Маркировка пива и слабоалкогольных напитков

12 декабря 2022

С 2023 года маркировка пива и слабоалкогольных напитков становится обязательной. Вводят ее поэтапно. Точные сроки, какие напитки и в какой таре подлежат маркировке, а также порядок действий — в этой статье.

Продажа маркированных товаров — сложный процесс. Забить каждый шаг в систему Честный Знак, а еще отразить это в товарном учете.

Удобнее вести работу в одном месте. Заказать коды и сообщить об их выбытии, обменяться документами с поставщиками через ЭДО, получить данные об остатках и прибыли. Все это умеет МойСклад — учет любых товаров, рабочее место кассира и CRM в комплекте. Быстрый старт, поддержка 24/7, есть бесплатный тариф.

Попробовать МойСклад
  1. Чем маркировка пива отличается от ЕГАИС
  2. Какая продукция подлежит маркировке
  3. Какое пиво не надо маркировать
  4. Сроки маркировки
  5. Штрафы
  6. Как работает обязательная маркировка
  7. Как подготовиться к маркировке пива: оборудование
  8. Учет пива в кегах
  9. Как вести учет пива в упаковке
  10. Автоматизация торговли в рознице и общепите
  11. Вопросы и ответы

Чем маркировка пива отличается от ЕГАИС

Система маркировки товаров Честный Знак помогает отслеживать оборот товаров и бороться с подделками. Похожую задачу для крепкого алкоголя выполняет ЕГАИС: туда продавцы передают данные о факте закупки продукции и там же ведут учет розничных продаж. При этом путь конкретной бутылки не отслеживается.

Статья по теме: Подключение к ЕГАИС

В случае с крепким алкоголем контроль за каждой единицей товара ведется с помощью акцизной маркировки. Применить такой способ для пива труднее: это снизит производительность.

Для отслеживания пива используют маркировку двухмерными кодами DataMatrix, которые уже наносят на упакованную воду, молочные продукты и другие товары.

Отличия акцизной маркировки и кода DataMatrix
Отличия акцизной маркировки и кода DataMatrix

Какая продукция подлежит маркировке

Маркировке подлежат:

  • все виды алкогольного пива;
  • все виды безалкогольного пива;
  • сидр, медовуха и другие напитки крепостью до 7%.

Попадает ли товар под маркировку, можно узнать по кодам ОКПД 2 или ТН ВЭД. Если не знаете коды, уточните у поставщика.

Код ТН ВЭД Товар Код ОКПД 2

11.05.10.120

11.05.10.130

Пиво солодовое в сосудах емкостью 10 л или менее, в бутылках

2203 00 010 0

Прочее пиво солодовое в сосудах емкостью 10 л или менее (за исключением пивных напитков)

2203 00 090 0

Пиво солодовое в сосудах емкостью более 10 л

2203 00 100 0

11.05.10.110

11.07.19.129

Безалкогольное пиво

2202 91 000 0

11.05.10.160

Прочее пиво солодовое в сосудах емкостью 10 л или менее (в части пивных напитков)

2203 00 090 0

11.03.10.211

11.03.10.212

Сидр и грушевый сидр игристые

2206 00 310 0

Сидр и грушевый сидр неигристые, в сосудах емкостью 2 л или менее

2206 00 510 0

Сидр и грушевый сидр неигристые, в сосудах емкостью более 2 л

2206 00 810 0

11.03.10.210

Прочие напитки сброженные игристые с фактической концентрацией спирта не более 7 об.%

2206 00 390 1

11.03.10.213

Прочие напитки сброженные неигристые, в сосудах емкостью 2 л или менее, с фактической концентрацией спирта не более 7 об.%

2206 00 590 1

11.03.10.219

Прочие напитки сброженные неигристые, в сосудах емкостью более 2 л, с фактической концентрацией спирта не более 7 об.%

2206 00 890 1

Какое пиво не надо маркировать

Не подлежит маркировке только «танковое» пиво. После варки пиво заливают в изолированный транспортировочный контейнер (танк) и в таком виде напиток остается в магазине, ресторане или баре — продают его в разлив. Не подлежит маркировке крепкий алкоголь — его отслеживают с помощью акциза. А вот пиво в кегах и потребительской упаковке, даже если оно >7%, надо маркировать.

Бесплатная программа с поддержкой ЕГАИС

Сроки маркировки

Основные этапы:

С 1 марта 2023 года все участники оборота должны зарегистрироваться в системе Честный Знак. Если вы участвовали в эксперименте и у вас уже есть аккаунт, заново регистрироваться не надо.

