьером, и закупщиком, и кладовщиком, и маркетологом, и продавцом. Было абсолютно не до стратегии.
Но из суеты меня резко выдернула весна. Весной шубы оказались никому не нужны! Встал вопрос: а что делать-то? Мы вообще что-то, кроме шуб, планируем выпускать?
Мое партнерство с подругой тоже дало трещину. Это было объединение не сил, а наоборот, слабостей: я ничего не знаю — и я, одной страшно — давай вместе бояться. В итоге я осталась одна, и теперь вся ответственность лежала только на мне.
Стало понятно, что не хватает знаний. Было непонятно, куда двигаться дальше. А хотелось как в машине — нажать на газ и поехать! Пришлось искать эту педаль. Тогда у меня не было ни образования, ни опыта, ни человека, который мог бы что-то подсказать и направить меня.
Часто люди боятся делать бизнес из-за нехватки денег. Но это не она тормозит работу. На самом деле мешает то, что в голове: наши страхи и неуверенность.
Три П: продукт, практика, продажиЧтобы найти педаль, я пошла учиться в бизнес-школу. Учеба многое прояснила. Например — что любой бизнес состоит из трех П: продукт, практика, продажи.
Я начала оценивать любое действие через результат. Для чего, собственно, я хочу это сделать? Что мне это даст, сколько усилий потрачу, а что получу? Предприниматель должен фильтровать задачи: вот это я делаю, чтобы эго свое потешить или чтобы продажи повысить?
О МоемСкладе я узнала как раз во время учебы. Он помог мне упорядочить работу, наладить учет: закупки, продажи, этикетки, артикулы, а теперь и маркировку.
Во-первых, я избавилась от рутины, что освободило время на стратегические задачи. Во-вторых, систематизация и анализ — важные процессы для успешного бизнеса.
Несмотря на то, что MATÜ был еще маленький, мы регулярно путались: то не тот ценник или артикул вбили, тут неправильно подсчитали, тут не оформили, потом приходилось откатывать назад, что съедало время и силы. МойСклад оказался простым и удобным, и я первое время кайфовала от того, как легко сделать накладную или напечатать этикетку.
Бренд начал развиваться. Нужно было увеличивать средний чек, поэтому производить монопродукт стало невыгодно. MATÜ перестал быть просто шубой — и стал одеждой. Очень разной: яркой и не очень, деловой и спортивной.
Все эти вещи плохо сочетались между собой. Когда я обратилась к знакомой, которая занималась PR, она сказала: "Таня, у вас нет концепции. Вы транслируете свой продукт для определенного сегмента людей, которые не заморачиваются со стилем. Это люди, которым просто нужно что-то удобное и теплое".
И вот тогда появилась цель — сделать не просто удобную, но и стильную одежду, которую можно будет легко сочетать. Стали позиционировать продукт по-другому, поменяли контент, начали собирать образы. Сложилась единая картинка.
Переходный период был сложным. Старые клиенты не понимали, что вообще такое происходит с MATÜ: им стало скучно, а новые еще не пришли. Зато блогеры, которые раньше готовы были работать только за деньги, стали писать сами — и даже предлагать бартер. Оказалось, они и есть наша аудитория, им важно, чтобы было стильно.
В конце концов мы пришли к эко-минималистичной одежде — ее и делаем с командой в последние два года. Именно такая одежда и есть самая удобная, стильная и сочетаемая. А люди, которые к нам приходят, рады, что мы не вредим ни природе, ни животным.
Мы используем стриженую овечью шерсть. Вплетаем ее в тканую основу — это очень увлекательный процесс.
Цветные шубы мы не красим, а вплетаем лавсан и выдерживаем при определенной температуре. Из-за этого иногда случаются казусы — вместо пыльно-голубого получается фуксия.
Наше производство полностью российское, начиная с меховой фабрики, заканчивая швеей, которая пришивает крючки к шубе. Сейчас принято «уходить» в Китай или Корею за лучшим качеством, но мы живем в России, и мне бы хотелось сделать вклад именно в российскую моду.
Думаю, через 10 лет все бренды перейдут на разумное потребление и на переработанные материалы. Я не могу предсказать, что будет обязательным в гардеробе каждой девушки, но верю, что в первую очередь будет важно, из чего сделана вещь.
Спустя 4 года после старта наш основной источник трафика по-прежнему — Instagram*. Мы открыли шоурум в Москве. В сфере fashion важно иметь офлайн-точку, где можно примерить и потрогать руками. Наши продажи сейчас — 50 на 50 онлайн и офлайн.
А вот с маркетплейсами не сложилось. Для некоторых не хватает артикулов, а в самый популярный идти не хочется — репутационный риск. Да, денег будет больше. Но мы не хотим размывать наш бренд и понижать его стоимость.
«Хотят купить, а продать нечего», или эпикфейлНи один бизнес не строится без провалов. Не верьте тому, кто утверждает обратное!
Наш первый эпикфейл — весна, которая парализовала продажи шуб.
Второй — реклама. Однажды я купила рекламу у известного блогера. Это было так дорого, что пришлось просить о рассрочке. И продажи пошли, было много заявок.
Но вот беда — товара, который блогер рекламировала, не оказалось в нужном количестве. Модель почти закончилась, и сшить не было никакой возможности. Это боль, когда люди готовы покупать, а тебе нечего продать.
MATÜ ACADEMY: от личной истории к бизнес-школеУ нас есть школа для предпринимателей, которые хотят строить бизнес в сфере fashion.
В основе — история про меня и мой путь, про сложности, с которыми я столкнулась. В какой-то момент ко мне стали обращаться друзья и знакомые — спрашивали про бизнес. Вскоре я поняла, что отвечаю одно и то же.
Идея школы родилась, когда стало понятно, что я могу профессионально рассказывать, как разобраться в производстве, продажах и маркетинге. И вот сейчас у нас больше 15 преподавателей. Есть и те, кто в сфере fashion уже очень давно.
Кстати, в школе мы объясняем, как работать в МоемСкладе. В сервисе много инструкций, есть видео, но люди все равно любят, чтобы им лично рассказывали, как все работает.
И вот мы показываем, как с помощью МоегоСклада наладить процессы учета и избавиться от рутины, добавить порядка в операционную деятельность, даже если ты только начинаешь предпринимательский путь.
Я не считаю, что каждая домохозяйка может делать бизнес. Бизнес — это не для всех.
Есть люди, у которых сильное качество — умение скрупулезно доводить дело до конца. Это большой плюс. Но в бизнесе такому человеку трудно: пока он доводит до конца что-то одно, другие дела сгорят. В бизнесе приходится решать массу задач одновременно. Не всегда это кайф. Это сложно и иногда требует концентрации 24/7.
А главное качество предпринимателя — интерес и вкус к новому. Желание пробовать, рисковать и получать от этого удовольствие — и есть основной двигатель и мотиватор.
9 лет назад я закончила Салаватский индустриальный техникум по специальности Теплоснабжение и теплоотведение.
Год работала в офисе с зарплатой 20 000 рублей в месяц.
7 лет назад переехала в Уфу и работала в продюсерском центре с зарплатой 15 000 рублей в месяц.
6 лет назад переехала в Москву.
А на днях сбылась моя мечта — перелет частным самолетом.
Это был мой лучший перелет. И даже не потому, что это был частный борт.
А просто потому, что мечты должны сбываться!
*cоцсети Instagram и Facebook принадлежат Meta — организации, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории РФ.