В этой статье — пошаговая инструкция по отгрузке на склад маркетплейса при работе по FBO. Здесь самая важная информация, которая убережет вас от ошибок. Если чего-то не найдете — не переживайте: частные случаи подробно разобраны в базе знаний Ozon.
МойСклад помогает автоматизировать торговлю на маркетплейсах. Готовые интеграции с Ozon, Wildberries, Яндекс Маркетом и другими. Управляйте всеми каналами продаж из одного окна без штрафов и блокировок:
Эксперт статьи
Дамир Валеев
ведущий аналитик JVO-студии. Опыт работы с Wildberries и Ozon — более 4 лет. Специализация: сезонные ниши, одежда и товарные категории
ИП могут работать по любой из схем — FBO, FBS и realFBS — или совмещать их. Самозанятым тоже доступны все схемы работы с Ozon.
Разница в том, кто хранит, комплектует, упаковывает и доставляет товар покупателю. По FBS (Fulfillment by Seller) этим занимаетесь вы. По FBO (Fulfilment By Operator) это делает маркетплейс.
Чтобы начать сотрудничать с Ozon по схеме FBO, в некоторых случаях нужно формировать УПД и передавать отчет в систему электронного документооборота (ЭДО), но для большинства товаров это необязательно. Подключение ЭДО понадобится при продаже:
Далее оформляются документы по отгрузке товаров на склад маркетплейса, после чего он едет на склад. Любые неточности в документации могут привести к тому, что товар не примут при отгрузке.
При продаже товаров Ozon оставляет часть дохода в виде комиссии себе. Размер варьируется от 3 до 25%. Все товары на платформе разделены на категории и подкатегории, каждая из которых с точки зрения комиссионных сборов «стоит» по-разному.
Склады Ozonа делятся на центральные и региональные. Товары с центральных доступны для покупки клиентам по всей территории России, с региональных — недоступны в некоторых регионах. Полный список адресов складов и сортировочных центров — в официальной справке.
При каждой поставке на склад Ozon действует бесплатный период хранения. Его срок зависит от категории товара и условий размещения на момент поставки. Например, с 1 февраля 2025 года бытовая химия и товары для личной гигиены хранятся бесплатно 90 дней, а одежда и обувь — 365 дней.
После окончания срока бесплатного хранения стоимость за размещение рассчитывается по формуле 1,5 рубля за литр в день. Расположение склада не влияет на стоимость.
Если не сделаете — штрафа не будет, а простой в продажах — да. Лучше не рисковать и сэкономить себе время и нервы.
Качество продукции подтверждают:
К каждому конкретному артикулу товара должен быть привязан документ качества. К одному документу можно привязать неограниченное количество артикулов.
Если товар подлежит обязательной сертификации, маркетплейс перед загрузкой запрашивает документы.
Еще он может запросить документы на товары и из других категорий — если это случится, предоставить их нужно в течение 3 рабочих дней с момента получения запроса. Если не загрузить документы, никаких штрафов не будет, но Ozon заблокирует карточки товаров до получения документов — не сможете продавать.
*Отказное письмо — не обязательный документ. Рассказали об этом ниже.
По закону на каждом товаре должен быть штрихкод. Обычно селлеры используют маркировку производителей, но бывает так, что купили партию без опознавательных знаков. В этом случае вы сами генерируете и наклеиваете на товары этикетки со штрихкодами.
Дальше — упаковываете все в короба и маркируете их тоже.
Проблем не будет, если товара немного. Но если партия для отгрузки большая, то с упаковкой придется повозиться не один час и даже день. Если не хотите собирать товары «в мыле» и не спать ночью — лучше заложите под это время и делайте заранее.
На сертификацию товара уходит до 3 недель. На упаковку большой партии товара — от 5 дней, если будете работать небольшими итерациями по паре часов.
К сожалению, нет единого списка товаров, которые не нужно сертифицировать. Требования постоянно меняются, нужно отслеживать. Делимся тремя рабочими способами, как проверить свой товар на необходимость сертифицировать.
Если нашлось — оформляете декларацию и потом ставите знак СТР.
Если ничего не нашлось, нужно еще проверить товар по техническим регламентам.
Единого утвержденного списка товаров, не требующих сертификации в России, нет. Перечень в постановлении обновляется каждый год.
Если нашлось — оформляете сертификат или декларацию и потом ставите знак ЕАС.
Если не нашлось — товар не нужно сертифицировать.
Если продаете что-то экстраординарное, проверьте товар в перечне госрегистрации. Введите его ТН ВЭД в поиске. Нашлось — тогда товару предстоит пройти госрегистрацию. Не нашлось — забудьте об этом.
Лайфхак: если продукт был в техрегламенте, можете в этот перечень не заглядывать.