С 1 апреля 2023 — производители маркируют пиво в кегах.

С 1 октября 2023 — аналогично в стеклянной таре и полимерной упаковке (дата для производителей).

С 15 января 2024 — обязательная маркировка на производстве всех остальных видов упаковки (алюминиевые банки и т.д.).

Розница с этой же даты подает сведения в Честный Знак при подключении кеги к оборудованию для розлива.

С 1 июня 2024 года — розница продает маркированную продукцию в упаковке (пэт, стекло, банки) через кассу и передает сведения в Честный Знак.

С 15 января 2025 — запрещен вывод из оборота немаркированного пива в потребительской упаковке.

Продажа без маркировки допускается до 1 апреля 2024 для кег и до 15 января 2025 для пива и слабоалкогольных напитков, упакованных в потребительскую упаковку. До этих дедлайнов можно реализовать немаркированные остатки, после — нет.

Для всех участников оборота остаются без изменений:

  • артикульно-партионный учет;
  • акты списания ежедневно и декларации ежеквартально в ЕГАИС.

Куда наносить код маркировки

На каждую кегу и бутылку наносят двухмерный код Data Matrix.

Он содержит:

  • 14-значный идентификатор товара GTIN,
  • индивидуальный серийный номер напитка из 13 символов,
  • код проверки — еще четыре символа.

Размер кода — не менее 13×13 мм. Заказывает коды маркировки производитель или импортер в Честном Знаке. Стоимость одного кода — 50 копеек без учета НДС.

Коды маркировки, полученные во время эксперимента, будут действительны и во время обязательной маркировки — перемаркировывать товар не надо.

Пример
источник

Специалисты Честного Знака советуют печать код маркировки черным цветом на белом фоне для контраста, а сам код приклеить надо так, чтобы его нельзя было сорвать без повреждения.

При производстве наклеек с нанесенными символами Data Matrix, учитывайте, что из-за покрытия лаком или ламинирования упаковки код может не считываться — вы не сможете ввести товар в оборот.

Штрафы

За производство, ввод в оборот и продажу товара без кодов маркировки предусмотрены штрафы до 300 тыс. рублей. За торговлю немаркированными товарами в особо крупных объемах и подделку кодов — лишение свободы до 6 лет.

Статья по теме: Штрафы за нарушение правил маркировки

Для торговли по закону и без штрафов подключите МойСклад — все процессы по продаже и учету маркированных товаров бесплатно. Заказ, сверка и вывод кодов из оборота. Импорт и экспорт накладных с данными о маркировке через ЭДО.

Попробовать МойСклад

Как работает обязательная маркировка

Требования по маркировке затрагивают тех, кто выпускает, хранит или продает пиво. Это производители, импортеры, оптовики и розничные магазины.

Общая схема по работе с маркированными продуктами выглядит так:

Схема маркировки пива и слабоалкогольных напитков
  • Производитель заказывает коды в Честном Знаке — операторе системы маркировки, и наносит их на каждый экземпляр продукции;
  • Производитель сообщает в Честный Знак сведения о вводе товара в оборот;
  • Производитель формирует УПД (универсальный передаточный документ) с кодами маркировки для оптовика;
  • Оптовый покупатель принимает партию, передает данные об этом в Честный Знак — через ЭДО;
  • Оптовик отгружает товар розничной точке, при этом также формирует УПД;
  • Розница получает УПД от поставщика, подтверждает приемку;
  • При продаже кассир сканирует код маркировки, данные через ОФД (оператора фискальных данных) автоматически передаются в Честный Знак. Код выбывает из оборота.

Оптовика в этой цепочке может и не быть. Розничный продавец часто закупает товар напрямую у производителя и совершает те же действия — получает УПД, подтверждает приемку через ЭДО.

Как подготовиться к маркировке пива: необходимое оборудование

Производитель/импортер Опт Розница
  • Усиленная квалифицированная электронная подпись
  • Регистрация в системе Честный Знак
  • ЭДО
  • Сканер штрихкодов
  • Принтер этикеток
  • Усиленная квалифицированная электронная подпись
  • Регистрация в системе Честный Знак
  • ЭДО
  • Сканер штрихкодов
  • Усиленная квалифицированная электронная подпись
  • Регистрация в системе Честный Знак
  • ЭДО
  • Сканер штрихкодов
  • Онлайн-касса с ФФД 1.2.
  • Товароучетная программа. Например, МойСклад

Учет пива в кегах

Заказ кодов. Производителю или импортеру надо указать в Честном Знаке фактический объем, если в карточке кода товара в поле «Характеристика упаковки» указано значение «Упаковка специализированная».

Если фактический объем не указан хотя бы для одного кода со значением «Упаковка специализированная», то такой отчет будет обработан с ошибкой для всех кодов. Производитель или импортер обязан указывать объем пива в кегах.

Розничная продажа. Три схемы реализации:

  • Выбытие кеги целиком при установке на станцию розлива посредством сканирования и последующей подачи сведений в Честный Знак.
  • Выбытие кеги частичное: при каждом розливе необходимо фиксировать этот факт путем подачи сведений в Честный Знак.
  • Фиксация факта вскрытия и установки кеги в розлив и фиксация факта окончания розлива по факту опустошения кеги.

Сейчас все три варианта равнозначны. После 1 апреля 2023 будет утвержден какой-то один.

Как вести учет пива в упаковке

На первом этапе запуска маркировки отсутствует экземплярная прослеживаемость в оптовом звене и передача по ЭДО не требуется. То есть оборот пива по объемно-сортовому учету: Честный Знак будет прослеживать путь не каждой бутылки в отдельности, а партий, проданных оптовым и розничным магазинам, кафе и ресторанам.

Автоматизация торговли пивом в рознице и общепите

Розница, кафе и рестораны работают по одним и тем же правилам: приемка товара и вывод его из оборота. Рассмотрим ключевые действия.

Приемка. Принимая упаковку товара, представители ритейла и общепита сканируют код и отправляют его в систему маркировки Честный Знак. Государство знает, что владелец этого товара — конкретный магазин или кафе.

Продажа. Рознице или кафе при продаже необходимо вывести коды из оборота. Это можно сделать:

  1. Через онлайн-кассу: отсканируйте код маркировки, информация о продаже автоматически передается через ОФД в Честный Знак.
  2. С помощью смартфона, где установлено бесплатное приложение МойСклад. Кассир сканирует код маркировки камерой телефона и оформляет продажу. Данные также попадут в Честный Знак.
  3. Вручную. Для этого надо заполнить документ Вывод из оборота. Это можно сделать на сайте Честного Знака, но удобнее — в МоемСкладе, чтобы избежать ошибок.

Возврат и перемаркировка пива и слабоалкогольных напитков запрещены.

Посмотрите запись вебинара "Пивной магазин в 2022: как открыть и торговать без штрафов" с участием экспертов по ЕГАИС и успешного предпринимателя

Ответы на вопросы

Как работает цифровая маркировка на производстве?

Производители пива, пивных и слабоалкогольный напитков, формируют свой каталог маркируемых товаров в личном кабинете системы Честный Знак, заказывают уникальные коды на каждую позицию товара (в отдельных случаях на группу товаров) и наносят код формата DataMatrix на каждую упаковку товара, после чего товар уже можно ввести в оборот и передать на реализацию в оптовые или розничные сети.

Что делать с остатками пива на складах, их тоже необходимо маркировать?

Маркировка остатков пива и слабоалкогольных напитков не планируется.

Если на пивном напитке есть марка ЕГАИС, то надо ли маркировать его в Честном Знаке?

Да.

Будет ли отменен ЕГАИС для пива при переходе на маркировку или стоит работать в двух системах?

ЕГАИС отменен не будет, но предполагается разработка максимально удобного решения для минимизации нагрузки на участника оборота.

Какие изменения потребуется произвести на упаковке для нанесения DataMatrix?

Никаких. Для нанесения кода на этикетке или крышке необходима небольшая поверхность площадью около 13×13 мм.

Упростите работу с маркировкой с помощью МоегоСклада. Продавайте пиво в бутылках и на разлив. Подтверждайте накладные поставщиков, отправляйте данные о продажах в ЕГАИС и Честный Знак. Ведите учет в одном окне.

  • кассовое приложение под любые устройства
  • массовая печать ценников и этикеток
  • автоматические заказы поставщикам на основании статистики продаж
  • контроль остатков с уведомлениями, что товар заканчивается
  • полная аналитика по прибыли и рентабельности
Попробовать МойСклад
Читайте также:
Валерия Королева
Валерия Королева Эксперт МоегоСклада
Поделиться статьей:
Подпишитесь на рассылку МоегоСклада, чтобы получать новости и статьи о маркировке
Дополнительные материалы:
Бесплатная программа для маркировки Узнать больше
МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке

Всё, что нужно, в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы, клиенты и поставщики

Начать использовать