Маркировка пива и слабоалкогольных напитков

27 июля 2022

В 2022 году в России проводится эксперимент по маркировке пива и слабоалкогольных напитков. Он необходим, чтобы участники рынка успели подготовиться к работе по новым правилам. Разбираемся, кто может участвовать в эксперименте, как долго он продлится и какую продукцию затронет.

Чем маркировка пива отличается от ЕГАИС

Система маркировки товаров Честный Знак помогает отслеживать оборот товаров и бороться с подделками. Похожую задачу для крепкого алкоголя выполняет ЕГАИС: туда продавцы передают данные о факте закупки продукции и там же ведут учет розничных продаж. При этом путь конкретной бутылки не отслеживается.

Статья по теме: Подключение к ЕГАИС

В случае с крепким алкоголем контроль за каждой единицей товара ведется с помощью акцизной маркировки. Применить такой способ для пива труднее: это снизит производительность.

Для отслеживания пива используют маркировку двухмерными кодами DataMatrix, которые уже наносят на упакованную воду, молочные продукты и другие товары.

Отличия акцизной маркировки и кода DataMatrix
Отличия акцизной маркировки и кода DataMatrix

МойСклад с самого начала участвует во всех проектах по маркировке. С помощью сервиса можно работать с товарами, для которых нанесение кодов стало обязательной процедурой. Попробуйте — это бесплатно.

Попробовать МойСклад

Эксперимент по маркировке пива

Порядок проведения эксперимента по маркировке пива и слабоалкогольных напитков закреплен в Постановлении Правительства № 204 от 17 февраля 2021 года. Из документа следует, что пока требования не стали обязательными, участники тестирования попробуют разные способы нанесения кодов на бутылки и кеги пива.

Участие в эксперименте зависит от желания самих произвозводителей пивной продукции, а также всех остальных, кто работает с этой категорией товаров. Плюс пилотного проекта в том, что у компаний и предпринимателей есть шанс заранее наладить все бизнес-процессы и избежать штрафов в будущем.

На стадии эксперимента участники проходят те же этапы, которые станут для них обязательными после старта маркировки пива. 

Точная схема работы определится после завершения тестирования, однако пример маркировки других товаров показал, что в общих чертах процесс будет таким:

  1. Производитель заказывает коды в Честном Знаке и размещает их на бутылках.
  2. Дистрибьютор получает электронный УПД с кодами для каждой единицы товара.
  3. После сверки кодов от производителя дистрибьютор утверждает УПД и передает данные в Честный Знак через оператора ЭДО.
  4. При отгрузке пива торговой точке дистрибьютор формирует УПД с кодами.
  5. Магазин сканирует всю партию и тоже сверяет коды, а затем подтверждает приемку.
  6. Кассир сканирует код с бутылки в момент продажи, оператор фискальных данных (ОФД) добавляет его в чек и отправляет в Честный Знак; код выбывает из оборота.
Схема маркировки пива и слабоалкогольных напитков
Схема маркировки пива и слабоалкогольных напитков
Посмотрите запись вебинара "Пивной магазин в 2022: как открыть и торговать без штрафов" с участием экспертов по ЕГАИС и успешного предпринимателя

Какая пивная продукция подлежит маркировке

В рамках эксперимента определены следующие категории пивной продукции, на которые нужно наносить коды маркировки.

Код ТН ВЭД Товар Код ОКПД 2

11.05.10.120

11.05.10.130

Пиво солодовое в сосудах емкостью 10 л или менее, в бутылках

2203 00 010 0

Прочее пиво солодовое в сосудах емкостью 10 л или менее (за исключением пивных напитков)

2203 00 090 0

Пиво солодовое в сосудах емкостью более 10 л

2203 00 100 0

11.05.10.110

11.07.19.129

Безалкогольное пиво

2202 91 000 0

11.05.10.160

Прочее пиво солодовое в сосудах емкостью 10 л или менее (в части пивных напитков)

2203 00 090 0

11.03.10.211

11.03.10.212

Сидр и грушевый сидр игристые

2206 00 310 0

Сидр и грушевый сидр неигристые, в сосудах емкостью 2 л или менее

2206 00 510 0

Сидр и грушевый сидр неигристые, в сосудах емкостью более 2 л

2206 00 810 0

11.03.10.210

Прочие напитки сброженные игристые с фактической концентрацией спирта не более 7 об.%

2206 00 390 1

11.03.10.213

Прочие напитки сброженные неигристые, в сосудах емкостью 2 л или менее, с фактической концентрацией спирта не более 7 об.%

2206 00 590 1

11.03.10.219

Прочие напитки сброженные неигристые, в сосудах емкостью более 2 л, с фактической концентрацией спирта не более 7 об.%

2206 00 890 1

Сроки маркировки пивной продукции

Эксперимент по нанесению кодов на пиво и слабоалкогольные напитки стартовал 1 апреля 2021 года. Дата завершения намечена на 28 февраля 2023 года.

В июле 2022 года Минпромторг, Честный Знак и Ассоциация производителей пива договорились начать маркировку пивной продукции с 1 апреля 2023 года. На первом этапе требование наносить коды коснется только пива в кегах.

Затем маркировка распространится и на остальную пивную продукцию. Планируется, что с 1 октября 2023 года маркировать начнут напитки в стеклянной и ПЭТ-таре, а с 15 января 2024 — в алюминиевых банках.

Точные даты вступления в силу новых правил работы для производителей, поставщиков и продавцов пива еще могут измениться. Следите за новостями на этой странице.

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы ничего не пропустить.

Штрафы за работу без маркировки

Как только маркировка пива станет обязательной, нарушителей правил работы начнут штрафовать.

За производство товаров без кодов должностных лиц могут обязать выплатить от 10 000 до 15 000 рублей, а юридических ― от 100 000 до 150 000 рублей.

Штрафы за продажу пивных напитков без кодов могут составить:

  • 4 000-5 000 рублей для граждан;
  • 10 000-15 000 рублей для должностных лиц;
  • 200 000-300 000 рублей для юридических лиц.

В случае особо крупного ущерба от нарушений правил маркировки не исключено и уголовное наказание в виде штрафа в размере 1 млн рублей или лишения свободы.

Статья по теме: Штрафы за нарушение правил маркировки

Что нужно для работы с маркировкой пива

Маркировка пива, как на этапе эксперимента, так и после вступления в силу новых требований, не отменяет основных правил работы для розничных продавцов.

Им по-прежнему необходимо:

  • зарегистрировать ООО или ИП;
  • зарегистрироваться в ЕГАИС;
  • установить онлайн-кассу и заключить договор с ОФД;
  • получить усиленную квалифицированную подпись (УКЭП).

Оборудование для работы в системе маркировки пива

Во время эксперимента оператор системы маркировки готов бесплатно предоставить участникам коды для нанесения на продукцию, а также все необходимое оборудование.

После завершения пилотного проекта производителям, дистрибьюторам и продавцам пива придется самостоятельно заказывать коды маркировки по цене 50 копеек за штуку и приобретать устройства для работы с ними.

Из оборудования участникам маркировки пива понадобятся прежде всего:

  • принтер этикеток с кодами;
  • 2D сканер для считывания кодов.
Бесплатная программа с поддержкой ЕГАИС

Как принять участие в эксперименте по маркировке пива

Участвовать в эксперименте по маркировки пивной продукции могут производители, дистрибьюторы и розничные магазины. Чтобы вступить в рабочую группу им нужно отправить письмо-согласие на бланке организации в Честный Знак.

Перед началом работы с маркировкой пива необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Зарегистрироваться в Честном Знаке, если компания или предприниматель не сделали этого прежде для других товарных групп.
  2. Отправить заявку на участие в эксперименте.
  3. Дождаться ответа от специалистов системы маркировки.
  4. Подготовиться к изменениям в бизнес-процессах: подключиться к ЭДО, приобрести оборудование для сканирования кодов и проверить онлайн-кассу ― она должна соответствовать ФФД 1.2, иначе у вас не получится формировать запросы о цифровом коде при продаже маркированных товаров, как этого требует 54-ФЗ.

Работать с маркированными товарами удобнее в специальной программе. В МоемСкладе можно заказывать коды маркировки, формируемые Честным Знаком, вводить их в оборот, списывать и сообщать о выбытии при продаже. А еще обмениваться документами по ЭДО, оформлять возвраты и перемаркировку товаров, если код поврежден или не читается.

Также система поддерживает работу с ЕГАИС. Принимайте товар от поставщиков, отправляйте данные об обороте через УТМ. Все это бесплатно.

Попробовать МойСклад
Читайте также:

Клара Минак
Клара Минак Эксперт МоегоСклада
Поделиться статьей:
Подпишитесь на рассылку МоегоСклада, чтобы получать новости и статьи о маркировке
МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке

Всё, что нужно, в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы, клиенты и поставщики

Начать использовать