Если требуется, нужно оформить товарный знак для своей продукции
Фактически можно торговать без товарного знака. Но если вы на маркетплейсе всерьез и надолго — рекомендуем его сделать. Кроме того, он защитит вас от недобросовестных конкурентов, которые могут оформить права на себя и предъявить иск.
Наша статья поможет разобраться, как зарегистрировать товарный знак.
Если покупаете на «Садоводе» или в ТЯК «Москва», можете спросить у локального продавца, кто производитель, что с сертификатом товара.s
Позвонить в сертификационный центр и обо всем расспросить. Они проконсультируют бесплатно. Но имейте в виду: они заинтересованы, чтобы вы потом заказали сертификацию у них.
Центры разные, цены на одни и те же услуги могут сильно отличаться. Также некоторые могут мошенничать: за большие деньги предлагать неполную услугу или то, что по факту стоит сильно дешевле.
Выбирайте тщательно и сравнивайте. Главное, помните: отказные письма не обязательны — это всего лишь заработок для центра. Пусть вас не убеждают в обратном.
Ведите товароучет и выгружайте аналитику по работе на маркетплейсе. Например, смотрите отчет по выручке с учетом вознаграждения площадки.
Ускоряйтесь при подготовке поставки на склад — печатайте пачку этикеток по шаблону прямо в МоемСкладе.
При выходе на несколько площадок работайте из одного окна — есть готовые интеграции с Ozon, Wildberries, Яндекс Маркетом, Мегамаркетом и другими.
Если товар подлежит обязательной сертификации, маркетплейс перед загрузкой запрашивает документы. Еще Ozon выборочно проводит проверки и может запросить документы на товары из других категорий — тогда их нужно предоставить в течение 3 рабочих дней с момента получения запроса.
Если не загрузить документы, никаких штрафов не будет, но Ozon заблокирует карточки товаров до получения документов — не сможете продавать. Это правило указано в договоре оферты в разделе «Требования к товару» (пункт 1.2).
Документы о сертификации можно заказать в Казахстане. Даже с учетом доставки получится быстрее и дешевле.
Так вы сэкономите 3000–5000 рублей.
Отказное письмо — это информационный документ, который сообщает, что товар не нужно сертифицировать. Он ничего не регламентирует. При этом оформлять его не обязательно — такого требования нет в законодательстве. Также нет и госреестра таких писем, чтобы их проверить.
Если покупатель попросит отказное письмо, а оно не требуется для товара, Ozon может ответить сам без привлечения вас. Если покупателю этого мало, то придется делать письмо и загружать в кабинет — так ответили в службе поддержки.
С 1 сентября 2022 года действует новое Постановление Правительства № 2425 с перечнем продукции для обязательной сертификации.
Что это значит для продавцов:
Со стороны только кажется, что это быстро. На самом деле вам предстоит:
На небольшую поставку с малым количеством товара времени уйдет меньше. Но если нужно упаковать сотню-другую штативов, придется повозиться не один день по несколько часов.
Если не хочется, всегда можно делегировать это специальным компаниям: они подготовят товар к отгрузке по всем правилам маркетплейса.
Подробнее об упаковках для каждой категории товаров смотрите в базе знаний Ozon. Там много нюансов, которые нужно учесть, иначе ваш товар не пройдет приемку. Здесь же мы приведем основное из этих правил.
Виды упаковкиПищевую пленку нельзя использовать в качестве индивидуальной упаковки для товара.
Требования для коробокЗаказать короба нужного размера можно в типографии или купить по специальному предложению самого Ozon. Если покупаете в канцелярских магазинах, сравните цены: в розничных может быть на порядок дороже, чем онлайн.
У каждого товара для Ozon должно быть несколько опознавательных знаков:
Они должны располагаться на видном месте и не закрывать срок годности и описание товара. Не заклеивайте штрихкод скотчем, иначе сотрудники склада не смогут его отсканировать. Если вы дополнительно упаковали товар, сверху нужно наклеить свой штрихкод и этикетку — даже если ваша упаковка прозрачная.
Вы можете использовать:
Этикетка. Покупателям важно сразу понять, что за товар они получили, поэтому основные характеристики должны быть напечатаны на этикетке текстом. Этикетку размещают на самом товаре — например, на бирке, которую привязывают к одежде.
Что указывать на этикетке:
Допустимые размеры этикетки для Ozon составляют: 30×20 мм, 43×25 мм, 58×40 мм. Рекомендуем не делать слишком маленькую, чтобы избежать проблем со считыванием штрихкода. Формат штрихкода — EAN-13.
Этикетки с идентификаторами должны быть устойчивы к истиранию. В идеале печатать их на принтерах этикеток, а не на струйных и лазерных.
Наклейка со штрихкодом. Штрихкод — главный опознавательный знак товара для маркетплейса, по нему сотрудники принимают и учитывают товар. Его нужно продублировать на отдельной наклейке на упаковке, чтобы сделать заметным. Разворачивать каждую вещь и искать этикетку на складе не будут. Наклейка со штрихкодом нужна только для сотрудников, поэтому полностью дублировать на ней всю информацию о товаре необязательно.
Что указать на наклейке для упаковки:
Наклейка с кодом обязательной маркировки. Нужна, если вы продаете товары, которые подлежат обязательной маркировке в системе «Честный Знак». Наклейку с кодом маркировки по закону нужно разместить на упаковке, но по желанию можно продублировать ее и на товаре.
Неправильные этикетки на товаре — одна из главных причин отказа в приемке товара как на Ozon, так и на других площадках. В МоемСкладе можно создать этикетку по всем правилам с помощью универсального шаблона и напечатать массово.
Вот как это сделать:
Штрихкод на товаре должен:
Если товару нужна дополнительная упаковка, наклейте на нее такой же штрихкод, как и у товара в личном кабинете.
Если товар подпадает под закон об обязательной маркировке (например, одежда и обувь), производитель обязан кроме этикетки нанести на упаковку стикер с кодом из системы «Честный знак». Он не должен перекрывать этикетку.
Проверьте, что у каждой позиции, подлежащей обязательной маркировке:
Сейчас маркируют более 20 товарных групп, еще 15 — в эксперименте. Все вопросы, касающиеся обязательной маркировки, разобрали в специальном разделе.
Ускорьте сборку заказов в 3 раза
благодаря автоматизации маркировки
МойСклад поможет максимально автоматизировать торговлю маркированными товарами на маркетплейсах — теперь селлеру можно работать в режиме одного окна и не надо переключаться между МоимСкладом и личным кабинетом.
❌ Раньше: двойное сканирование, переключение между системами и высокая вероятность ошибок.
✅ Сейчас: автоматическая передача кодов маркировки в Ozon и сборка заказов в 3 раза быстрее. Без ошибок.
Маркетплейсы могут принимать только маркированную продукцию. При нанесении маркировки убедитесь, что:
штрихкод и код маркировки размещены так, что их легко считать без вскрытия упаковки. Рекомендуем наносить коды для товаров:
код маркировки:
Требования к средству идентификации с кодом маркировки:
Разрешение печати не менее 300 dpi.
Чтобы на приемке не было накладок, нужно заранее:
Алгоритм простой, в кабинете есть подсказки, которые объясняют каждый шаг. Показываем на фото пошагово.
Подписчикам JVO для работы с Ozon доступны блоки данных «Сводка» и «Рекламная сводка» Аналитического дашборда, модуль «Все артикулы» с информацией по всей товарной матрице и блоки «Сводка», «Рекламная сводка» и «Остатки на складах» по каждому артикулу.
Аналитический дашборд — это полноценная BI-система, работающая на базе собственной Big Data JVO. Модуль собирает актуальные данные о продажах на маркетплейсе по всем основным метрикам в удобном интерфейсе.
Блок данных «Сводка» отражает основные метрики по заказам, продажам и расходам (логистика, комиссии, штрафы, ДРР и т.д.) за периоды от 7 дней до 12 месяцев. В JVO данные хранятся бесконечно, поэтому клиенты, пользующиеся платформой не первый год, могут сравнивать показатели с предыдущими периодами.
В блоке данных «Рекламная сводка» собирается информация по показам РК, просмотрам карточки, CTR, расходам на продвижение, ДРР и сумма заказов в периоде.
Модуль «Все артикулы» — аналитика по продажам всей товарной матрицы поставщика маркетплейса в одном окне. По каждой метрике карточки товаров можно отсортировать по сумме (от большего к меньшему и наоборот) и по динамике изменения за период (от большего к меньшему и наоборот).
Внутри модуля по отдельному артикулу доступны блоки «Сводка» (количество заказов, процент выкупа, продажи, фактическая маржа, маржинальность и себестоимость в рублях), «Рекламная сводка» (показы, CTR и ДРР в %, расходы на рекламу в рублях, просмотры карточки и заказы), и «Остатки на складах» в штуках и с количеством дней до OOS.
МойСклад — это система учета товаров. В торговле на Ozon кроме генерации и печати этикеток со штрихкодами поможет контролировать продажи и прибыль, чтобы избежать штрафов и блокировок.
Вот ключевые отчеты для работы.
Показывает, сколько всего товаров, включая их модификации, находится на всех складах. Этот отчет — самый важный в аналитике. Покупатели заказывают постоянно, даже когда товара может не быть на складе. Если вы проследили и не сделали вовремя отгрузку — будет штраф.
Смотрите выручку с учетом вознаграждения маркетплейса.
В нем отображается полная себестоимость товаров с учетом всех комиссий, которые вы заплатили маркетплейсу. Отчет показывает прибыль и рентабельность с учетом продаж и возвратов товаров.
Ключевые возможности: