В России действует закон об обязательной маркировке ряда групп товаров. Участники оборота должны отправлять в систему Честный знак сведения о выводе продукции из оборота независимо от целей, для которых ее приобрели. Как это сделать — в этой статье.
Продажа маркированных товаров — сложный процесс. Забить каждый шаг в Честный знак, а еще отразить это в товарном учете.
Удобнее вести работу в одном месте. Заказ кодов и их проверка при приемке товара от поставщика, обмен документами через ЭДО, поддержка разрешительного режима на кассе, продажа и возврат маркированных товаров по требованиям закона — все это дает МойСклад благодаря прямой интеграции с Честным знаком. Вам не нужно «бегать» по разным вкладкам в браузере. Работайте с маркировкой и ведите учет в целом в одном окне.
Быстрый старт, поддержка 24/7.
Список маркируемых товаров пополняется. Сейчас он выглядит так:
Чтобы определить, надо маркировать товар, ориентируйтесь на код ТН ВЭД ЕАЭС. Он указан в разрешительной документации — сертификат соответствия или декларация соответствия на товары. В документе ниже — актуальный список товаров, подлежащих обязательной маркировке с кодами ТН ВЭД. Полный перечень позиций с расшифровкой.
Эксперимент — это пилотный проект по маркировке того или иного товара. Пока добровольный, с бесплатным заказом кодов в Честном знаке. Обычно после окончания он перетекает в обязательный режим.
Прямо сейчас идет эксперимент по маркировке следующих товаров:
С маркировкой работают все участники товарооборота: производители, оптовики и розничные магазины.
Производитель получает коды в системе маркировки Честный знак, наносит их на товары и вводит в оборот.
Дистрибьюторы и оптовики покупают продукцию у производителя, получают от него документы с кодами, проверяют их соответствие и становятся владельцами. Прежде, чем передать товар в розницу, сканируют коды маркировки и указывают их в накладных.
Торговые точки проверяют соответствие кодов, продают товар покупателю и передают данные о выбытии в Честный знак из онлайн-кассы через ОФД. Для этого у продавцов должна быть ККТ с поддержкой ФФД 1.2.
В соответствии с ППРФ от 29.11.2023 № 2028 вывод товаров из оборота должен производиться в следующих случаях:
Продажа товаров конечному потребителю.
Передача товаров в благотворительных целях или пожертвование.
Продажа товаров по договору розничной купли-продажи, когда покупатель ознакомился с образцом товара, выставленным в месте продажи.
Когда покупатель выбирает товар с помощью каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, а потом его покупает через средства связи — телевизионной, почтовой, радиосвязи и других.
Розничная продажа товара с помощью автоматического устройства для торговли без участия продавца.
Поставка товара по договору гособоронзаказа предусмотренному № 275‑ФЗ.
Поставка товара по договору госзакупок предусмотренному № 44‑ФЗ или № 223‑ФЗ.
Использование для хозяйственно-бытовых нужд.
Использование продукта для производства нового товара для получения прибыли.
За совершение правонарушений в качестве меры наказания может быть назначена конфискация товара.
Использование некачественных и опасных продуктов не по прямому назначению. Переработка.
Продукция, которую нельзя переработать, уничтожают.
Нет товара в наличии у участников оборота, но по документам он является его владельцем.
Покупка и продажа товаров между иностранными партнерами, находящимися на территории стран ЕАЭС.
Продажа товаров иностранным партнерам, находящимся за пределами стран ЕАЭС.
Разделение целого товара на отдельные порции продукта, различные или одинаковые по весу, объему, а также подлежащие упаковке не промышленным способом в месте ее реализации. Например, продажа творога на развес.
Когда товар не пригоден к употреблению.
Вывод из оборота по причинам отличным от перечня выше. Например: маркетинговые образцы; поставка в труднодоступные местности и т.п.
Чтобы автоматически выводить товар из оборота, предпринимателю нужно заключить договор и дополнительное соглашение с ОФД. Он будет передавать отчеты в систему маркировки. А также подключить кассу к интернету.
Если бизнес работает в отдаленной местности, передавать данные требуется вручную в течение 30 календарных дней с даты продажи.
Магазину при выводе товара из оборота, не связанному с розничной продажей, надо в течение 3 рабочих дней подать отчет в Честный знак.
Разрешительный режим — для кассы. С нее при продаже маркированного товара поступает запрос в систему Честный знак, годный код или нет. В результате продажа или разрешена, или запрещена. Все это происходит моментально.
Согласно Постановлению от 21.11.2023 № 1944, маркированный товар проверяют в двух режимах: онлайн и офлайн.
Проверка в онлайн режиме. Кассир при продаже сканирует код маркировки. Кассовая программа отправляет данные в Честный знак. Система его проверяет и сообщает, есть ли нарушения. Если по данным Честного знака продажа маркированного товара запрещена, то касса покажет это. Или наоборот, разрешит.
Проверка в офлайн режиме. Проводится, когда связь с Честным знаком невозможна по техническим причинам. Розница принимает решение о продаже маркированного товара на основе данных из локальной базы данных продавца. Это проверка в офлайне по кодам, запрещенным по решению органа власти. База данных — общая для всех участников.
При продаже маркированных товаров через интернет-магазины и маркетплейсы возможны два варианта вывода товара из оборота.
Если код маркировки не указывается в кассовом чеке, участнику оборота необходимо подавать сведения о выводе товара из оборота в Честный знак по факту отгрузки товара со склада для доставки конечному потребителю. Такая ситуация возникает, когда магазин выводит товар из оборота дистанционным способом, а доставляют товар курьеры или оператор почтовой связи, и они не готовы включать код в чек.
Если код указывается в кассовом чеке курьерской службой или магазин доставляет заказы самостоятельно, то выводится товар из оборота по аналогии со стационарной розничной торговлей — коды отправляются в Честный знак онлайн-кассой при формировании чека через ОФД. Код нужно включать только в кассовый чек на передачу товара, в чек на предоплату или аванс включать его не нужно.
Если вывод из оборота по чеку делает курьерская компания, то в Честный знак необходимо подать сведения о передаче товара курьерской компании.
Вывести товар из оборота можно в личном кабинете Честного знака, автоматически, с помощью загрузки чеков или через сервис МойСклад.
Для подачи документа вывод из оборота, в личном кабинете Честного знака в разделе Документы нажмите на кнопку Добавить и из выпадающего списка выбрать «Вывод из оборота».
Шаг 1. Общая информация. Заполните поля:
Шаг 2. Товары. Далее определите список товаров, выводимых из оборота. Это можно сделать одним из способов:
Шаг 3. Подпись.
На этом шаге подпишите и отправьте документ в обработку. У документа изменится статус на Обработан успешно или Обработан с ошибками, у кодов также изменится статус.
Автоматический вывод применяется при розничной продаже с помощью онлайн-кассы. Для этого участнику оборота надо:
Как происходит вывод товара из оборота:
Этот способ применяется, если автоматическая загрузка чеков невозможна. Например, ККТ используется в автономном режиме, без доступа в интернет. Отчеты надо передавать в течение 30 календарных дней с момента продажи маркированного товара.
Формат файла, в котором содержатся сведения по чекам, зависит от версии формата фискальных документов фискального накопителя:
Загрузка чеков вручную:
В разделе Чеки нажмите кнопку Загрузить
Загрузите подготовленные чеки в формате zip, crpt, crpt2.
Нажмите Подписать и отправить / Отправить.
Загруженный чек отобразится в разделе Чеки со статусом Обработан успешно, а статус кодов изменился на Выбыл в разделе Коды. Если сведения некорректны, то у документа в разделе Чеки будет статус Обработан с ошибками.
В разделе «Товары — Коды маркировки — Загрузить данные» появится список заказанные кодов. Выберите нужный код и нажмите «Создать — Вывести код из оборота». Готово — товар выведен из оборота. Более подробно — в инструкции.
Loading...
В сервисе можно:
Участники оборота должны соблюдать сроки по отправке сведений при вводе товаров в оборот, передаче прав на товары и выводе из оборота.
3 дня — срок на отправку данных о передаче прав на товары, на проверку и подтверждение документов в Честном знаке. Например, вы приняли товар в понедельник, необходимо подтвердить информацию о приемке не позже среды.
Если не успеете в трехдневный срок, грозит административная ответственность:
Вот наиболее распространенные ситуации.
Выбирайте причину «Использование для собственных нужд» и указывайте ИНН покупателя в документе «Вывод из оборота».
Если маркированная молочная продукция поставляется в отдаленные или труднодоступные местности, участники оборота в срок не более 3 рабочих дней со дня отгрузки (передачи или приемки) выводят из оборота и передают данные в Честный знак.
В случае отгрузки в отдаленные от сетей связи местности необходимо подать УПД в течение 3 рабочих дней с момента физической отгрузки товара, а покупатель может принять этот документ в течение 30 календарных дней.
В Постановлении Правительства РФ 2099 указан срок — 30 календарных дней.
Выводите из оборота всю головку сыра в течение 3 рабочих дней с момента первого разделения продукции. Нарезанные куски не маркируются.
Необходимо передать информацию в электронном УПД с выводом из оборота. Если у организации отсутствует ЭДО, то формируете документ «Вывод из оборота» с указанием причины «Использование для собственных нужд» и указанием ИНН покупателя.
Участник оборота товаров при отгрузке товаров со склада хранения для доставки потребителю направляет документ в Честный знак «Вывод из оборота» по причине «Дистанционная продажа».
В момент убытия.
Дистанционная продажа.
Для проведения испытаний маркировка не требуется.
МойСклад — это не только работа с маркировкой, но и учет товаров с кассовым приложением в комплекте.