От правильного выбора ниши зависит, насколько будет прибыльным бизнес. В статье — какой товар выгоднее продавать на Ozon, обзор популярных категорий, а также ошибки новичков и советы опытных селлеров.
При этом важно следить за товарными запасами, вовремя обрабатывать заказы и контролировать прибыль, чтобы не попасть на штрафы или блокировку. Для этого подходит МойСклад — автоматически обновляйте остатки и цены, печатайте этикетки со штрихкодами, контролируйте доставки в пути, смотрите реальную прибыль, прогнозируйте запасы, чтобы точно знать, когда и какой товар закупать.
Дмитрий Бузинов
Co‑founder SalesFinder и действующий селлер
В 2024 году российский рынок онлайн-торговли вырос на 37% и составил 11,3 триллиона рублей, подсчитали аналитики INFOLine. Это более 20% от всех розничных продаж в России. Годовой оборот у маркетплейса Ozon — 2,69 триллиона рублей.
Согласно исследованию Т-Бизнеса, в 2024 году самый высокий рост среднего чека зафиксирован на Ozon — средняя стоимость покупки выросла на 22% и составила 2 710 рублей. Ozon на втором месте по количеству продавцов — 28%.
По данным онлайн-площадки, в неделю на маркетплейс заходит более 47 млн пользователей в неделю, количество заказов за 7 дней — более 37 млн.
Большая аудитория. У Ozon более 47 млн пользователей в неделю.
Рекламные инструменты оцифрованы — здесь проще продвигать товары по сравнению с тем же Wildberries. Не нужно делать самовыкупы. Нет необходимости выводить товары в топ — просто включаешь рекламу, и она работает, нужно закладывать на нее 5-15% от стоимости. Но без рекламы товары плохо продаются. Есть несколько инструментов: брендовая полка, трафарет и продвижение в поиске, а также акции.
Удобная инфраструктура — собственная логистическая сеть и склады, что облегчает доставку товаров.
Широкий ассортимент товаров. Здесь можно купить практически все: от продуктов питания до техники и бытовой химии.
Выгодные условия сотрудничества. Если товар потерялся по вине маркетплейса или испортился, Ozon компенсирует все потери.
Целевая аудитория Озона — это платежеспособные покупатели, которые привыкли делать регулярные и крупные покупки.
Доход целевой аудитории Озон — средний и выше среднего. Пользователи выбирают этот маркетплейс за гарантию качества и подтвержденность оригинальности продукта, удобную доставку.
В личном кабинете селлера есть функция «Портрет покупателя». С его помощью можно получить статистику по своим клиентам — тем, кто покупал товары, интересовался ими или заказывал товары в ваших категориях. Доступны данные о географии, поле, возрасте и среднем чеке.
Можно выбрать сегмент покупателей на площадке в целом и сравнить его со своими клиентами.
По данным сервиса аналитики на маркетплейсах SalesFinder, самые продаваемые на Ozon товары из категорий:
По данным сервиса сервиса аналитики Moneyplace, в Топ-5 популярных ниш на Ozone входят:
Среди самых покупаемых товаров на Ozon оказались следующие.
Садовые столики. При среднем чеке в 6 000 рублей эту мебель для сада и дачи купили 38 567 раз.
Экологичная соль для посудомоечных машин. Соль можно продавать круглый год, меняя поставщиков. Можно работать как с известными брендами, так и выводить на рынок новые марки.
Беспроводные колонки. Чаще всего покупают умную технику от Яндекс и VK во всех вариациях, но и портативные гаджеты также пользуются популярностью. Максимальные продажи колонок зафиксированы в диапазоне от 9 000 до 12 000 рублей.
Придверные коврики. Вошли в ТОП-товаров по продажам и принесли селлерам 143 247 043 рублей. Средний чек составил 1 490 рублей.
Многофункциональная щетка для обуви и подошвы с дозатором. Недорогой товар в среднем чеке 115 рублей купили 18 038 шт. А продавец сумел заработать на полезном аксессуаре 2 071 782 рублей.
То, что запрещено законом, и еще некоторые категории товаров, которые запрещает сам маркетплейс:
Если анализировать товарные направления, уровень конкуренции кажется непреодолимым. Но внутри каждой большой есть множество более мелких подкатегорий, и здесь как раз можно найти относительно свободные ниши и товары с растущим спросом.
Если один товар не пошел, то надо улучшать контент, искать новую продукцию, вкладываться в маркетинг, а главное — пробовать и пробовать. У меня стандартно 4-5% от коллекции одежды не продается, вообще никак. Как бы мы ни анализировали и ни изучали рынок, не продается — и все. Мы эти товары сливаем либо по себестоимости, либо по оптовой цене. Но это не повод для паники.
Стартовать на Озоне в категориях с высокой конкуренцией, особенно если в ней доминируют несколько продавцов или брендов довольно сложно. Новичку потребуется немало времени и средств на продвижение, чтобы обойти конкурентов и вывести карточки в топ выдачи.
Если видите, что какие-то товары продаются ежедневно на сотни тысяч, это не значит, что ваша карточка принесет такие же продажи. Начинающим селлерам выгоднее заходить в ниши, где нет монополистов и не так много предложений конкурентов. Здесь легче продвинуться на первую страницу и получить продажи.
Проанализировать нишу и товар можно с помощью статистики в личном кабинете Ozon, сервисов аналитики и вручную.
Проанализировать спрос на товар можно по поиску на Озоне. Обращайте внимание на товары с пометкой «Новинка» — они недавно появились, но уже пользуются спросом.
Здесь есть аналитика по товарам, поисковым запросам и брендам. Каждый блок урезан до 10 позиций в отдельной категории. Больше данных доступно после регистрации.
После регистрации для новичков будут доступны инструменты аналитики.
На старте продаж полезно посмотреть:
Выглядят эти отчеты так:
Список формируется по данным из открытых источников на основе выручки, обновляется раз в месяц.
Чтобы получить более глубокую аналитику, которая поможет определиться с товаром и нишей, подойдут сторонние сервисы. Например, Marketguru, Moneyplace, LikeStats, Sellmonitor и др. Есть платные и бесплатные.
С помощью таких сервисов можно анализировать рынок: сколько игроков, каковы обороты в разрезе категорий и конкретных товаров, что ищут покупатели.
Анализ конкурентов. Поможет выяснить их среднемесячную выручку, количество продаж, процент выкупа, оборот, доход с каждого товара. Вы поймете, с чем выгодно выходить на рынок и где меньше конкуренции.
Анализ товаров. Показывает товары, которые достигли наибольшего оборота за неделю, две недели или месяц. Анализируйте товары с долгосрочным спросом по данным за месяц, за неделю — трендовые и сезонные товары.
Анализ ниш. Поможет выбрать перспективные продукты — у которых дефицит на складах маркетплейса, но высокий оборот и растущий спрос.
Анализ поисковых запросов. Покажет, какие товары ищут покупатели, то есть поисковые запросы реальных людей. Это поможет расширить товарный ассортимент магазина и скорректировать свои карточки под запросы покупателей.
Выяснить, какие продукты наиболее популярны в определенной тематике, поможет Яндекс Вордстат.
Введите название товара или связанные с ним фразы — и увидите, сколько раз и что конкретно по ним смотрели в поиске Яндекса.
Сервис поможет понять, в каких регионах спрос в этой нише повышенный, а в каких наоборот. Значение выше 100 % — хороший знак.
Google Trends. В этом сервисе можно посмотреть динамику спроса. Здесь же — сравнение по разным ключевым запросам и возможность выбрать более популярный.
В Яндексе и Google можно проверять, сезонный ли спрос на товар ищут больше в выходные или будни.
Цена. Оптимальный ценовой диапазон товаров для старта — от 1 200 рублей (с НДС). Если цена сильно меньше, затраты на логистику съедят всю маржу.
Размер. Начинать лучше с товаров небольшого размера и веса: до 50 см по каждой из сторон и весом не больше 1-1,5 кг — их легко хранить и транспортировать.
Категория. Для старта продаж в интернете подходят категории, которые люди уже привыкли покупать онлайн:
Сезонные товары могут принести хорошую прибыль, если все правильно рассчитать. Для сезонных и новых товаров я часто использую ресейл. У меня есть налаженные контакты с поставщиками. Например, бантики к 1 сентября закупаю на рынке. Я рассчитал юнит-экономику и вышло, что выгоднее закупать у поставщика в Москве, чем в Китае, потому что объемы не очень большие.
Ошибка 1. Без тестирования товара выходить на маркетплейс не стоит. Проверьте сами товар, как он ведет себя в эксплуатации, а одежду несколько раз постирайте.
Ошибка 2. Неправильное ценообразование. Например, вы решили продавать крем для лица, себестоимость которого 2 000 рублей. Необходимо учитывать целевую аудиторию маркетплейсов — люди стараются здесь купить качественный товар, но дешево. Поэтому продавать люкс или средний товар на онлайн-площадке не стоит.
Ошибка 3. Браться за все товары одновременно — это ненужное давление на ваш бюджет. Чтобы были постоянные продажи, продавцу надо одну партию отгрузить на маркетплейс, а другую закупить. Лучше возьмите один товар и прокачивайте его: расширяйте размерный и цветовой ряд, работайте с карточкой товара.
Ошибка 4. Не заморачиваться с фотоконтентом. Ваша витрина — это фотография. Она должна быть качественной и красивой.
Ошибка 5. Нет товара на складе. Своевременно пополняйте остатки — поставляйте товар мелкими партиями, но часто.
Ошибка 6. Один поставщик. На маркетплейсы критически важно быстро поставлять товар. Если один поставщик не сможет сделать поставку к празднику или сезону, должен быть запасной вариант.
Около 15% селлеров зарабатывает на маркетплейсах. 85% — не считают свои цифры, не знают свои расходы и прибыль. Чтобы оказаться в числе успешных предпринимателей, обязательно считайте расходы.
Сюда входит:
А еще налоги с выручки. Даже если вы работаете в одиночку, храните товар дома и не используете онлайн-кассу, от большинства из статей расходов никуда не деться.
Можно рассчитывать прибыльность бизнеса и следить за ее динамикой, чтобы понять, стоит ли что-то менять. В этом помогает юнит-экономика. Как ее считать — в видео.
Loading...
Разбирая карточки учеников, смотрю, что ребята продают патчи по супер низкой цене.
— Не может быть такая цена, — говорю им.
— Нет, все нормально, мы считали.
— Я закупаю по 200 тыс. штук в Китае и знаю, что у нас самая низкая цена.
В итоге сделал им расчет, оказалось, что с каждого проданного патча они зарабатывали минус 10 рублей, потому что не учли ряд факторов. Это большая боль предпринимателей: объем денег идет — и ладно, не видят кассового разрыва. Вот именно поэтому мы учим пользоваться МоимСкладом, сразу автоматизировать процессы и считать комиссии, возвраты, логистику — все учитывать.
Торговля на маркетплейсах — тот же бизнес со всеми вытекающими проблемами. Не забывайте о требованиях площадок к остаткам. У продавца товар должен быть всегда в наличии, с достаточными запасами. Иначе ваш аккаунт могут заблокировать.
Контролировать товарные остатки поможет МойСклад. Работает это так: вы задаете количество неснижаемого остатка, при достижении которого программа сама сделает заявку поставщику. Риск остаться без товара исключается.
Делайте точные заказы поставщикам. МойСклад прогнозирует на основе статистики продаж, сколько заказать товара и на какой срок его хватит.
Селлеры могут работать с Ozon по нескольким схемам продаж:
FBO — продажа и доставка со склада Ozon. Продавец доставляет товары на склад площадки или пользуется кросс-докингом: отвозит товар в ближайший пункт приема, откуда его на склад транспортируют сотрудники Ozon. Все остальное остается за маркетплейсом: он обрабатывает заявки, собирает и доставляет заказы, принимает оплату.
Селлер в итоге получает деньги за вычетом комиссии с каждого заказа, комиссий за логистику и обработку возвратов, а также расходов на размещение товара на складе.
FBS — продажа со склада продавца, доставка от Ozon (логистической службы Ozon Rocket). В этом случае продавец хранит товар на своем складе. Площадка уведомляет селлера о заказе, тот его собирает, упаковывает и отвозит в сортировочный центр сам или с помощью курьера Ozon.
RealFBS — продажа со склада продавца, доставка любой службой на выбор. При такой схеме селлер сам хранит товары, собирает, упаковывает и доставляет заказы. Службу доставки можно выбрать любую и в карточке товара указать несколько вариантов. Продавец сам их ищет, договаривается и взаимодействует вне маркетплейса.
Можно совмещать разные схемы. Например, отправлять товары с хорошей оборачиваемостью на FBO, а более дорогие — продавать по схема FBS и с ее помощью тестировать новую продукцию.
На селлеров падает много рутины: выгрузка каталога, контроль остатков, обработка заказов и т.д. Приходится постоянно «прыгать» между вкладками.
К товароучетной системе МойСклад можно подключить магазин на Ozon и настроить автоматический обмен данными. Из сервиса выгружайте цены и остатки, из маркетплейса — заказы и товары.
С помощью такого обмена вы экономите время на обработку заказов, избавитесь от дублирования данных.
В сервисе учитывается комиссия маркетплейса. Есть двусторонняя синхронизация статусов доставки, а при достижении статуса «Доставлен» автоматически формируются отгрузки и входящие платежи. В МоемСкладе удобно печатать товарные этикетки со штрихкодами по требованиям Ozon.
Ключевые возможности: